В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 2 страница



Кроме того, в системе международных отношений сложились международные механизмы контроля и средства обеспечения выполнения международных норм по правам человека. Такие механизмы действуют в лице универсальных и региональных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы (как политико-правовой институт). Также сформировались и действуют международные судебные учреждения, например Европейский суд по правам человека. Аналогичные судебные учреждения имеются и на других континентах. Кроме того, ряд действующих международных конвенций по правам человека предусматривают процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение государствами норм, предусмотренных этими документами.   § 2. Права человека как социально-политическая и правовая ценность   С точки зрения социально-политической и правовой ценности права человека можно определить как стандарты демократии, без соблюдения которых невозможно бескризисное развитие конкретного государства и всего международного сообщества в целом. Такое понимание ценности прав человека сформировалось под влиянием ряда исторических событий и их теоретического осмысления. Англичане в ответ на монархическую деспотию усилили давление на престол настолько, насколько это было необходимо для издания королем Иоанном Безземельным в 1215 г. Великой хартии вольностей. Американцы в ответ на деспотию английской короны ответили восстанием, в обоснование которого Декларацией независимости от 4 июля 1776 г. заявили: "Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает намерение подчинить людей абсолютному деспотизму, то их право, их долг свергнуть такое правительство и установить новых стражей для своей будущей безопасности" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Конституции буржуазных стран. М., 1955. Т. 1. С. 15.   Закономерно то, что Конституции штата Вирджиния от 29 июня 1776 г. предшествовала Декларация прав Вирджинии от 12 июня 1776 г. Этому примеру последовали другие американские штаты - Пенсильвания, Мэриленд, Северная Каролина (конституции также 1776 г.), Вермонт (1777 г.), Массачусетс (1780 г.) и Нью-Гэмпшир (1783 г.) - все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах. Принципы и нормы, сформулированные в указанных актах, получили подтверждение и развитие в Конституции США 1787 г. Не случайно, что первые 10 поправок к данной Конституции получили название "Билль о правах". Выдающееся значение для понимания социально-политической и правовой ценности прав человека имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой классическим образом сформулирована основополагающая идея теории прав человека. В преамбуле этого насыщенного теоретическими положениями правового акта объявлено: "Невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств". Тем самым на нормативном уровне закреплено понимание того, что именно гуманитарное невежество является в конечном счете причиной любых социальных потрясений, что важнейшим способом обеспечения стабильного внутригосударственного и международного правопорядка является придание индивидуальному, общественному и международному правосознанию свойств гуманитарной культуры. Однако человечеству пришлось пережить две мировые войны, множество локальных и региональных вооруженных конфликтов, иных социальных потрясений, прежде чем идеи представителей отдельных наций стали достоянием всего международного сообщества в целом. Основы понимания ценности прав человека на глобальном уровне заложены в 1945 г. принятием Устава Организации Объединенных Наций. Основатели ООН провозгласили права человека в качестве одной из приоритетных целей деятельности Организации Объединенных Наций. Перед Комиссией по правам человека ООН была поставлена задача - разработать "международный билль о правах человека", который мог бы служить эталоном, по которому государства получали бы возможность оценивать свои достижения в гуманитарной области. Первая часть Билля в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Всеобщая декларация прав человека" принята 10 декабря 1948 г., а вторая - в виде двух Международных пактов о правах человека - одобрена Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международные пакты вступили в силу и стали юридически обязательны для участвующих в них государств с 1976 г. Важнейшие нормы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и юридически закрепленные в Международных пактах о правах человека, полностью согласуются и подтверждают основополагающую идею теории прав человека, впервые сформулированную во французской Декларации прав человека и гражданина. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, с одной стороны, утверждается, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира", а с другой - "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества". Понимание прав человека как международно признанных стандартов демократии, без обеспечения которых невозможно бескризисное развитие государств и всего международного сообщества, а гуманитарной культуры как естественной предпосылки обеспечения названных прав подтверждается высказываниями высших должностных лиц ООН, представителей государств, экспертными исследованиями. В докладе Генерального секретаря ООН 44-й сессии Генеральной Ассамблеи указано: "Основу стабильности государства и международного сообщества могут составлять лишь гарантированные права человека" <1>. В одном из выступлений представителя Нигерии в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи подчеркнуто: "Единичные или массовые нарушения прав человека ставят под угрозу мир и безопасность не только в национальном, но и в международном плане. История международной политики и ее недавние события ясно показывают, что правительства, упорно нарушающие права своих граждан, нежизнеспособны. Авторитет и легитимность государств, прочность их институтов, национальное единство, экономическое развитие, да и стабильность международного порядка - все это зависит от уважения прав гражданина и групп граждан" <2>. -------------------------------- <1> Док. ООН А/44/696. 1990. 3 Nov. P. 3. <2> Генеральная Ассамблея. 45-я сессия. Официальные отчеты. Краткий отчет о 49-м заседании. Третий комитет. Doc. General A/CN.3/45/SR.49. 17 Dec. 1990. P. 5.   В Рабочем документе от 22 июня 1994 г. Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств утверждается: "Факт существования тесной взаимозависимости между поддержанием международного мира и безопасности и эффективным осуществлением прав человека и его основных свобод давно получил всеобщее признание. Защита прав человека - одна из главных целей союзников во время второй мировой войны - стала реальностью с образованием Организации Объединенных Наций. Союзники были убеждены в недопустимости когда-либо в будущем зверств по отношению к человеческой личности и разрушения самой международной политической системы. Крупнейшая война из до сих пор случившихся стала (и это понятно) генератором мощнейших усилий в защиту прав человека и его основных свобод, а также в поддержку их осуществления" <1>. -------------------------------- <1> ООН. ЭКОСОС. Комиссия по правам человека. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. 46-я сессия. Doc. E/CN.4/Sub.2/1994/29. 22 Jun. 1994. P. 2.   Примечательно, что та же закономерность выявлена при исследовании взаимодействия прав человека со специальными проблемами социального развития (например, проблемами экологии). В документе Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств от 3 августа 1990 г. резюмируется: "Существует очевидная и/или тесная связь между окружающей средой и правами человека. Однако характер этой связи не всегда однозначен; между тем отдельные нарушения прав человека могут быть источниками или факторами ухудшения окружающей среды" <1>. В докладе экспертов Комиссии социального развития ООН о мировом социальном положении за 1989 г. определяется, в частности, что одним из условий предотвращения угрозы озоновому слою Земли и, следовательно, угрозы существованию человеческой цивилизации является сокращение числа людей, живущих в условиях крайней нищеты, которые в своем стремлении выжить уничтожают озоновый слой <2>. -------------------------------- <1> Doc. E/CN.4/Sub.2/1990/12. 1990. 3 Aug. P. 8. <2> See: UN. ECOSOC. E/CN.S/1989/2. 1989. 15 Feb. P. 50.   В свою очередь, существование гарантированных прав человека как основы стабильности государства и всего международного сообщества в целом возможно при наличии достаточного уровня гуманитарной культуры. Последняя по крайней мере включает в себя два компонента: а) осведомленность об основных положениях международно признанной доктрины прав человека; б) осознание необходимости поступать в соответствии с существующими международно-правовыми стандартами и нормами внутригосударственного законодательства, соответствующими международному праву. Оба компонента находятся в неразрывной взаимосвязи, однако определяющим является первый - фактор осведомленности. Это обстоятельство выделено во Всеобщей декларации прав человека и подтверждено теоретической и практической деятельностью Организации Объединенных Наций. Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что Генеральная Ассамблея "провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией". В докладе Генерального секретаря ООН, названном "Альтернативные пути и средства содействия в рамках ООН эффективному осуществлению прав и основных свобод", та же мысль выражена следующим образом: "Просветительская деятельность - ключевой фактор всеобщего осуществления свода правовых норм в этой области" <1>. В записке Секретариата "Среднесрочный план на период 1992 - 1997 годов" говорится: "Знание прав человека и основных свобод всеми людьми является существенным фактором в деле конечного успеха усилий ООН по всеобщему осуществлению международных стандартов в области прав человека" <2>. -------------------------------- <1> Doc. A/44/660. 1989. 26 Oct. 1989. P. 3. <2> Doc. E/CN.4/1990/54. 16 Jun. P. 5.   Исходя из этого, при содействии или под эгидой ООН учреждены специальные учебные и исследовательские центры проблем прав человека. Так, учреждены и функционируют: Международный институт прав человека в Страсбурге, Институт гуманитарного права в Сан-Ремо, Арабский институт по правам человека в Тунисе, Межамериканский институт по правам человека в Сан-Хосе, Африканский центр исследований в области демократии и прав человека в Банжуре, Институт социальных исследований в Гааге, Датский институт по правам человека, Международный институт по праву на развитие в Риме, Научно-исследовательский центр в области социологии, уголовного права и исправительно-трудовых учреждений в Мессине и др. Имея в виду ту же цель, в 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила международную праздничную дату "День прав человека", отмечаемую 10 декабря каждого года, предложив государствам представлять через Генерального секретаря ежегодные доклады об информационных мероприятиях, осуществляемых в праздничный период. Признав социально-политическую и правовую ценность прав человека, государства - участники СБСЕ - ОБСЕ подписали 15 января 1989 г. Итоговый документ Венской встречи. Тем самым они взяли на себя обязательство "обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними; поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросы развития и защиты прав человека и основных свобод". Социально-политическая и правовая ценность прав человека обусловила включение в текст Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991) положение о том, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы граждан сотрудничающих государств просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств уважать такие права и свободы, установленные в национальном законодательстве и международных договорах, участниками которых они могут являться. Государства - участники Московского совещания СБСЕ признали необходимость предпринять индивидуально или совместно дальнейшие мирные усилия, касающиеся прав человека, демократии и верховенства закона в контексте безопасности и сотрудничества в Европе, с целью придать демократическому прогрессу необратимый характер и не допустить каких-либо отступлений от стандартов, изложенных в принципах и положениях Заключительного акта Совещания, Итогового документа Венской встречи, Документа Копенгагенского совещания, Документа Парижского совещания - Парижской хартии для новой Европы и Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. В заключение следует упомянуть о том, что фактором особой социальной ценности прав человека объясняется постановка и обсуждение в Организации Объединенных Наций проблемы так называемой гуманитарной интервенции (допустимости вооруженного вторжения на территорию государства в случаях, если правительство данного государства не желает или не в состоянии предотвратить случаи грубейших и массовых нарушений прав человека) <1>. -------------------------------- <1> См., например: Письмо Постоянного представителя Канады при Организации Объединенных Наций от 26 июля 2002 г. на имя Генерального секретаря.   Глава 2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ   § 1. Идеи прав человека в античной и средневековой Европе   Права человека - их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. В разные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание. Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Тысячелетия шел поиск способов взаимоотношений индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограничить всевластие государства, оградить человека от произвольных действий государственных органов и должностных лиц, предоставить личности как можно более широкое поле для самоопределения. "Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах" <1>. -------------------------------- <1> Гегель Г.В.Ф. Соч. М.; Л., 1934. Т. 8. С. 98 - 99.   Права человека - это наиболее зримая государственно-правовая форма объективации конкретно-исторических ступеней свободы. Каждый человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содействовать общество и государство. Объем же этих благ всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенства, получить современное звучание. Идея прав человека, несомненно, имеет длительную историю. В объяснении же истоков происхождения прав человека бытует два подхода. Первый связывается с древностью, второй - с XVII - XVIII вв. - периодом становления буржуазии как класса. Можно выделить три основных направления исторического развития концепции прав человека в античной и средневековой Европе: 1. Формирование идеи человека, личности как чего-то отдельного, выделяемого из рода, общины, государства; как самостоятельного субъекта права. 2. Развитие собственно правовой системы, кодификации законов и становление юридических институтов в древности и средневековье. 3. Разработка идеи универсальности прав и законов, их применимости ко всем людям без исключения <1>. -------------------------------- <1> См.: Саидов А.И. Международное право прав человека. М., 2002. С. 18.   Возникновение представления о прирожденном, неотчуждаемом характере прав человека относится к античному времени, к идее естественного права человека в правовой мысли Древней Греции. В античном обществе - Древней Греции и Древнем Риме - содержание прав человека связывается с античным полисом. Само зарождение концепции прав человека в VI - V вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демократии, и появление принципа гражданства были значительными вехами движения человечества к прогрессу и свободе. В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в эту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной формы государственного устройства, как полития. Однако следует заметить, что в античной мысли господствовала концепция государственного всевластия и речь шла о правах гражданина, а не о правах человека как таковых. Право вообще и права отдельных людей - членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости. Идея справедливости полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.). В этом плане следует отметить существенное правовое значение суждений семи мудрецов Древней Греции (конец VII - начало VI в. до н.э.). Одним из семи мудрецов был Солон (около 638 - 559 гг. до н.э.) - знаменитый афинский государственный деятель и законодатель. Особый интерес представляет понимание Солоном закона (и его власти) как сочетания права и силы <1>. Реализуя представление о надлежащей мере в своем законодательстве (594 г. до н.э.), он уничтожил долговое рабство и ввел в Афинах умеренную цензовую демократию, пронизанную идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. -------------------------------- <1> См.: Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. Казань, 2004. С. 9.   В своих элегиях Солон отмечал: "...всех я освободил. А этого достиг Закона властью, силу с правом сочетав, И так исполнил все я, как и обещал, Законы я простому с знатным наравне, Для каждого прямую правду указав, Так написал" <1>.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!