Понятия изменения, движения и развития



    Изменение – философское понятие, которое характеризует состояние, противоположное стабильности, переход от одного состояния к другому, смену содержания во времени. При изменении происходит исчезновение одних признаков объекта и появление других. Изменение выступает как результат взаимодействия между объектами.

  Достаточно  развернутая характеристика изменения была дана уже Г. Лейбницем. Он определяет изменение как замену каких-то свойств или состояний предмета другими и отмечает, что оно содержит в себе различие в рамках одного и того же в разные моменты времени. Всеобщее различие означает всеобщую изменчивость.

 Движение в самом общем виде рассматривается как изменение вообще. Понятие движения, отражая процессуальные феномены, охватывает своим содержанием все типы изменений и взаимодействий.

  У истоков понимания универсальности движения стоит философия Гераклита, выдвинувшего положение о всеобщем противоречивом характере движения.

  Учение о движении как атрибуте (неотъемлемом свойстве) материи разрабатывалось Дж. Толандом («материя не существует без движения, как и движение без материи»), а затем во французском материализме XVIII в. Д. Дидро и П.-А. Гольбахом. Гольбах, развивая вслед за Толандом идею внутренней активности материи, определял движение как «способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи». Однако и Толанд, и французские материалисты понимали движение лишь как механическое перемещение и взаимодействие.

    В Новое время первым философом, определившим движение как проявление присущей вещам внутренней активности, был Г. Лейбниц. Он показал, что движение охватывает собой не только перемещение, но и изменение вообще, а также покой.

    Наиболее общее определение движения принадлежит Ф. Энгельсу: «Движение, в применении к материи, - это изменение вообще», «способ существования материи», «внутренне присущий материи атрибут». Движение есть результат всеобщей связи и взаимодействия всех предметов и сторон материальной действительности. Оно охватывает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы. Как способ существования материи, ее атрибут движение характеризуется несотворимостью и неуничтожимостью, абсолютностью и всеобщностью.

  Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, континуальности и дискретности. В бесконечном потоке движения присутствуют моменты устойчивости в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Абсолютность движения исключает состояние абсолютного покоя как абсолютной неизменности объектов, но предполагает состояние относительного покоя как выражения внутренней противоречивой сущности движения. (Так, все законы сохранения – пример устойчивости, равновесного состояния связи и взаимодействия противоположностей в самом движении).

  В предельно общем значении движение включает в себя все бесконечное многообразие объектов, связей, изменений, взаимодействий явлений и процессов. Движению в таком понимании невозможно ничего противопоставить. Только движение в конкретном проявлении противопоставляется покою как конкретная изменчивость относительной устойчивости.

  Философская концептуализация движения конкретизируется в учении о формах движения материи. Понятие «форма движения материи» введено Ф. Энгельсом. Он производит классификацию форм движения, которую кладет в основу классификации наук. Это – механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи.

   Классификация Энгельса сохраняет свое значение в современности, хотя она существенно углубилась и расширилась в связи с развитием науки. Так, в настоящее время выделяют звездную (термоядерную), планетную, геологическую, кибернетическую и другие формы движения материи.

  Каждая форма движения материи имеет качественную специфику в соответствии со своим материальным носителем и системой его закономерностей,  и каждая более высокая форма движения принципиально не сводима к более низкой, хотя и включает ее как одну из генетических предпосылок и собственный момент. Сведение высших форм движения материи к низшим – редукционизм. (Элементы редукционизма присутствуют, например, во фрейдистской концепции человека).

  Развитие – это необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

   Необратимость изменения означает, что в процессе развития (в отличие от циклического функционирования, маятникового движения) невозможен возврат к уже пройденным состояниям. Направленность  изменения означает, что в процессе развития постепенно накапливаются изменения, определяемые типом взаимодействий объекта с другими объектами и его собственными внутренними противоречиями, совокупность которых детерминирует линию направленного изменения объекта.Закономерность изменения определяется тем, что в основе развития лежат необходимые события, проистекающие из сущности объекта и его взаимодействий с другими объектами. Признание закономерного характера лежащих в основе развития изменений предполагает взгляд на развитие как на такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы. Появление нового качества является определенным итогом предшествующего развития и исходным моментом последующего.

   Двумя взаимосвязанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если уступает – регрессивная.

   Прогресс – направление (тип) развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным информационно емким структурам, к более высокой организации, большему богатству возможностей. Регресс – такое направление развития, для которого характерны явления деградации, снижение уровня организации, сужение поля возможностей.

   В реальной действительности прогресс и регресс сосуществуют: прогресс в одном отношении сопровождается регрессом в другом отношении. Чем сложнее система, тем более сложным является соотношение тенденций прогрессивного и регрессивного развития. В развитии сложных систем прогресс и регресс могут не только сосуществовать, но и предполагать друг друга. В сложной системе одни элементы, связи и отношения могут прогрессировать, а другие регрессировать, обеспечивая в совокупности доминанту ее прогрессивного или регрессивного развития.

    В XIX в. на первый план среди методологических принципов философии и науки выдвигается принцип историзма (диалектика Г.В.Ф. Гегеля, марксистская диалектика, эволюционизм Г. Спенсера, эволюционная теория Ч. Дарвина, сравнительно-историческое языкознание и т.п.). Со времени утверждения исторического мышления сформировались две основные концепции развития: диалектическая и метафизическая.

   Метафизически односторонняя концепция развития понимает развитие лишь как простое увеличение или уменьшение качества или как его повторение. Эта концепция отрицает само сущностное содержание процесса развития – появление нового качества и даже не ставит вопрос об источнике развития (не рассматривает противоречие как источник развития).

    Диалектическая концепция развития главное внимание уделяет поиску источника развития, находя его во внутренних противоречиях. Тем самым она доводит понимание развития до концепции саморазвития. Эта концепция дает «ключ» к пониманию «самодвижения» всего сущего, «скачков», «перерывов постепенности», «превращения в противоположность», преодоления старого и возникновения нового. Диалектическая концепция развития объясняет развитие посредством основных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей (как «ядра» диалектики), взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

 В настоящее время диалектическая концепция развития дополняется идеями синергетики как современной теории самоорганизации, рассматривающей нелинейный характер процессов самоорганизации, протекающих в открытых, сложных, неравновесных системах. Эта теория, акцентирующая внимание на анализе неупорядоченности, неустойчивости, нелинейности как характеристик подобных систем, изучает процессы становления «порядка через хаос» (И. Пригожин). Синергетика подводит конкретно-научную базу под философское положение о внутренней активности материи и самодвижении к структурной самоорганизации.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 5120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!