Экзистенциальная философия XX века
В экзистенциализме заново ставится вопрос о бытии человека, которое и обозначается здесь термином «экзистенция». Неудовлетворительность предшествующих философских интерпретаций человеческого существования заключается для экзистенциалистов в том, что человек понимался как некоторая родовая сущность, причем не важно, подразумевался ли при этом объект позитивного исследования, как для психологии и физиологии, или же субъект познания, нравственности, субъект экономических отношений. То есть речь все время шла не о конкретном индивидуальном человеческом бытии, а о человеке вообще, о некоторой усредненной модели. Экзистенциализм поднимает проблему соотнесенности человека с самим собой в пограничных, экзистенциальных ситуациях, в которых мир раскрывается в его иррациональной, абсурдной несоразмерности человеческому существу. Одной из главных тем экзистенциализма становится конечность человеческого бытия, и в этом контексте ставится проблема субъективно переживаемого времени.
Экзистенция, существование, противопоставляется сущности человека, которая всегда являлась одним из важнейших предметов философии. Сущность, которая уже для Шеллинга - не более, чем «гербарий существования», не признается экзистенциалистами тем понятием, в котором схватывается подлинно человеческое в человеке. Экзистенция, образующая некоторую внутренне событийную, даже драматическую сторону человеческого бытия, где человек оказывается перед выбором, в ситуациях нравственной неопределенности, риска, страха, предстояния перед смертью, обнажает природу соотношения сознания и мира, которая существенно иная по сравнению с классической схемой, где мир в качестве объекта предстоит познающему его субъекту. Экзистируя, человек выходит за свои пределы. Он не находится при себе, в скорлупе своей субъективности; самим фактом своего бытия он заброшен в мир, и отношения его с миром не могут носить сугубо рациональный характер.
|
|
У истоков экзистенциализма стоит философия жизни Ф. Ницше и А. Бергсона, а также религиозная философия С. Кьеркегора, который впервые противопоставляет экзистенцию сущности и по праву считается провозвестником всей экзистенциальной философии. Экзистенциализм получил наибольшее распространение в Германии и Франции, выйдя далеко за пределы узко-философского течения. В качестве своеобразной доктрины он наследовал проблематику непостижимой иррациональности человеческого бытия, поднятую Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, В. Розановым, Л. Шестовым, а отчасти - и тематику феноменологии, философской антропологии и даже психоанализа (М. Мерло-Понти). С легкой руки Ж.П. Сартра к экзистенциализму часто относят и философию М. Хайдеггера, которого порой считают даже одним из основателей этого направления, в то время как сам он от этого всегда отрекался, и включение его в это направление некорректно.
|
|
Обычно различают экзистенциализм светский (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер).
Согласно Карлу Ясперсу, экзистенция не может стать объектом знания ни в качестве вещи, с которой имеет дело позитивизм, ни в качестве духа, к которому апеллирует идеализм. Она находится по ту сторону соотношения субъекта и объекта познания и требует специфического подхода, который уже не может быть назван в полном смысле познанием. Ясперс называет такой подход «экзистенциальным прояснением». Человеческое бытие может быть понято, но не познано. Оно раскрывается не через действительность, которую можно сделать объектом позитивного или спекулятивного (умозрительного) знания, а через внутренние постигаемые человеком возможности.
Для человека его экзистенция раскрывается как свобода. Однако свобода, направляемая «зовом экзистенции», имеет внутреннее ограничение. То есть экзистенция предполагает трансценденцию, поскольку иначе она оказывается простым произволом. Итак, свобода - это личная свобода. Она касается поступков и выбора значимых целей. Однако она имеет смысл лишь в соотнесении с трансценденцией, каковой является, по Ясперсу, Бог.
|
|
Ясперс, как и Хайдеггер, тщательно избегает логики субъект-объектного отношения. Оно, по его мнению, свойственно научному познанию, которое занимается исследованием вещей, но не свойственно философии, занимающейся лишь прояснением свободы. Свобода же проявляется не в отношении субъекта к объекту, а в коммуникации.
Г. Марсель, как и Ясперс, отрицает для философии ценность объективации, осуществляемой в научном познании. Дело философии - интуитивное постижение бытия, которое основывается на чувстве. От внутреннего чувства один шаг к вере. Исходным отношением должно быть признано не объективное отношение между вещами, а соприсутствие, соучастие в бытии, которое подразумевает отношения «Я» к «Ты», т.е. к другому «Я». С другой стороны, отношение человека к другому - лишь часть коммуникации человека с творцом. Философия же должна иметь дело не с проблемами объективного мира, а с таинством, в котором растворяется различие субъективного и объективного. Система объектов не открывает, но, скорее, заслоняет, маскирует бытие, которое есть сфера интерсубъективности, где раскрывается таинство человеческой экзистенции через такие ценности, как верность, любовь, человеческое братство.
|
|
Ж.П. Сартр утверждает, что человек - это не некоторая, пусть даже бытийно-укорененная (Хайдеггер), сущность, которую можно расчистить в ее бытийном устройстве и получить подлинность отношения к сущему. В самых своих элементарных проявлениях (в выборе профессии, друга, в своих предпочтениях и ожиданиях), в любом минимальном своем действии человек постоянно сталкивается с собственной свободой, от которой никто не способен его избавить. Именно поэтому никто не избавит человека и от ответственности за тот выбор, который он всякий раз делает, даже если выбирает то, что у него уже есть, за тот человеческий проект, который он для себя построил. Свобода зияет в существовании человека пропастью ничто. Человек - это проект, а не сущность. Даже самое консервативное, мелкобуржуазное, ничтожное человеческое существование подразумевает пространство выбора, в котором человек неизбежно сталкивается с собственной свободой - с пустотой, в которой может мыслиться все, что угодно. В этом смысле, как бы ни был человек определен в своем существовании ситуацией, у него всегда есть шанс выбрать подлинно человеческое, взломать навязанные ему условности, выйти за пределы сковывающих его обстоятельств.
Всякое душевное движение не только фактически всегда свободно, оно сущностно ориентировано на другого, на того, чей взгляд из бытия человека не устраним. Другой не может быть сконструирован сознанием по аналогии с Я (как полагал Э. Гуссерль, основатель феноменологии, сыгравший большую роль в философской судьбе экзистенциализма). Взгляд другого - в сердцевине человеческого опыта. Отношение к другому не менее изначально, чем отношение субъекта к самому себе. Более того, взгляд другого, заставляет меня съежиться, устыдиться, испугаться, задуматься, он для меня самого собирает меня как субъекта, делает меня своеобразной экзистенциальной единицей, единицей стыда, ответственности и пр. «Точка сборки» субъекта в многообразии проявлений сознания и бессознательного немыслима без другого.
Философия М. Мерло-Понти – пример феноменологического рассмотрения проблемы телесности. Тело - не некоторый кусок материи, одушевленный совершенно посторонней ему силой, - не важно, назовем ли мы ее душой, духом или разумом. Экзистенция как «бытие в мире» первична по отношению к разделению тела и сознания. Тело само включает в себя основание мысли, оно интенционально, как и сознание, - направлено на смысл, на предметы, на ситуацию. Мое тело есть моя точка зрения на мир. Отношение экзистенции к миру есть предмет феноменологии восприятия. Именно в восприятии как первичном отношении человеческого существа к миру, к другим людям тело и сознание неразделимы. Тело не просто откликается на все движения сознания как подчиненный духу механизм, которому отдаются приказы, оно переживает все вместе с сознанием и при этом часто помимо воли сознания. Переживания сознания запечатлеваются на телесном уровне, приводя к нарушениям речи, расстройству ориентации в пространстве и пр. Точно так же и телесные деформации способны радикально изменить жизнь сознания.
Мерло-Понти анализирует человеческую брошенность в ситуацию. Ситуация экзистенции всегда связана с телом, которое реагирует и упорядочивает вокруг себя мир гораздо раньше, чем способно это сделать отдающее себе отчет в собственных мотивах сознание. В отличие от Сартра, Мерло-Понти отвергает идею абсолютной, необусловленной свободы. Свобода не противостоит моему отношению к миру, она вплетена в него, им обусловлена, лишь в отношении этого мира она имеет смысл. Свобода трансформирует ситуацию, но для этого она должна учесть эту ситуацию, понять ее, сориентироваться в ней.
Особенности и значение марксистской философии
Идейным стержнем марксистской философии, сложившейся на основании концепций К. Маркса и Ф. Энгельса во второй половине XIX в., стало положение, сформулированное в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».
Можно выделить два направления развития марксистской методологии: диалектический и исторический материализм.
Концептуальные основы диалектического материализма развиты в книге «Диалектика природы». Энгельс вводит базовое положение о том, что диалектические законы - действительные законы развития природы. Философия марксизма исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи, как функцию мозга, обеспечивающую отражение объективного мира, и одновременно как продукт исторического (социального) развития. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий. Следовательно, законы диалектики являются и законами мышления. Диалектика, таким образом, приобретает статус науки о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Диалектический материализм, основываясь на достижениях современной науки и общественной практики, должен постоянно развиваться и обогащаться вместе с их прогрессом. Эти идеи составили общетеоретическую основу учения марксизма, который предполагает рассмотрение диалектического материализма как развитой формы современного материализма.
Исторический материализм доказывает, что источник развития общества заключается в противоречиях производительных сил и производственных отношений. В соответствии с марксистским подходом к истории не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание. Продуцирование идей неотделимо от материальных отношений между людьми. Сами реальные люди неизбежно ограничены определенным уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли, которые образуют экономическую структуру общества. Последние представляют собой основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения, т.е. способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь. Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создает государства, а также различные формы идеологии, такие как религия, право и искусство. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения и вступают с ними в конфликт, что и приводит к революциям.
Важное место в концепции марксизма занимает понятие труда, в процессе которого реализуется идеальный план, очеловечивающий природу и социальный мир. Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится его неорганическим телом. Но на определенном историческом этапе характер труда меняется. Частная собственность, основанная на разделении труда, делает процесс труда принудительным. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей обесценивается человеческий мир. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. А это, в свою очередь, ведет к отчуждению, т.е. предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Чем больше рабочий трудится, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим, и тем беднее становится он сам. Отчуждение труда ведет к отчуждению человека от его родовой сущности, поскольку лишает его свободы целеполагания, превращая в животное.
Сущность человека, как полагает Маркс, состоит в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надысторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других. Идеи, доминирующие в определенную эпоху, суть всегда представления законы, мораль, философия господствующего класса - все это образует идеологию, оправдывающую существующий порядок.
Диалектика дает понимание не только реального исторического развития, но и неизбежности столкновения новых форм жизни с существующим порядком вещей. От идей следует перейти к истории, к фактам, от «несчастного сознания» к «противоречивой реальности». Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, несущему конец эксплуатации и отчуждению.
Развитие идей марксизма было продолжено не только в форме марксизма-ленинизма, но и в ряде западных философских школ. Например, Д. Лукач рассматривал марксизм как вполне корректный метод исследования, который может быть углублен и усилен. Лукач отмечает, что производственные отношения образуют закон целого, что следует понимать как методологическую посылку и ключ к историческому познанию социальных отношений. Общество изучается как целое, его можно понять только через глубинную связь фактов и событий между собой. С отказом от диалектического метода теряется и познаваемость истории. Тем не менее, Лукач полагал, что науки о природе отличаются от историко-социальных наук не только предметом, но и методом. Лишь в исторической перспективе можно увидеть события в их тотальности. Реальность можно уловить, только выйдя за пределы видимости, - там, где проступает всеобщность. Проникновение в сферу тотальности доступно только тотальному субъекту, которым является класс. Только класс посредством действия может проникнуть в суть социальной реальности и кардинально изменить ее.
Ревизионизм посеял сомнение в ценности некоторых узловых положений марксизма и породил спор о «реформистской душе» и «тоталитаристской душе». Под влиянием неокантианства, позитивизма, экзистенциализма, психоанализа и других философских школ во второй половине ХХ в. появляется множество неомарксистских концепций, таких как «философия надежды» Эрнста Блоха, «гуманистическая» интерпретация марксизма Лефевра и Сартра, теория гегемонии Грамши и, конечно, Франкфуртская школа (неомарксизм). Их идеи, как и положения классического марксизма, существенно повлияли как на развитие естественных и социальных наук, так и на идеологию различных политических партий и течений.
Философские и естественнонаучные представления о материи
Понятие материи заключает в себе концентрированное содержание всех теоретических положений научной философии. Понятие материи - сложнейшая философская абстракция, которая отвечает на вопрос о глубинной сущности мира, его «первоначале», его первооснове. С позиций научного материализма мир - это материя в ее бесконечных проявлениях множества существующих в мире вещественных образований, объектов и систем, субстрат любых связей, свойств и отношений.
Понятие материи возникает в силу потребности познания и практической деятельности людей по выявлению и преобразованию объективно существующих вещей, подчиняющихся объективным, т.е. независимым от сознания и человеческого влияния, законам.
На ранних этапах философского развития под материей, или веществом, подразумевалось нечто, обладающее протяженностью, массой, тяжестью, инерцией и т.д. Античный материализм возводил в ранг материи какую-либо ее конкретную форму: воду, огонь, воздух или атом. Материализм XVII-XIX вв. отстаивал представление о материи как о природе или бесконечной совокупности вещей. Механистическое мировоззрение главным атрибутом материи считало массу тела как «количество материи».
Материя и бытие - важнейшие категории философского материализма, содержание которых определяется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от них. Материалистическая философия исходит в понимании материи из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию, а также из принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения. Отвергая идею творения действительного мира «из ничего», материализм требует искать естественные причины изучаемых явлений, опираясь на диалектику.
Принцип материального единства мира имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой: взаимосвязь всех структурных уровней материи, явлений микро- и макромира, наличие у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития.
Современная наука и философский материализм рассматривают объективную реальность как неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и полей (электрических, магнитных, гравитационных). Пространство и время как формы существования материи пронизывают все структуры универсума. Пространство выражает протяженность, структурность, взаимодействие материи. Время характеризует длительность существования всех объектов и смену их состояний. Пространство трехмерно. Время течет от прошлого к будущему, оно однонаправленно и необратимо и обусловливает каузальный (причинный) строй Вселенной. Пространство и время образуют пространственно-временной четырехмерный континуум, где время выступает четвертым измерением.
Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных форм и систем, каждая из которых обладает неисчерпаемым множеством структурных связей и взаимодействий.
Детерминированность всех явлений и их действие - универсальные свойства материи, обусловливающие взаимное изменение и отражение материальных тел или их состояний. Развитие свойства отражения приводит к появлению сознания и высшей его формы - абстрактного мышления, посредством которого материя приходит к своему собственному осознанию в качестве высшего уровня эволюции и организации живой природы и общества. К числу универсальных свойств, присущих материи, относятся ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структурных образований, закономерное самодвижение, саморазвитие и самоорганизация, проявляющиеся в различных формах движения и превращения одних состояний в другие.
Философский материализм отличает категорию материи от категории бытия, достаточно строго очерчивая границы объективной реальности только тем, что находится, как говорил Ф. Энгельс, в пределах «нашего поля зрения ... бытие есть вообще открытый вопрос ... ». Бытие является предпосылкой материального единства мира, которое должно быть доказано «длинным и трудным развитием философии и естествознания». Иначе, наука и практика принуждают человека признавать не только соответствие знания его объектам, но и также выявлять более или менее значительные моменты их несовпадения, т.е. независимость внешнего мира от сознания, «существенного, нестираемого различия между мышлением и жизнью» (Л. Фейербах).
В материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, их первопричина и всеобщий материальный субстрат. Именно материя, а не сознание и тем более не Божественная воля или «абсолютный дух», является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей, форм движения, которые, тем не менее, существуют не сами по себе, а лишь в единстве с определенными материальными образованиями, являющимися их субстратом. Субстанциональность материи адекватна принципу материального единства мира, который, как уже было отмечено, подтверждается историческим развитием науки и практики.
Современная наука располагает знанием о сложной системной организации материи. В неживой природе известны следующие основные типы материальных систем и уровни их структурной организации: элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макротела, геологические системы, земля и другие планеты, звезды, внутригалактические системы, галактика, ее системные образования, метагалактика.
Живая материя, жизнь, ее возникновение - результат естественного и закономерного развития материи. Органическая эволюция или историческое развитие живой природы - процесс необратимых преобразований, одновременно совершающихся в рамках четырех основных форм организации живого: биостроматической, биоценотической, популяционно-видовой и организменной (К.М. Завадский). Доказано, что в ходе развития высокомолекулярных соединений переход к надмолекулярным системам - к живому - имел весьма сложную структуру, где эволюция шла от крайне примитивных состояний простейших эобионтов - к появлению вирусного белка и доклеточных форм живого, к развитию и совершенствованию клеточной организации и далее - к многоклеточным организмам вплоть до появления в пределах эволюционного типа хордовых - позвоночных, млекопитающих, приматов и человека.
Переход к новой, более высокой и сложной форме движения материи - человеческому обществу - стал последним звеном лишь одного ряда развития в одной из эволюционных ветвей. Все другие ряды развития не могли привести к эволюции в сторону приближения к «надбиологической», социальной форме движения материи, поскольку как ни велики эволюционные преобразования, совершившиеся с докембрия, все они происходили в пределах основного плана организации и были ограничены его рамками: так, в животном мире бактерии и одноклеточные остались бактериями и одноклеточными, а многие типы беспозвоночных животных сохранили и по сей день свой хотя и усовершенствованный, но первоначальный план строения.
Каждый структурный уровень материи, каждая ее форма качественно своеобразны: космические системы, атомы, молекулы, биологические виды, организмы и человек имеют свою специфику. К примеру, живые организмы существуют благодаря таким специфическим явлениям, как приспособление, обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и наследственность. Все это отсутствует в неорганической природе. Однако в материальном мире есть и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также существует связь, взаимодействие различных уровней. Высшие, более сложные, формы организации сущего включают в качестве своих подчиненных элементов низшие, что весьма существенно для их познания.
В философии огромную роль выполняет принцип неуничтожимости и несотворимости материи, научная аргументация которого опирается на закон сохранения и превращения энергии. Его суть сводится к утверждению: «Какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным» - изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением.
Тенденция к самосохранению изначально возникает как выражение фундаментальной всеобщей тенденции материи к развитию и имеет в этом смысле абсолютный характер. Абсолютная тенденция жизни к самосохранению закономерно приводит к появлению более эффективного и радикального способа существования, чем приспособление к среде. Таким новым способом выживания могло стать только преобразование среды, производство самой жизни как высшего способа бытия и развития человека, социальной формы движения материи.
Решающую роль в процессе преобразования природы и самого человека сыграл труд, главное отличие которого от орудийной деятельности животных заключалось в изготовлении орудий труда. Огромную роль в формировании человека сыграли естественный отбор, труд, коллективность, язык и формы общения, которые обусловили возникновение человеческого сознания и нравственности в качестве конституирующих факторов социальности. Человек создал и продолжает производить свое собственное существование универсальным способом - путем преобразования среды, «создания второй природы».
Итак, материя - это причина самой себя, а человек - высшая форма материи, ее «высший цвет» (Энгельс), и преобразовательная материальная деятельность его направлена на творческое постижение мира и самого себя.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!