В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные. 4 страница



Закон природы, согласно Дж. Локку, является выражением разумности человеческого существа и "требует мира и безопасности для всего человечества" <1>. -------------------------------- <1> Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.   Дж. Локк стал первым классическим представителем идеологии естественного права. Он придерживался естественной концепции происхождения государства, т.е. концепции его возникновения, развития до создания каких-либо национальных образований или государственной власти, где все люди в общем обладают одинаковыми правами и обязанностями и каждый имеет право защищать свои права на жизнь, свободу и собственность. Естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь "голосом природы", требующим не вредить друг другу. Организованная община создается посредством общественного договора, основными задачами которого являются согласование и защита личных прав. Личность отдает в пользу государства ровно столько своих прав, сколько необходимо для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и в случае их нарушения имеет право на восстание против деспотического правительства. Идеи, высказанные мыслителями эпохи Возрождения и их последователями, получили законодательное выражение в период ранних буржуазных революций в Англии. Так, в 1628 г. английский парламент принял Петицию о праве. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля: - не вводить новые налоги без согласия парламента; - не размещать армию на постой в домах населения; - никого не наделять особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны". В результате Английской буржуазной революции (1642 - 1649) был принят ряд важнейших юридических документов, направленных на обеспечение прав человека. Важнейшее событие того времени - это принятие 26 мая 1679 г. Акта "О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" ("Habeas Corpus Act") <1>. -------------------------------- <1> Международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. Вып. 2. С. 72 - 79.   13 февраля 1689 г. был принят Билль о правах, который действует в Англии до сих пор. Он был принят после свержения в 1688 г. короля Якова II Стюарта в ходе дворцового переворота, получившего название "Славная революция", и призыва на престол Вильгельма Оранского. В качестве компенсации парламент потребовал от нового короля признания ряда гарантий. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль о правах провозгласил: - незаконным приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; - незаконным взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента; - запрет содержать постоянную армию в мирное время; - свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право подданных обращаться с петициями к королю. В Билле указывалось, что "обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконны" <1>. -------------------------------- <1> Билль о правах // Международные акты о правах человека. М., 1999. С. 14 - 18.   Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, дальнейшее развитие получили в эпоху Просвещения в трудах Монтескье, Вольтера, Джефферсона. Эти мыслители в качестве главного выделяли принцип личной свободы. Назначение права они видели в том, чтобы оградить индивида от произвола, особенно со стороны властей, которые только сковывают его творческую инициативу и стремление к предпринимательству. Государственную деятельность при этом сводили до минимума. Идеологи раннего либерализма исходили из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами по взаимному согласию регулировать отношения между собой и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту. Функции государства сводились к охране правопорядка и к внешней политике. Теоретически такое взаимоотношение государства и личности должно было максимально обеспечить права последней. Именно в творчестве французского юриста XVII в. Ш. Монтескье (1689 - 1755) концепция прав человека получила дальнейшее развитие. Как и у Локка, его трактовка прав человека тесно связана с принципом разделения властей. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, как отмечает Ш. Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга" <1>. -------------------------------- <1> Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.   Монтескье также подчеркивает, что политическая свобода состоит в том, чтобы делать, что хочется. "В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденными делать то, чего не должно хотеть... Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане" <1>. -------------------------------- <1> Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 289.   Другой аспект свободы, на который обращает внимание Ш. Монтескье, - это политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину. В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. Значительный вклад в развитие идеи прав человека внес итальянский просветитель Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Важнейший труд Беккариа - книга "О преступлениях и наказаниях" (1764). В ней можно выделить два аспекта: - критику феодальной системы уголовного судопроизводства; - изложение новых принципов, на которых должны быть построены уголовное право и процесс. Великая французская буржуазная революция дала миру Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Революция смела прежнюю законодательную систему, а Декларация провозгласила новые принципы права. Историческое значение Декларации состоит в том, что в ней было провозглашено наличие "естественных, неотъемлемых и священных прав человека", вытекающих из самой природы. В Декларации также указывалось, что "цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2). В ст. 3 было сформулировано положение о том, что "источник суверенитета зиждется по существу в нации" <1>. -------------------------------- <1> Подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в ее исторической ретроспективе см.: Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.   Примечательна в данной связи и ст. 16 Декларации, которая гласит: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" <1>. -------------------------------- <1> См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.   Декларация создавалась с учетом богатейшего опыта революционной эпохи. Ее теоретической основой явились труды французских просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо, Гельвеция, Мабли и др. Активно использовали авторы Декларации творческое наследие зарубежных теоретиков Г. Гроция, Дж. Локка и др. Авторы Декларации исходили из двойственности проблемы прав человека - права человека являются естественными правами, поскольку дарованы природой, а потому неотчуждаемы. Необходимость их защиты возникает лишь в случае посягательства на них. В естественном состоянии такой угрозы нет. Она возникает с момента начала перехода человека к гражданскому обществу. Поэтому постановка вопроса о защите прав человека от властей и индивидуумов уместна только в рамках общества, каким бы оно ни было, - племенем, городом, государством. В рамках гражданского общества миссия защиты прав человека доверена закону, именно закону, который, как отмечается в ст. 6 Декларации, "есть выражение общей воли". Права человека были закреплены и в Конституции Франции 1791 г., которая гарантировала следующие естественные и гражданские права: 1. Доступ всех граждан "к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей". 2. Равномерный расклад налогов между гражданами "сообразно их состоятельности". 3. "Одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями, независимо от каких-либо личных разногласий". Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли такие американские мыслители, как Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др. Горячим поборником идей естественных и неотчуждаемых прав человека был Т. Пейн (1737 - 1809). Он трактовал права человека как необходимое свойство его социального бытия и вместе с тем как принцип организации и деятельности правительственной власти и государства в целом. Права человека Т. Пейн рассматривал в качестве неотъемлемого атрибута республиканской формы правления у всех цивилизованных народов. С республиканских и демократических позиций права человека обосновывал Т. Джефферсон (1743 - 1826). В подготовленной им Декларации независимости США (1776) была сформулирована идея неотчуждаемых прав человека. Декларация стала первым официальным документом, закрепившим эти права. Таким образом, можно констатировать, что теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Эпоха Возрождения с ее культом человека значительно обогатила и теоретически обосновала концепцию прав человека. Громадный шаг был сделан в эпоху Возрождения в Италии (XIV - XVI), в Западной и Центральной Европе (конец XV - начало XVI в.), когда был провозглашен приоритет принципа гуманизма, поставивший раскрепощенного человека в центр Бытия. Причем в определенной степени гуманистическое мировоззрение легло в основу идеологии прав человека. Идея прав человека кристаллизуется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности гуманистами Ренессанса. Важную роль сыграли также внесословное признание основных свобод, появление общих мировых судов, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландская революция. Немецкая классическая философия. Близок философам Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Обоснование своих положений Кант строит на двух категорических (безусловных) императивах (веления или запреты). Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. По Канту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. Эти законы, по убеждению Канта, можно было сформулировать как императивы, т.е. побудительные, безусловные правила: 1) "поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы"; 2) "поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы". В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы <1>. -------------------------------- <1> См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 260.   Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен <1>. -------------------------------- <1> Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII - начале XIX в. // История политических и правовых учений. М., 1995. С. 400.   Кант различает три правовые категории: первая - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т.е. требованиям категорического императива, и плюс сила принуждения; третья - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением. Субъективное право он делит на "прирожденное, которое принадлежит каждому от природы независимо от какого бы то ни было правового акта, и приобретенное, для которого требуется правовой акт". Положительное право должно соответствовать прирожденному. Кант также сделал попытку отделить вопросы международных отношений от идеологических и религиозных. Так, Кант выступает одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о правах человека как основном принципе устроения человеческого сообщества. Кантовское учение об автономии личности, ее правах и свободах, о правовой политике, правовой организации государственной жизни, правовом союзе свободных государств как способе обеспечения международного мира и пути к вечному миру приобретает особую актуальность в современных условиях интенсивного развития общеевропейского и мирового процесса в направлении к повсеместному признанию и повсеместному утверждению идей господства прав и свобод человека. Значительный вклад в философское обоснование идей свободы и права внес Гегель (1770 - 1831). Если у Канта свобода личности, ее права, правовое государство - это долженствование, то у Гегеля они действительность, т.е. практическая реализованность разума в государственно-правовых формах наличного бытия людей. Идея же свободы людей, по Гегелю, достигает своей полной реализации лишь в конституционно оформленных и развитых государствах современности. Подчеркивая внутреннее единство права и свободы, Гегель писал: "Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея" <1>. -------------------------------- <1> Гегель. Философия права. М., 1990. С. 89.   Государство, согласно Гегелю, - это тоже право, а именно конкретное право, т.е. наиболее развитое и содержательно более богатое, вся его система, включающая в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Тем самым государство выступает в трактовке Гегеля как наиболее полное выражение идеи свободы, поскольку "система права есть царство осуществленной свободы" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 67.   Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность. Различая гражданское общество и политическое государство, Гегель под гражданским обществом понимает по существу буржуазное общество. "Гражданское общество - область реализации свободы и права человека как частного лица, сфера особенных, частных целей и интересов отдельной личности" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 228.   Подчеркивая значение правовой организации государства для реализации свободы людей, поскольку в гражданском обществе, по мнению Гегеля, еще не достигается подлинная свобода, он характеризовал надлежащее разделение государственных властей как "гарантию публичной свободы" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 293.   С этих позиций он резко критиковал деспотизм как "состояние беззакония" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 302.   Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что либеральные традиции учения о правах и свободах человека и гражданина (Канта и Гегеля), идеи Канта о правовом государстве и правовом законе, Гегеля о гражданском обществе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В целом же развитие идей прав человека периода Возрождения, Реформации и Просвещения оказало большое воздействие на дальнейшее развитие данного института и на ход исторического прогресса.   § 3. Историческое значение Конституции США (1787), Билля о правах (1789 - 1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789)   Логическим продолжением развития идей о правах человека явились такие важнейшие правовые акты, как Конституция США (1787), Билль о правах (1789 - 1791), а также такие выдающиеся исторические документы, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). На ранних этапах развития североамериканских колоний идеи прав и свобод носили ярко выраженный религиозный оттенок <1>, и только со временем они стали основываться на теории добровольного соглашения людей, или договорной теории. Американская концепция прав и свобод была построена на теории естественного права, которая основана на принципе обладания человеком в его естественном состоянии (т.е. вне общества или политической общности, государства) некими правами, коими он наделен самим фактом своего существования. Учение естественного права было развито американскими просветителями Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном во время борьбы за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. -------------------------------- <1> См. подробнее: США: Конституция и права граждан. М., 1987. С. 7 - 9.   Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение" <1>. Декларация прав Вирджинии 1776 г. была первым государственным определением прав человека. -------------------------------- <1> Цит. по: Virginia Declaration of Rights // Resources for Teachers on The Bill of Rights / By John J. Patrick and Robert S. Leming. ERIC. 1991. P. 57.   Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 г., написанной Т. Джефферсоном и утвержденной Третьим континентальным конгрессом. В ней говорилось: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". К ним Декларация относила право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Далее говорилось, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми. Кроме того, важнейшее значение имело положение Декларации о праве народа свергнуть неугодное ему правительство.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!