В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 11 страница



Из всего сказанного выше представляется правильным определить права человека не как совокупность социальных возможностей индивидов для удовлетворения их запросов и их развития, а как основанные на нормах и принципах права и морали притязания (требования) отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации, достижения свободного и всестороннего развития личности <1>. -------------------------------- <1> Такое понимание прав человека мы встречаем у авторов учебного пособия по правам человека под общей редакцией А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. См.: Права человека: Учебное пособие. С. 12.   Такое понимание прав человека является самым широким. Однако оно адекватно отражает сущность прав и свобод человека. Оно включает в себя и естественные права человека. Имеются в виду притязания, осуществление которых означает для человека реальность его существования, реальность его развития. Эти притязания должны быть правомерными, это означает, что они не должны препятствовать такому же развитию других людей. Лишь в этом случае они будут иметь правомерный характер. Принципы прав человека. В области прав человека можно выделить общие принципы прав человека, которые конкретизируются и закрепляются в правовых принципах. Среди последних следует особо выделить конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина и международно-правовые принципы поощрения и защиты прав человека <1>. -------------------------------- <1> К конституционным принципам прав и свобод человека относятся: всеобщность и неотчуждаемость; единство прав, свобод и обязанностей; равенство всех перед законом; непосредственное действие; гарантированность и защищенность государством. К международно-правовым относятся: принцип уважения прав человека; принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации; принцип равенства прав мужчин и женщин; принцип ответственности за преступные нарушения прав человека и др. Указанные принципы будут рассмотрены в других разделах данной работы.   В данном разделе будут рассмотрены лишь общие принципы прав человека, к которым относятся: - принцип гуманизма; - принцип свободы; - принцип равенства и равноправия; - принцип достоинства личности; - принцип толерантности; - принцип справедливости. Принцип гуманизма. Он основан на таких ценностях, как добро, справедливость, человечность. От него производны остальные принципы. Истоками гуманизма явились идеи мыслителей о нравственной ценности человеческой жизни и личности. Это также идеи о свободе личности, необходимости защиты достоинства человека. В работах гуманистов, философов прошлых веков (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) утвердились идеи гуманизма о признании человека как личности, его права на свободу и неприкасаемость. Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Критерием государственности были нравственные требования: общее благо, правовые начала. Государство, которое признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное. Принцип свободы. Главной ценностью для человека является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида действовать в соответствии со своими целями и интересами. Большинство людей воспринимают это понятие как свободу от чего-то, связывают его с освобождением от прошлого, т.е. главное внимание уделяют идеологическому аспекту свободы, а не правовому. Между тем наиболее важной является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа права. Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга и есть правовое выражение свободы. Норма права выступает масштабом, мерой свободы. Она противостоит произволу и привилегиям в рамках правового поля. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры - это не свобода. Сходство двух рассматриваемых категорий прав и свобод определяется через правовую возможность. Что касается различий между двумя категориями (понятиями), то они проявляются в следующем. Права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства. Если государство в своей конституции закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам свободы государство берет на себя функцию контроля за тем, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству. Свободы человека - сферы, области деятельности индивида, от вторжения в которые государство должно воздерживаться. Государство должно лишь очерчивать с помощью права границы, область, в которых человек действует по своему выбору. При этом государство защищает правомерное поведение человека. Но одновременно оно ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека. Оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной. Это - свобода каждого человека, его выбор. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести в отдельных случаях. Сравнение двух рассматриваемых понятий показывает, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата, в то время как термин "права" определяет конкретные действия человека, например право избрать или быть избранным. Однако на практике четко разграничить между права и свободы часто бывает трудно. Принцип равенства и равноправия. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства. Об этом записано в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Декларации независимости США 1776 г. Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. Рассматриваемый принцип включает в себя несколько аспектов - юридическое, социальное и политическое равенство. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод и обязанностей. В данном аспекте речь идет именно о правовом, а не о фактическом равенстве людей, достигнуть которого невозможно. В современном обществе отношения между людьми строятся на правовой основе. По словам отечественного юриста В.С. Нерсесянца, истории известен только один вид действительного равенства - формально-правовое равенство. Формальное равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, который является средством попрания идеи равноправия. Можно утверждать: там, где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права - в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах). Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах. Политическое равенство означает равенство людей независимо от их государственной принадлежности (гражданства). Данный элемент принципа равенства закреплен, в частности, в ст. 21 Хартии основных прав Европейского союза 2000 г. Рассматриваемый принцип равенства (равноправия), так же как и принцип недискриминации, закреплен не только в конституциях государств, но и в международно-правовых актах. Можно без преувеличения утверждать, что этот принцип является основой современного международного права. На нем базируется вся система защиты прав человека. Современное международное право вобрало в себя все прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении людей, что было достигнуто человеческой мыслью и законодательством государств. Принципы равенства (равноправия) и принцип недискриминации получили отражение в таких международно-правовых актах, как Устав ООН (п. 3 ст. 1), Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и т.д. Принцип достоинства личности. Одним из источников и принципов прав человека является достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов (конституций) государств: "Человеческое достоинство ненарушимо". Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей. Считается, что это особый источник прав человека. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это - источник конфликтов в обществе. Сошлемся на такой факт: унижение достоинства человека в местах лишения свободы - это общеизвестный факт. По мнению специалистов, это обстоятельство является препятствием для исправления человека (заключенного). Вся философия прав человека основана на базе признания такой ценности, как достоинство человека. Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо писал, что достоинство заложено в самой сути человека. Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества. С другой стороны, достоинство - это признание со стороны общества социальной ценности, неповторимости каждого конкретного человека. Достоинство человека - социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества. В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Она получила признание и отражение в международных актах и других документах. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Конституция РФ в соответствии с международными стандартами фиксирует следующим образом эту идею: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ст. 21). Принцип толерантности - это особый принцип прав человека. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения. Принцип справедливости - понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. Справедливость - это некая середина между излишком и недостатком (Аристотель). Справедливость присутствует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека. По форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью. Выполнение этих правил в практической деятельности и будет свидетельствовать о наличии справедливости.   § 2. Права человека - явление мировой культуры и цивилизации   В современном мире права человека признаны одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные аспекты индивидуального и общественного бытия. Это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Поэтому содержание прав человека определяется различными аспектами: политическим, экономическим, философским, культурным, правовым и т.д. Права человека - явление сложное и многогранное, поскольку сам человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюций, в котором соотносятся духовное и телесное, биологическое и социальное начала. Характер и способы взаимоотношений человека и государства (власти), а также индивидов между собой являются одним из наиболее важных признаков, по которому можно судить о типе цивилизации, т.е. о ступени развития общества, его материальной и духовной культуры. Процесс исторического развития прав человека проходил в разных государствах и регионах в разное время неодинаково под влиянием определенного мировоззрения, культуры, морали, философских и религиозных взглядов, характерных для соответствующей цивилизации. Каждая следующая ступень исторического развития общества характеризовалась развитием степени свободы и возможности самореализации личности. Однако в рамках одной формации отношение к правам человека может быть разным. Как известно, и в условиях рабовладельческого строя существовали государства (Афины, Рим) с высокой степенью развития демократии и духовной культуры, которого не достигли не только многие феодальные, но и буржуазные государства. Поэтому становление идеи прав человека нужно скорее связывать не с определенной стадией социально-экономического развития общества, а с такими явлениями, как цивилизация и культура. В академической науке понятие "цивилизация" стало все шире использоваться при формулировании общих культурно-исторических принципов и законов устроения и развития сложного человеческого общества. Формирование цивилизации сопровождается преобразованием этических систем, что приводит к всесторонним изменениям в социальных отношениях. Наряду с изменением социальных отношений меняются и мировоззренческие принципы. Расцвет цивилизации происходит только в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия. Культурная основа представляет собой один из главных составных элементов личности. Она в значительной степени определяет такие категории, как "самовосприятие", "самовыражение" и "чувство принадлежности к той или иной группе" <1>. Свобода личности является неотъемлемым элементом культурного развития общества. Одним из источников идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования. В этом отношении права человека являются для государства ориентиром в принятии мер, направленных на всестороннее развитие человеческой личности. Поэтому в первую очередь права человека имели духовное, нравственное, культурное и религиозное начало, а затем уже и правовую составляющую. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества <2>. -------------------------------- <1> См.: Эйтон-Шенкер Д. Проблема прав человека и культурное разнообразие / Департамент общественной информации ООН. DPI/1627/HR (февраль 1996). Режим доступа: http://www.un.org/russian/topics/humanrts/annivers/diversit.htm. <2> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2001. С. 134.   Безусловно, ситуация с правами и свободами индивида в любой стране зависит не только от исторического развития и характера общественно-политического строя, но и от культурных, религиозных, правовых, национальных традиций. Однако традиционная культура не должна заменять собой права человека. Она представляет собой культурный контекст, в котором права человека должны быть установлены и в котором должны быть обеспечены их поощрение и соблюдение. Несмотря на разнообразие культур и традиций, права человека сохраняют свою значимость в различных культурных контекстах, поскольку упор делается на общие для всех, основополагающие ценности, разделяемые всеми культурами: ценность жизни, достоинство, защита от произвола. Эти основополагающие ценности находят свое воплощение в правах человека. Именно поэтому всеобщий характер прав человека был четко определен и признан в международном праве. Данные идеи нашли отражение в универсальной концепции прав человека, согласно которой права человека едины и представляют собой общие для всех ценности, они в одинаковой степени применимы ко всем людям на Земле. Это позиция развитых демократических стран. Универсальная концепция прав человека отразилась во всех международных документах, но это влечет за собой большое количество оговорок и нератификаций со стороны стран третьего мира; поскольку права человека - это явление культуры, то различные исторические традиции, психология и культура разных государств не могут не повлиять в определенной степени на понимание прав человека, на политику и практику в этой сфере. Однако категорию "права человека" нельзя определять как явление, характерное лишь для "западных цивилизаций" и не соответствующее национальной культуре и традициям восточных стран. В современных условиях межгосударственные отношения должны строиться на основе взаимных общих интересов и общечеловеческих ценностей, того, что ценно и важно для любого государства, независимо от формы правления, государственного устройства, уровня социально-экономического развития, культуры и традиций <1>. -------------------------------- <1> См.: Искаков Г. Универсализм прав человека и релятивизм культуры // Печатные материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2001. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/24.htm.   Несмотря на это, вторая половина XX в. характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: не только актуализацией проблематики прав человека и утверждением международных стандартов в области прав человека, но и возросшим вниманием к особенностям культуры отдельных регионов и наций. Это свидетельствует о том, что сторонники глобализма и универсализма и сторонники регионализма и релятивизма не уступают друг другу. Культурный релятивизм - это концепция, в соответствии с которой человеческие ценности носят далеко не всеобщий характер и существенно варьируются в зависимости от различных культурных перспектив <1>, а права человека являются скорее относительными, чем всеобщими, т.е. права человека не могут быть общими для всех наций, так как велики различия в истории, культуре, цивилизации, ценностях отдельных народов. Так, в разных религиозных системах и регионах мира теории прав человека обладают своими особенностями: -------------------------------- <1> См.: Эйтон-Шенкер Д. Проблема прав человека и культурное разнообразие / Департамент общественной информации ООН. DPI/1627/HR (февраль 1996). Режим доступа: http://www.un.org/russian/topics/humanrts/annivers/diversit.htm.   - в иудаизме акцент делается на обязанностях индивида, наложенных Богом, на коллективном опыте и заботе о ближнем; - католическая концепция рассматривает Бога как высшего судью праведности и справедливости, человек несет ответственность только перед Богом, что обеспечивает справедливость в мире; - согласно мусульманской концепции наибольшая ценность - это свобода быть (существовать). Нужно найти самоцель человеческого бытия - быть счастливым в условиях своего существования. Права человека следуют обязанностям человека. Человек имеет обязанности по отношению к Богу, к природе, к другим людям. Права и свободы очерчены божественным законом. Исламская концепция прав человека основывается на исламской вере и носит божественный характер. Она направлена к мусульманам во всем мире. Универсальность прав и свобод человека в исламе касается только мусульман, независимо от государства, в котором они находятся, его формы правления и политического режима;

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!