Понятия причинности и детерминизма
Причинность как существенный момент универсального взаимодействия, как связь порождения (производства) раскрывает генетическую связь между событиями и явлениями в процессе их изменения и развития. Категории причины и следствия фиксируют генетическую связь между явлениями, при которой одно явление - причина своим действием при наличии определенных условий вызывает другое явление - следствие (действие).
Универсальный характер причинных отношений был отмечен уже в древнегреческом атомизме: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» (Левкипп).
Аристотель в «Meтaфизике» выделяет четыре вида причин: I. формальную причину, или форму, которая участвует в сущности вещи; 2. материальную причину - материю, субстрат, из чего что-либо возникает и построено; 3. движущую, или производящую, действующую причину; 4. целевую, или конечную причину – цель, к которой все стремится и которой все служит
Б. Спиноза различает внешние и внутренние причины. В мире конечных вещей, «модусов», существуют лишь внешние механические связи. Причиной же, не зависящей ни от чего другого (первопричиной) может быть лишь то, причина чего находится внутри него самого. То, что существует исключительно в силу самого себя, являясь причиной самого себя (causa sui), есть субстанция.
Г. Лейбниц подходит к пониманию причинности как момента универсальной связи. В зависимости от организации системы, соотношения между ее внутренними силами, причина, согласно Лейбницу, может вызывать разные следствия.
|
|
И. Кант относит категориальную пару «причина и действие» к группе категорий отношения. Как все категории кантовской трансцендентальной аналитики (логики рассудка) понятие причинности есть априорная форма мышления, выступающая как структурная схема организации и упорядочивания информации чувственного опыта.
В философии Г.В.Ф. Гегеля причинность входит в группу категорий сущности. Причинность есть сторона всеобщего взаимодействия, а понятия причины и следствия – категории, связанные друг с другом отношением тождества и различия.
В диалектическом материализме причина и следствие рассматриваются как центральные понятия в системе категорий детерминизма. Объективность причинной зависимости и ее отличительные особенности как связи порождения, в конечном счете, проверяются практикой в форме научного эксперимента, промышленности и других видов. Проверка практикой дает возможность отделить причинные связи от отношений во времени, корреляций в пространстве, связи состояний и др.
В некоторых направлениях истории философии (скептицизм, позитивизм), утверждаются положения о невозможности обоснования объективности причинных отношений.
|
|
Согласно Д. Юму, каузальные (причинные) связи, на которых базируется любая наука, могут быть обнаружены лишь в одинаковой для всех людей психической структуре познания. Причинность рассматривается им как особый вид ассоциации идей по смежности в пространстве и времени, как результат повторяющегося в опыте следования одного определенного впечатления за другим.
Неопозитивисты считают, что человеку в познании даны лишь явления, он познает лишь пространственную смежность и временную последовательность явлений, но не порождение одного другим. Вместе с тем, поскольку понятие причинности неустранимо из языка науки, признается необходимым находить адекватные способы символической записи этой связи.
Современные исследования проблемы причинности раскрывают объективный характер причинных отношений на основе анализа многообразия форм каузальных отношений, разработки концепции полной причины и выявления внутреннего механизма процессов причинения. Причинность как связь порождения, при которой одно явление (событие) при определенных условиях порождает другое - следствие, характеризуется сложными внутренними и внешними связями и взаимодействиями. Это позволяет рассматривать причину как взаимодействие (или результат взаимодействия) различных факторов.
|
|
Рассматривая многообразие форм каузальных отношений, в структуре причинности, прежде всего, выделяют непосредственную и опосредствованную причины. Непосредственной причиной является та, которую от следствия не отделяют никакие процессы или явления. Опосредствованная причина - это причина отдаленная. На стадии необходимого и достаточного условия опосредствованная причина превращается в непосредственную.
Условия - это совокупность независимых от причины явлений, которые определяют или от которых зависит превращение заключенной в причине возможности в действительность. Различают необходимые и достаточные условия. Совокупность необходимых условий определяет реальную возможность порождения события, совокупность достаточных условий - превращение этой возможности в действительность. В единстве необходимые и достаточные условия выступают в качестве основания для появления события.
Растворение причины как главного порождающего фактора в совокупности условий есть кондиционализм - абсолютизация условий. Причина отличается от условий активностью, относительной независимостью и направленностью действия.
|
|
Полная причина - это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых с необходимостью наступает данное следствие. Основной элемент ее состава – главная, или специфицирующая, причина - такой генетический фактор, который вызывает и определяет качественное своеобразие, специфичность - главное в «поведении» того или иного следствия. Кондициональная причина (или условия) - внешние и внутренние факторы, способствующие приведению главной - специфицирующей причины в активное состояние, превращающие возможность явления в действительность и накладывающие отпечаток на качество следствия. Реализаторная причина (повод) - тот или иной внешний или внутренний фактор, который определяет время (момент) возникновения следствия под влиянием совокупности условий.
Раскрывая внутренний механизм процессов причинения,необходимо отметить, чтопомимо генетической зависимости, к числу характеристик причинной связи относятся: пространственно-временная непрерывность и однонаправленность, или временная асимметрия. Причинно-связанная во времени последовательность соизмеримых по свойствам и значениям явлений выражается понятием «причинная цепь», или «цепь причинения» («причинный ряд»). Совокупность взаимосвязанных причинных рядов составляет причинную сеть той или иной области.
В процессе причинения происходит перенос материи и движения (вещества и энергии), а также информации от причины к следствию. Перенос материи и движения (вещества и энергии) и информации от причины к следствию ведет к тому, что сам факт порождения следствия определенным образом меняет причину. Но перенос материи и движения может совершаться и от следствия к причине в силу o6pатного влияния следствия на причину. Системы, в цепях причинения которых перенос материи и движения (или информации) от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы, называются системами с обратной связью.
Познание причинных отношений ведет от внешности явлений к сущности и позволяет исследовать все более сложные стороны реальности. Познание причинных связей - необходимый компонент научного объяснения и прогнозирования.
Детерминизм - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной действительности. Он сформировался как результат обобщения конкретно-научных концепций. Детерминизм предполагает некоторую определенность хода, направления и результатов процесса, обусловленную исходными и сопутствующими условиями, обеспечивающими ограничение спектра возможностей, преимущественную реализацию в действительности тех или иных из них.
Основные положения принципа детерминизма: всеобщая обусловленность материальных систем и процессов, определяющая приобретение и сохранение характерных признаков и изменение явлений, закономерный характер процессов обусловленности, многообразие типов детерминации, причинная связь как основа отношений детерминации. Кроме причинности, к числу основных детерминистических категорий относятся: необходимость и случайность, возможность и действительность, закономерность. В состав категорий детерминизма включают также функциональную зависимость. Принцип детерминизма является одним из фундаментальных объяснительных принципов научного познания.
Противоположная детерминизму методологическая концепция - индетерминизм отрицает объективную обусловленность процессов и явлений объективной действительности.
В истории философии и науки выделяются две парадигмы детерминизма: довероятностная (механистический детерминизм) и вероятностная (вероятностный детерминизм).
В рамках первого подхода абсолютизировалась необходимость, и все процессы рассматривались как жесткие и линейные. П. Лаплас, обобщивший в XVIII в. законы механики в представлении об исключительно динамическом характере закономерностей, отождествил детерминизм с жестко-необходимой линейной механической причинностью, исключающей случайность. Лапласовский детерминизм с его положением об однозначном соответствии между состоянием системы в данный момент времени и ее состоянием в любой момент времени применим к описанию лишь изолированных механически систем.
Переход науки в XIX в. от изучения простых динамических систем к исследованию вероятностных эволюционирующих объектов в термодинамике (Н. Карно и др.) и появление эволюционной теории Ч. Дарвина привели к кризису концепции механистического детерминизма и введению понятия случайности.
Идея «вероятностного детерминизма», основанная на представлениях о нелинейных причинных зависимостях, предполагающая единство необходимости и случайности в реализации (при соответствующих условиях) причинно-следственных отношений, получила свое развитие на рубеже XIX и XX вв. и продолжила его в XX и XXI вв. в квантовой физике, кибернетике, термодинамике сложных неравновесных систем. Это повлекло за собой введение категорий, описывающих более сложные процессы детерминации: скрытые параметры, прямые и обратные связи, самодетерминация, самоорганизация.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1033; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!