Природа и сущность философских категорий



1. Общая характеристика философских категорий

Категории философии – это предельно общие, или вс еобщие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные и универсальные связи и отношения бытия и мышления. Категории философии   являются универсальными формами мышления, которые выполняют функцию связи между мыслительными конструктами, обладающими наиболее общими признаками.  

 Философские категории в силу их абстрактности, представляющей собой предельный уровень обобщения, не могут быть определены путем подведения одного понятия под другое по типу родовидовых отношений. Они определяются при помощи соотнесения их друг с другом (чаще всего путем соотнесения одной категории с другой – противоположной ей) и установления места категорий в системе их отношений. Философские категории – рефлексивные понятия. Они формируются путем рефлексии – мышления о мышлении.

В категориях философии отражаются и выражаются всеобщие отношения и закономерности природы, общества и мышления человека. Философские категории обосновывают природу тех понятий, которые использует человек в практической, общественной жизни, в научном, художественном и других видах познания. Категории философии абстрагированы от тех понятий, которые складываются в науке, искусстве, религии, во всех сферах культуры. И они же приложимы ко всем этим сферам как организующие принципы мышления. Категории философии воплощают в предельной форме абстракции многообразие реалий мира, в том числе – мира сознания (мышления), познания.

II. Проблема категорий в истории философии

Платон,исследуя природу понятий, выделил и определил философские категории: тождество, различие, бытие, движение и покой («Софист»). 

Аристотель вводит понятие категории как высказывания о сущем. Он выделяет десять категорий, характеризующих сущее: сущность, качество и количество, отношение, место и время, положение и обладание, действие и страдание «(Категории»). Концепция категорий Аристотеля – онтологическая. Описывая сущее, они выполняют аналитическую функцию.

И. Кант относит категории не к бытию, сущему, как Аристотель, а к рассудку. В своей «таблице категорий» он выделяет четыре группы (количества, качества, отношения и модальности), каждая из которых состоит из трех категорий. По Канту, категории – априорные (доопытные) формы рассудка, выполняющие синтетическую функцию в его трансцендентальной логике. Они не выводятся из опыта, но применимы к опыту. Категории – исходные условия и структуры рассудочного познания, упорядочивающего знания о мире на уровне явлений.

Г.В.Ф. Гегельпомещает в основу своей системы единство бытия и мышления. Тождество бытия и мышления ведет к тому, что его диалектическая логика выступает как наука о взаимосвязи мышления и бытия. Категории у Гегеля выступают в двух ипостасях: как системная основа развития идеи и как ступени развивающегося познания. В своем развертывании через категории «абсолютная идея» демонстрирует возможности чистого разума.

     К. Маркс и Ф. Энгельс, разрабатывали материалистическую диалектику, исходя из представлений о саморазвитии материального мира. «Материалистическое прочтение» диалектики Гегеля в диалектическом материализме было положено в основу  системы философских категорий, отражающих в своем единстве внутреннюю взаимосвязь процессов и явлений материального мира.

III. Типы философских категорий

1.Онтологические категории, отражающие наиболее существенные связи бытия: субстанция, материя, движение, пространство, время, бытие, качество, количество и др.

2.Гносеологические категории, отражающие наиболее общие связи и отношения процесса познания: субъект и объект, истина и заблуждение, практика и др.

3. Логические категории (категории диалектики). Это категории, которые находят свое основание в структурах человеческого мышления, более чем все другие вырастают из развития данных структур на основе расширения их содержания и рефлексии над этим содержанием. Они выражают в формах мышления диалектику бытия и мышления. Они приложимы и к бытию и к мышлению.  

Основные категории диалектики:

 а) категории определенности: общее и единичное; сущность и явление; содержание и форма; элементы и структура; часть и целое (иногда данную пару категорий относят к отдельной группе – категории «целостности»);     

 б) категории обусловленности: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

4. Аксиологические категории, в которых выражаются смыслообразующие основания человеческого бытия: свобода, добро и зло, прекрасное и безобразное и др.

Раскрывая природу и сущность философских категорий, необходимо обратить внимание на следующее:

     1. Категории являются отражением объективной действительности, выступают ступенями ее познания. Они имеют объективное содержаниеи выражают закономерности перехода от незнания к знанию;

      2. Категории – это существенное обобщение предметов и явлений действительности и всех царящих в ней отношений;

    3. Категории рассматриваются в их становлении (тождество, различие, противоречие, противоположность, единство противоположностей);

     4. Категории взаимосвязаны между собой таким образом, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и одна другую обусловливает (количество - качество, сущность - явление);

   5. Категории как обобщение сторон действительности, воплощая в себе богатство особенного и индивидуального, отдельного, являются, в этом смысле, и законами действительности. Категории выступают в качестве логической формы философских принципов (развития и всеобщей связи), законов и методологических положений, которые в свою очередь составляют объективное содержание категорий.

    6. Категории в своей сущности представляют итог, выводы истории и логики познания мира, воплощение единства исторического и логического.

   7. Теория материалистической диалектики представляет систему категорий, которая рассматривает категории в их историческом и логическом развитии и отражает целостность и единство явлений материального мира, их внутреннюю взаимосвязь.

8. Объективно существующая связь явлений и ее теоретическое воспроизведение служат основой для построения системы категорий. Система категорий конкретно-исторична, т. е. отражает особенности научно-теоретического мышления данной эпохи. Так, система категорий Аристотеля отразила уровень логического мышления Античности, тогда как философская система Гегеля отразила уровень научно-теоретического мышления XVIII и первой половины XIX столетий – время становления науки и предвосхищения научной революции XX века.

  Категории философии служат методом познания всех явлений природы и общества, тогда как фундаментальные понятия науки и общественной практики являются методологическим ориентиром для познания сравнительно ограниченного круга явлений.

Философские категории выполняют универсальную методологическую функцию в познании природы, общества и мышления человека. Вместе с тем, философские категории выполняют мировоззренческую функцию. Они предоставляют возможность соотнести знания человека о мире со знанием о самом себе, своем месте в мире, способствуя тем самым формированию сознательного, творческого отношения к действительности.

 

 

Общество и природа: основные формы взаимодействия

 

Понятие «общество» многогранно, в широком смысле - это совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; в узком - исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма социальных отношений.

«Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком - это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила название био­сферы. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Особое место в биосфере занимает человек, кото­рый, являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое актив­ное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу к своим нуждам.

Формы взаимодействия общества и природы на протяжении всей истории человечества изме­нялись.

1-й этап. Присваивающий тип взаимодействия общества и природы присущ этапу становления и развития первобытного человека. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, со­бирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь - бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависи­мости. Явления природы обожествляются.

2-й этап. Производящий тип взаимодействия. Исходный пункт нового этапа - возникновение и развитие земледелия и скотоводства в древних цивилизациях Востока и античных культурах юго-восточной Европы. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике благодаря неолитической революции, т.е. благодаря появлению способности производить орудия труда, отсутствующие в естественной природе. Человек начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказы­вать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Евфрата явилось результатом ирригационных работ. Однако разрушение носит локальный характер и часто приво­дит к исчезновению самих цивилизаций - зависимость людей от природных условий очень велика. Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа - идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос включает в себя и природу, и богов, и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.

В дальнейшем производящий тип взаимодействия общества и природы эволюционировал и обобщенно может быть представлен как триада: аграрная - индустриальная (промышленная) - постиндустриальная стадии развития. Исторически эти стадии связаны с этапами развития обще­ства, рассматриваемыми ниже.

3-й этап. Средневековье (IV-XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV-XVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни - в соеди­нении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренеб­режительный характер. Однако в рамках все той же христианской традиции постепенно развива­ется совершенно иной взгляд на природу и отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом чело­век может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы. Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближа­ется к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также сотворче­ство с ним. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века. На Вос­токе же отношение к природе меняется незначительно - с древнейших времен сохраняется пред­ставление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы ми­роздания (нарушение закона и гармонии).

4-й этап. Новое время (XVII-XIX вв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средст­во ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф. Бэкон)- девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу сво­его сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рас­сматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивно-потребительский характер.

5-й этап. Возникновение глобальных экологических проблем. В XX в. активная преобразова­тельная деятельность человека на Земле приобретает разрушительный характер и, в конце концов, ставит человечество перед проблемой не только самоуничтожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. Конец ХХ в. и начало XXI в. - это период глобального экологическо­го кризиса. Академик В.И. Вернадский, анализируя проблему взаимоотношения природы и обще­ства, пришел к тому выводу, что в связи с активной деятельностью человека, наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой, формируется новая сфера - ноосфера, или сфера разума. Преобразование природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной «геологической силой», его деятельность - оп­ределяющий фактор в развитии биосферы и носит уже не локальный, а глобальный характер. Вер­надский описывал это новое качественное состояние биосферы со знаком «+». Ноосфера понима­ется ученым как высший этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества, их дальнейшего сопряженного развития.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубин­ного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности созда­ния новой, доминирующей парадигмы настоящего этапа развития цивилизации. Современная эпо­ха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, целенаправленно решающему задачи оптимизации отношений между природой и человеком. Регуляторы, определяющие характер приоритетов в развитии чело­веческой деятельности: переход от установки на неограниченный прогресс и беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста; переход от доминирования отношений гос­подства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития. Важная роль в этом процессе отводится идее коэволюции. Чтобы раскрыть сущность коэволюционной теории, прежде всего необходимо проанализировать содержание понятия «ко­эволюция». «Коэволюция» - это в буквальном смысле слова «соразвитие» или «согласованное развитие», касающееся, прежде всего, живой природы. С 70-х г. XX в. понятие «коэволюция» чрезвычайно распространилось, так как стало ясно, что оно удачно выражает более широкий круг явлений: соразвитие взаимодействующих элементов единой социоприродной системы, естествен­но развивающейся и сохраняющей при этом свою целостность. Переход к коэволюционной стра­тегии взаимодействия природы и общества предполагает, что человек берет на себя ответствен­ность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя, руководствуясь прин­ципом «не навреди».

 

Общественное сознание, его структура и формы

 

Общественное бытие представляет собой реальный исторический процесс материальной жиз­ни людей, с постоянной сменой поколений, овладевающих знаниями и культурой предшественни­ков и вырабатывающих собственные жизненные смыслы. По мере того как каждое поколение соз­дает новые идеи, оно выступает в качестве общественного субъекта сознания, в той или иной мере содержательно осмысливая действительность бытия.

Общественное сознание (духовная сфера общества) представляет собой осознание человеком и обществом окружающего мира, последовательное проникновение в смысл и сущность своего бытия. Осознание общественного бытия происходит посредством идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, которые составляют содержание основных форм общественного сознания.

Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, отражающих ин­дивидуальное бытие, вырабатывая, вместе с тем, общее содержание, присущее всей массе индиви­дуальных сознаний. Осознание индивидом своего и общественного материального бытия и про­цесс усвоения существующей системы взглядов, воплощенных в формах общественного сознания, составляют две основные стороны механизма формирования индивидуального сознания, в качест­ве своеобразного сплава единичного, особенного и общего в сознании отдельно взятого человека.

Как отражение структуры общественного бытия структура общественного сознания имеет два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное, ядром которого является здравый смысл, формируется в процессе повседневной духовно-практической деятельности людей. Это первичный уровень осознания ими реального процесса своей жизни в форме взглядов, чувств, ил­люзий и т.п.

С обыденным сознанием тесно связана и общественная психология. Содержание ее охватывает как чувственную сторону: эмоции, настроения, так и рациональную: идеи, взгляды и др., а также обычаи, традиции, социальные вкусы и другие общественно-психологические образования. Общест­венная психология - это массовое сознание, продукт всей совокупности условий жизни и побуди­тельных сил социальных групп и общества в целом. Состояние массового сознания, его отношение к деятельности государства, партий, общественных организаций, их оценка резюмируется в общест­венном мнении. Источники его - СМИ, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т.д. В целом, общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины, заблуждения и ложных представлений. В современной общественной жизни роль и сфера деятельности средств массовой коммуникации резко возрастают (выборы, референдумы, социологические опросы).

Теоретическое сознание отражает существенные глубинные стороны общественной жизни в виде взглядов, теорий, законов, оформленных в идеологию. Идеология является рациональным систематизированным уровнем общественного сознания различных социальных групп, отражаю­щим их мировоззренческие потребности и интересы, систему взглядов и идей, а также цели соци­альной деятельности, направленные на закрепление и развитие данных общественных отношений.

Идеология определяется общественным бытием, но в то же время она по отношению к нему от­носительно самостоятельна. Идеология оказывает огромное обратное влияние на общественное бы­тие, на всю общественную жизнь. Идеология выступает в различных формах политических, право­вых, этических, эстетических, религиозных и философских взглядов. Философско-мировоззренческие выводы естественных наук также носят идеологический характер и могут стать источником идейной борьбы между представителями различных идеологических установок и ориентаций.

Всякая человеческая общность (социум), отличительными чертами которой являются достаточ­ное развитие коллективного самосознания и солидарность, сложившиеся за довольно длительный (в несколько поколений) исторический период, обладает некой общей совокупностью идей, образов, символов, моральных норм, верований, преданий. Эта совокупность составляет самую глубокую основу духовной жизни каждого из членов общности, относительную однотипность их социально- психологических установок. Всякий социум устойчив именно в силу своей достаточно разработан­ной идеологии, которая придает ему единство, необходимое как для отражения внешних угроз, так и для преодоления внутренних кризисов (пример: китайский мир, индийский мир, античный мир культуры и др.). Идеология обеспечивает преемственность поколений, так как служит главным ин­струментом социализации - приобщением человека уже с раннего возраста к данному конкретному социуму. В этой связи понятно, почему так актуально для нашего времени решение проблемы еди­ной русской идеи, т.е. вопроса об общей идеологии, которая составила бы основу духовной жизни и однотипность мировоззренческих ответов на те вызовы, с которыми Россия сталкивается сейчас и которые ждут нас в будущем.

Формы общественного сознания - структурные образования, представляющие собой систему взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические от­ношения составляют теоретический фундамент каждой из форм общественного сознания: полити­ки, права, морали, религии, искусства, философии и науки. Формы общественного сознания есть отражение духовных отношений людей к природе и друг к другу посредством объективации (че­рез язык, произведения искусства, печати и других средств информации), т.е. они воплощаются в материальных, практически значимых действиях, отношениях, в материальных средствах реали­зации. Но главное - формы общественного сознания в качестве объективных мыслительных форм духовной сферы общества имеют идеальную природу и, как любой акт сознания, они не тождест­венны материальным способам и средствам их объективации, образующим систему их связи с ре­альными жизненными процессами.

Возникшие в процессе разделения человеческой деятельности на материальную и духовную, формы сознания становятся для общественного человека преимущественной сферой производства его социализации - формой общественного сознания определяют и смысл жизни человека, и нор­мы поведения в обществе, и ценностные ориентиры деятельности, и многие другие регулятивы человеческой жизнедеятельности. Общественное сознание - это гигантский поток чувств и идей, отражающий экономическую жизнь общества.

Законы развития общественного сознания выражают, во-первых, зависимость сознания от материального жизненного процесса. Всякий духовный принцип, сложившийся в обществе есть результат отражения уровня развития сущностных сил индивидов, т.е. сложив­шихся типов общественного производства и отношений собственности. Так, если в первобытном обществе осознание связи с вещами и другими индивидами носило ограниченный характер, то в дальнейшем, по мере роста производительности труда и социальных связей племенное сознание получает дальнейшее развитие в античном обществе в виде осознания собственной индивидуаль­ности, что и возвысило греков над варварами. В более поздние эпохи (Средние века, Возрождение, Новое время) эта закономерность проявилась также в достаточной мере - в каждой по - своему.

Закон относительной самостоятельности общественного сознания означает, что всем формам общественного сознания присущ ряд тенденций. Во-первых, их отставание от общественного бы­тия. Во-вторых, преемственность и зависимость от прошлого мыслительного материала, от куль­туры и науки предшествующих эпох (морали, искусства, философии и науки). В-третьих, нерав­номерность развития форм общественного сознания: политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Так, политическое и правовое сознание ближе всего связаны с экономическими отношениями и поэтому их изменение носит более адекватный характер, соответствующий переменам в матери­альной жизни общества.

Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы особенно за­метно проявляет себя в наше время. Роль идей (политических, художественно-эстетических, рели­гиозных) в общественном процессе весьма значительна как в позитивном, так, нередко, и в нега­тивном отношении. Активность сознания вообще есть его природное свойство: мысль, покинув своего творца, своего носителя, начинает жить собственной жизнью, а идея, подкрепленная обще­ственным интересом, становится материальной силой, ускоряющей или замедляющей ход исто­рии. Так, по мнению крупнейшего немецкого мыслителя М. Вебера, протестантская религиозная этика, в силу ключевых моральных принципов аскетизма в повседневной жизни, бережливости и трудолюбия, послужила в свое время мощным катализатором развития европейского капитализма.

Общественное сознание может играть роль как активного стимулятора общественного про­гресса, так и механизма его торможения. Активная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его исторической эволюции и предвосхищая перспективы.

 

Понятие морали. Основные этические категории

 

Исследованием морали в системе философского знания занимается специальная наука - эти­ка. Моральное самосознание и нравственное отношение являются сущностными составляющими духовной жизни каждой зрелой личности и обще­ства в целом. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является пропущенные через внутреннее, самосознательное отношение человека нормы и принципы, выработанные в культуре. Их исполнение выступает как долг (обязанность) человека перед высшим началом в себе самом. Такая обязанность есть моральный долг, следование которому повышает чело­веческое достоинство, а нарушение - понижает. Мораль не образует отдельной от других сфер области духовной деятельности. Моральной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, по­ступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимуществен­ного права в вынесении моральных санкций, поскольку в сфере морального отношения, в конечном счете, каждый человек отве­чает сам и прежде всего перед своей духовной сущностью. В этике различают мо­раль и нравственность. К морали относят соответствующие духовные требования в их норма­тивно - идеальной, внутренне - самосознательной форме, а к нравственности - практику осуществления системы прав-обязанностей перед собой и другими людьми в личной и общественной жизни. Поэтому понятия «мораль» и «нравственность», а также их производные являются близкими, взаимосвязанными, но не взаимозамени­мыми определениями.

В общественном плане мораль выступает как система духовных определений совести наряду с правом, обычаем, религией и т.д. Специфика морали хорошо выявляется в сопоставлении с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъявляет их себе, контролирует и оценивает их ис­полнение. Как говорят этики, в подлежащем оценке поступке субъект и объект морального отношения совпадают. В пра­ве же предъявление норм (законов) и контроль за их исполнением осуществляются особым инсти­тутом - юридическими органами государства, а действие законов распространяется на все обще­ство. Здесь субъект и объект нормы не совпадают. Правовой авторитет подчас зависит от официального положения человека в его иерархии политических и правовых отношений. Моральное влияние (авторитет) человека определяется тем, насколько его действительные помыслы, намерения и сознательные действия направлены на благо отдельного человека и всего общества.

Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дис­танцию между должным и сущим. Применение нормы к конкретным условиям и обстоятельствам деятельности есть дело личного творчества морально ориентированного человека. Правовая норма, в отличие от моральной, предусматривает учет более широкого спектра возможностей и конкретных условий ее выполнения.

В-третьих, моральные санкции - преимущественно внутренние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуждения, включая физическое. При всем различии между моралью и правом они способны дополнять и поддерживать друг друга. Наиболее значимые для обеспечения человече­ского существования требования - не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не оскорбляй и др. - нормативно закрепляются, хотя и по-разному, моралью и правом.

Добро как высшая нравственная ценность и категория морали есть благо, соединенное с осо­бого рода долженствованием. Различают добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро - средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к кото­рому должно направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно ска­зать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой - учреждения внутреннего закона и соблюдения его. В морали человек совершенствуется, устанавливая расхож­дение между сущим (реальным, наличным состоянием, непосредственными обстоятельствами) и должным (идеальным), делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и при­близить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра - выбор в пользу не­должного.

Моральным центром личности является совесть, которую Аристотель называл «внутрен­ним судом». Образно говоря, совесть - это «Я-должное, идеальное», воздействующее на «Я - сущее, реальное». При этом объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы че­ловека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по отношению к себе в перспективе всей своей жизни. Развиваются добродетели - нравственно положительные качества человека: справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т. д., идет борьба с нравственно отрицательными качествами - пороками: несправедливостью, малодушием, невоз­держанностью, бесчеловечностью и т.д. Совесть актуализируется, становится активной в условиях морального конфликта, когда необходимо делать ценностный выбор между сущим и должным, недолжным и должным, а обстоятельства затрудняют достижение должного. Она склоняет лич­ность к исполнению морального долга, выносит оценки намерениям и поступкам (наказывает или поощряет), соизмеряя сущее с должным.

В отношениях между людьми наиболее общим моральным требованием издревле считается так называемое золотое правило. Его «отрицательная» формулировка: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; «положительная»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хо­тел, чтобы поступали по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практически признавать принципиальную равноценность себя и другого с точки зрения единой для всех духовной сущности человека, позволяющей ему соотнести свое достоинство и достоинство другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утверждаются основания справедли­вости - применение адекватной ценностной меры. Кроме того, это правило устанавливает необхо­димость соединения сущего («не делай», «поступай») и должного («как (не) желал бы»).

Три основных подхода к пониманию исторических оснований морали как духовного проявле­ния:

1. Подход, который можно назвать «абсолютистским»: нравственные, интеллектуальные, эс­тетические, религиозные и т.п. качества людей есть проявления некоего абсолютного начала - природы (например, в конфуцианстве), божественной личности (например, в христианской этике) или даже априорных структур практического разума человека (Кант).

2. «Биологический» подход: так называемая «духовность» есть развитие форм жизнедеятель­ности, присущих высшим животным. Подобные взгляды особенно характерны для позитивистов. П.А. Кропоткин, в частности, полагает, что мораль вырастает из «альтруистического», солидарного поведения животных, форм их взаимопомощи, биологически закрепленных, так как они способствуют сохра­нению вида.

3. Социологический подход: в ходе возникновения социума устанавливаются новые, надбиологические, опосредуемые сознанием способы регуляции отношений между его членами, в том числе и моральные. Такой позиции придерживаются сторонники марксистской точки зрения. Ф. Энгельс считал, что формирование моральных норм первоначально вызывается необходимостью упорядочения родст­венных и трудовых отношений.

Современная отечественная философия выделяет в истории становления морали ( и этики как науки) не­сколько крупных этапов: тотемно-племенное сознание, зачатки морального сознания в рамках установленного единым богом закона, христианскую мораль и мораль как проявление «неотчуждаемых прав человека». Переход на каждый следующий этап сущест­венно расширяет круг людей, на которых распространяется действие моральных норм, устанавливающих более гуманные отношения.

Виды морали:

1. Родоплеменная мораль еще слита с обычаем, ее действие распространяется только на «сво­их» - соплеменников; абстрактной нормы нет, преобладает ориентация на наглядные образцы, данные в мифах, ритуалах, обрядах, реальных поступках; ответственность преимущественно кол­лективная и определяется местом в системе родства. На поздней стадии родового общества возни­кает обычай талиона («жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб»), устанавливающий в межобщинных отношениях принцип уравнивания ущерба при осуществлении кровной мести.

2. Национально-сословная мораль возникает в раннеклассовом обществе. Сфера действия нравственных отношений расширяется, «свои» теперь не только соплеменники, но и «соотечест­венники», входящие в определенное национальное или национально-государственное образова­ние, сплоченное, как правило, в духовном отношении единой национальной религией. Разные со­словия имеют свои «кодексы чести». Появляется абстрактная норма, золотое правило, расширяет­ся область личной ответственности. В некоторых странах возникает этика (Индия, Китай, Греция), которая начинает оказывать влияние на нравственную жизнь общества.

3. Для морали мировых религий «свой», «ближний» - это единоверец; племенные, националь­но-государственные и сословные различия между людьми второстепенны. Развивается личная от­ветственность, возрастает ценность любви к ближнему, сострадания.

4. Просветительская мораль естественных прав человека устраняет и религиозные границы в нравственных отношениях, здесь «свой» - человек вообще. Утверждается изначальное достоинст­во каждого индивида, определяемое естественным законом, тем, что люди по своей духовной природе равны и свободны. Выдвигается требование политико-правового обеспечения прав человека. Раскрытие и совершенствование человеческой природы в индивиде начинает восприниматься как высшая цен­ность. Возрастает индивидуальная нравственная ответственность. Провозглашаются принципы самоопределения личности, ненасилия, невмешательства в частную жизнь и т.д.

5.  В современных условиях с развитием информационного общества появляют­ся признаки морального отношения, для которого характерен более универсалистский взгляд на природу человека. Эти изменения ориентируют человека на общение и сотрудничество между людьми с различными культурными традициями и ценностными уста­новками на основе соблюдения универсальных принципов - справед­ливости и человечности.

 

 

Эстетическое отношение к действительности. Особенности ее художественного отражения

Эстетическое отношение к действительности содержится во всех видах человеческой деятель­ности. Эстетическое сознание существует в каждом акте человеческой активности, образуя суще­ственную составную часть духовного богатства людей. Неотъемлемыми аспектами эстетического сознания являются эстетические чувства, возникающие в единстве с нравственными и познава­тельными чувствами и обогащающиеся в связи с ними.

Эстетическое чувство развивается, открывая перед человеком все новые стороны действи­тельности, показывая своеобразие эстетических ценностей, выступающих во множестве конкрет­ных модификаций: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низмен­ное и т.п.

В эстетическом отношении человека раскрывается чувственное выражение внутренней жизни предмета как результат двустороннего процесса: 1) опредмечивания человеческих сущностных сил и 2) «очеловечивания» природы, переживаемого человеком бескорыстно и утилитарно незаин­тересованно как самостоятельная ценность жизни. В единстве субъективности чувственного вос­приятия и общезначимости, всеобщности порождаемой этим восприятием оценки заключается тайна эстетического. Вместе с тем именно практическая человеческая деятельность составляет основу эстетического отношения человека к миру. В общественном труде, в практике формирует­ся неведомая животным способность человека созидать «по законам красоты» (К. Маркс) и ко всему стремиться подходить с эстетической мерой.

Особой сферой человеческой деятельности, в которой эстетическое воплощается в художест­венное, является искусство. Эстетические ценности реального мира и художественное его освоение, органически взаимосвязанные, вместе с тем относительно самостоятельны. Взаимосвязь эстетиче­ского и художественного проявляется в разных сферах, помимо собственно искусства, в практиче­ской деятельности и созерцании, социальной и индивидуальной жизни, создавая познавательную напряженность и переплетаясь с ценностно-ориентирующими мировоззренческими функциями об­щественного сознания.

Основная социальная функция искусства обусловливает специфику художественного способа постижения действительности - художественный образ, в котором воплощаются все особенности искусства. Художественный образ - это способ познания действительности и ее оценка художни­ком; в нем присутствуют одновременно объективное и субъективное, материальное и духовное. В искусстве выражается внутренняя сущность человека в ее цельности, в превращении субъективно­го содержания в общезначимое целостное объективное бытие. (Пример: литературно-худо­жественное течение русского космизма - проблема синтеза в искусстве в творчестве М. Врубеля, В. Кандинского, А. Блока, А. Ахматовой, А. Скрябина).

Уникальная структура художественного образа сближает искусство в одном отношении с нау­кой, в другом  - с моралью, в третьем - с техническим творчеством и т.д. Однако это не мешает искусству сохранять свою су­веренность в качестве носителя специфической информации, недоступной всем остальным фор­мам общественного сознания. Вместе с тем, в зависимости от конкретных форм общественно- исторических и социально-идеологических потребностей, искусство может в одних случаях сближаться с религией и отчуждаться от науки; в других, напротив, рассматриваться как особый способ познания общего и закономерного, родственный науке и враждебный религии; в третьих вообще уподобляется игре как уникальному способу противопоставления искусства всем осталь­ным видам внеэстетической, утилитарной деятельности.

Своеобразие искусства как формы духовно-практического освоения мира и творческой дея­тельности связано с реализацией совершенно определенной человеческой потребности и способ­ности, которая не только породила искусство, но и обусловливает его историческое развитие, его жизненную силу. Именно в способности предметно воплотить и конкретно-чувственно предста­вить творческую, созидательную сущность бытия, заключен главный секрет непреходящего зна­чения искусства любой эпохи, гуманистической ценности его лучших образцов.

Так, отражение действительности в складывающемся художественно-образном познании пер­вобытного человека, в отличие от развивающегося наряду с ним абстрактно-логического позна­ния, носит отчетливо выраженный чувственно-эмоциональный характер. Многочисленные версии происхождения искусства свидетельствуют о том, что первыми художниками были кроманьонцы, жившие на Земле примерно 30-40 тыс. лет назад. Их многокрасочное изобразительное искусство - наскальная живопись - говорит о зарождении символического мышления и наблюдений за приро­дой, за ее циклами. В искусстве человек посредством художественного воображения свободно, согласно Марксу, «изменяет свою собственную природу …, развивает дремлющие в нем силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Произведение искусства рождается из по­требности людей изменить, преобразовать, «очеловечить» свое чувственное восприятие мира в соответствии с общественной практикой, которая поставляет для этой потребности весь необхо­димый материал. Художественная правда, основываясь на правде жизненной, строится по законам искусства, т.е. не копирования и повторения уже известного, а изображения нового посредством вымысла, воображения, рождаемого вдохновением.

Искусство носит сугубо личностный характер, и личностное начало искусства всеобъемлюще: оно пронизывает все стороны и моменты художественно-образного процесса постижения действи­тельности. Личностным началом, неповторимым личностным смыслом отмечены все стороны творческого процесса: и общественная позиция самого художника, и его эстетический идеал, и оценка художественного произведения в его полноте и неповторимости.

Таким образом, эстетическое освоение действительности есть специфический способ утвер­ждения в качестве нормы индивидуально-общественной жизни человека всесторонности и цело­стности его духовно-практического бытия.

Эстетическое сознание и его высшая форма - искусство вбирает в себя все достижения чело­вечества, по-своему трансформируя и изменяя их посредством традиционных, живущих веками художественных символов. Искусство как способ целостного, синтезирующего самовыражения, как средство для обеспечения трансляции всех других достижений человечества, обнаруживает себя и на уровне отдельной личности, и на уровне каждого этапа развития общества, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного процесса культуры.

 

 

Политическая сфера жизни общества. Общество и государство

 

 

В переводе с греческого politike - политика - искусство управления государством, искусство управления людьми. Это слово изначально соотносилось с понятием «полис», с греческим городом-государством, с общением людей и регулированием общения в таком государстве. Согласно Аристотелю, автору сочинений «Политика» и «Афинская полития» (часть «Политии»), политика должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости неотделимо у него от представлений о государстве и праве, которое является, по его убеждению, «регулирующей нормой политического общения». Политика как наука должна исследовать различные устройства государства и выявить наилучшее из них; с другой стороны, политика - это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими (государственными) средствами неподвластных индивидам страстей. От Аристотеля (как и от Платона) идет традиция связывать политику в ее основе с действиями государств, с общением людей и социальных групп. Определений этого понятия было множество, но сущность его мало изменилась.

В последние десятилетия политика все чаще стала определяться как сознательно проводимая линия поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под субъектом политики понимают социальные группы вообще (и прежде всего государство, классы), народы, нации, политические партии и многие другие объединения людей. Сама политика может проводиться не только в отношении классов и государств, но и в отношении наций, народов, конфессий, общественных организаций и объединений, окружающей среды и т.п.

Можно дать следующее определение понятия «политическая сфера общества»: это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Основными подсистемами политической сферы являются государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т.п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения пар­тий) и т.п.

Политическое сознание возникает вместе с политикой, представляющей одну из форм регулирования общественных отношений. Политика - это такая сфера общественной жизни, которая пронизывает все другие сферы - экономическую, социальную и духовную. Поэтому политическое сознание занимает особое место среди других форм общественного сознания. Чем выше уровень политического сознания, тем выше уровень демократии и тем больше возможностей у людей влиять на политические решения, от которых зависит их благополучие.

В политическом сознании можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. На обыденном уровне политическое сознание проявляется в повседневной жизни, в повседневном отношении людей к тем или иным политическим событиям, действиям и решениям, а также к политическим лидерам. Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации. Теоретический уровень политического сознания предполагает анализ политики с помощью определенных научных методов и средств. Этот уровень непосредственно не связан с повседневной жизнью. Теория интерпретирует политику с точки зрения ее возникновения, формирования и роли в общественной жизни.

При доклассовой организации общества политика как искусство управления людьми не имела социально-групповой, классовой направленности; была потребность в организации совместных действий, в регулировании отношений между людьми и племенами. Со временем такая власть приняла форму государства: выделилось управленческое звено (публичная власть и ее аппарат), возникла потребность в армии, полиции, тюрьмах, разного рода принудительных учреждениях; произошло разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Итак, государство - это выделившаяся из общества и обусловленная социально- экономическим укладом, традициями политической жизни, политической и духовной культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) жизнедеятельности общества, государство не совпадает с обществом и является по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная, открытая система, обладающая собственными сущностью, содержанием и формой.

Важнейшим сущностным свойством, признаком государства является наличие суверенной публичной власти (аппарата власти), непосредственно с обществом не совпадающей и возвышающейся над ним. В любом территориально, политически, социально и экономически структурированном обществе функции управления, координации взаимодействия между различными частями социального организма, преломляясь сквозь призму общественных интересов, объективно переходят к слою профессиональных управителей, являющихся представителями этого общества. Публичная власть - типичный образец власти, опирающейся на силу. В этом один из отличительных признаков государственной власти - она обладает монополией на законное использование силы.

Другой признак государства, выделяемый в соответствии с научной традицией - территориальная организация. Как только возникает административно-территориальное деление, начинает складываться территориальная структура публичной власти: возникают центральные и местные органы власти. Это, в свою очередь, обусловливает формирование отдельных стран, национальных государств.

К характерным признакам государства, кроме отмеченных (власти, армии, полиции, судебной системы и др.), относятся также наличие определенного населения; права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством; службы сбора налогов, необходимых для содержания властного органа, его подразделений, армии, судебных учреждений и т.п. В налогах экономически выражаются параметры существования государства как политико-правовой организации общества.

Структурное разделение власти на три подсистемы имеет в своей основе соответствующее разграничение функций: органы законодательной власти осуществляют функцию законо­дательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); цель исполнительной власти в центре и на местах - реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть выполняет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, задача которых (как и других) - обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет также ряд других; регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений.

Имеется ряд форм государства. Одно основание их разграничения - формы правления (правовое положение и соотношение высших органов государственной власти), другое - формы государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства.

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти - монархия и республика. Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. Республика представляет собой такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство является единым. Оно чаще всего разделено на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную. Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств независимо.

Государства характеризуются также политическими режимами, которые могут быть разными не только в разных государствах, но также в одном и том же государстве в разные периоды его существования. Демократическому государству свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона.

При рассмотрении политической сферы следует обратить внимание на разграничение понятий «государство» и «гражданское общество». Если первое прочно связывается с политическими структурами, то второе имеет ряд значений (иногда, например, отождествляют понятия «гражданское общество» и «буржуазное общество»). Наиболее распространено в последнее десятилетие значение, которое исключает государство, противополагается государству. Гражданское общество - это понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д.; это есть сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. Относительная самостоятельность гражданского общества подчеркнута в определении этого понятия: гражданское общество - это совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечивать, главным образом негосу­дарственными и неполитическими методами, удовлетворение их потребностей и интересов.

В истории политическое общество (государство) находилось в разных соотношениях с гражданским. Становление концепции гражданского общества относится к 2-й половине XVIII - началу XIX вв. Философия Просвещения, немецкая классическая фило­софия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между             государством и граждан­ским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), приоритет во взаимодействии государства и общества отдавали государству. В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Становление и развитие гражданского общества - исторически длительный и сложный процесс, протекающий в разных формах и с разными темпами в различных странах в зависимости от особенностей их исторического пути, от общего уровня их социально - экономического, политического и культурного развития. Считается, что лишь демократический режим способен сформировать механизмы равновесно-гармоничных отношений политического государства и гражданского общества.

 

 

Религия как явление духовной культуры

 

Религия (от лат. religo - заново связываю, воссоединяю) в самом широком смысле есть вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соеди­ниться с ним, служить восходящим к нему идеалам. Предметом поклонения может являться не только божество, но и другой человек, семья, народ, сословие, партия, природа, искусство, наука и многое другое. Такого рода религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Немецко - американский философ Эрих Фромм (1900-1980) считал религией «любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ори­ентации и объект поклонения».

В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная») есть со­циально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Священное (сакральное) и вера в него - высшие ценности религии. Священное характери­зует сверхъестественную, «чудесную», потустороннюю, трансцендентную реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профанной) - обы­денной, посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается, в основном, в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется Божество. В отношении к священному, божественному верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ему поклоня­ются, его почитают, чувствуют зависимость от него, признают обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастье, на спасение.

В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсо­люту-святыне. Это отношение включает в себя устранение раздробленности, отчужденности су­ществования - собор, означающий единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой - всем сущим. Преодоление отчуждения от того, что наиболее ценно для человека, воспринимается верующими как спасение. Согласно православному богослову и философу П.А. Флоренскому «...если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение», понимаемое как «равновесие душевной жизни». «А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу». Атеизм, объявляя религиозное пре­одоление отчуждения иллюзорным, предлагает альтернативные решения проблемы. Так, Л. Фейербах полагал, что религия коренится в противоречивой сущности человека, которая представляет собой единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога: Бог есть отчужденная сущность человека. Этика любви Фейербаха предлагала вернуть любовь, обращенную на Бога, тому, кому она, по сути, предназначена, - человеку. Отчуждение исчезнет, когда люди будут следовать принципу «человек человеку Бог». Марксисты, в работах посвященных этим вопросам, утверждали, что религия как фор­ма общественного сознания производна от общественного бытия. Согласно Ф. Энгельсу, «религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, кото­рые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». Религия, по Марксу, есть «всеобщее основание утешения и оправда­ния» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии как иллюзорного счастья на­рода есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т.е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.

Религия, предлагая индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, пре­тендующими на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни, способна выпол­нять интегрирующую роль в культуре. Истоки многих специализированных сфер культуры - ис­кусства, права, философии и т.д. - находятся в едином мифо - религиозном комплексе. В некоторые эпо­хи, например в христианском средневековье, религия определяла весь строй культуры.

По вопросу о происхождении религии имеются две крайние противополож­ные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм, т.е. изначальное суще­ствование веры в единого Бога-творца. Сторонники второй, атеистической, позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный период. В свете современных научных данных наиболее вероятно, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах сущест­вует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исхо­дящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать для воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов, после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (вера в сущест­вование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью лю­дей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племен­ные религии, потом возникают национально-государственные и мировые. К традиционным миро­вым религиям относятся христианство, ислам и буддизм.

В развитом виде историческая религия включает в себя в качестве основных компонентов со­ответствующие виды сознания, деятельности, отношений, учреждений. Религиозному сознанию - мировоззрению, ядром которого является вера в священное, принадлежит определяющее положе­ние в религии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщенно, чувственно нагляд­но, символично, диалогично. В религиозной деятельности различаются культовая и внекультовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и т.д.) составляющие. Важнейшее дело религиозной жизни - культ - проходящее в форме ритуала взаимодействие со священной ре­альностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные отношения включают в себя отношения к явлениям сакрального, а также профанного мира, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в повседневном обращении к нормам религиозной мора­ли). Религиозные учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой является религиозная община. Для церкви типично строго иерархическое устройство, специализация, разделение верующих на клир и мирян.

Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее харак­теристик, следующие:

1. Дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолют­ным началом и компенсирующие недостатки существования.

2. Освящает определенные установления, порядки, критерии, утверждая их безусловную леги­тимность (законность).

3. Регулирует формы поведения и общения, организует социальное время и пространство, со­относя их с явлениями священной реальности.

4. Интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует сохранению и, в определенной степени, развитию культуры.

Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных вероучений склонны придавать ис­ключительную, сакральную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обес­цениваются, делегитимизируются.

Главные факторы человеческого существования, поддерживающие религиозность, распреде­ляются по трем большим разрядам. Первый - личностно-экзистенциальные факторы: конечность индивидуальной жизни, ответственность за самоопределение, за личный ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеалу; одиночество, страдания от потери близких, потребность в общении и т.д. Второй - явления природного и социального порядка: разрушительная и созида­тельная сила природы, ее мощь, упорядоченность и красота; отчуждение в обществе; значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т.д. Третий - познавательно-психологические причины: ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знания; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т. д.

 

 

Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт

 

Для многих людей понятия «познание» и «наука» воспринимаются почти как синонимы. На самом деле люди добывали различные сведения о тех объектах и явлениях, с которыми они стал­кивались в своей жизни, задолго до возникновения науки. И сегодня, помимо собственно научно­го, существуют и другие виды познания: обыденное, художественное, религиозное. Все они связа­ны с разными сторонами и уровнями социальной жизни, обеспечивая в своей совокупности систе­му человеческих представлений об особенностях взаимодействия общества и природного мира. Однако, несмотря на важность каждой из этих форм и видов познавательной деятельности, именно наука сегодня является важнейшим средством, с помощью которого люди формируют знания о свойствах окружающего мира и способах его освоения.

Сама такая система знаний есть результат сложного исследовательского поиска, реализуемого на разных уровнях и в различных условиях. Поэтому сущность науки в первую очередь определя­ется тем, что она представляет собой один из специализированных видов социальной деятельно­сти, направленной на производство, обработку и трансляцию объективных знаний о действитель­ности. Научное познание связано с определенной системой социально значимых функций, а пото­му в процессе своего развития наука все больше оказывается связанной с управленческими струк­турами, превращаясь из формы творческой самодеятельности индивидов в особый социальный институт.

Важнейшие целевые функции научного познания: описание, объяснение и прогнозирование процессов, происходящих в объективной действительности. Изучая всевозможные явления, вызы­вающие их интерес, ученые ставят перед собой задачу обобщить множество фактов, обнаруживае­мых в рамках эмпирического познания, выявить новые закономерности, которые можно использо­вать в качестве основания для создания прогностических описаний возможного будущего. Способ­ность предвидеть последствия осуществляемых действий сегодня особенно важна, поскольку мас­штаб человеческого воздействия на природную среду уже сравним с действием стихийных сил. Об­щество постепенно осознает свою ответственность за сохранение природной среды, в которой чело­вечество возникло и существует. Поэтому ученые стараются не просто производить новые знания об окружающей действительности, но и предлагать наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. А значит, знания, для того чтобы они могли быть практически использованы, должны быть не только новыми, но и истинными.

Научные знания не являются некой абсолютно однородной системой. Какая-то часть сведений о мире производится на эмпирическом уровне научного исследования, другая представляет собой продукт теоретического поиска. Способы оформления и представления этих видов знания обладают весьма различающимися особенностями (в том числе на каждом из этих уровней познания используются весьма разные системы языка). Кроме того, растущая дифференциация научной деятельности также обусловливает отличие одних видов дисциплинарного знания от других. Важное значение имеет выделение в общем комплексе науки таких областей, как естествознание, технические науки и комплекс социально-гуманитарных дисциплин. Все это свидетельствует о сложном характере научного познания. Однако его результаты обладают и целым рядом общих характеристик, среди которых важнейшими являются следующие:

1. Систематизированность знаний. В отличие от древних форм представления знаний в виде разрозненных наборов характеристик действительности и «рецептов действия» с ней, научные знания организованы в определенную целостную систему, что позволяет из одних комплексов знаний с помощью логических рассуждений получать новую информацию о мире, порой без ис­пользования средств эмпирического познания.

2. Проверяемость знаний. Выдвигая какие-то гипотезы или сообщая о получении новых ре­зультатов, исследователь должен обеспечить возможность проверки его утверждений независи­мыми экспертами. «Фактом науки» становятся лишь подтвержденные результаты.

3. Обоснованность новых знаний. Конструирование систем знания обязательно предполагает указание на какие-то положения, уже получившие в профессиональном сообществе статус истин­ных утверждений. Логический закон «необходимого и достаточного основания» играет важную роль в практике научного исследования, выполняя роль «фильтра», позволяющего отклонять не­обоснованные утверждения еще до их эмпирической проверки.

Существует и множество более локально-специализированных требований к организации сис­тем научного знания. Как общие, так и частные требования имеют общезначимый характер и не зависят от произвольного желания отдельных ученых. Объективность регуляторов, действующих в науке, существенно определяется тем, что современное специализированное познание представ­ляет собой сложно организованную систему коллективной деятельности, регулируемой социально обусловленными правилами и законами.

Научное познание как особая форма культурной деятельности поначалу проявлялось в виде множества разрозненных усилий отдельных индивидов, заинтересованных в получении новых знаний о каких-то свойствах мира, не обнаруживаемых в актах прямого практического взаимодей­ствия с ним. Сведения о получаемых результатах распространялись в обществе, и разные люди, обнаруживая сходство интересов, вступали в контакт друг с другом (лично или с помощью пере­писки). В результате возникало некое сообщество, получившее впоследствии название «незримый колледж». Это сообщество не было оформлено официально, но его члены осознавали свою связь друг с другом, зависимость одних исследований от других.

В социальный институт наука стала превращаться в период между XVII и XVIII вв., когда в Англии было создано «Королевское общество», а затем во Франции появилась «Академия наук». Официальная поддержка инициативных любительских исследований со стороны господствующей власти способствовала формальной организации ученых в некое особое сообщество. Начали вы­ходить специальные научные журналы, преподавание отдельных естественнонаучных дисциплин включалось в различные университетские курсы.

На рубеже XVIII и XIX вв. складывается новый тип организации научной деятельности: воз­никают специальные лаборатории, а затем и их комплексы - целевые научные институты. Все это потребовало создания и соответствующей технической базы. В свою очередь результаты научных изысканий оказались востребованы в различных сферах социальной практики (и прежде всего в технической и военной областях). На базе некоторых институтов стали создаваться отраслевые объединения, связанные с решением важных государственных задач (в сфере ядерной энергетики, космонавтики и т.д.).

Широкое использование достижений науки не только способствует экономическому развитию государства, но и повышает его культурный статус. Поэтому в XX столетии наука превратилась в один из важнейших социальных институтов и стимулирует формирование целого комплекса осо­бых экономических, управленческих, политических и т.д. средств и методов своей регуляции.

 

 

Право, его происхождение и сущность

 

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством. Как известно, государство и право существовали не всегда, а появились лишь на определенной ступе­ни развития общества. Причины возникновения государства и права: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; развитие торговли), появление частной собственности и раскол общества на классы с противоположными интересами.

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записываться и объединяться в особые списки. В результате этого появилось обычное право. Позднее наряду с обычным правом возникают нормы права, устанавливаемые актами кня­зя, короля, чиновников. С развитием общественной жизни эти акты становятся преобладающей формой права. Чтобы обеспечить его соблюдение и исполнение всеми членами общества, стало необхо­димым применение государственного принуждения.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права:

1. Согласно теологической теории (Фома Аквинский, Ж. Маритен и др.) государство и право созданы Богом. Поэтому каждый человек обязан смириться перед Божественной волей и подчи­няться государству.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.): право и госу­дарство - результат исторического развития семьи. Отсюда делается вывод о том, что государство и форма его правления носит «отеческий» характер и в силу этого требует почтительного к себе отношения.

3. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) объясняет возникновение го­сударства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические при­чины его происхождения.

4. Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж - Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.) рассматривает государство как продукт человеческой деятельности, стремления людей к выживанию. Создав государство, люди передали ему часть своих естественных прав. В силу этого оно взяло на себя обязательство охранять их собственность и безопасность. Право народа на восстание провозглашалось в качестве гаранта сохранения договорного характера госу­дарства.

5. Органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс и др.) отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Право и государство - произведе­ние сил природы.

6. Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин): в результате общественно­го разделения труда выросла его производительность; человек стал производить больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей. В результате      образовывались антагонистические классы имущих и неимущих. Отсюда возникла потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.

7. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Э. Фромм и др.): происхождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики.

Право - это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля экономически господствующего класса или всего общества. Анализ многочисленных сложивших­ся в различное время представлений и суждений о праве позволяет выделить следующие его при­знаки:

• право - это, прежде всего, система норм - не просто совокупность, а именно система, ха­рактеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;

• исходит от государства - т.е. принимается, санкционируется или признается им;

• охраняется государством - нарушение норм права должно повлечь государственное при­нуждение;

• обязательность права состоит в том, что его нормы распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере данной нормы, и обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к ней;

• регулятор всех общественных отношений.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, следующие: экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политиче­ские отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитатель­ную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц; связана с формированием у субъектов общественных отношений мотивов правомерного поведения).

Источники (формы) права - это способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права, выражающих государственную волю господствующего класса или всего общества.

Виды источников права:

1. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, сформировавшееся благодаря многократному повторению ситуации, где востребован определенный тип поведения (который и становится правилом), и взятое под охрану государством. Правовые обычаи составля­ют обычное право. Наиболее яркие примеры правовых обычаев или записей обычного права: за­коны XII таблиц (древний Рим, V в. до н.э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в.).

2. Нормативно-правовой акт - это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление и др.). Он явля­ется основным источником права в нашей стране и в европейских государствах. Нормативно - правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

3. Юридический прецедент - это решение государственного органа (главным образом судебного или административного) по конкретному делу, которое становится общеобязательным при решении аналогичных дел. Это основной источник права в странах с так называемой англосаксонской систе­мой (Англия, США, Канада и др.).

4. Договор нормативного содержания - это соглашение двух или более субъектов права, в ко­тором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения.

Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, эмоций, часто вы­ражающий поверхностные оценки права субъектами); 2) правовую идеологию (это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень право­вых оценок).

Виды правосознания подразделяются по различным основаниям:

1) по носителю: индивидуальное, групповое, массовое (общественное);

2) по уровню: обыденное, профессиональное, научное;

3) по степени осознанности: с преобладанием сознательного, с преобладанием бессознатель­ного.

Правовая культура - это реализованное правосознание. Поэтому правосознание составляет стержень, внутреннюю основу правовой культуры, подобно тому как убеждения людей - фунда­мент их поступков.

Структура правовой культуры личности:

1) психологический элемент (правовая психология);

2) идеологический элемент (правовая идеология);

3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Цель права - обеспечить в обществе социально-политический компромисс, что достигается благодаря выражению в праве всеобщей воли народа-суверена, следованию государственной вла­сти и индивидов принципам выражающим справедливость.

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1783; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!