В) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста).



Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского, с. 92). Такое каждение полагается:

1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.);

2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы);

3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток);

4) на царских часах — 1-м и 9-м — перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы).

Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

Такое каждение полагается на Литургии:

1) по малом входе при архиерейском служении (Архиерейский Чиновник, Литургия святителя Иоанна Златоуста и Литургия Преждеосвященных Даров);

2) перед чтением Евангелия во время пения «Аллилуйя» (Служебник, чин Литургии святителя Иоанна Златоуста);

3) во время пения Херувимской (там же).

Каждение одного жертвенника или престола бывает на Литургии:

1) на проскомидии по возложении покровов над дискосом и потиром (см. Служебник, чин проскомидии);

2) перед великим входом (Архиерейский чиновник и Служебник, чин Литургии святителя Иоанна Златоуста);

3) по великом входе при поставлении Даров на престоле (там же);

4) при возгласе «Изрядно о Пресвятей» (там же) и

5) после возгласа «Спаси, Боже, люди Твоя» (там же).

 

2. Нужно ли священнику совершать каждение на вечерне на «Господи, воззвах» и на утрене по 8-й песне канона, если служит он без диакона?

На каждой вечерне при пении «Господи, воззвах» бывает каждение по всей церкви (Типикон, гл. 2, 9 и 32; ср. Устав священнослужения в начале Служебника). Это каждение совершается диаконом или священником, если служба отправляется без диакона: в последовании великой вечерни (Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в Служебнике) ясно сказано: «егда же начнут пети «Господи, воззвах», тогда кадит иерей или диакон, яко обычай есть»; в последовании седмичной вечерни или повседневной (Типикон, гл. 9) замечено, что каждение всей церкви во время пения «Господи, воззвах» совершается священником, а в особой главе Типикона (22) о чине каждения также говорится, чтобы на вечерне при пении «Господи, воззвах» совершал каждение иерей или диакон. Не менее ясны и определенны указания церковного Устава и относительно каждения священником или диаконом и на каждой утрене, после 8-й песни канона: в последовании всенощного бдения и утрени воскресной (Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в Служебнике) говорится, что по 8-й песне канона при пении «Честнейшую» иерей или диакон кадит святой алтарь и всю церковь и братию; в последовании повседневной утрени, отправляемой одним священником без диакона, объяснено, что по 8-й песне канона «иерей, возложив на себя епитрахиль, кадит святую трапезу, возглашая «Богородицу и Матерь Света» и кадит алтарь весь и церковь, и всю братию по чину»; в особой главе Типикона о чине каждения (22) также замечено, что священник совершает каждение и на утрени на 9-й песне.

 

Какие молитвенные слова должен произносить (про себя мысленно), священник, когда совершает каждение всего храма (например, на вечерне при пении стихир на «Господи, воззвах») или одного алтаря и иконостаса (например, перед чтением Евангелия и во время Херувимской)?

В чине Литургии святителя Иоанна Златоуста замечено, что священнослужитель, совершая каждение всей церкви по отпусте проскомидии должен произносить 50-й псалом «Помилуй мя, Боже». Посему ничего не будет противного, если священнослужитель и в другое время, при каждении всего храма или одного алтаря с иконостасом будет читать тот же 50-й псалом. Так обыкновенно и делается у нас опытными и благоговейно настроенными при богослужении священнослужителями.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!