В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 3 страница



-------------------------------- <1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 38 - 39.   Поиски объективной формы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (VI - V вв. до н.э.). Пифагорейцы при освещении проблем права и справедливости первыми начали теоретическую разработку понятий равенства, справедливости, которые заключались, согласно пифагорейцам, в воздаянии равным за равное. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства людей <1>. -------------------------------- <1> См.: Утченко С.Л. Политические учения Древней Греции и Рима. М., 1977. С. 41.   Они также внесли заметный вклад в рационализацию представлений о равенстве как характеристике и свойстве справедливости. Это имело прямое отношение к рационализации представлений о принципе формального (правового) равенства, поскольку справедливость - это абстракция права, его абстрактное выражение и определение. В содержательном плане их определение справедливости как "воздаяние равным за равное" представляло собой определенную теоретическую абстракцию и формализацию принципа талиона ("око за око, зуб за зуб"). Существенная для естественно-правовой теории характеристика закона и государства как чего-то искусственного, вторичного и обусловленного неким естественным началом (естественным развитием человеческого общества) встречается в развернутом виде уже у Демокрита (около V - IV вв. до н.э.). Соотношение естественного и искусственного - это соотношение того, что существует "по правде" (т.е. в природе, в действительности), и того, что существует лишь согласно "общему мнению" <1>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 40 - 41.   Представление о равенстве и его связи со справедливостью и правом было углублено и развито Сократом, Платоном, Аристотелем. Трактуя равенство как принцип справедливости и права, они при этом различают два вида равенства: равенство арифметическое (равенство меры, числа, веса и т.д.) и геометрическое (равенство по достоинству). Говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, Сократ утверждал (469 - 399 гг. до н.э.), что только на этом пути достижима свобода - прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства. Рационалистические цели Сократа были развиты его учеником Платоном (427 - 347 гг. до н.э.). В его проекте идеального государства отсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон писал: "Заниматься каждому своим делом - это, пожалуй, и будет справедливостью", "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое" <1>. Эту же проблему по-своему стремится разрешить и Аристотель. Право (и естественное, и волеустановленное) - это, по Аристотелю, политическое право. Оно возможно и имеет место только в государстве, т.е., согласно Аристотелю, в условиях политической (полисной) организации людей, "причем для (граждан) свободнорожденных и равных пропорционально или арифметически" <2>. -------------------------------- <1> Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. С. 11. <2> Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 24.   При господском (т.е. неполитическом) типе власти и отношений (в варварских деспотиях, в отношениях между господином и рабом и т.д.) право, согласно Аристотелю, невозможно. Все это в целом означает, что, по Аристотелю, естественное право возможно как политическое право, а права человека - лишь как права гражданина (члена полиса). Аристотелем также было развито учение о двух видах справедливости (при распределении всего - власти, почести, выплат и т.п.). Реальное соотношение прав гражданина и полиса (политического целого, государства) в эту эпоху отчетливо отражено в осуждении и казни Сократа, выступившего с принципом индивидуальной свободы и автономии личности. Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией равноправия женщин с мужчинами (правда, с недопущением женщин в высшие чины правителей). Говоря о формировании представлений о правах человека, следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности и независимой от государства индивидуальной семьи). Начало антично-просветительского подхода к человеку связано с творчеством древнегреческих софистов. Знаменитая формула софиста Протагора: "Мера всех вещей - человек" <1> - обладает огромным общегуманистическим потенциалом, значимым и в области правовой проблематики. -------------------------------- <1> Там же. С. 25.   Ряд софистов (Антифонт, Ликофрон, Алкидам) выступили с идеей естественного равенства всех людей - равенства по природе, по естественному праву. Неравенство людей, включая и их деление на свободных и рабов, трактовалось при этом как следствие искусственных человеческих установлений, полисных законов. Идею равенства людей и их "личных прав", обусловленных природой и гарантируемых полисным законом, обосновал Ликофрон. Эта плодотворная концепция, существенная для истории учений о правах человека, опиралась у Ликофрона на представления о договорном происхождении полиса и его законов. Усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода. Стоик Марк Аврелий (в 161 - 180 гг. - римский император) развивал представления о "государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных" <1>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 50.   С позиций естественного права философское учение о государстве, законе и правах людей весьма основательно разработал Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон дает такое определение естественного права: "Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им или запрещая что-либо. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 51.   Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой-либо писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство как "общий правопорядок" - это по существу естественное право самих людей (граждан государства). На новой основе идею всеобщего равенства и свободы людей (независимо от их имущественного положения, социального статуса, этической и государственной принадлежности и т.д.) проповедовали представители раннего христианства. Для развития представлений о правах человека важное значение имели, например, такие их требования и положения: "Где нет закона, нет и преступлений", "Каждый получает награду по своему труду". Ключевую роль в концепции прав человека играет понятие субъекта права, разработанное в римской юриспруденции. Считая, что по естественному праву все рождаются свободными, римские юристы субъектами права признавали только свободных, оставляя рабов лишь в качестве объектов права. Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового пространства, как всеобщность и единство требований закона: "Под действие закона должны подпадать все". Юридическая конкретизация смысла и значения представлений о естественно-правовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т.д., разработанная юристами Модестиком, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека. Большое значение для развития концепций прав и свобод человека имели разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений. Согласно римской юриспруденции государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и не над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще. Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения. В Средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом. В согласии с непосредственно политическим и правовым значением сословного деления в феодальном обществе права человека стали определяться его сословной принадлежностью. Различные социальные статусы обусловливали разные уровни прав - привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы "права - привилегии". Принцип правового равенства стал распространяться на более широкий, чем ранее, круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека. Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов). Практическое же выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей). Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями Средневековья. Так, представители ряда юридических школ того времени (X - XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции. Применительно к государству такой естественно-правовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством. Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом. Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве. Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству все люди равны как "дети Божьи". Ряд конкретизаций принципа равенства содержатся в Новом Завете: "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить", "В равное возмездие распространитесь и вы" <1>. -------------------------------- <1> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 59.   Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августин, Фома Аквинский и др.). Однако следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи прав человека присутствовали значительно в меньшей степени, чем в римском праве. Наиболее значимым правовым актом, закрепляющим сословные права и свободы, являлась принятая в Англии в 1215 г. Великая хартия вольностей <1>, которая по праву считается одной из исторических вех, положивших начало нормативному закреплению основополагающих прав человека. В ней провозглашался принцип верховенства закона, предусматривались определенные свободы для низших сословий (купцов и крепостных), юридические механизмы защиты от произвола властей. Хартия содержала основы конституционного правового государства, закрепляла права и привилегии сословий. Особую известность получила ст. 39, запрещавшая арест, заключение в тюрьму, лишение владений, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. Эта статья гарантировала неприкосновенность свободной личности. -------------------------------- <1> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 2001. Вып. 2.   К Средневековью относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод человека. Так, в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев. Развитие идей прав и свобод человека в период Античности и Средневековья, несомненно, послужило важной отправной точкой для дальнейшего развития идей свободы, равенства и прав людей в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения.   § 2. Развитие идей о правах человека в период Возрождения, Реформации и Просвещения. Немецкая классическая философия   В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правах и свободах человека в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личностей, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и в юридическое закрепление их результатов. Важным составным моментом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Гуго Гроций (1583 - 1645) писал: "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" <1>. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связаны (у Г. Гроция и целого ряда последующих мыслителей) и положения о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора. -------------------------------- <1> Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 74.   Развивая идеи Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Г. Гроций делил права человека прежде всего на естественные, вытекающие из разумной природы человека, существующие независимо от божественного авторитета, и права человека, возникающие путем установления, которые часто изменяются во времени и различны в различных местах. При этом определяющее значение Г. Гроций придавал естественным, а не политическим правам человека <1>. -------------------------------- <1> См.: там же. С. 45.   В отличие от договорной концепции государства Т. Гоббс развивал идею единства естественного и позитивного права. По его мнению, безграничные свободы каждого и всех в естественном состоянии парадоксально оборачиваются, по мнению Т. Гоббса, высшей несвободой, поскольку каждый имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в войну всех против всех. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютное субъективное естественное право должно быть ограничено, нормировано, упорядочено под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, т.е. предписания или найденные разумом общие правила, на основе которых люди должны прийти к соглашению. Определяющее значение для естественно-правовой теории Т. Гоббса имеют законы эквивалента, справедливости и равенства в отношениях между людьми. По теории Гоббса, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Т. Гоббс обосновал положение о единстве естественного и позитивного права. Позитивный закон у него служит политическим средством осуществления естественного закона. Это один из аспектов права, в отличие от произвола, облеченного в форму закона. Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза (1632 - 1677) отмечал, что "цель государства в действительности есть свобода". Он подчеркивал, что "естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается" <1>, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тираническому правлению <2>. -------------------------------- <1> Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 261. <2> См.: там же. С. 300.   В этой связи Б. Спиноза выделяет и исследует факторы, определяющие пределы государственной власти в ее отношениях с индивидами. Во-первых, замечает он, такой предел обусловлен собственной природой государства, тем, что оно "зиждется на разуме и направляется им" <1>. -------------------------------- <1> См.: там же. С. 302.   Во-вторых, к праву государства не относится "все то, к выполнению чего никто не может быть побужден, ни наградами, ни угрозами" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 303.   Так, согласно Б. Спинозе вне государства, вмешательства в жизнь и дела гражданина, т.е. в сфере его естественного права, находятся способность суждения, свобода совести, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право человека не свидетельствовать против самого себя, право на попытку избежать смерти и т.д. "В-третьих, наконец, - пишет он, - нельзя упускать из виду, что к праву государства менее всего относится то, на что негодует большинство" <1>. -------------------------------- <1> Там же.   Это означало, что право государства должно соответствовать мнению большинства и что государственная власть должна считаться с общественным мнением. Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Дж. Локком (1632 - 1704). Такую форму государства он противопоставляет деспотизму.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!