В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 6 страница



Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Идеи, содержащиеся в рассмотренных выше актах, принятых в США, отразились и на французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. По замыслу авторов, Декларация должна была представлять собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства. По своему содержанию Декларация является торжественным провозглашением перечня естественных прав человека, принадлежащих ему по природе в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (безусловно почитаемых). Права гражданина связаны с принадлежностью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом). Особенностью Декларации стало намерение создателей сделать ее частью письменной конституции страны. В подготовке Декларации приняли участие Лафайет, Мирабо, Мунье и др. Ж.П. Марат представил проект под названием "Декларация прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции". Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей. О практическом назначении Декларации говорится в преамбуле: - она напоминает согражданам, что "лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий"; - отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взором всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности; - действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть "ежеминутно сравниваемы с целью всякого политического установления" и благодаря такой процедуре станут "более уважаемы"; - требования граждан будут теперь основываться "на простых и бесспорных принципах" и всегда будут обращены к "поддержанию конституции и к общему благу". Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма актуальный вопрос о том, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Права и свободы разделены на права человека и права гражданина. Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как политической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требования закона, который есть выражение общей воли. Права человека (естественные права человека) включают свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению: "люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" (ст. 1); "целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2). В ст. 17 говорилось, что право собственности является "священным и неприкосновенным". Это обстоятельство дало основание одному из составителей Декларации, депутату Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется "неисчислимое множество людей без собственности". Однако компенсацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу: "Свобода должна быть похожа на дневное светило, которое сияет для всех. Но я думаю, господа, что в большом государстве необходимо, чтобы люди, находящиеся в зависимом положении, видели не столько расширение естественной свободы, сколько справедливые ее границы". Права гражданина основаны на правах человека и на верховенстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. ст. 4 - 6, 10 - 11) и законными гарантиями (ст. ст. 7 - 9), а также перечень гарантий участия в политическом управлении (ст. ст. 12 - 16). "Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом" (ст. 4). Далее делается уточнение о характере запретов: "Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом" (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как "выражение общей воли", поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. "Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в зависимости от их способностей; единственным отличием при равенстве могут быть достоинства и талант" (ст. 6). Из конкретных политических свобод указана свобода выражения мнений, с уточнением: "даже религиозных" и с оговоркой: если она не нарушает общественный порядок, установленный законом (ст. 10). Далее уточнялось, что "свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека" (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и гражданина) и что ограничение в пользовании им устанавливает закон, который запрещает "злоупотребление этой свободой" (ст. 11). Законными гарантиями прав гражданина обеспечиваются неприкосновенность, достойное обращение и безопасность гражданина: "Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан..." (ст. 7). "Закон должен устанавливать только безусловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления" (ст. 8). "Поскольку каждый человек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко" (ст. 9). Эта статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора. И наконец, группа статей, которую французский конституционалист Ж. Ведель назвал "малым кодексом политического бытия": "Обеспечение прав человека и гражданина требует публичной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена" (ст. 12). "Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию" (ст. 13). "Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежащую обложению, порядок и продолжительность взимания" (ст. 14). Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельности (ст. 15): "Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции" (ст. 16). Это своеобразное общедоступное определение того, что впоследствии назовут правовым государством, или конституционным государством. В Декларации прав человека и гражданина воплотились многие идеи французских просветителей, живших незадолго до этих событий. Например, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). В "Рассуждениях о политической экономии" он утверждал: "Несомненно, что право собственности - самое святое из всех прав, а потому более важное, чем сама свобода... Собственность - истинная основа гражданского общества". Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков в других странах мира.   § 4. Права человека в истории философской и общественно-политической жизни России   Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в XVIII в. в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России. Результатом политико-правовых исследований западноевропейских и американских либералов XVII - XIX вв. стало формирование западной либеральной традиции, в которой либерализм рассматривался как многоплановый феномен: 1) как признание самого факта свободы; 2) метод, для которого неприемлемыми являются нетерпимый морализм и развязность просвещенного деспотизма; 3) либеральные партии, заинтересованные в свободном развитии личных сил индивида и уверенные в том, что свобода высвобождает энергию, порождает уверенность и согласие, а также дух спонтанно складывающихся товарищества и взаимопомощи; 4) искусство управления, состоящее в умении соединить принцип консервации с принципом прогресса, отличать реальность от химеры; 5) стабильность, постоянство, беспристрастность <1>. -------------------------------- <1> См.: Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993. С. 15 - 16.   В отличие от западной либеральной традиции русская традиция в силу особенностей исторического развития сужала аспекты рассмотрения либерализма до интеллектуального течения, общественно-политического движения, программы правительственных действий. Идеи западной либеральной традиции, заимствованные представителями русской политической мысли, подвергались определенной трансформации под воздействием патриархальной культуры и патерналистской идеологии. В результате в России шел процесс избирательного усвоения либеральной системы ценностей. В связи с этим прав С.С. Секиринский, утверждавший, что "безусловный либеральный этос одних адептов либерализма нередко сочетался с их идеологическим преклонением перед самодержавной властью... а либеральный идеологический энтузиазм других вполне уживался с типично патерналистским поведением власть имущих... или обладателей привилегий" <1>. -------------------------------- <1> Секиринский С.С. Либеральный идеал и российская действительность XIX века: некоторые аспекты взаимодействия // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999. С. 185.   Почва для развития в России либеральной традиции была создана реформами Александра II, поддержавшими либеральные идеи прав человека, выдвинутые русскими мыслителями. Благодаря реформам 60 - 70-х гг. XIX в. в России впервые были созданы такие либеральные институты, как земства, суд присяжных, адвокатура, местное самоуправление. В это время Россия могла воспринять передовые принципы политической и социальной науки и в соответствии с ними преобразовать политический и социальный строй, однако эта возможность была утрачена, "социальный эксперимент Александра II остался незаконченным" <1>. -------------------------------- <1> См.: там же. С. 115.   Историческая драма русского либерализма, по мнению И.К. Пантина, заключалась в том, что демократический и либеральный импульсы вместо взаимодополнения, как это было в США и Западной Европе, находились в "ожесточенном столкновении". "Невозможность объединения или хотя бы взаимопонимания этих враждующих в России тенденций формировала и демократическую, и либеральную идеологию" <1>. Демократы утверждали ненужность либеральных свобод, а либералы опасались крестьянского демократизма. В результате "демократизм в России все больше принимал плебейски разрушительный характер, а либерализм вынужден был сближаться с охранительной тенденцией" <2>. И с этим мнением вполне можно согласиться. -------------------------------- <1> Пантин И.К. Историческая драма русского либерализма // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. С. 99. <2> Там же. С. 100.   Действительно, "непримиримость либерализма и народнической демократии в пореформенную эпоху" стала свидетельством того, что в России еще не было сформировано общество, готовое "придать смысл либеральным концепциям свободы как высшей цели" <1>, выступить в защиту прав и свобод человека и гражданина. Это было обусловлено тем, что если для американской демократии XIX в. - общества без феодальных корней - либерализм являлся "естественным" феноменом <2>, то для российского общества XIX - XX вв., еще сохранявшего феодальные корни, он оставался искусственным феноменом, ибо, как справедливо отмечал Л. Харц, "скрытые корни социалистической мысли повсюду на Западе можно обнаружить в феодальном этосе. Феодальный строй инспирировал теории Руссо, а вместе они инспирировали Маркса" <3>. -------------------------------- <1> Там же. С. 103. <2> См.: Харц Л. Либеральная традиция в Америке. С. 15. <3> См.: там же. С. 16.   Либеральная традиция в России начала формироваться в XVIII в., когда первые ее зерна попали на русскую почву с "западными" преобразованиями Петра I и Екатерины II. Либеральная идея новизны, противопоставляемая Петром I всему старому, изжившему в России, выразилась в преобразовании всех сфер жизни общества, и прежде всего таких ведущих, как экономическая и образовательная. Вновь старые устои были поколеблены Екатериной II, которая продолжила просветительское дело Петра I, налаживая связи с французскими мыслителями, массово издавая в России их переводы. Увлекаясь сама произведениями Вольтера, Дидро, Монтескье, Екатерина II именно по их трудам составляла Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения (1767), мечтала о новом кодексе законов. Однако отсутствие профессиональных юристов-соотечественников и экономическая отсталость страны помешали это сделать. Во второй половине - конце XVIII в. было сильно влияние на русскую мысль идей естественного права, что отразилось на характере многих реформаторских проектов по устройству парламента, отмене крепостного права и т.д. (проекты Н.И. Панина, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и др.), продолженных и в первой четверти XIX в. А.П. Куницыным, М.М. Сперанским, декабристами. В начале XIX в. появилось несколько проектов конституционного устройства России - М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля и др. Большинство из них предлагало создание в России конституционной монархии, что было вполне приемлемо для того периода. Первоначально подготовка проектов конституции и реформаторского преобразования инициировалась самим императором Александром I на волне его настроений в первый довоенный (до Отечественной войны 1812 г.) период его царствования (М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев). Однако позже, опасаясь широкого интереса к конституционным идеям, который вел к появлению радикальных проектов, Александр I отказался от своих замыслов и предпринял гонения на будущих декабристов. Этот период конца XVIII - первой четверти XIX в. является первым этапом формирования русского либерализма, а именно просветительского либерализма, среди основных черт которого: 1) в методологическом плане - утверждение естественно-правового подхода к проблемам человека, общества и государства; 2) в теоретическом плане - процесс привнесения правовых идей западноевропейской либеральной традиции в отечественную либеральную мысль, формирование почвы для становления отечественной либеральной традиции; 3) формирование политико-правовой терминологии в общепринятом для мировой мысли русле (собственность, конституция, парламент, права человека и т.д.); 4) формирование конституционных идей (парламентаризм, закрепление прав и свобод отдельных сословий, подданных), оформление первых проектов конституций; 5) утверждение идей естественного права как фундамента положительного права; 6) формирование либерального мировоззрения и либерального правосознания культурной элиты российского общества. Эпоха Николая I открывает второй этап развития русского либерализма - консервативный либерализм, сформированный в концепциях Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, западников, а также вернувшегося из опалы М.М. Сперанского, приступившего к систематизации российского законодательства при Николае I. В традиционной литературе советского и российского времени этот этап ознаменован появлением классического либерализма в лице Б.Н. Чичерина. Характерные особенности этого этапа: 1) в методологическом плане - синтез естественно-правового и позитивистского подходов к проблемам человека, общества и государства, выразившийся в утверждении консервативного либерализма как основного типа либерализма в России; 2) в теоретическом плане - формирование государственной школы русской историографии, обоснование в политической философии Б.Н. Чичериным принципа "либеральные меры и сильная власть", утверждение в качестве модели правового идеала правового государства; 3) утверждение общности исторического процесса и его закономерностей в России и в Европе; 4) убежденность российских либералов, отстаиваемая ими в обществе, в необходимости мирного пути реформ, мирного преобразования, пути исторического прогресса; 5) обоснование ведущей роли аристократии в историческом развитии по пути либерального реформизма; 6) утверждение либералами необходимости отмены гражданского и политического рабства в России; 7) формирование первых проектов правового идеала (М.М. Сперанский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин); 8) кардинальная трансформация российского законодательства, ставшая мощным прорывом к праву, проведенная с учетом традиций Российского государства и универсальных принципов иностранного законодательства; 9) формирование убежденности в том, что основой всякого развития является личность, а фундаментом - собственность; 10) формирование в итоге растущего правосознания не только культурной элиты общества, но и многих представителей разночинной среды, вовлекаемых в деятельность философских, юридических кружков, политических организаций. Эпоха реформ Александра II была периодом радикального либерализма (включавшего в себя как движение и земский либерализм), ибо преобразования радикальным образом пронизывали все сферы жизни общества: образовательную, экономическую, военную, самоуправления, судебную. Радикальный либерализм передался от организаторов реформ к их исполнителям - земцам, присяжным, адвокатам, представителям местного самоуправления. Именно с появлением адвокатуры в России стала реальной свобода слова, которая хотя и была ограниченной привилегией, но в то же время стала открытием и достоянием общества. С введением суда присяжных представители общественности впервые взяли на себя властные полномочия решать о виновности или невиновности; и груз такой ответственности коренным образом изменял менталитет народа. Деятельность земцев впервые предоставила общественности возможность для самостоятельного определения приоритетов на местах, и они были отданы медицине, здравоохранению, образованию. Реформы способствовали расширению границ либерализма в России, в частности: оформлению четкой программы либерального движения, сочетавшего в себе земский либерализм, правительственный конституционализм и другие направления; формированию в обществе совершенно новых ценностных ориентаций: самодостаточности человека, его индивидуальной самобытности, необходимости защиты его интересов, прав и свобод, ответственности общества за успех преобразований в стране. Однако этот период совпал со временем распространения социалистических идей, утопических по своей природе, но тем более привлекательных для многих представителей русского общества, жаждущих модели нового града, который пришел бы на смену полицейскому государству в России. Таким образом, утверждение либеральной традиции во второй половине XIX в. было поставлено под сомнение в силу нового увлечения многих мыслителей моделью социалистического государства, привлекавшей новой интерпретацией христианских ценностей свободы, равенства, братства, некоторыми ценностями либерального толка (идеи прав человека, народного представительства, всеобщего избирательного права и т.п.). В результате либеральная традиция в определенной степени стала предтечей распространения радикальных идей, в частности русского социализма (понимаемого в основном как крестьянский социализм), русского марксизма (понимаемого как пролетарский социализм), т.е. радикализма, заимствовавшего из либерализма ценностный подход.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!