Основные направления философии Нового времени.



Эмпиризм и рационализм .

Предпосылки философии Нового времени обнаруживаются в концепциях Н. Коперника и Г. Галилея. В XVII в. натурализм сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь - противо­поставление естественности (как следования природе) человеческой субъективности, неразумно­сти, предрассудкам. Именно поэтому для формирующейся в этот период науки характерно дове­рие к эксперименту и наблюдению, механическим моделям и механическим гипотезам, внимание к количественным характеристикам вещей.

Развитие естествознания побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценно­сти. Субъектом познания становится отдельный индивид, определяемый как источник познава­тельной активности, направленной на природу, выступающую как независимый объект познания. Целью познания в Новое время начинает считаться открытие универсальных и вечных законов мира.

Под влиянием успехов естествознания оформляется механицизм, в рамках которого, в отличие от витализма, обнаруживается стремление к сведению сложных явлений к их физическим причинам. С позиции данной картины мира природа понимается как созданная Богом машина (Бог-часовщик). Роль Бога сводится к созданию материи и первотолчку, после чего развитие мира подчиняется за­конам причинно-следственных связей. То есть для мировоззрения Нового времени характерен деизм - направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинст­во сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догма­тизм. Материя в картине мира Нового времени рассматривается как инертная субстанция, не связан­ная с пространством (пустым вместилищем вещества) и временем (чистой длительностью).

Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего и независимого наблюдателя. В отличие от античности и сред­невековья для этого периода характерны представления о науке как о прагматической деятельно­сти. Философы XVII в. делали акцент на методологических проблемах.

В Новое время сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, которые по- разному трактовали источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Впервые эта позиция обстоя­тельно изложена Бэконом. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Он считал философию опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом признавал окружающий мир, включая и самого человека. Овладение истиной вещей реализуется путем индукции. Бэкон в своей работе «Новый органон» стремится прояснить источники заблуж­дений, которые вызваны, по его мнению, господством над сознанием людей, так называемых идо­лов рода, пещеры, рынка и театра.

Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей, из усмотрения целевых отношений в природе, в то время как в ней все подчинено только действию причин.

Идолы пещеры заставляют нас принимать за всеобщее данные нашего индивидуального опы­та, который является случайным и лишен необходимости. Истинное знание достигается соотно­шением различных позиций восприятия природы.

Идолы рынка - это заблуждения, в которые мы впадаем из-за некритического использования слов, которые в рассуждениях часто подменяют обозначаемую ими вещь. Из-за них искажается понимание реальных свойств ве­щей.

Идолы театра проистекают из безусловного подчинения авторитету. Можно признать только ав­торитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт. Такое разведение двух истин - Божественной и человеческой - укрепляло автономность науч­ной деятельности.

Функцией разума является организация наблюдения и эксперимента, которая позволяет по­стигнуть саму природу, извлечь истину из опыта, в котором она заключена.

Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), наоборот, ос­новным источником достоверного знания признавали разум. Основателем новоевропейского рационализма считает­ся Декарт, который предполагал, что причина заблуждений заключается в неправильном исполь­зовании разума. Достоверное знание может быть достигнуто путем дедукции - выведения новых положений из непосредственно очевидных истин. В работе «Рассуждение о методе» Декарт фор­мулирует четыре правила, которым должен следовать философ: не принимать на веру ничего, пока это не очевидно; анализировать каждую проблему; располагать все мысли в порядке от простых к сложным; составлять полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Первое правило вводит методическое сомнение, позволяющее дойти до истин, усомниться в которых не­возможно. Так, несомненность мышления подтверждается самим актом сомнения как актом мыс­ли. В разуме Богом заложено убеждение, что мир существует как предмет нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Если проанализировать разум, можно обнаружить некоторые базовые идеи, с помощью которых мы способны мыслить мир, не добавляя в наше познание ника­ких химер, никаких лжепонятий, вроде схоластических «субстанциальных форм» и т.д. Такими идеями должны быть признаны идеи числа, величины, фигуры, движения, вещи протяженной (от­носится к материальным объектам мышления) и вещи мыслящей (само мышление). Врожденным характером идей объясняется ясность и отчетливость, действенность интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Начиная с Декарта, новые ориентации философской мысли, в которых центральное место занимают мысль и сам человек, обретают классически ясный характер.

Вместе с тем в Новое время проявляются тенденции философского агностицизма (Дж. Беркли) и скептицизма (Д. Юм), предполагавшие, что человек познает всего лишь мир явлений, но не спо­собен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. По Беркли, явления даны нам через чувства, которые целиком и полностью субъективны. Юм же считал, что моменты явлений систематизируются согласно определенным правилам: по сходству, смежности и по закону причинности. Однако эти правила или принципы, которые помогают нам упорядочи­вать мир явлений, не врожденные, а благоприобретенные, они получены человеком из опыта взаимо­действия с миром.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 556; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!