Исторические формы диалектики и метафизики. Диалектика и метафизика (антидиалектика) как методы познания.



I.Исторические формы диалектики

Диалектика как философское учение о всеобщей связи и развитии прошла длительный путь эволюции в истории философии.

1. Античная диалектика

 Диалектика Гераклита основывается на положении о всеобщем изменении: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никто из богов, никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно воспламеняющимся и мерно угасающим». Огонь понимается Гераклитом как символ изменения, единство противоположных процессов – возгорания и затухания. В учении Гераклита появляется понятие движения («все течет»). Движение осуществляется путем борьбы («войны») противоположностей. Представление о единстве взаимообусловленных противоположностей было важнейшим элементом гераклитовской диалектики. Диалектика Гераклита носила стихийный характер.

У Сократа диалектика начинает превращаться в планомерно применяемый метод. Сам термин «диалектика» был введен Сократом и означал вначале «искусство вести беседу» (от dialegomai – беседую, рассуждаю). Сократ использует последовательно задаваемые вопросы с целью приведения собеседника (оппонента) к противоречию с его первоначальным утверждением. Восхождение к определениям общих родовых понятий (справедливость, рассудительность и т.п.), необходимых для понимания единичного, Сократ назвал «майевтикой» (помощью при «рождении мысли»). В установке Сократа на диалог как метод достижения истинного знания обнаруживаются черты диалектической логики. Впоследствии диалектические приемы Сократа были использованы и развиты Платоном в его знаменитых диалогах.

2. Диалектические идеи эпохи Возрождения и Нового времени

Основным содержанием творчества Н. Кузанского (философа, математика, астронома и географа XV века) было исследование проблемы противоречия. Выдвигая идеи познания Бога и Вселенной, он развивает учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Диалектикой пронизана его идея взаимосвязи всех природных явлений, диалектического совпадения (единства) всех противоположностей в Боге (Бог есть «актуальная бесконечность», «абсолютный максимум», а мир – «потенциальная бесконечность», «ограниченный максимум»; в пределе потенциальная бесконечность совпадает с актуальной).

Г. Лейбниц, добавляя к понятию субстанции понятие деятельной силы (активности находящихся в постоянном изменении монад), развивает диалектику общего и единичного (индивидуального) и формулирует принцип всеобщей взаимосвязив форме «реальной связи всех вещей».

3. Диалектика немецкой классической философии (немецкий диалектический идеализм)

И. Кант рассматривает противоречие как необходимый момент познания, связанный с развитием мышления. В своей трансцендентальной диалектике он формулирует четыре антиномии чистого разума, или четыре противоречащих друг другу суждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис. (Например, «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина, безусловно необходимая сущность / нигде нет никакой необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины»).

В антитетике И.Фихте («Я» - «не-Я» - абсолютное «Я») уже присутствует процедура синтеза, в котором устраняется противопоставление рядоположенных противоположностей.

Наиболее развитой и последовательной формой диалектики в немецкой классической философии является диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Глубоко осмыслив и систематизировав материал истории мышления, он разработал диалектический метод как обнаружение и разрешение противоречий в понятиях. Разрешение противоречий осуществляется путем синтеза взаимоисключающих и взаимополагающих друг друга противоположностей. Противоречие рассматривается как внутренний источник развития духа, постепенно переходящего от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, все более полному и истинному результату через диалектическое отрицание предшествующих ступеней, через взаимопереход количественных изменений в качественные.

Вся действительность представлена в философии Гегеля как цепь диалектических переходов. Категориальный аппарат его философии, в котором категории диалектики находятся в отношении противоречивого единства, и основные принципы его метода служат обеспечению всесторонности рассмотрения любого объекта философской рефлексии.

4. Диалектический материализм

В марксистской философии материалистическая диалектика понимается как учение о всеобщей связи и взаимодействии, как глубокое и наиболее последовательное учение о развитии и его законах, как «наука о наиболее общих законах всякого движения» (Ф. Энгельс). «Объективная диалектика» природы и общества рассматривается как основа «субъективной диалектики» (диалектики мышления), в которой отражается развитие объективной действительности. Наряду с основными принципами (всеобщей взаимосвязи и развития), теория материалистической диалектики включает в себя основные законы (единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания).

5. Модификации диалектики в современных западных философских учениях

Несмотря на имеющуюся критику в адрес диалектики, элементы диалектики вошли во многие направления современной западной философии. Это, прежде всего, герменевтическая диалектика Г.-Х. Гадамера, а также «негативная диалектика» Т. Адорно, экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра, неорационалистическая диалектика Г. Башляра и др.

II.Исторические формы метафизики

Термин «метафизика» в значении антидиалектики впервые использовал Гегель, обозначив им противоположный диалектике философский метод. В истории философии выделяются различные формы метафизики.

1. Метафизика элейской школы философии

В учении элеатовсодержались начала метафизики (как антидиалектики). Согласно Пармениду бытие абсолютно неподвижно и неизменно. Зенон, пытаясь в своих апориях доказать немыслимость движения, использовал обнаруженные им противоречия в мыслях для обоснования невозможности движения, различий и множественности.

2. Французский метафизический материализм XVIII в.

Несмотря на некоторые диалектические идеи, такие как идея внутренней активности материи (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро), а также развиваемый Дидро метод парадоксов в его философских повестях («Племянник Рамо» и др.), в целом французский материализм имел метафизический характер, связанный с механистическими воззрениями на природу и общество, сведением сложного к простому.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Антропологический материализм Л. Фейербаха – особый вид метафизического материализма. От механицизма его отличает признание качественно различных форм движения, наличие значительных элементов диалектики (в понимании соотношения материи и сознания, отношения межличностной коммуникации «Я» и «Ты»). Метафизический характер антропологического принципа Фейербаха заключается, главным образом,вовнеисторическом подходек проблеме сущности человека.

III. Диалектика и метафизика (антидиалектика) как методы познания

Диалектикакак метод предполагает всестороннее рассмотрение предмета исследования во всем многообразии его связей и отношений с выявлением фундаментальных существенных тенденций его развития. Диалектика изучает процессы. Она включает в себя историзм, движение от абстрактного к конкретному, использование законов и категорий диалектики для исследования явлений и процессов. Важнейшим элементом диалектики как метода познания является поиск внутренне противоречивых тенденций и сторон, противоположных стремлений, преодоление односторонности «рассудочных определений».

Диалектика как метод познания, определяя стратегию научного поиска, обладает большим эвристическим потенциалом. Она ориентирует исследователя на творческий поиск.

Метафизика (как антидиалектика) вырывает отдельные связи из совокупности других связей и отношений и рассматривает развитие лишь как количественное изменение. Вместе с тем, при всей своей односторонности, метафизика иногда может быть использована как методв качестве познавательной тактики.

В ряде случаев, особенно на стадии накопления материала (как это было, например, в естествознании XVIII в., еще не рассматривающего природные явления как процессы), необходимо ограничить область исследования, выделив исследуемые объекты из многообразия связей и рассмотрев их в статическом состоянии. То же относится и к тактике объединения в одно теоретическое воззрение различных односторонних взглядов на рассматриваемый предмет. Для всестороннего исследования вещи часто полезно сначала односторонне рассмотреть ее с каждой точки зрения более тщательно и лишь затем произвести диалектический синтез, используя аппарат диалектики.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!