В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 8 страница



  Реформаторские замыслы М.М. Сперанского, политического деятеля, идеолога реформ, прагматика по своей сути, предполагали: 1) политическое развитие как результат становления государственных институтов (парламента, министерств, местного самоуправления) и воспитания граждан; 2) политическую, экономическую модернизацию Российской империи, переход от традиционного общества к обществу, в котором уже формируются предпосылки для политического и социально-экономического подъема, политическая элита, способная провести модернизацию и в котором получили признание идеи о необходимости реформ в обществе и государстве; 3) обоснование естественности для России как европейской державы органичной модернизации и необходимости сочетания традиционной и либеральной элиты как основных типов модернизационных элит в России. Основной силой модернизации М.М. Сперанский считал просвещенную русскую бюрократию, которую еще предстояло сформировать в России; 4) совершенствование законодательства в контексте западноевропейских и американских кодексов и деклараций о правах человека и гражданина: реформа суда, создание выборных дум на всех уровнях, разделение властей, создание Государственного совета; 5) теоретическое обоснование и формирование правовой политики российского правительства в противовес традиционной антиправовой политике, для которой было характерно отождествление права и закона, права и политики; переход от конфронтации традиционной и либеральной элит к их согласию в обществе. К сожалению, не все замыслы и проекты М.М. Сперанского были воплощены в жизнь, а на реализацию состоявшихся потребовалось не четверть века, как предполагал автор, а целое столетие. В своих проектах М.М. Сперанский разрабатывал, по сути, новую идеологию и политику российского правительства, новую модель государства, опираясь на опыт западноевропейских конституционных монархий, - модель, направленную на создание стабильного, сильного государства, целью которого являются благосостояние его граждан и справедливый порядок. Принципиально новым для российской политики было предложение Сперанского об утверждении одного из ведущих принципов буржуазного конституционализма - ответственности исполнительной власти перед властью законодательной как обоснование ограничения самодержавия. М.М. Сперанский разрабатывал правительственную программу реформ с учетом опыта западноевропейских и американской держав, в декларациях которых уже в конце XVIII в. были закреплены основные принципы конституционализма: разделение властей, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в конституции, взаимосвязь гражданской и политической свобод и др. (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; американский Билль о правах 1791 г. и т.п.). Постепенно ведущими в его мировоззрении становятся категории прав и свобод человека, в частности гражданские и политические права. Гражданскими правами Сперанский предполагал наделить всех - дворянство, людей среднего состояния и рабочий народ, в том числе крепостных крестьян. Среди этих прав центральное место занимала так называемая процедура, предусмотренная еще в Habeas corpus act (Англия, 1679), по которой без суда не могло быть наказано ни одно лицо. Политические права, предполагающие участие в управлении государством через посредство выборных дум, могли быть предоставлены только дворянству и людям среднего состояния. Определяющим здесь становился имущественный ценз, в соответствии с которым только имевшие недвижимую собственность могли участвовать в судопроизводстве, принятии законов, контроле исполнительной власти. Учитывая готовность российского общества и государства к подобным радикальным реформам, М.М. Сперанский предлагал политику постепенного вхождения в новый буржуазный порядок, этапами которого были бы: 1) учреждение Государственного совета для обсуждения Гражданского уложения; 2) судебная реформа; 3) созыв депутатов всех состояний (т.е. формирование Государственной думы) для обсуждения Гражданского уложения; 4) принятие Государственной думой конституции, реформы судопроизводства и нового положения Сената <1>. -------------------------------- <1> См. об этом: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989. С. 8 - 12.   Не может также не привлечь наше внимание еще один яркий представитель своего времени - П. Пестель, виднейший представитель декабристов, которые отстаивали естественную свободу и равенство всех людей, неотчуждаемое право человека на безопасность, жизнь и собственность. К этому времени политический опыт демократии в Европе обогатился идеями Великой французской революции, активно шел процесс развития буржуазного конституционализма. Развивая идеи русских просветителей, Пестель выступал за необходимость скорейшего создания Свода законов, нового Уложения, развития местного самоуправления, уважения прав и свобод человека, публичного института избирательного права, права собственности как основного критерия личной свободы. Программа преобразований, перечень прав и свобод граждан, предлагаемых Пестелем, включали следующие этапы: 1) народная конституция могла быть провозглашена только революционным правительством; 2) первоочередными действиями правительства и народа должны были стать: свержение самодержавия (допускалось даже цареубийство), отмена крепостного права, установление законных пределов власти, принятие конституции; 3) в качестве основной политической силы, источника прогресса рассматривался народ; 4) одной из главных целей преобразований считались обеспечение нормального уровня жизни, удовлетворение разумных потребностей народа (с этой целью предусматривалось разделение земли на общую или частную, собственности - на общественную и личную). Пестель использует логику и аргументацию Ж.-Ж. Руссо, говоря о правительстве для народа, которое должно обеспечить безопасность и благосостояние подданных - "государственное благоденствие" <1>. Абсолютизируя роль государства, народного правительства, он не видит в разделении властей надежного гаранта прав и свобод. Пестель разграничивает полномочия Народного вече, Державной думы и Верховного собора, используя только форму, но не содержание теории Монтескье. Проект будущего общества, предложенный Пестелем, страдает отсутствием системы противовесов властей (роль такой системы, например, в США выполнял в то время институт разделения властей, т.е. механизм сдержек и противовесов, провозглашенный отцами-основателями американской демократии). -------------------------------- <1> См.: Пестель П.И. Русская правда // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Л., 1951. Т. 2. С. 81.   Проект конституции П.И. Пестеля: Политические права граждан: 1. Всеобщее избирательное право. 2. Равенство перед законом. 3. Свобода слова, мнений, печати. 4. Право участия в государственных делах. Гражданские (личные) права: 1. Неприкосновенность личности. 2. Неприкосновенность жилища. 3. Свобода вероисповедания. Конституционный проект Пестеля определил приоритеты для оформившихся в 40-е гг. XIX в. программ либерализма (первостепенность личной свободы и частной собственности, приоритет права) и программ радикализма (первостепенность равенства, приоритет общего блага). Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева (1874 - 1948). Себя он называл "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе!" <1> -------------------------------- <1> Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.   Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Н. Бердяев освещал с позиции разработанной им философской концепции христианского персонализма. В своем учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид - это категория биологическая, а личность - категория духовная. Личность самосоздается. Поэтому ни один человек не может про себя сказать, что он вполне личность. В иерархии ценностей личность выше государства. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно признавать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит ему как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. Под правом понимаются лишь духовное неотчуждаемое право человека, "субъективные права человеческой личности" <1>, свобода духа, совести, мысли и слова. -------------------------------- <1> Бердяев Н.А. О работе и свободе человека. М., 1995. С. 175.   Неотчуждаемые права и свободы человека он характеризует как "идеальное право" <1>. -------------------------------- <1> См.: там же. С. 172.   Таким образом, либеральная традиция формировалась в России в нескольких ипостасях: 1) как стиль прогрессивного, радикального мышления, противостоящего консервативному стилю иррационального мышления; 2) в виде ценностных установок, ориентации русских мыслителей, русского общества в целом на приобщение к достояниям мировой философско-правовой, политической культуры; 3) как общественное движение, развивавшееся начиная от этапа кружковых организаций до создания партий и блоков; 4) в качестве тенденции к преобразованию в политической и социально-экономической сферах, ставшей константой правительственного конституционализма, начиная с Александра I, получившего "прививку" либерализма от наставника Лагарпа и бабушки - императрицы Екатерины II. Отдельные либеральные идеи (о парламенте, правах человека, разделении властей, просвещении народа и т.п.), появлявшиеся и развивавшиеся в российской мысли и политической практике эпохи Петра I, Екатерины II, приобрели логическую завершенность и систематически впервые были сформулированы М.М. Сперанским в 1809 г. В силу того что культурно-исторический процесс в России развивался не последовательно, а путем прорывов и рывков, в обществе с каждым таким рывком в неизвестность возникала потребность в идеале, модели совершенного устройства общества и государства. И таких идеалов российская политическая мысль, либеральная традиция дают предостаточно. Но чем более русские мыслители увлекались созданием образцов и идеалов в силу эсхатологичности мышления (т.е. стремления к некой завершенной, конечной, совершенной модели мира), тем более они удалялись от практических, реальных условий, тем утопичнее становились их проекты и модели. До эпохи реформ Александра II консервативная и либеральная традиции в российском обществе развивались как полярные, борющиеся друг с другом направления русской мысли, политики, противоположные стили мышления: с одной стороны - правительство и народ (консервативная традиция), с другой стороны - либеральные представления литературной, философско-правовой, политической мысли (либеральная традиция). Кроме того, еще одной особенностью формирования русской либеральной традиции, утраченной с приходом советской власти, было ее параллельное развитие с формированием русской национальной идеи, о существовании и уникальности которой впервые заявил П.Я. Чаадаев. Если русская национальная идея провозглашала самобытность самого Российского государства, российского народа, то либеральная идея, традиция утверждала индивидуальность, самобытность человека, персонализм как новую методологию исследования истории человечества, в том числе и развивающейся с ним по одним историческим законам России. Именно русская идея, пережившая в истории России либеральную традицию, и стала основанием легитимации русского марксизма в начале XX в., представители которого стремились установить новый самобытный строй и потому использовали настроения большей части общества, настороженно и отрицательно относившейся к западноевропейским институтам парламентаризма, конституционализма и предпочитающей старые русские институты власти: вече, Земский собор и др. Русская идея, основанная на мифах аполитичности русского народа, отсутствии у него потребности в обеспечении прав, трансформировалась в советской империи в советскую идею со своими мифами и идеологемами. Русская национальная идея, возводимая в культ, стала дестабилизирующим общество фактором, продолжая быть основанием для раскола. Если в XIX в. произошел раскол общества лишь на западников и славянофилов, то в XX в. таких расколов было множество: на "врагов" и "друзей" народа, на правый и левый уклон, на космополитов и патриотов и т.п. Подобные противостояния препятствовали формированию в России терпимости к инакомыслию, толерантности, отсутствие которой в полной мере в современном российском обществе тормозит утверждение идей правового государства, гражданского общества, демократических традиций.   § 5. Проблема прав человека в современной философской и правовой науке   Философия и классическая литература во все времена была прежде всего человековедением. Она пыталась найти ответы на наиболее важные вопросы человеческого бытия: что есть человек? Откуда он пришел? Куда он идет? Каковы основные права человека? Каков их источник? В разные периоды развития человеческой цивилизации давались разные ответы на указанные вопросы. XX век был ознаменован активным развитием марксистской философской школы, особенно в России, позже в СССР. Философскую основу марксизма составляют диалектический и исторический материализм. Основными принципами диалектического материализма являются принцип материальности мира, принцип познаваемости мира, принцип развития, принцип революционного преобразования мира, принцип партийности (раскрывающий классовую природу марксистской философии). Исторический материализм составляет теоретическую и методологическую базу марксистской социологии. В основе исторического материализма лежит идея о естественноисторическом процессе развития, которая, в свою очередь, базируется на том факте, что всякое человеческое общество, по мнению марксистов, начинается с добывания средств к жизни. В процессе добывания этих средств люди вступают в определенные отношения между собой (производственные отношения), составляющие реальный базис каждого определенного общества. Над этим базисом формируется политико-юридическая надстройка. Базис и надстройка образуют общественно-экономическую формацию, в которой на разных этапах играет доминирующую роль определенный общественный класс. Исторический материализм, в отличие от идеалистических учений, считает основным творцом истории не Бога (абсолютный Дух, мировой Разум), а народные массы, т.е. человека. В ходе классовой борьбы регрессивный класс уходит с исторической арены, а ему на смену приходит новый, прогрессивный. При этом происходит смена общественно-экономической формации. Другими словами, реальный ход развития истории зависит только от людей, их активности и инициативы, уровень последних выше в тех обществах, где человек имеет больше прав и свобод. Надо заметить, что, по мнению многих видных представителей христианской философии XX в. (таких, как Н.А. Бердяев, М.А. Булгаков, А.Д. Мережковский), марксистская философия является антиподом христианской религии и философии. В частности, А.Д. Мережковский писал, что сознательное христианство есть религия Бога, ставшего человеком, а антихристианство (марксизм) есть религия человека, который хочет стать Богом. Исходная точка антихристианства - существует только человек, нет Бога, Бог - ничто, следовательно, человек-Бог значит человек-ничто. Таким образом, мнимое обожествление человека приводит к его действительному уничтожению <1>. И действительно, подобное имело место в странах, где к власти приходили диктаторские режимы, исповедовавшие радикальные формы марксистской идеологии (как это было, например, в определенные периоды в СССР, КНР, затем в Кампучии и в некоторых других странах). Исторический опыт привел к тому, что интерес к марксистско-ленинской философии как теоретической основе концепции прав человека значительно снизился в последние годы. -------------------------------- <1> См.: Гангус А. На руинах позитивной эстетики // Новый мир. 1988. N 9. С. 161.   В связи с небывало бурным развитием науки и техники мирохозяйственные связи становятся глобальными. Философские школы также приобретают черты глобальных мировоззренческих направлений развития человеческой мысли. Французский экзистенциализм, английский позитивизм, немецкие неогегельянство и неокантианство, американский прагматизм, хотя и появились на национальной философской почве, приобрели планетарный характер и активно воздействовали на характер развития общества, права, государства. В контексте соединения новаторства философской мысли и исторического наследия философских идей представляется полезным рассмотреть такие философские течения XX в., как неокантианство, неогегельянство и иррационализм. Неокантианство - философское направление, которое развивает учение И. Канта в соответствии с последними достижениями в науке. Основные идеи неокантианства были сформулированы и развиты в марбургской и фрейбургской (баденской) философских школах. Герман Коген (1842 - 1918) - основоположник марбургской школы - высказал идею о том, что в общественных дисциплинах столько же науки, сколько в них юриспруденции. Его земляк, немецкий философ права Рудольф Штаммлер (1856 - 1938) указывал, что юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государства. По его мнению, не все социальные предписания властей имеют юридический характер, а только некоторые из них. Естественное право в понимании Штаммлера - это правовые принципы, которые обеспечивают праву быть теоретически правильным (справедливым) при определенных эмпирических условиях; данные принципы еще не обладают позитивным значением, а обращаются к источникам права как форме позитивного права с требованием изменения или переформулирования действующего права. В основе философской концепции Штаммлера лежит принцип развития, олицетворением которого и выступает категория естественного права с содержанием, изменяющимся в соответствии с социальными переменами. Густав Радбург (1878 - 1949) - немецкий философ и политический деятель, представитель баденской школы неокантианства - выступил одним из инициаторов аксиологического направления философии права. Он считал, что предметом философии права является учение не про позитивное право, а про правильное право. Правильность же права можно определить через его ценности, смысл, цель права, иными словами, насколько оно справедливо. Радбург предлагал возродить идею существования более высокого права, чем закон, - естественного права, Божественного права, надзаконного права, в соответствии с ним не-право остается не-правом, даже если облачить его в форму закона. В своем учении немецкий философ не использует понятие "естественное право". Свою же основную идею он воплощает в учении о справедливом праве. Единственным возможным вариантом справедливого права Радбург рассматривает социальное право (т.е. общественно-ориентированное, человеко-ориентированное право) - по его мнению, настоящее, правильное право, которое следует воспринимать как цель, масштаб и критерий действующего права. Неогегельянство - неоднородное направление философской мысли, которое получило распространение в XX в. в Германии, Англии, Голландии, Италии, России, скандинавских странах, США, Франции. Представители этой философской школы, опираясь на учение Гегеля, метафизически толковали историю и культуру, отстаивали идею государства силы и на первый план выдвигали науки о духе, противопоставляя им естественные науки. Много внимания ими уделялось абсолютному духу, его связям с идеями персонализма и экзистенциализма. Неогегельянцами абсолютный дух рассматривается как совокупность индивидуальных сознаний, как высшая форма индивидуальности. Абсолютное восприятие мироздания и законов развития общества, по мнению неогегельянцев, является ориентиром для индивидуального (часто относительного) понимания законов природы. Абсолютный дух не связан с материальным, рациональным. По форме он рационален, а по содержанию - иррационален, поэтому все социальные проблемы можно решить иррационально.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!