Глава 16. Культурное развитие страны во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов
Неосталинистская идеология и культура
Уже во второй половине 1960-х годов процесс преодоления сталинских деформаций фактически прекратился. Возобладала точка зрения, будто стабилизации общественных отношений можно достигнуть лишь за счет отказа от курса, принятого XX съездом КПСС. Это и определило в значительной мере общественно-политический и духовный климат этих годов — климат фальши и двоемыслия, тенденциозности и беспринципности в оценке политических событий и фактов прошлого и настоящего.
Под предлогом недопущения «очернительства» от ученых-обществоведов требовали не заострять внимания на ошибках и недостатках в историческом опыте партии, исходить лишь из того, что допущенные ранее ошибки в практической работе были отражением трудностей в деле осуществления якобы «правильной, научно обоснованной генеральной линии партии».
Угодничая перед Брежневым и его главным идеологом Сусловым, историки практически прекратили критику сталинизма; исчезла эта тема и из публицистики. Все чаще сверху раздавались предостережения в адрес ученых, занимавшихся советской историей.
Административно-бюрократическая система в годы так называемого «застоя» еще больше разрослась, укрепила свое всевластие. Как и в годы сталинизма, наше развитие искусственно отрывалось от развития мировой цивилизации, что нанесло огромный ущерб культурному прогрессу советского общества.
|
|
Бюрократизация управления культурой привела к отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению фактического уровня знаний выпускников школ и вузов при формально благополучной статистике, к произвольному ограничению самостоятельности художественной интеллигенции. В стране остро ощущалась необходимость глубоких реформ во всех отраслях культуры — в науке, в средней и высшей школе, в художественном творчестве.
Политическая жизнь в стране приобрела все более закрытый характер, резко падал уровень гласности, одновременно усиливался диктат идеологических структур партии по отношению к средствам массовой информации и учреждениям. После свержения Хрущева ЦК КПСС решил пересмотреть характеристику, данную Сталину на XX и XXII съездах партии. Попытка официально реабилитировать Сталина на XXIII съезде (1966) сорвалась из-за протестов интеллигенции, особенно ученых и писателей. Против реабилитации Сталина высказывались руководители ряда зарубежных компартий.
В 1970-е годы критика сталинизма была окончательно свернута. На съездах партии начал утверждаться новый культ — культ Брежнева. В 1973 г. в обкомы, крайкомы, ЦК компартий республик была разослана специальная записка «О необходимости укрепления авторитета тов. Брежнева Л.И.».
|
|
Вся окружающая действительность, тяжелое положение страны конца 1970-х годов резко диссонировали с нарастающим восхвалением стареющего и слабеющего Генсека. «Вождь», «Выдающийся деятель ленинского типа» — эти эпитеты стали почти обязательными атрибутами имени Брежнева. За 18 лет пребывания у власти ему было присвоено 114 высших государственных наград, в том числе четыре Звезды Героя Советского Союза, Золотая звезда Героя Социалистического Труда, Орден Победы, 16 других орденов, 28 медалей, две маршальские звезды, почетное оружие. Специально к его партийному юбилею был учрежден памятный золотой знак «50 лет пребывания в КПСС».
Елейное славословие, начатое уже на XXIV съезде КПСС (1971), усилилось на XXV (1976) и достигло своего апогея на XXVI съезде (1981). По всей стране шли «научно-теоретические», пропагандистские, литературные конференции, на которых высокопарно превозносились литературные «труды» Брежнева — «Малая земля», «Возрождение», «Целина», написанные за него другими.
Положение в стране становилось губительным не только из-за социально-экономических деформаций, но и вследствие нараставшего паралича интеллектуальной, духовной жизни. В каждом отчетном докладе ЦК партии на съездах говорилось о расцвете социалистической демократии, но это были пустые слова, бессмысленные декларации. На практике существовала жесткая регламентация политической и духовной жизни. Брежнев и его окружение вернулись к просталинской практике, к диктату центра, к преследованию инакомыслящих.
|
|
Смена идеологического курса. Период конца 1960-х — начала 1980-х годов породил свою идеологию. Уже во второй половине 1960-х годов стало ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой на XXII съезде КПСС, в намеченные сроки реализовать не удастся. Партийному руководству во главе с Л.И. Брежневым требовалась новая идейно-теоретическая, пропагандистская основа для своей деятельности.
В партийных документах начинается смещение акцентов с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду достижений развитого социализма. В докладе, посвященном 50-летию октябрьской революции, Л.И. Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. В новой Конституции СССР, принятой в 1977 г., это положение получило правовой статус. «На этом этапе, — подчеркивалось в Основном Законе страны, — социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний».
|
|
Данная концепция создавала для брежневских теоретиков и идеологов три важных преимущества: не ставила под сомнение сделанный Сталиным в 1936 г. вывод о построении основ социализма, не снимала формально лозунга Программы партии, наконец, позволяла отодвинуть обещанную коммунистическую перспективу на неопределенное время.
В советской печати назойливые рассуждения о скором наступлении коммунизма сменились столь же демагогическими рассуждениями о неустанной борьбе за мир, которую ведут советское руководство и «лично товарищ Брежнев». То обстоятельство, что советские запасы обычного и ядерного оружия многократно превышали запасы всех западных держав, вместе взятых, гражданам СССР знать не полагалось.
Пустив в ход все идеологические рычаги, и пользуясь теоретической беспомощностью членов «коллективного руководства», вчерашние ученики Сталина из штаба Суслова обосновали новую точку зрения на деятельность Сталина. Оказывается, периода «культа личности» вообще не было, а Сталин всегда был «верным ленинцем», который всего-то допустил лишь некоторые нарушения советской законности. Его теоретические труды вполне марксистские, а XX и XXII съезды «перегнули палку» в оценке Сталина из-за «субъективизма Хрущева». В свете этой новой идеологической концепции советская пресса, видимо, получила указание прекратить критику Сталина. Отныне разрешалось пользоваться его произведениями, цитировать в положительном плане.
Так оформилась неосталинистская идеологическая линия. А тех, кто находил в себе силы противостоять неосталинистским догмам, подвергали политическому остракизму. Справедливости ради надо сказать, что открытого восхваления Сталина в печати, в средствах массовой информации не было (некоторое исключение составлял период Великой Отечественной войны).
В течение всех 18 лет правления Брежнева главным партийным идеологом оставался М.А. Суслов. Свою главную задачу он видел в обуздании общественной мысли, торможении духовного развития общества, культуры, искусства, подавлении всяких исканий в этих сферах. Сквозь темно-серый светофильтр партийно-политического аппарата, возглавляемого Сусловым, пропускалось все научное и художественное творчество. Суслов всегда настороженно и недоверчиво относился к литераторам и театральным деятелям, чьи «непродуманные» высказывания может использовать «враждебная пропаганда». Излюбленный тезис Суслова — невозможность мирного сосуществования в области идеологии и обострение идеологической борьбы на современном этапе. Из этого делался вывод о необходимости усиления контроля за всеми видами творческой деятельности.
Диссидентство. Вэтой ситуации был неизбежен медленный, но неостановимый рост проявлений протеста, т.е. феномена диссидентства. Наиболее радикальным его проявлением стало выступление на Красной площади 25 августа 1968 г. против советской интервенции в Чехословакию. В нем участвовало восемь человек, которые были арестованы и осуждены.
Наиболее активные формы протеста были характерны для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. Творческая интеллигенция, разочарованная непоследовательностью Хрущева, равнодушно встретила его падение. Новая правящая верхушка не скрывала своего желания окончательно покончить с эпохой культурной оттепели.
В сентябре 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, которые издавали за границей (под псевдонимами) произведения, содержавшие резкую критику советского режима. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в после сталинский период, задуманный как пример и предупреждение. Обвиняемые писатели были осуждены по статье 70 принятого при Хрущеве Уголовного кодекса (агитация или пропаганда, проводимая с целью подрыва или ослабления советской власти... распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй). Впоследствии эта статья широко применялась для преследования различных форм диссидентства.
Реакция в кругах интеллигенции на процесс Синявского и Даниэля свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела Пастернака»: 63 члена Союза писателей, которых поддержало около 200 других представителей интеллигенции, обратились с письмом к XXIII съезду КПСС и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить писателей и отдать их на поруки.
За процессом Синявского и Даниэля последовали другие аресты и осуждения. В частности, были арестованы А. Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 г., поэт Ю. Галансков, поэт И. Габай, разжалованный генерал П. Григоренко. В мае 1969 г. была создана первая в СССР общественная ассоциация защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.). Правозащитники А. Сахаров, Р. Медведев и В. Турчин в 1970 г. опубликовали открытое письмо руководителям Советского Союза. Оно содержало глубокий анализ состояния прав и свобод в стране, высвечивало взаимосвязь уровней демократии и научно-технического прогресса.
В конце 1960-х годов основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение» с весьма размытой структурой, представлявшее три «идеологии», возникшие в после сталинский период и являвшиеся скорее программами действия: «подлинный марксизм-ленинизм», представленный, в частности, Роем и Жоресом Медведевыми; либерализм во главе с А. Сахаровым и «христианская идеология», защищаемая А. Солженицыным. Идея первой программы состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма-ленинизма и что возвращение к истокам позволило бы оздоровить общество; либеральная программа считала возможной эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности; наконец, «христианская идеология» предлагала ценности христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов, подчеркивала специфику России. «Демократическое движение» было очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами диссидентства, — А. Солженицына и А. Сахарова, диссидентство, едва заметное и изолированное в своей стране, в 1967-1973 гг. получило признание за границей. Вопрос о правах человека в Советском Союзе стал международной проблемой первой величины, долгие годы определявшей неприглядный образ СССР в мире. Показательно, что деятельность Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созданного в 1973 г., в значительной мере была посвящена этой проблеме. В 1976 г., в Москве, а затем и в других городах возникли группы содействия выполнению Хельсинского соглашения в СССР; Московскую группу, а фактически и все движение в СССР возглавил Ю. Орлов. В 1977 г. руководители этих групп были арестованы.
В конце 1979 — начале 1980-х гг. были арестованы или сосланы почти все лидеры и активисты правозащитного движения в СССР, в том числе и А.Д. Сахаров, сосланный в Горький. Начиная с 1968 г. в качестве репрессивной меры властей против инакомыслящих стали использоваться возможности специализированных психиатрических лечебниц. В частности, туда были помещены генерал П. Григоренко и известный ученый-биолог Ж. Медведев. П. Григоренко в 1977 г. уехал в США к сыну, где и умер.
С приходом к руководству КГБ Ю.В. Андропова борьба с инакомыслием была поставлена на научную основу. По его предложению было создано пятое управление КГБ, занимавшееся исключительно борьбой с инакомыслием. Его сотрудники были внедрены во все или почти во все учреждения, организации и движения: молодежные, религиозные, национальные, общественно-политические.
Активистами диссидентского движения были люди, выступавшие против идеологического партийного диктата. «Неучастие во лжи» — такова, например, была позиция А. Солженицына, изложенная им в обращении к интеллигенции, молодежи, ко всем соотечественникам в феврале 1974 г. при изгнании его из страны.
Однако противостоявшие друг другу силы оказались слишком неравными, диссидентство как организованное течение просуществовало всего несколько лет и было подмято машиной идеологического диктата, за которой стояла реальная власть. Сказывалась и одна существенная слабость движения: диссидентство «не прижилось» в обществе, не нашло достаточной социальной опоры. Вокруг идеологов диссидентства создавалась атмосфера общественного вакуума. Все это стало причиной постепенного перемещения диссидентства за пределы страны.
С диссидентством перекликалась позиция тех, кто пассивно отделял себя от той системы общественных отношений, которая не согласовывалась с принципами демократии и гуманизма. Существовало в те годы и явление духовного протеста, в основе которого была активная борьба и словом, и делом со всеми антидемократическими явлениями. Среди «бунтарей» слова в первом ряду — В. Высоцкий. Его слово работало уже не только на интеллектуальную элиту, оно было обращено к самому широкому кругу соотечественников. Протест открытый и находящий массовое понимание — в этом одно из главных отличий «феномена» Высоцкого от традиций диссидентства.
В обществе шло накопление нравственной энергии перестройки. Эмоционально критический «взрыв» середины 1980-х годов был в известном смысле прямым следствием этого процесса. Но из времен застоя в нашу действительность пришла не только потребность в духовном очищении, но и инерция мышления, и консервативная традиция «изменить, ничего не меняя».
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 673; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!