Чин встречи Преосвященных архиереев при посещении ими церквей



Многие священники, особенно молодые, не знают, как следует встречать архипастыря, посещающего вверенные ему церкви. Это незнание порядков, наблюдаемых в упомянутом случае, вводит священника в суетливое беспокойство, неприятно бросающееся в глаза как Преосвященному архиерею, так и прихожанам, часто в большом количестве собирающимся для принятия благословения от своего архипастыря. Частые случаи замешательства, допускаемого неопытными священно- и церковно-служителями при встрече архиереев, побудили Московскую духовную консисторию в 1841 году опубликовать «Чин встречи Преосвященных архиереев при посещении ими церквей». Передаем этот чин с указанием особенностей, необходимых в практике настоящего времени.

«При приближении архиерея к церкви начинается звон, который прекращается уже по вступлении архиерея в церковь».

«Священник в полном облачении отверзает Царские врата и с крестом на блюде, покрытом воздухом, выходит к западным дверям в предшествии диакона (конечно, в облачении) с кадилом и причетников в стихарях (если посвящены) с подсвечниками».

Но на практике священник обыкновенно встречает архиерея не в полном облачении, а только в епитрахили и фелони; диакон (если есть) должен иметь в правой руке кадило, а в левой — возжженную свечу, один из причетников или служителей должен стоять со святою водою.

«Когда архиерей приложится ко кресту, священник предшествует ему и, внеся крест в алтарь, полагает его на престол без блюда, ожидая на стороне престола вступления архиерея в алтарь, после чего священник или диакон затворяет Царские двери».

На практике дело бывает иначе. После того как архиерей положит святой крест обратно на блюдо, священник с сим блюдом не входит в алтарь, а останавливается около амвона. В то время как архиерей идет от западных дверей к алтарю, поклоняется местным иконам и входит в самый алтарь, причетники поют тропарь храмовому святому или празднику; затем диакон, а если его нет, то священник, возглашает сокращенную сугубую ектению — ту самую, которая положена на вседневной утрени пред шестопсалмием, священник же совершает возглас и отпуст. Наконец, если архиерей потребует, диаконом или священником возглашается многолетие Августейшей фамилии, Святейшему Синоду, самому Преосвященному и пастве. И уже после многолетия, принявши крест от архиерея, священник вместе с ним входит в алтарь.

«Священник, развив на престоле святой антиминс, поставляет Святые Дары и миро в сосудах, в которых они хранятся.

После того как архиерей осмотрит Святые Дары и миро, священник ставит их на свое место и свивает антиминс».

Перед встречей архиерея священник должен освободить святой антиминс, поставив лежащее на нем Евангелие, как обыкновенно, между антиминсом и дарохранительницею. Но самого антиминса не следует раскрывать ранее, раскрывается он уже по входе архиерея или по его приказанию священником. Если Преосвященный пожелает осмотреть святые дары, священник вынимает их, конечно, не иначе, как предварительно надев поручи.

«Если архиерей посетит церковь во время утрени или вечерни, служба не прекращается».

«По выходе архиерея из церкви звон возобновляется».

Примечание. Кроме того, ко времени посещения церкви епархиальным архиереем каждый приходский священник должен подготовить все церковные документы, собрать их все вместе и положить в ризнице или в алтаре на видном месте, чтобы можно было представить их на рассмотрение Преосвященного по первому его требованию. Наконец, в некоторых епархиях вместе с церковными документами приходские священники обязаны представлять Преосвященному записку о своей пастырской деятельности за минувший год, причем обыкновенно прилагаются все проповеди и поучения священника, сказанные им в своей приходской церкви в продолжение отчетного года. («Подольские епархиальные ведомости», № 5, 1877 г.).

 

Чин встречи епархиального архиерея в Оренбургской епархии при обозрении ее

По получении предписания или сведения об имеющем быть обозрении церкви Его Преосвященством, в день прибытия его, лучшие священнослужебные сосуды полагаются на жертвеннике, а Евангелия и кресты на престоле. По приближении Его Преосвященства к селению начинается звон в большой колокол, в церкви зажигаются местные свечи, если можно, то и в паникадиле; при подъезде же к церкви производится трезвон; у церкви Его Преосвященство встречает благочинный; священник в это время, по развитии на престоле святого антиминса и отверзании Царских дверей, стоит в трапезе в ризе и епитрахили с крестом на блюде, покрытом воздухом, лицом на запад; впереди его ближе к двери постилается ковер. За священником стоит диакон со свечою и кадилом, а по сторонам стоят два причетника в стихарях с выносными подсвечниками. При входе Его Преосвященства в церковь причетники и диакон поют: «Ис полла эти деспота», а потом — тропарь храма. Священник подносит крест к правой руке Его Преосвященства и целует владычню десницу; принимая на блюдо крест, опять целует руку, и все, поклонившись Его Преосвященству, идут в храм. Впереди — священник с крестом на блюде, он становится у амвона напротив иконы Спасителя лицом на север, за ним — диакон, который, дойдя до амвона, отдает кадило и свечу и, встав напротив иконы Богоматери, читает краткую сугубую ектению, положенную в начале утрени; а перед Владыкой — причетники с подсвечниками. Поставив их у местных икон, оба встают на правый клирос и поют: «Господи, помилуй» и проч.; по конце ектений священник возглашает: «Яко милостив...» и проч.; диакон: «Премудрость». Священник: «Пресвятая Богородице...» и творит дневной отпуст; после сего подает крест Его Преосвященству и, поцеловав его десницу, встает на свое место; диакон же, встав за амвоном напротив левой половины Царских врат, возглашает три многолетия: одно — царской фамилии, краткое, после которого причетники поют: «Многая лета» девять раз; второе — Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Господину нашему Преосвященнейшему (имярек), епископу Оренбургскому и Уральскому, со всею богохранимою его паствою; причетники: «Многая лета» трижды и третье — всему освященному причту и всем православным христианам, а в Оренбургском и Уральском войсках: всему освященному причту, христолюбивому воинству и всем православным христианам; причетники: «Многая лета» трижды; по осенении Его Преосвященством народа священник принимает крест на блюдо и целует десницу владыки и южными дверями входит в алтарь вместе со всем причтом, здесь принимает от Его Преосвященства благословение и подает записку о состоянии своей церкви и прихода, после сего представляет к благословению диакона и причетников.

По выходе Его Преосвященства из алтаря и осенении руками народа причетники поют: «Ис полла эти деспота»; народ допускается к принятию благословения у владыки. Священник провожает владыку без облачения.

По выходе Его Преосвященства из церкви начинается трезвон, который продолжается до исчезновения экипажа из вида.

В церквах двуштатных оба священника встречают Владыку в ризах, младший сначала стоит на правой стороне, а у амвона — напротив старшего.

Где нет диакона, навстречу выходят только священник с крестом и причетники с подсвечниками; ектению и многолетие возглашает священник, держа крест на блюде. («Оренбургские епархиальные ведомости»).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!