В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 7 страница



Среди основных черт этого этапа либерализма следует отметить: 1) привлечение общественных сил к активной деятельности в земствах на уровне городского и местного самоуправления и др.; 2) впервые появление в России демократического института защитника прав и свобод человека - адвоката, что способствовало формированию первых ростков правовой культуры, готовило почву для возрождения естественного права в русской теории; 3) формирование убежденности общественных сил в необходимости продолжения правительством политики "либеральных мер и сильной власти" (Б.Н. Чичерин); 4) постепенный отказ в русской мысли от понимания человека только как части совокупного целого и формирование либеральных представлений о человеке прежде всего как о личности во всех сферах, которые затронула реформаторская эпоха Александра II, о личности как высшей правовой ценности; 5) оформление нескольких культурных сценариев развития российской истории как закономерного (для либеральной части общества) следствия политики реформизма Александра II: конституционной монархии, "истинной монархии" (самодержавия с некоторыми элементами западноевропейских демократических институтов) и т.д. Период от эпохи Александра III, включая эпоху Николая II, традиционно именуемый новым либерализмом, был на самом деле эпохой демократического, радикально-демократического либерализма, ибо все основные концепции, влиявшие на политическую практику, были проникнуты духом демократических реформ, демократических свобод, "возрожденного естественного права", совпадая по ряду положений с радикализмом (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, А.Д. Градовский, М.М. Ковалевский и др.). Программы многих политических партий также были проникнуты подобным духом и включали в себя разделы о правах и свободах граждан. Для этого периода характерны следующие черты: 1) в методологическом плане - утверждение интегрализма как метода научных исследований по философии, истории, психологии, праву, что проявилось в создании таких интегральных теорий этого времени, как психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов), теории правового социалистического государства (Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен), культурного государства (П.Б. Струве), появление новых подходов научных исследований - с позиций персонализма (Н.А. Бердяев, И.А. Покровский), феноменологии (Н.Н. Алексеев) и т.д.; 2) в теоретическом плане, в либеральной мысли - утверждение утопичности теорий конечного завершенного мирового устройства, кризис в связи с этим теории правового государства, конституционного государства, государства правды и справедливости и т.п.; 3) в практическом плане - включение основных принципов демократического устройства государства в большинство проектов программ политических партий. Резкая смена этапов развития либерализма - от консервативного к радикальному - способствовала кризису философии, теории и практики либерализма. Именно в состоянии кризиса, культурного раскола, отсутствия единства, неадекватного вторжения либеральной идеологии со стороны общества, поиска новых путей развития либерализма (либо компромисс с революционной властью, либо примирение с терпящим крах режимом) и застала революция представителей либерализма, разделенного на политические партии и общественные движения и расколотого на противостоящие группировки. Однако освещение идеи прав человека в истории философской и общественно-политической жизни России было бы недостаточно полным, если бы мы не уделили внимание отдельным представителям отечественной истории. Первыми просветителями России можно по праву назвать Петра I и Екатерину II, благодаря усилиям которых были подготовлены первые предпосылки для движения к кодификации российского законодательства. Особенностью XVIII в., который многие склонны называть философским, в России, особенно на заре и закате его истории, наблюдался устойчивый интерес к европейской культуре. Так, Петр I поддерживал переписку с Г. Лейбницем, Х. Вольфом, А. Кантемир - с Ш. Монтескье, граф И.И. Шувалов - с Вольтером, Д. Дидро, Гельвецием, Екатерина II - с Д. Дидро, Ф.-М. Гриммом, Вольтером, Е.Р. Дашкова - с Д. Дидро, А. Смитом, Д.А. Голицын - с Гельвецием, Д. Дидро, Вольтером, Г.Г. Орлов - с Ж.-Ж. Руссо <1>. -------------------------------- <1> См.: Философский век: Альманах. СПб., 1997. Вып. 2: Просвещенная личность в российской истории. С. 7.   Екатерина II при подготовке Наказа Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения использовала следующие труды европейских ученых: "О духе законов" Монтескье, "Политические наставления" Бильфельда, раздел "Полиция" 12-томной "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера. В Наказе Екатерина II практически рассуждала о введении принципов конституционной монархии в России, утверждая, что Россия является европейской державой, а значит, должна развиваться по европейским историческим законам. Наказ Комиссии стал концентрированным изложением идей французских просветителей с комментарием императрицы. Размышляя о свободе и равенстве, Екатерина II перефразировала идеи Ш. Монтескье: равенство граждан состоит в подчинении всех одним законам, равенство требует хорошего установления (ст. ст. 33 - 34); свобода понимается как то, что не запрещено законами и не наносит вред обществу или отдельному человеку (ст. 41) <1>. Именно законы, утверждала Екатерина II, предохраняют государство от бед, обеспечивают безопасность каждого гражданина (ст. 33). Поэтому необходимо создать в России хранилище законов, которым призван быть Сенат (ст. 22). И если нравы и обычаи создаются народом, то законы должны создаваться законоположниками, т.е. законодателями (ст. 59). -------------------------------- <1> См.: Глушкова С.И. Права человека в России. М., 2005. С. 33.   Ведущее место в российской политико-правовой и философской науке в XVIII - XIX вв. занимала правовая школа немецкой философии. Это было обусловлено тем, что: 1) первые профессора приглашались в Академию наук и Московский университет из Германии; 2) Петровские преобразования были ориентированы прежде всего на структуры немецкого и шведского государственных управлений; 3) распространялись в связи с этим в первую очередь переводные труды немецких правоведов и философов; 4) Германия воспринималась как единственный в XVIII - XIX вв. центр университетской науки в Европе, попасть в который или по крайней мере соприкоснуться с которым мечтал любой образованный подданный Российской империи. Среди немецких мыслителей, оказавших решающее влияние на формирование русской философии права, нужно назвать С. Генфендорфа, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Среди других причин утверждения господства немецкого идеализма в России можно назвать: 1) политическую, когда из-за негативного влияния революционных событий 1789 - 1793 гг. во Франции под подозрение попала и французская философия; 2) социальную: русские философы занимались в основном в немецких университетах, а в Россию приглашались (как благонадежные) немцы, поклонники идеализма Канта и Шеллинга; 3) методологическую: содержательность, глубина, оригинальность идеализма, который поставил новые задачи философии и дал новое их решение; неудовлетворенность материализмом и сенсуализмом идеологов Французской революции <1>. -------------------------------- <1> См.: Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 30.   Важнейшими проблемами, поднятыми просветительским движением второй половины XVIII в., были следующие: уровень степени свободы, соотношение свободы и собственности, различное понимание равенства (равенство естественного состояния, политическое равенство, имущественное равенство), приоритет экономической или политической свободы. В то время, однако, не получила развития производная от указанных проблем проблема гарантий прав и свобод, выдвигавшаяся только С.Е. Десницким. Причина этого - в отсутствии почвы, реальных условий для обеспечения этих прав и свобод, пока в России сохранялось политическое и гражданское рабство. В общественно-политической мысли России XVIII в. В.В. Зеньковский отмечал следующие основные течения, учитывая влияние немецкого и французского Просвещения: 1. Русское вольтерьянство, включающее как "вольнодумство", так и серьезное "вольтерьянство". Именно это течение стало, по мнению В.В. Зеньковского, основным источником для формирования радикализма и нигилизма. Как писал В.О. Ключевский, "потеряв своего Бога, русские вольтерьянцы не просто уходили из его храма, но, оставаясь в церкви, хулили и поносили ее" <1>. -------------------------------- <1> Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. С. 32.   2. Новая идеология национализма в связи с крушением прежней - церковной идеологии. При этом обоснование ее одни из сторонников находили в естественном праве, а другие - в просветительстве, русском гуманизме. 3. Русское масонство <1> - как предтеча революционных кружков, социалистических ячеек с теми же фанатизмом, преданностью идеям, филантропией. Именно в масонстве сформировались и четко выразились основные черты будущей российской интеллигенции: приоритет моральных, нравственных, а не правовых норм, осознание долга служения обществу как смысложизненной конструкции. Веря в будущий "золотой век", масоны готовы были посвятить всю свою жизнь активному, деятельному служению идеалу. Благодаря масонской деятельности в России сложилась "уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия" <2>. Первые проявления этой культуры стали опытом, положившим начало будущим традициям свободомыслия, инакомыслия, толерантности в русской политико-правовой мысли. -------------------------------- <1> См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М.; Ростов н/Д, 1999. Т. 1. С. 94 - 95. <2> Позднякова С.А. Западная политическая традиция в России. М., 1999. С. 17.   В конце XVIII в. французская философия стала господствующим направлением в культурной части российского общества. "О степени ее распространения свидетельствует масса появившихся тогда переводов сочинений французских мыслителей, а именно: Вольтера, Монтескье, Кондильяка, Бонне, Гельвеция, Д'Аламбера, Руссо" <1>. -------------------------------- <1> Введенский А.И. Судьбы философии в России. С. 29.   Идеи западноевропейского (Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Дидро, Гельвеций) и американского (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн, А. Гамильтон) просвещения сыграли в России роль стимулятора, толчка, подтверждая и облекая в теоретические формы жизненный опыт русских просветителей. С момента утверждения русского гуманизма, масонства и "вольтерьянства" в России стала распространяться идея свободы мысли, понимаемая многими просветителями как первооснова политической и гражданской свободы. Основателем русской юридической школы, русского просветительского либерализма второй половины XVIII в. и первым русским профессором права стал С.Е. Десницкий (1740 - 1789), разработавший под влиянием Монтескье, Смита, Юма, Гоббса, Локка, Болинброка, Гаррингтона, Мандевиля и других прогрессивных деятелей западноевропейской общественной мысли ряд важнейших идей, получивших дальнейшее развитие в трудах А.Н. Радищева, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева и др.: механизм защиты права собственности; новую правовую терминологию; разграничение прав и их содержания; идеи законоучения и законоискусства как прообраз конституционного права; механизм разделения властей; необходимость изучения положения крестьянства и улучшения его общественного благосостояния. Основные положения программы С.Е. Десницкого стали предметом дальнейшего исследования русской политической и юридической наук в XIX в. Впервые в русской общественно-политической мысли С.Е. Десницкий развивал теорию разделения властей Монтескье, стараясь "приноровить учреждение таких властей нынешнему возвышенному монаршескому состоянию" в России <1>. Он предлагал дополнить к трем традиционным - законодательной, судебной, исполнительной - ветвям еще четвертую ветвь власти - "гражданскую", выступая тем самым за местное самоуправление под судебным контролем. -------------------------------- <1> См.: Глушкова С.И. Права человека в России. С. 39 - 40.   В проекте С.Е. Десницкого, представленном в Комиссию по сочинению Нового Уложения (1767), он предлагал создать конституционную монархию, превратить Сенат во всесословное учреждение, утверждал первостепенность личной свободы как важнейшего неотъемлемого права человека. Разделение властей, создание свода законов и прав как прообраза конституционного права стали у Десницкого гарантиями прав и свобод человека. В этом было его отличие от большинства просветителей, абсолютизировавших роль государства. Одной из противоречивых фигур в истории общественно-политической мысли Екатерининской эпохи был А.Н. Радищев (1749 - 1802). Его программа преобразования российского общества позволяет считать его и просветителем, и революционным демократом. Однако нельзя давать его мировоззрению однозначную оценку, ибо Радищев отразил умонастроения общества в переломный период, когда наиболее остро в России стояла проблема выбора путей общественного развития: либо реформы, либо революция, ставшая реальностью после пугачевского восстания; необходимость развития буржуазного конституционализма. Поэтому в концепции А.Н. Радищева прослеживается влияние представителей и российского просветительского движения (С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский), и "руссоизма", и крепостных вольнодумцев, и американских конституционных актов. А.Н. Радищев одним из первых открыто выступил за отмену крепостного права, выдвинув и этическое - в традициях русского гуманизма, - и экономическое обоснование пагубности рабства для развития человека и общества в целом. Под воздействием русского просветительского движения он выдвигает требования права собственности каждого, естественного и гражданского равенства <1>. Провозглашая право собственности и равенства имуществ, он стремился соединить в своей концепции буржуазно-демократические и уравнительные тенденции как традиции соответственно просветительства и народного свободомыслия. Идеи народного свободомыслия оказали большое влияние на становление мировоззрения Радищева, сочетающего идеи либерализма и радикализма, способствовали оформлению радищевского концепта о праве народа на мщение, рождали надежду на возможность народного выступления. -------------------------------- <1> См.: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С. 149.   Признавая общественный договор как необходимый атрибут государственной власти, Радищев отмечает, что его введение обусловлено временным явлением - невежеством народа. Однако это не означает, что положительный закон - права государства - должен противоречить естественным законам. Выступая с требованием защиты законом всех и каждого, Радищев разделяет личные ("единственные", естественные) и относительные (гражданские) права <1>. Естественные права он трактует шире, чем большинство просветителей, включая в них не только личную безопасность, но и личную вольность. Среди прав личной вольности как прототипа личной свободы в европейских конституционных актах - равенство всех, неприкосновенность личности, а также право собственности <2>. Радищев трактует равенство по-разному, в зависимости от формы правления: либо как равенство перед законом (например, по Вольтеру), либо как равенство имуществ (по Мабли). -------------------------------- <1> См.: Радищев А.Н. Опыт о законодательстве // Избранные философские и общественно-политические произведения. С. 557. <2> См.: Радищев А.Н. Опыт о законодательстве // Избранные философские и общественно-политические произведения. С. 557.   Несомненной заслугой А.Н. Радищева было развитие теории разделения и равновесия властей. В русской общественно-политической мысли эта теория впервые фигурировала в произведениях С.Е. Десницкого. В проекте либерального уложения, подготовленном после ссылки, Радищев отходит от просветительской характеристики права. Как известно, у русских просветителей в соответствии с ориентацией на теории естественного права и общественного договора выделялись натуральные, гражданские и "всемирные" права. Радищев же трактует права в их общепринятой в европейских законодательных актах форме: право на самозащиту, право неприкосновенности личности, право собственности, равенство перед судом, свобода мысли, слова. Это свидетельствует о несомненном прогрессе в политико-правовой фразеологии русской правовой науки. История становления конституционных идей, прежде всего прав человека, конституционализма в России подтверждает: конституция была представлена в XIX в. лишь в авторских проектах, записках консерваторов, либералов, радикалов, связывающих ее с утверждением нового политического порядка. Конституция рассматривалась как исходная позиция новой политической силы, компромисс между властью дворянства и представителями с мест, вариант спасения России от всепоглощающего бунта, а не как универсальная основа трансформации деспотического режима. У власти вызывало опасения порой одно упоминание слова "конституция", отождествляемое с покушением на государственные устои. Уложения, грамоты, указы, уставы, традиционные для российской истории и предшествующие конституции, в отличие от биллей, актов, деклараций, характерных для европейской и североамериканской практик, не содержали универсальных характеристик, не представляли собой единого целого, ибо имели конкретно-исторический и локальный в геополитическом отношении характер. Деятельность многочисленных комиссий по составлению нового Уложения, неоднократно создаваемых во второй половине XVIII - XIX в., действующих в русле заимствования той или иной системы европейского законодательства и распускаемых по инициативе самодержцев или по причине своей несостоятельности, привела к относительной дискредитации государственного и общественного потенциала законотворческого процесса. Поэтому тема "законодавства", законоискусства, законоведения стала одной из первых конституционных идей, сформулированных в конце XVIII - начале XIX в. в российской политико-правовой мысли. Наряду с указанной проблемой в этот же период были заявлены идея разделения властей и идея законности государственного порядка. Спектр конституционных идей на рубеже XVIII - XIX вв. был представлен в политико-правовой мысли России следующим образом: 1) идея разделения властей, трактуемая как идея либо равновесия (А.Н. Радищев), либо обособления (С.Е. Десницкий) властей, предлагаемая как основа одного из первых конституционных проектов (автор - Н.А. Панин) в русле заимствования шведского государственного устройства, либо как принцип, позволяющий сочетать формы традиционно русских политических институтов и содержание политико-правовой практики западноевропейских государств (М.М. Сперанский); 2) ограничение законодательной власти монарха (М.М. Щербатов); 3) необходимость создания законосовещательного органа - собрания дворянских депутатов от всех губерний (А.А. Безбородко); 4) превращение Сената во всесословное учреждение (С.Е. Десницкий). Основателем консервативного либерализма - как одного из самых распространенных течений в русской мысли XIX - начала XX в. - по праву является уникальный деятель эпохи Александра I и Николая I, первый представитель правительственного конституционализма в России, активный деятель по развитию юридического образования в России М.М. Сперанский (1772 - 1839) <1>, идеолог реформ. -------------------------------- <1> Настоящая фамилия М.М. Сперанского - Третьяков, а на фамилию Сперанский (от лат. spero, sperare - надеяться, уповать) его записал дядя Матвей Богословский при поступлении в семинарию в 7-летнем возрасте. См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989. С. 8.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!