Мышление и его формы. Основные законы логики.
Мышление – активный процесс отражения в сознании объективной действительности, осуществляющийся в рациональных формах (понятия, суждения, умозаключения и др.). Оно формируется и развивается в процессе трудовой деятельности и социального общения. Мышление является важнейшим компонентом сознания человека. Сознание кроме мышления включает также чувства, волю, воображение и др. Мышление изучается различными науками: теории познания, логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, лингвистики, семиотики и т.д.
Различают мышление обыденное и научное. Если первое непосредственно вплетено в акты поведения человека, помогает ему ориентироваться в мире, то второе ставит своей целью теоретическое постижение сущности предметов. Их различие относительно: научное мышление пронизывает обыденное сознание и становится средством регулирования поведения человека.
В отличие от чувственных форм познания, которые могут дать лишь знание внешних сторон предметов, мышление раскрывает их существенные связи, закономерности их развития. Мышление не только средство проникновения в сущность явлений, но и творческий процесс постановки и решения проблем, постановки целей, которые идеально предвосхищают возможный результат деятельности. Поэтому оно есть высшая ступень познания.
Мышление носит, во-первых, опосредованный характер. Оно связано с предметом не непосредственно, как ощущение и восприятие, а через практическую деятельность человека, через его предшествующую духовную деятельность. Оно складывается и развивается на основе чувственного отражения, но связано с внешним миром через органы чувств. Оно отражает то, что непосредственно не может быть получено ни органами чувств, ни приборами.
|
|
Мышление проникает в сущность потому, что оно создает обобщенное знание. Обобщение - вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общие признаки и свойства у различных предметов. При этом идет параллельно процесс отвлечения от несущественных, от второстепенных для данного класса предметов свойств, отношений и т.п.
Мышление носит абстрактный характер. Его выводы и обобщения относятся не к данному единичному, конкретному явлению, а к целому классу явлений. Оно абстрагируется, т. е. отвлекается от особенностей конкретных вещей. Мышление, идя этими двумя путями – обобщения и отвлечения (абстрагирования) - получает знание сущности явлений.
Особенностью рационального познания является конкретизация. Мышление не останавливается на ступени абстракции (общего вывода, закона), а на основе созданных абстракций с помощью операций анализа, синтеза, сравнения применяет обобщённое знание к осмыслению новых фактов в их связи друг с другом.
|
|
В теории познания одни философов склонялись либо к эмпиризму, либо к рационализму Эмпирики все знание сводили к формам чувственного познания, а функцией мышления считали лишь установление связей (сравнение, различие) между этими формами. Рационалисты преувеличивали роль мышления, считая его источником и движущей силой познания. Они указывают, что данные, основанные на чувственном опыте («Земля неподвижная и плоская»), недостоверны, тогда как с помощью мышления нам открывается истина.
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие - продукт социального развития человека, специфически человеческая форма отражения действительности. В понятиях сконцентрировано все существенное, что характеризует мышление, его абстрактный, обобщенный характер. В реальной действительности всегда имеются конкретные, отдельные явления. В понятии выражаются признаки, отражающие сущность предметов данного класса, группы явлений. В отличие от чувственных форм познания, понятие глубже отражает действительность. Оно, во-первых, выделяет общее в целых классах явлений, фиксирует закономерные связи и отношения, сущность явления. Во-вторых, каждое понятие включает все богатство общего, особенного и единичного в явлениях. Поскольку действительность меняется, постольку и понятия, чтобы отражать ее, должны быть подвижными. Развитие познания, научного в том числе, идет по линии уточнения содержания старых понятий и образования новых, по линии создания понятий все более абстрактных и общих.
|
|
Суждение - это мысль, высказывание, выраженное в форме предложения, в котором утверждается или отрицается существование каких-то явлений, наличие или отсутствие у предметов каких-то признаков, свойств. Сопоставляя одни суждения с другими суждениями, истинность которых уже установлена, или сопоставляя их с действительностью, мы можем оценивать их как истинные или ложные. В суждении устанавливается известная связь между предметами, явлениями, закрепляются результаты познавательной деятельности, его отношение к другим людям, социальным и природным явлениям.
|
|
Выделяют суждения единичные, суждения особенности и всеобщности. Такая их классификация отражает общее направление познавательного процесса - от единичного к особенному и от него к всеобщему.
Между суждением и понятием существует определенная взаимозависимость. Не только суждений не может быть без понятий - не может быть и понятий без суждений, поскольку в каждом понятии заложена определенная мысль, а эта последняя раскрывается лишь через суждения, через определенные высказывания.
Умозаключение - это рассуждение, в ходе которого из двух (или большего количества) суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Любые рассуждения, любые доказательства и т.п. суть умозаключения, обосновывающие определенный логический вывод. Логическим вывод называется потому, что он делается на основе определенных правил, устанавливаемых наукой о правильном мышлении - логикой. Если эти правила нарушаются, вывод, заключение будет неверным.
Различают индуктивные и дедуктивные умозаключения. Индукцией, или индуктивным умозаключением, называется переход от единичных или частных суждений к более общим. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции вывод о классе предметов в целом получают на основе рассмотрения всех предметов этого класса. При неполной индукции вывод о классе предметов делается исходя рассмотрения существенных признаков, связей лишь некоторых предметов этого класса. Неполная индукция даёт только вероятностное знание.
Но умозаключать можно и прямо противоположным образом, когда наша мысль двигается от общего суждения к частному случаю. Такой вывод называется дедуктивным. Дедуктивный вывод, или дедукция, - это переход мысли от общего суждения к менее общему или единичному. Иными словами, дедуктивный вывод – цепь утверждений, каждое из которых является либо посылкой, либо утверждением, непосредственно следующим по законам логики из других утверждений этой цепи.
Законы правильного мышления. Исходя из этого общего определения категории «закон» - закон есть необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями - можно определить и категорию «закон мышления». Закон мышления — это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются в основных формально-логических законах. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы явлений объективного мира. К ним относятся закон тождества, закон противоречия (сегодня его часто называют «закон непротиворечия»), закон исключенного третьего и закон необходимого и достаточного основания. Эти наиболее общие законы, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы еще Аристотелем. Закон необходимого и достаточного основания был сформулирован Г. В. Лейбницем.
Закон тождества: всякое понятие и всякая мысль в процессе рассуждения должны быть тождественны самим себе, не изменять своего содержания, сохранять свое истинностное значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте
Закон, принцип, противоречия: всякое суждение, например, «наука установила, что на Марсе есть жизнь», либо истинно, либо ложно
Закон, принцип, исключенного третьего: для любого суждения обязательно, что истинно или оно само, или его отрицание: «На Марсе есть жизнь», «Неверно, что на Марсе есть жизнь».
Объединение закона противоречия и закона исключенного третьего дает следующее положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего («третьего не дано»).
Закон необходимого и достаточного основания – требование доказанности, обоснованности мыслей: в процессе рассуждения достоверными следует считать лишь те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания.
Основные законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира. Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер. Их соблюдение необходимо во всех сферах человеческой деятельности.
Философское учение об истине
Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Исследуя мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит и то, что в его сознании мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, каковы они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека.
Вопрос об истинности наших знаний по-разному решается материализмом и идеализмом. И субъективные и объективные идеалисты, каковы бы ни были различия между ними в понимании истины, сходятся на одном: истина определяется особенностями сознания (человеческого или божественного), выступает как его внутреннее свойство. Метафизический же материализм разделял, идущее от Аристотеля, понимание истины как соответствие знания действительности.
Диалектический материализм, признавая, подобно всякому материализму, объективность истины, однако, не отождествляет ее с неизменностью наших знаний, как это делали метафизические материалисты. Знание постоянно развивается. С одной стороны, человек все глубже проникает в предметы, явления, его знания о мире становятся все более точными, объективными. С другой стороны, окружающий человека мир также находится в постоянном изменении, развитии, что обусловливает, естественно, изменение и знания о нем.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Будучи объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, т. к. они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как субъекта познания. Если представления, понятия, идеи и т. п. отражают действительность в извращенном, искаженном виде, то они считаются ложными.
Для характеристики такой важной стороны процесса познания, как развитие знания, в философии используется категория «абсолютная истина». Абсолютная истина характеризует объективную истину с точки зрения ее полноты, адекватности, завершенности, как знание, которое нельзя опровергнуть.Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Все люди смертны». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, но для более существенных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом, не существует полных и исчерпывающих истин.
Понятие «абсолютная истина» следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот процесс представляет собой движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается полностью, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины.
Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала, как и всякого идеала, невозможно. Познание действительности невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.
Ограниченность практических возможностей человека на определенном этапе познания выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере объективной истины.
Относительная истина - эта категория характеризует объективную истину с точки зрения ее неполноты, незавершенности воспроизведения в знании явлений объективного мира на каждом этапе его познания. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное объективное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.
Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если считают, что она только абсолютна - к догматизму. Релятивизм — философское учение об относительности и условности человеческого познания. Он абсолютизирует относительность истины, не признает существование в ней элементов абсолютной истины. Догматизм — способ мышления, исходящий из абсолютности истины и оперирующий неизменными понятиями и суждениями без учета условий, места и времени. Поиск же истины требует творческого подхода к объекту исследования, новизны путей и отказа от догматических положений.
Вопрос о соотношении объективной абсолютной истины и объективной относительной истины выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Можно сказать, что относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг в движении познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность
Объективная истина всегда конкретна. Это значит, что она зависит от условий, места и времени, относительно которых высказывается данное суждение. Истинность или ложность тех или иных суждений относительно тех или иных предметов и объективных процессов не может быть установлена вне учета условий, места и времени, в которых они пребывают или протекают.
Ложь и заблуждение. Ложь и заблуждение выступают противоположностями истины и обозначают несоответствие между нашими суждениями и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное принятие за истинные суждения, которые не соответствуют действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.
В русском языке помимо понятия «истина» также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости. Это - высший идеал не только для научного познания, но и вообще для поведения человека.
В философии существуют различные концепции, каждая по-своему трактующая понимание истины.
Классическая, корреспондентская теория истины считается по праву исторически первой. В основе её лежит понимание истины как соответствия мысли (высказывания, суждения) действительности (явлению, вещи). В этой концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.
Истоки этойконцепциивосходят к эпохе античности. Платон считал, что «тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Первая достаточно отчетливая характеристика понимания корреспондентской истины как знания, соответствующего предмету, объекту принадлежит Аристотелю. Её главное положение сводится к формуле, что истина есть соответствие вещи и содержания интеллекта реальным фактам: суждение «Снег белый» истинно, потому что в действительности он белый.
В попытках объяснить трактовку понятия истины эта концепция натолкнулась на трудности. Во-первых, вопрос о характере познаваемой действительности: как понимать «действительность». Во-вторых, если высказывание истинно в силу его соответствия факту, то необходимо объяснить характер этой «корреспонденции», то есть, что значит «соответствовать». Наконец, что такое «факт», которому должна соответствовать мысль. Как считали некоторые, мысли как идеальные сущности могут быть сопоставлены только другим идеальным сущностям (мыслям), но не явлениям материальной действительности.
Классическая концепция истины, доминировавшая в теории познания со времен Античности и до 20-го века, отстаивая очевидную необходимость согласования знаний с фактами объективного мира, оказалась бессильной перед проблемой зависимости итогового знания от свойств субъекта познания и интеллектуального инструментария, имеющегося у познающего субъекта знания, которым он пользуется в процессе познания.
Когерентная теория истины развивалась практически параллельно с корреспондентской, ее начала были заложены еще трудами скептиков и сократической диалектикой, которые отличали мнение от знания не столько путем установления соответствия, сколько рассматривая пути их получения.
В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности идея о том, что только непротиворечивое и самосогласованное, когерентное («сцепленное») знание может быть истинным знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т. п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе знания
Когерентная теория представляет собой попытку переформулировать условия применения классической теории истины таким образом, чтобы, с одной стороны, избежать трудностей, с которыми эта столкнулась. Например, неясности, относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием, а с другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов.
Идея самосогласованности знания была возрождена в неопозитивистских дискуссиях о применении принципа верификации. Неопозитивистская версия когерентной теории исходит из того, что только метафизика может пытаться сравнивать предложения с реальным миром, позитивная же наука должна сравнивать одни предложения с другими предложениями. Первоначальный вариант верификационизма, связанный с тезисом о конечном обосновании научного знания через редукцию к «протокольным предложениям» о наблюдениях, отвергли, поскольку была показана невозможность такой редукции, например, научных законов и вообще общих положений. Взамен был предложен вариант, предполагающий верификацию как способ установления непротиворечивости и согласованности системы предложений. В качестве методологического образца применения критерия когерентности были взяты логические и математические теории, допускающие высокую степень формализации.
Конвенционализм - направление в философии, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения между учёными, которые суть гипотезы. Выбор их регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п.: истина - это результат соглашения. Сразу следует отметить, что конвенционализм не учитывает социальной детерминации знания.
Впервые идею о конвенциональном статусе научных теорий высказал, анализируя открытия в 19-ом веке неевклидовых геометрий, французский математик А. Пуанкаре.. В новых геометрических теориях аксиомы перестали быть «очевидными истинами». Их заменили простые и чистые «начала», конвенционально выбранные как исходные моменты. Пока под аксиомами подразумевали принципы объективной истины, истинность теоретической системы была гарантирована. Корректная дедукция из истинных посылок порождает только истинные следствия. А концепция аксиом-конвенций, вытекающая из неевклидовой геометрии, повлекла за собой массу проблем.
Но когда снят вопрос об истинности и ложности исходных положений, то можно ли ответить, например, на вопрос, каково реальное, физическое пространство - евклидово или неевклидово? Пуанкаре ответил, что геометрические аксиомы суть конвенции, а не синтетические априорные суждения и не фиксации экспериментальных фактов, что постулаты могут оставаться строго истинными даже тогда, когда экспериментальные законы, определившие наш выбор, являются приблизительными.
В тоже время Пуанкаре старался показать, что конвенции, будучи свободным творением, не являются произвольными. Опыт хотя и не принуждает ученого принять определенную конвенцию, но, по крайней мере, ориентирует его в каком-то одном направлении. Например, ученый при выборе между концепциями Птолемея и Коперника на самом деле выбирает конвенцию, а не фиксирует факт.
Объективность науки имеет своим источником то обстоятельство, что ученые, как только конвенция найдена, приходят к согласию относительно ее преимуществ. Поэтому Галилей, полагал Пуанкаре, боролся за Истину, хотя Истина и не совсем то, что о ней думал Галилей.
Следующий этап развития конвенционализма связан с развитием математической логики в 30-х гг. 20-го века. Немецко-американский философ и логик Р. Карнап сформулирует т. н. принцип терпимости, утверждающий, что в основу каждой естественнонаучной теории можно положить любую систему аксиом и правил синтаксиса.
Прагматическая теория истины опирается на идею, что истина – это полезность знания для человека, его эффективность. То есть истинным является то, что позволяет достичь успеха.
Мысль, идея – инструмент со специфической функцией. Истинная идея – это та, которая «работает», которая выполняет функцию, для которой она предназначена, Ложная же идея – та, которая этого не делает. Дайте любому человеку достаточно информации и возможность достаточно размышлять над любым вопросом, и результатом будет то, что он достигнет некоторого определенного заключения – того же самого, которого достигнет любой другой человек.
Трудность и в понимании, и в критике прагматической теории истины состоит в том, чтобы выявить это разностороннее понятие функционирования или работы идеи. Прагматисты не разделяют представление, что функция идеи – «обнаруживать действительность». Истина, с прагматической точки зрения, в самом деле, может быть соглашением идеи с действительностью; в такой трактовке идея – ментальный образ, буквально копирующий некоторые признаки мира. Однако недостатком этого определения для прагматистов была его очевидная неспособность полностью охватить все разнообразные виды вещей, о которых мы говорим и думаем.
Прагматистское определение идей функционально. Так, функция гипотезы в науке состоит не в сообщении нам чего-то о действительности, а в создании предсказаний и предложений для исследования, которые являются приемлемыми, пока они «работают». Так основоположник прагматизма Ч. Пирс, что в основе научного подхода к изучению природы лежит гипотеза о существовании внешнего мира, который не только не зависит от наших мнений, но и воздействует на наши органы чувств. Эта гипотеза, объединяющая всех ученых, эффективно работает в науке, помогает в научных исследованиях и, следовательно, она есть истина.
В повседневной жизни идея обычно принимает форму плана действия, например, для решения проблемы, а ее истинность тогда состоит в ее успехе в выполнении имеющейся потребности.
Религиозные и метафизические утверждения и системы должны быть оценены не с точки зрения их соответствия с какими бы то ни было критериями копирования действительности или отсутствия формального противоречия, но с точки зрения их способности дать удовлетворение их сторонникам. Поэтому «истинный» является оценочным словом, которое нужно использовать в том случае и постольку, поскольку утверждение удовлетворяет цели исследования, которому оно обязано своим существованием (или выдвигает эту цель).
Если идеи, концепции, понятия, теории, системы инструментальны, т.е., «работают», по отношению к активной реорганизации данной окружающей среды, к удалению некоторой специфической неясности и неоднозначности, то испытание их истинности и значения состоит в выполнении ими своей работы. Если они преуспевают в своей службе, то они надежны, нормальны, хороши, истинны.
Практика и ее роль в познании
Исходным отношением человека к миру является его активное взаимодействие с явлениями внешнего мира. Человек выделился из мира животных в результате труда, практической деятельности. Практически воздействуя на реальный материальный мир, человек активно его перестраивает, переделывает. Практическая деятельность человека составляет основу его специфического отношения к миру, она направлена на преобразование материального мира, как природного, так и социального.
Практика - такая сторона материально-предметной человеческой деятельности, которая характеризуется изменением и преобразованием природы и общества. Это преобразование предполагает активную работу человеческого сознания, мышления. Познание, мышление, осознание мира – тоже необходимая сторона деятельности, однако такая, которая сама по себе не изменяет объекта.
Практика - основа и движущая сила познания. Основой познания практика является потому, что все научные знания возникают в результате практической деятельности людей. Движущей силой познания практика выступает потому, что практические потребности и задачи служат стимулом для развития науки. Потребности производства дают мощный толчок для появления новых областей науки или способствуют значительному расширению старых.
Практика – критерий истинности. Этот критерий не найти в мышлении самом по себе, нет его и в действительности, взятой вне субъекта. Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение истинно в том случае, если можно показать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством практической реализации идеи знание сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно практически подтверждено, результативно осуществлено в практике.
В качестве критерия истины практика «работает» не только как предметная физическая деятельность, в частности, в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, подтвердившаяся в практике. Логика - это опосредованная практика. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и во всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений в известной мере гарантирует не только ее формальную правильность, но и истинность. В этом заключена познавательная сила логического мышления. Но последним основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания.
Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ - основная движущая сила всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности стало исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.
Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.
Важно еще раз подчеркнуть то, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны: отношение людей к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений, выступает как особая форма практики.
Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить и ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно дает знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.
Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность. Техника и техническая деятельность выступают как механизм преобразования предметной среды, в которой живет человек.
Практика является абсолютным критерием истинности в том смысле, что служит единственным способом ее установления. Но она носит и относительный характер. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания.
В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают нераздельно. Это становится закономерностью не только в области естественнонаучного познания, но также и в социальных науках, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей все большая доля принадлежит субъективному человеческому фактору. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики все более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерностей.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 798; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!