Можно ли в один раз венчать несколько браков?



По словам вопрошающего отца П. С-ва, некоторые иереи в Забайкалье венчают за один раз несколько браков, причем допускают следующую, довольно странную оригинальность в самом порядке венчания: венцы возлагаются сначала на первую пару брачующихся, затем те же самые венцы возлагаются на вторую пару брачующихся и т.д. По снятии венцов с первой пары брачующихся и при возложении тех же венцов на вторую пару брачующихся, над головами первой пары поставляются и поддерживаются иконы, а по снятии венцов со второй пары и при возложении их на третью пару, над головами второй пары также ставятся и поддерживаются святые иконы и т.д. Таким образом, венцы попеременно возлагаются на головы брачующихся и притом только на тот момент, когда произносятся известные слова: «Венчается раб Божий...» и так далее, а затем вместо венцов поставляются и поддерживаются над головами брачующихся святые иконы до окончания венчания. Очевидно, при одновременном венчании нескольких браков в Забайкалье венцы заменяются иконами по недостаточному количеству первых в бедных церквах, и через то привносится в чин венчания особенность, не имеющая надлежащего смысла и значения. Как бы то ни было, одновременное венчание нескольких браков (и без привнесения в чин венчания каких-либо местных особенностей) воспрещается (см. определение Святейшего Синода от 3 июля 1733 г.). («Руководство для сельских пастырей», 1887 г.).

Можно ли венчать накануне дня Ангела кого-либо из брачующихся?

Каждый православный христианин нравственно обязывается особенным образом почтить день своего Ангела как день праздничный и весьма важный в его жизни. Посему нужно посоветовать жениху и невесте, чтобы они из благоговейного отношения к дню своего Ангела не вступали в брачный союз накануне этого дня, выставив им на вид, что вступление в брак обыкновенно сопровождается у нас такими пиршествами и увеселениями, которые неизбежно воспрепятствуют им по-христиански встретить и проводить день своего Ангела. Но, если и после таких внушений и советов жених и невеста или родители их все-таки будут желать, чтобы брак был заключен накануне дня Ангела жениха или невесты, то священник не вправе откладывать венчание до другого времени, так как у нас нет правила, возбраняющего венчать накануне дня Ангела кого-либо из брачующихся. («Руководство для сельских пастырей», 1887 г.).

 

О погребении

 

О погребении самоубийцы

По правилам Вселенской и Русской Церкви, самоубийцы могут быть погребаемы по христианскому обряду или лишаемы христианского погребения, смотря по тому, в каком душевном состоянии совершили самоубийство. Если совершили самоубийство в здоровом уме и свободно, хотя бы и под влиянием побуждающих обстоятельств, то лишаются христианского погребения. Напротив, лишившие себя жизни в бессознательном и несвободном состоянии погребаются по христианскому обряду. Святитель Тимофей, епископ Александрийский (бывший на Втором Вселенском Соборе), на вопрос подчиненных ему епископов: «Аще кто, будучи вне себя, подымает на себя руки, за таковаго должно ли быти приношение или нет», дал такой ответ: «Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, о таковом священнослужитель должен дознать, подлинно ли он был вне ума. Ибо, если он делал это по страху человеческому, по какому-либо малодушию и проч., то за него как за самоубийцу не должно быть приношения». Под приношением здесь разумеются все молитвословия по умершим, а именно: погребение, панихиды и поминовения на Литургии. Всего этого, по правилу Тимофея Александрийского, лишаются убивающие себя «в уме», или в здравом сознании, также «по страху человеческому, по какому-либо малодушию». Напротив, поднявшие на себя руки «вне ума» сподобляются молитв Святой Церкви. Из древних правил нашей отечественной Церкви мы можем привести одно близкое к данному случаю правило, помещенное в Требнике Петра Могилы. Недостойны христианского погребения «сами себе убивающия от отчаяния и гнева, разве аще прежде смерти знамения покаяния показаша. Но убо сии от изступления ума сие соделовающи, сии бо сподобляются, яко неведущия, что творят» (о чинном погребении). Так же, как и по правилу Тимофея Александрийского, лишаются христианского погребения убивающие себя от отчаяния и гнева «не от изступления ума», или не в сумасшествии и безумии. Напротив, убивающие себя от исступления ума удостаиваются христианского погребения. Сюда же относятся те из самоубийц, по приведенному правилу, которые умирают от насилия над самими собою, но после насилия до смерти проживают некоторое время и каются в покушении на самоубийство. «Лишивший себя жизни с намерением и не в безумии, сумасшествии, или временном, от каких-либо болезненных припадков, беспамятстве, если принадлежит к одному из христианских вероисповеданий, то он лишается христианского погребения (2021 ст. Уложения о наказаниях. Т. 15 Свода Законов, изд. 1857 г.). («Курские епархиальные ведомости», 1872 г.).

 

Свод определений Святейшего Синода о погребении опившихся спиртными напитками

В марте-месяце 1875 года бывший священник Донской Троицкой церкви Гниловской станицы Николай Куреннов уклонился от погребения человека, умершего скоропостижно от чрезмерного употребления спиртных напитков, на том основании, что звание, а главное — вероисповедание умершего ему, Куреннову было неизвестно. По сему случаю, вследствие сообщения Таганрогского отделения Харьковского жандармского полицейского управления железных дорог, в Донской консистории возникло дело, при рассмотрении которого консистория, имея в виду, что подобные прискорбные случаи, к сожалению, могут произойти с каждым приходским священником и что в подобных случаях священники, за отсутствием распоряжения ближайшей власти, могут руководствоваться помещаемыми в повременных изданиях указаниями по сему предмету, несогласными с законом и определениями Святейшего Синода, вошла в подробное рассмотрение вопроса относительно погребения умерших от чрезмерного употребления спиртных напитков (опившихся), с целью дать духовенству руководственное указание по сему предмету вполне согласное «с каноническими правилами и законами гражданскими», и постановила следующее, утвержденное местным архиепископом определение: I) вопрос о способе погребения умерших вследствие чрезмерного употребления спиртных напитков был неоднократно обсуждаем Святейшим Синодом, как видно из присланной канцелярией оного копии с протокола, от 26 января 1848 года, за № 84. Так: а) 30 декабря 1839 г. Святейший Синод положил: есть случаи, в которых можно признать самоубийцами тех, которые лишаются жизни от чрезмерного употребления горячих напитков; а потому, если местное подлежащее начальство, по исследовании о каком-либо случае внезапной смерти и по законном рассмотрении, сообщит духовенству, что случай смерти произошел прямо от самоубийства, то духовенство, получив такое удостоверение, не может приступать к погребению указанного лица; б) В марте 1841 года Святейший Синод определил: относительно умерших от апоплексического удара, последовавшего от употребления горячих напитков, постановить, чтобы они не были лишаемы церковного погребения, если они при жизни своей прибегали к Таинству покаяния, и если местное начальство, которое по закону обязано исследовать случай смерти, удостоверит местного священника, что смерть приключилась не вследствие закоснелого и отчаянного пьянства; в) В декабре того же года Святейшим Синодом постановлено дать знать, чтобы священники лишали погребения только тех умерших от излишнего употребления горячих напитков, о которых местное начальство удостоверит, что смерть их произошла от закоснелого пьянства, а потому может быть признана за самоубийство; г) За сим уже в 1848 году, 9 января, в Святейшем Синоде состоялось по этому вопросу следующее заключение: принимая в соображение, что при составлении уложения о наказаниях происходило особое рассмотрение о случаях смерти, происходящих от излишнего употребления горячих напитков, что при таком рассмотрении, по началам и выводам юридическим, признано, с одной стороны, сомнительным относить сии случаи к самоубийству, а с другой — невозможным удостоверяться в оных, действительно ли смерть произошла от закоснелого пьянства, и что по сим основаниям оставлен в своей силе прежней порядок, по которому одни намеренные самоубийцы лишаются погребения, — Святейший Синод находит, что за сим, с изданием Уложения о наказаниях, предмет сей получил уже разрешение, и местные начальства, как духовные, так и гражданские, должны действовать на точном основании Уложения. 2) О лишении же христианского погребения умерших от употребления горячих напитков в Уложении совсем не говорится. В статье 1472 Уложения сказано: лишивший себя жизни «с намерением» и не в безумии, сумасшествии или временном от каких-либо болезненных припадков беспамятстве... лишается христианского погребения. Кроме этой статьи Уложения, в своде законов есть еще статья, имеющая отношение к данному вопросу, в которой говорится: тело «умышленного» самоубийцы надлежит палачу в бесчестное место оттащить и там закопать. 3) Что же касается канонических постановлений Церкви, то в этом случае можно указать только одно церковное правило, касающееся вообще самоубийц: если кто будучи «вне себя», поднял на себя руки, о таковом священнослужитель должен дознать, подлинно ли он был вне ума. Ибо если он сделал по страху человеческому, по какому-либо малодушию и проч., то за него как самоубийцу не должно быть приношения (14-е правило Тимофея Александрийского.). Таким образом, запрещается погребать по православному обряду только тела лиц, лишивших себя жизни сознательно и намеренно. Опившегося к этому разряду самоубийц можно причислить только тогда, если положительно будет дознано, что он пил именно с тем, чтобы лишить себя жизни и что мысль о самоубийстве у него родилась и созрела еще в трезвом состоянии. Но и в этом случае, по мнению консистории, нельзя сравнивать вину самоубийцы-опойцы с виною всякого другого умышленного самоубийцы, ибо смерти от перепоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к самоубийству, например, выстрела, ножа и проч., а отсутствие сознания в минуту смерти у преступника, хотя бы пред тем и задумавшего лишить себя жизни, является обстоятельством, лишающим такого рода самоубийство преступного характера. Если же продолжить, что мысль о самоубийстве у опившегося явилась в состоянии опьянения, под влиянием его, то такого самоубийцу должно, очевидно, считать «поднявшим на себя руки вне себя, вне ума» (Тимофей Александрийский), «во временном беспамятстве» (Уложение о наказаниях, ст. 1472). Если же нет основания вовсе лишать погребения опившихся, так как по отношению к умершим Церковь не допускает различных степеней наказания, а или удостаивает их всей полноты своих молитв, или совершенно лишает оных, опившиеся, как умершие, хотя неестественной смертью, но не самовольно лишившие себя жизни, должны быть сподобляемы христианского погребения, тем более, что по светскому закону, когда тело неестественно или скоропостижно умершего будет признано членами судебно-медицинского осмотра достойным христианского погребения (а таковым обыкновенно признается тело всякого умершего, о котором с несомненной положительностью не дознано, что он лишил себя жизни умышленно) и когда священник получит об этом удостоверение, отношение или ведение от судебного следователя, врача или полицейского чиновника, он не может уклоняться от погребения, иначе подвергнется за это наказанию. 4) Когда священника будут просить о погребении умершего человека, коего вероисповедание никому из местных жителей неизвестно, то он должен предавать его земле с пением «Святый Боже», как христиан инославного исповедания, ибо удостаивать такого человека погребения по православному чиноположению, причем вносить тело его в храм и читать над ним разрешительную молитву, не подобает, из опасения совершить православный обряд над таким человеком, который не только никогда не был сыном Православной Церкви, но, может быть, даже презирал и хулил ее уставы и заповеди; отказывать же вовсе умершему, коего вероисповедание неизвестно, в участии Церкви при погребении его было бы как несогласно с христианскою любвеобильностью, так и несправедливо, потому что он мог быть не только христианином, но и православным. («Донские епархиальные ведомости», 1877 г.).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!