В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 5 страница



Во второй части Декларации говорилось о том, что король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая чужда их конституции и не признается их законами. Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король "прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки"; "он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй". Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом. В заключительной части Декларации независимости США решение существовать "свободно и независимо" делегаты изложили в таких словах: "...уповая на помощь божественного провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью". Эта Декларация провозгласила бывшие английские колонии "свободными и независимыми штатами". Как сказал о Декларации Авраам Линкольн более чем полвека спустя после ее принятия, те, кто ее подписал, "просто хотели заявить о правах, чтобы они могли быть осуществлены так скоро, как позволят обстоятельства. Они хотели определить эталон принципов свободного общества, которые были бы знакомы всем и были всеми почитаемы, на которые бы все равнялись, за которые бы все боролись и пытались приблизиться к ним, никогда, однако, не достигая их и тем самым постоянно расширяя и углубляя их значение, привнося еще большее счастье и ценность в жизнь всех людей любого цвета кожи в любом месте" <1>. -------------------------------- <1> По материалам Информационного агентства США.   Конституция США 1787 г. Принятие Конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. В феврале 1787 г. конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с целью пересмотра Статей конфедерации 1781 г. - первой Конституции США, принятой на Втором континентальном конгрессе. Однако конвент пошел дальше - он принял конституцию. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и семи статей, из которых только четыре разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Дж. Локка и Ш. Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Учредители Конституции не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, Конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах. Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т.е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников, сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются населением отдельных штатов. Высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом. Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т.е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона власти. В-третьих, Конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах. Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами конгресса. Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти. Конституция США заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является основой американского федерализма. Конституция США открыла новую веху в развитии американских прав и свобод. По мнению некоторых авторов советской школы <1>, к моменту своего принятия Конституция США якобы не содержала никаких положений, касающихся прав и свобод человека, что "вполне отвечало ее компромиссному духу и общему желанию всех консервативных сил не допустить углубления радикальных общественных преобразований в стране" <2>. -------------------------------- <1> Такого мнения, например, придерживались Ф.В. Боровик, Г.Г. Санько. См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 1987. <2> См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. С. 81.   Однако с этим утверждением нельзя согласиться. Из анализа Конституции США можно сделать вывод, что она содержит ряд конкретных запретов против нарушения прав и свобод граждан. Например, говоря о законодательной ветви власти, ст. I запрещает приостановление действия привилегии приказа habeas corpus, а также принятие биллей об опале и законов, имеющих обратную силу. Статья III (о судебной ветви власти) предусматривает, что все уголовные дела рассматриваются судом присяжных, а также устанавливает необходимость наличия строгих правил доказательств при осуждении за государственную измену. Статья IV гарантирует, что "гражданам каждого штата предоставляются все привилегии и льготы граждан других штатов", а ст. VI запрещает применение проверки религиозности в качестве условий для занятия государственных постов и должностей <1>. -------------------------------- <1> См.: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993. С. 29 - 40.   Другие ученые советской школы (например, В.В. Согрин) утверждали, что разглагольствования об американской Конституции как о "вместилище всех и всяческих свобод и прав человека" - не более чем пропагандистская натяжка буржуазных идеологов США <1>. -------------------------------- <1> См., напр.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. М., 1987. С. 17.   Конечно, можно согласиться с тем, что в целом вышеуказанный перечень конституционных положений едва ли представляет собой всеобъемлющую хартию прав и свобод. Провозгласив многие важные демократические принципы и гарантии прав и свобод, Конституция США в то время не воспроизвела некоторые принципиальные идеи Декларации независимости, сохранила институт рабства и т.п. Именно поэтому большую актуальность приобрел Билль о правах, принятый вслед за Конституцией. Но тем не менее тот факт, что в США поддерживается настоящий культ Конституции, может служить достойным примером для подражания, но никак не предметом жесткой критики. Билль о правах. Первые 10 поправок, получившие название "Билль о правах", были приняты конгрессом в 1789 г. и вступили в силу в 1791 г. Отсутствие в Конституции 1787 г. полного перечня прав и свобод граждан ее "отцы-основатели" обосновывали различными аргументами. Одни доказывали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах <1>. Другие считали, что специальный свод прав и свобод является конституционным излишеством. Если права и свободы являются естественными, то они не нуждаются якобы в конституционной записи. Третьи указывали, что права и свободы уже закреплены конституциями отдельных штатов, а потому воспроизведение их в Конституции США излишне. На это критики проекта резонно возразили, что, если бы федеральная Конституция, подобно Статьям конфедерации 1781 г., объединяла не население страны, а штаты, сохраняя их суверенитет, тогда позиция ее составителей была бы понятна, но, поскольку федеральная Конституция объявлена высшим законом по отношению к конституциям штатов, включение в нее Билля о правах просто обязательно <2>. -------------------------------- <1> Например, таково было мнение Дж. Вильсона и А. Гамильтона, которое и убедило большинство делегатов в отсутствии необходимости инкорпорации Билля о правах в текст Конституции. См.: Конституция США: история и современность. М., 1987. С. 80. <2> См.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. С. 16.   Некоторые штаты требовали дополнить Конституцию США Биллем о правах, отказываясь ее ратифицировать <1>. В 1789 г. конгрессу были представлены поправки к Конституции, касающиеся прав и свобод индивида, которые впоследствии были приняты конгрессом и ратифицированы штатами 15 декабря 1791 г. -------------------------------- <1> См.: там же. С. 17.   Некоторые считали, что Билль о правах был внесен сторонниками Конституции в качестве уступки за ратификацию Конституции штатами, где сильны были позиции антифедералистов <1>. -------------------------------- <1> The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard Schwartz. Madison House, 1992.   Поправки, составляющие Билль о правах, гарантируют свободу религии, слова и прессы. Они также провозглашают право граждан на мирное собрание, на подачу петиций в правительство для рассмотрения жалоб, на ношение оружия, на защиту личности, дома, документов и имущества от необоснованного обыска или конфискации, на судебное разбирательство и публичное, беспристрастное и своевременное рассмотрение дел судом присяжных. Необходимо отметить, что в литературе встречается мнение, согласно которому во время принятия Билль о правах рассматривался не как провозглашение прав человека, а как средство для защиты прав штатов от чрезмерных посягательств федерального правительства и что рассмотрение Билля о правах как акта, провозгласившего права человека, началось позже, преимущественно в решениях Верховного суда <1>. -------------------------------- <1> The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard. Schwartz. Madison House, 1992.   Первая поправка, включенная в этот Билль, регламентировала основные гражданские права и свободы. Здесь необходимо сказать несколько слов о самом понятии "гражданские права и свободы" <1>. -------------------------------- <1> Следует отметить, что правоведы США относят понятие "гражданские права и свободы" главным образом к политическим партиям и нормам гражданских правоотношений, закрепленных в Конституции, вследствие чего понятия "гражданские права" и "политические права" употребляются как тождественные.   Еще в XVIII в. английский юрист Блэкстоун характеризовал гражданскую свободу как "великую цель всех человеческих обществ и управления государством, в котором каждый индивид располагает правом добиваться своего собственного счастья согласно своим взглядам на свой собственный интерес и следовать велениям своей совести, не ограниченным ничем, кроме как справедливыми, беспристрастными и равными для всех законами". Среди множества определений можно выделить следующее, которое приводит российский ученый А.М. Каримский: гражданские права - это идеальные нормы, воплощающие и символизирующие требования последовательного осуществления равноправия <1>. -------------------------------- <1> См.: Каримский А.М. Конституция США и проблемы прав человека // Конституция США: история и современность. М., 1998. С. 249.   А известный ученый-американист В.Г. Каленский определяет гражданские свободы как установленную и гарантированную законом сферу автономии гражданина по отношению к государственной власти и другим гражданам. Это, продолжает он, либо свобода определенных действий, волеизъявлений, прежде всего свобода выражения мнений, требований и суждений политического порядка, либо право гражданина на невмешательство органов государства и других граждан в сферу его личных убеждений <1>. -------------------------------- <1> См.: Каленский В.Г. "Билль о правах" в конституционной истории США. М., 1983. С. 78.   Американский ученый Норман Дорсен утверждал, что на практике гражданские свободы обычно представляют требование прав, которые гражданин может утвердить в борьбе против государства. И далее он перечисляет эти права: свобода слова, свобода печати, свобода собраний и свобода объединений, право на участие в выборах, религиозная свобода, право на законное судебное разбирательство, а также право на равенство, поскольку оно позволяет людям участвовать в делах общества независимо от расы, религии, пола и других характерных особенностей человека, не связанных с его личными способностями <1>. -------------------------------- <1> Norman Dorsen. Our Endangered Rights. Pantheon, 1984. P. 47.   Представляется, что с таким определением гражданских прав можно согласиться, хотя данный перечень едва ли можно назвать исчерпывающим. Рассмотрим конкретные гражданские права, регламентируемые первой поправкой Билля о правах США. Она гласит: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб" <1>. -------------------------------- <1> Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. С. 40.   Провозглашая, что конгресс не должен издавать законы, способствующие установлению в США официальной государственной религии, поправка устанавливает принцип отделения церкви от государства и право исповедовать любую религию. Решая дела, в которых затронуты вопросы взаимоотношений церкви и государства, Верховный суд сформулировал принцип, согласно которому государственные институты должны соблюдать нейтралитет в своих взаимоотношениях с церковью: это выражено в неконституционности практически общеобязательных молитв для учеников государственных школ, включении в школьные программы изучения Библии, организации проповедей для учеников в стенах государственной школы в учебное время, исключении из программы изучения теории Дарвина о происхождении человека и др. Свобода слова и свобода печати в американской доктрине рассматриваются как неразрывные, вытекающие одна из другой и взаимодействующие друг с другом <1>. -------------------------------- <1> См.: Media Law / By Ralph Holsinger. McGraw-Hill, Inc. 1991.   В одном из своих решений Верховный суд США дал определение понятия "свобода" применительно к первой поправке: "Слово "свобода" охватывает не только право человека быть свободным от физического ограничения, но и право быть свободным в использовании всех своих способностей" <1>. -------------------------------- <1> См.: Grosjean v. American Press Co. 297 U. S. 243 - 244 (1936).   В другом своем решении Верховный суд постановил, что "ядром свободы слова является не просто свобода, а "биномная свобода" - право на свободу слова предоставляет индивиду свободу молчать, равно как и свободу выражать свое мнение" <1>. -------------------------------- <1> West Virginia State Board of Education v. Barnette, 319 U.S. 624 (1943).   Но, как показывает теория и практика, свобода не бывает абсолютной. В ряде своих решений Верховный суд сформулировал критерии, определяющие допустимые пределы, за которыми выражение политических взглядов, критика правительства перестают охраняться первой поправкой и могут караться. Концепция свободы печати в Америке была основана на трактатах английских журналистов-вигов Томаса Гордона и Джона Тренчарда. Смысл данных трактатов сводился к провозглашению принципа социальной ценности свободы печати. В них провозглашалась идея о том, что печать должна быть свободна не только от предварительной цензуры, но и от преследования за пасквиль и диффамацию после публикации. Передовые американцы высоко оценили труды англичан. В их числе был и Б. Франклин, который стал одним из самых убежденных сторонников свободы выражения мнений, а также сыграл значительную роль в развитии периодической печати. Идеи свободы печати были развиты и Т. Джефферсоном. В частности, он писал: "Наша свобода зависит от свободы печати, а свобода печати не может быть ограничена без того, чтобы не оказаться утраченной целиком" <1>. -------------------------------- <1> Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992. С. 16.   Первая поправка формально не содержит права на объединение, ничего не говорит о свободе ассоциаций, о политических партиях. В 1952 г. Верховный суд обосновал свободу ассоциаций, давая толкование первой поправки: "Хотя положение о свободе ассоциаций прямо не сформулировано в поправке, она на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободе слова, собраний и петиций" <1>. -------------------------------- <1> Emerson Th., Haber D. Political and Civil Rights in the US. N.Y., 1952. P. 249.   Первая поправка к Конституции США выступает как правовая, вернее, конституционная основа процесса формирования и функционирования всех негосударственных органов и организаций, как исходная юридическая база для разработки и издания различных нормативно-правовых актов, регламентирующих внутреннюю жизнь и деятельность данных институтов. Будучи важной формой защиты гражданских прав и свобод, она отражает принципы естественного права и свободного правительства, которые сыграли огромную роль в формировании концепции американских гражданских прав и свобод; поправка II гарантировала народу право хранения и ношения оружия; поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!