В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 10 страница



Возьмем, к примеру, первобытное общество. Оно еще примитивно, однако отличается от животного стада определенной степенью нормативности: здесь мы видим разделение труда по полу и возрасту, определенные обязанности каждого члена первобытного (общества), коллектива. Мы наблюдаем в первобытном коллективе, хотя и хрупкую, первичную социальность. И в родовом строе были люди с отклоняющимся (девиантным) поведением. И это требовало установленных социальных норм, с тем чтобы упорядочивать поведение и взаимные отношения людей. Человек является частью природы. Одновременно он находится в центре всех социальных связей. С учетом этого сущность прав человека следует раскрывать в системе его внутренних и внешних взаимодействий. К внутренним связям человека относится взаимодействие сознания человека с его собственными потребностями. Цепочка взаимодействий здесь выглядит так: потребность формирует интерес и порождает притязания. В сложном взаимодействии они влияют на сознание. Следует обратить внимание в этой цепочке взаимодействий на категорию интереса. В ряде случаев права человека определяются через интерес. Известна формула: "права человека - это защищенный интерес". Потребности, интересы и притязания не могут быть безграничными. Они не могут также существовать и проявляться отдельно от притязаний других лиц. Понимание этого привело к появлению жизненного правила: "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе". Таким образом, взаимоотношения между самим человеком и его правом выступают главной внутренней связью структуры прав человека. Защита прав и свобод индивида - дело не только и не столько самого носителя прав и свобод - отдельного человека. Это прежде всего дело общества, государства, разного рода организаций, отдельных граждан, связь с которыми представляет собой систему внешних взаимодействий человека. Во взаимодействии с ними раскрывается содержание рассматриваемых здесь категорий: "интересы", "притязания", "свобода" и "ответственность", т.е. речь идет о взаимодействии с внешними по отношению к человеку институтами общества. Притязания осуществляются путем реализации личностью своих прав и свобод и - часто - посредством соответствующих требований к государственным органам, общественным организациям, а также к другим гражданам. Поэтому в правах человека всегда присутствует (теоретически) возможность привести в действие обязанную сторону - государство как ответственную в правоотношении сторону. Все рассмотренные выше внутренние и внешние связи в их взаимодействии наполнены противоречиями, преодоление которых и есть борьба за права человека. Среди социальных механизмов, обеспечивающих реализацию прав человека, важнейшее значение имеют гражданское общество и правовое социальное государство. Для успешного функционирования этих механизмов требуется, во-первых, официальное признание государством реального существования прав человека. Во-вторых, их юридическое закрепление в Конституции и законодательстве страны, отвечающих международным нормам в области прав человека. Реальность и эффективность защиты прав человека без существования действенных правовых механизмов существенно снижаются. Правовое оформление является наибольшей гарантией защиты прав человека. Если не сказать большего: без норм права защита прав человека нереальна. Но из этого вовсе не следует делать вывод, будто вне юридической формы, т.е. вне законов, норм права, права человека не существуют. Конституция РФ в ч. 1 ст. 55 закрепила принцип, согласно которому признается правомерным всякое поведение, не запрещенное законом. В-третьих, неукоснительное следование исполнительными органами власти этим общепризнанным нормам. В-четвертых, обеспечение судебной защиты естественных прав и свобод человека <1>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевича. С. 14.   С возникновением государства проблема прав человека стала развиваться на основе противостояния "человек - государство". Связи государства и человека в истории человечества зависели от личностных факторов. Изучение этих связей позволило выявить два типа взаимоотношений между человеком и государством - персоноцентристский и системоцентристский. Персоноцентристский подход зародился в Древнем Риме, Афинах, где получили развитие демократия и культура. Политико-правовая мысль именно того времени объявила человека "мерилом всех вещей". Она дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме. Эта парадигма формулируется так: "от человека к государству". Персоноцентризм исходит из идеи ценности отдельного человека. В настоящее время к обществам персоноцентристского направления относятся главным образом европейские страны. В обществах данного типа ведущую роль в жизни общества играет принцип индивидуализма. Главным субъектом прав человека здесь рассматривается отдельный человек, индивидуум. Разумеется, в данном случае речь идет о доминирующей тенденции. И в таких обществах всегда были и будут такие индивиды, группы и слои людей, которые превыше всего ценят коллективистские начала жизни. Одновременно с Древним Римом и Афинами в азиатских, древнекитайской, индусской цивилизациях господствовал системоцентристский подход к человеку. Суть его состоит в том, что государство подчиняло своей воле всех своих подданных. Оно поглощало общество, а человека превращало в послушного исполнителя. Человек рассматривался как всеобщность, он был неотделим от общества. "Человек не остров", - говорят в Африке. Права и обязанности индивида являются одновременно правами и обязанностями общества. Главными субъектами общественных отношений здесь являются естественные общества людей - семья, род, община, этнос. Разумеется, отдельный индивидуум в этих обществах также играет важную роль, но как член семьи, рода, общины, племени, этноса, общества, т.е. как часть единого целого. Нормы жизни и взаимоотношений людей в таких обществах изначально пронизаны принципами коллективизма. Семья, род, этнос ответственны за каждого из своих членов. А последние, в свою очередь, - за судьбу всей семьи, рода, племени, общества. В современном мире в качестве примера таких общностей можно назвать страны Африки, Китай, Индию, арабские страны и т.д. Для них характерны высокая степень социализации общественных отношений, наличие сложившихся на протяжении тысячелетий систем ценностей, доминирование социального над физиологическим, духовного над материальным. Каждая из стран, относящихся к той или иной цивилизации, идеализирует все, что присуще им самим, и критически относится к обычаям и традициям (ценностям) других стран и народов. Из сказанного выше следует, что существующие в современном мире различия в подходах к проблеме взаимоотношения между государством и человеком имеют естественный характер, т.е. сложились исторически. Поэтому несостоятельны попытки измерить многообразие человеческих ценностей какой-то общей меркой, применять к различным цивилизациям и культурам единые оценки и критерии. Попытки же заставить все народы мира следовать нормам жизни одной цивилизации являются деструктивными. Единственный путь в этих условиях - развитие международного сотрудничества всех государств мира в разработке и принятии универсальных и общеприемлемых для всех норм и стандартов в области прав человека. Современное международное право в своих документах учитывает факт существования различных культур и цивилизаций. В частности, можно сослаться на положения, закрепленные в Венской декларации и Программе действий, принятой 23 июня 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека. В п. 5 Венской декларации закреплен универсальный характер прав человека. Одновременно в ней говорится о необходимости учета национальной и региональной специфики: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение исторических, религиозных и культурных ценностей, правовых традиций необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанности поощрять и защищать все права человека и основные свободы". Тысячелетиями шел и идет поиск способов взаимоотношений индивида и государственной власти. По мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялись стремление ограничить всевластие государства; стремление оградить человека от произвольных действий органов государства и должностных лиц; стремление предоставить личности как можно более широкое поле самоопределения. В узком, непосредственном смысле слова теория прав человека раскрывает сущность прав человека в контексте их различия и взаимосвязи между естественными, неотъемлемыми правами человека, представляющими собой общечеловеческую ценность, и позитивными правами гражданина данной страны. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью и гражданином какого-нибудь государства. Право гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Естественные права человека имеют своим источником природу человека, тогда как источником прав гражданина являются Конституция, законы, принятые государством. Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире его возможности выбора целей и средств их осуществления <1>. Права человека - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. Как писал русский философ Н. Бердяев, человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать <2>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 10. <2> См.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254 - 255.   Определение понятия прав человека. Строго логически определение понятия "права человека" - дело весьма не простое, и этому есть объяснение. Права человека многообразны, ибо они отражают многогранность человеческой личности, в которой воплощаются природное, социальное и духовное начала. Не случайно в процессе их изучения используют такие категории, как "человек", "личность", "гражданин". Если понятие "человек" характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, то понятие личности характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Понятие же "гражданин" характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Существует много граней такого общественного явления, как права человека. Так, с точки зрения происхождения права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. По своему содержанию права человека - это основанные на нормах права и морали притязания (требования) отдельных субъектов к обществу и государству для самореализации и всестороннего развития личности. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, достижению которого должны содействовать общество и государство. В аспекте соотношения государства и личности права человека служат пределом осуществления государственной власти. По своему социальному назначению права человека - это средство защиты, с помощью которого человечество стремится отразить многие угрозы: ядерную войну, голод, экологический кризис и другие опасные явления. Нередко права человека понимаются и употребляются в житейском смысле, т.е. как житейский термин. Люди говорят: "мои права", "я имею право на отдых в выходной день", - и это представляется общепонятным и не вызывает особых споров. Вместе с тем такой подход к пониманию прав человека ведет к непредвиденным последствиям, особенно тогда, когда сталкиваются люди разных национальностей, религий. Словосочетание "права человека" встречается в документах европейских стран в течение последних столетий. Как уже говорилось, первыми актами были принятые в Англии Великая хартия вольностей (1215), признаваемая до сих пор "краеугольным камнем английской свободы", "О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" (Habeas Corpus Act) 1679 г. В Великой хартии вольностей содержалось следующее положение, вызывающее удивление современников: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан... иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" (ст. 39). А второй документ предписывает должностному лицу доставить в течение трех суток задержанное лицо судье для установления его виновности. В последующий период истории были приняты другие документы, относящиеся к правам человека. Среди них следует назвать французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Декларацию независимости США (4 июля 1776 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.). Эти и другие подобные документы стали основой принятия последующих актов по правам человека в период до Второй мировой войны. Все они характеризуются тем, что имели национальный масштаб применения. После Второй мировой войны, принятия Устава ООН в словосочетание "права человека" был внесен новый смысл, а именно указание на международную ответственность любого правительства перед международным сообществом государств за соблюдение прав личности в своей стране. В результате понятие прав человека стало выражать особый тип отношений между человеком и обществом, между индивидом и властью. В научной литературе можно встретить разные подходы к понятию прав человека. В одних определениях акцент делается на юридический аспект, в других - на морально-этический, в третьих - на философский аспект понятия прав человека. В работах отечественных авторов права человека определяются преимущественно как социальные возможности, представляющие собой объекты его притязаний. Такой подход, хотя в целом и верный, однако упускает из виду то, что совокупность имеющихся у индивида возможностей является лишь средством, предпосылкой для реализации его прав и свобод, но самими правами эти возможности не являются. Права человека - это не только средство достижения блага. Они превращаются в само благо, если обеспечены условиями жизни и если гарантированы государством. Средства обеспечения, гарантирования прав человека могут быть различными в зависимости от целого ряда социально-экономических, политических и культурных факторов, но значение и ценность прав человека носят всеобщий характер <1>. Разумные потребности, жизненно важные интересы и способы их удовлетворения выступают в качестве главной предпосылки формирования и функционирования прав человека как неотъемлемого свойства личности. Однако, для того чтобы эти потребности стали действенным регулятором для реализации прав и свобод человека, они должны быть осознаны. Может возникнуть ситуация, когда у человека есть внешняя возможность обеспечения конкретных прав, но нет потребности. Человек не будет стремиться к их обеспечению. Следовательно, без активных, целенаправленных действий со стороны человека никакие права и свободы сами по себе не могут быть реализованы. -------------------------------- <1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 42 - 43.   Права человека часто рассматривают лишь как юридическую категорию. В одних случаях права человека рассматриваются как особый раздел международного права, в других - определяются через категорию правового статуса человека <1>. -------------------------------- <1> См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 2000.   В последнем случае права человека сводятся к правам гражданина. Очевидно, что при таком понимании прав человека искажаются их сущность и специфика, поскольку в данном случае права человека сводятся лишь к правам гражданина. Однако известно, что между правами человека и правами гражданина имеются различия: любой гражданин - это человек, но не каждый человек - гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. Права человека характеризуют такие слова, как "любой", "каждый" человек, "никто", "все лица", а права гражданина - слова "гражданин государства", "правовой статус индивида". В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих подданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами. Права же человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был и где бы он ни находился. Права человека - неотъемлемое, естественное свойство личности. Главный недостаток понимания прав человека лишь как государственно-правовой категории - в его односторонности. Оно исходит из того, что права человека всецело обусловлены лишь одной из сфер общественной жизни - государственно-правовой. Однако они в не меньшей степени связаны также с философией, религией, моралью, культурой. Свобода, справедливо подчеркивал американский юрист Лернед Хэнд, живет в душах людей, а когда она там умирает, ее не спасут ни конституции, ни законы, ни суды. В проблеме прав человека наряду с термином "права человека" используется понятие "свободы". Свободы человека имеют много форм проявления и определений. Одно из первых таких определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами". Можно сказать, что свобода - это способность и возможность человека действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих интересов и потребностей. Важнейшим из них является стремление быть самим собой, развивать и использовать свой созидательный потенциал, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов <1>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 12.   Итак, права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. В то же время они обусловлены социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Права человека по самой своей природе универсальны, ибо это права всех людей без исключения. Их субъектами являются отдельные люди, группы людей (дети, женщины, лица без гражданства, беженцы и т.д.), отдельные социальные общности (национальные, этнические, религиозные, расовые группы), народы и все человечество в целом.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!