Глава 15. Культурная жизнь в период «Оттепели» (1953 год - середина 60-х годов)
Оттепель» в духовной жизни и инерция старой системы
Со смертью Сталина закончилась целая эпоха, стержнем и смыслом которой было укрепление тоталитарной системы и ее главной опоры — репрессивных органов. Их власть распространялась на все сферы общественной жизни. Реакция общества на смерть Сталина была острой и неоднозначной: от искреннего глубокого горя до тайного ликования. Толпы плачущих людей, запечатленных на газетных фотографиях, не были пропагандистским изобретением. Но возможно, еще более сильным было смятение, поиск ответа на вопрос: что теперь будет? В церквах шли посвященные Сталину службы: патриарх призывал верующих христиан молиться за него, раввины отправляли службу в синагогах.
Главную психологическую обстановку тех дней формировали не надежды на перемены к лучшему, а опасения, как бы не стало хуже. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания тех событий.
Вдали от Москвы, в лагерях принудительного труда, в сибирских городах и селах, населенных депортированными, в местах принудительного поселения, миллионы других людей таили радость в глубине своих сердец, не смея дать свободный выход ликованию.
В Москву стали поступать ходатайства о присвоении имени Сталина промышленным предприятиям и вузам, проспектам и площадям, городам. Было даже предложение переименовать СССР в Союз советских сталинских республик», а Грузинскую ССР — в «Советскую Сталинскую Республику».
|
|
Изменения в расстановке сил наверху были обнародованы уже марта 1953 г., т.е. на следующий день после смерти вождя. К власти пришло так называемое «коллективное руководство», ближайшее соратники Сталина — Г.М. Маленков, В.М. Молотов, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и др. Все «наследники» вынуждены были пойти по пути трансформации режима личной власти, уходя от вождистской модели ее организации.
Впервые критика ошибок Сталина прозвучала официально на польском пленуме ЦК в 1953 г. Он был посвящен «разоблачению преступлений Берии», арестованного незадолго до того. В заключительном слове Маленков заговорил о культе личности Сталина. Он отметил, что «культ личности Сталина в повседневной практике принял болезненные формы и размеры, методы коллективизма были отброшены и делу руководства был нанесен ущерб».
Процесс десталинизации первоначально не означал ликвидацию административно-командной системы. Началось лишь начальное очищение общества от наследства сталинизма и догматического партийного пресса в культуре. С этим курсом связал себя Н.С. Хрущев, который в сентябре 1953 г. был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Эпоху правления Хрущева писатель Илья Эренбург образно назвал «оттепелью», наступившей после долгой сталинской «зимы».
|
|
Освобождение от сталинщины в общественно-политической и культурной жизни практически началось со знаменитого доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании XX съезда КПСС 25 февраля 1956 г.
Осуждение культа личности дало надежды честным и думающим людям на перемены к лучшему. Брожение умов было наиболее явным среди студентов и творческой интеллигенции. В партийных коридорах власти стали звучать жалобы на политическую незрелость студентов, которые слушают антисоветские передачи, восхваляют американский образ жизни, читают журнал «Америка». Студенты московской консерватории пытались организовать дискуссию об импрессионизме и проводили мысль о беспартийности искусства. Студенты ВГИКа предлагали отделить искусство от политики и избавить его от партийного руководства.
В общественных науках, литературе и искусстве началась переоценка сталинского наследства. Журнал «Вопросы философии» посвятил работам Сталина специальную передовую статью. Критиковались работы, которые ранее считались «вершиной марксизма-ленинизма»: «О диалектическом и историческом материализме», «Экономические проблемы социализма в СССР», «Марксизм и языкознание».
|
|
Значение этой критики заключалось не в фактическом анализе ошибок Сталина (сама критика была показная, декларативная), а в принципе: впервые открыто начали развенчивать Сталина и как «классика марксизма».
Снижение накала культа личности сопровождалось все более частым обращением к Ленину. Большое значение стало придаваться ленинским юбилеям. Ленинскими были названы традиционные премии в области литературы, искусства, науки и техники. Были опубликованы его работы, которые замалчивались или оставались неопубликованными, начиная с известного «завещания». Было решено начать новое издание сочинений Ленина, которое было бы полнее всех предыдущих.
Руководители партии стремились найти в работах Ленина готовый ответ на проблемы послесталинского развития страны. Хрущев старался отыскать в них теоретическое обоснование своих реформ. Защитники партийной идеологии, напротив, спешили заполнить возникший здесь вакуум.
В Кремле с самого начала понимали, что критика созданной Лениным и Сталиным политической системы крайне опасна для властей. Поэтому Хрущев еще в своем докладе на XX съезде партии подчеркивал важность осторожного подхода к критике культа личности Сталина и старого режима.
|
|
Буквально через неделю после своей первой статьи против Сталина газета «Правда» выступила со второй статьей (5 апреля 1956 г.). В ней ударение уже делалось на борьбу с «демагогами» и «гнилыми элементами», которые «под видом борьбы против культа личности Сталина критикуют линию партии». С такими же предупреждениями выступили и журнал «Коммунист», «Партийная жизнь».
Кремль оказался как бы в заколдованном кругу: полный возврат к Сталину был невозможен уже психологически, а продолжение курса на десталинизации угрожало серьезными потрясениями самой системы. Поэтому и пришлось затормозить антисталинскую кампанию. Хрущев внес «ясность» в дискуссии вокруг Сталина, заявив в январе 1957 г., что Сталин был и остается выдающимся «марксистом-ленинцем» и идеалом коммуниста.
В 1957 г. прошла первая волна арестов, направленных на ликвидацию зарождавшихся диссидентских групп. В Ленинграде были арестованы члены «группы» Р. Пименова и «Союза коммунистов», в Москве — члены «Союза революционного ленинизма». 12 февраля 1958 г. Московским городским судом к длительным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях за свои убеждения была приговорена группа историков - Л. Краснопевцев (аспирант исторического факультета МГУ им. Ломоносова), В. Меньшиков (научный сотрудник Института востоковедения АН СССР), Л. Рендель (преподаватель истории) и др. В июне 1957 г. члены этой группы написали и распространили листовку с призывом к борьбе со сталинской системой «угнетения», обновляемой и укрепляемой «диктатурой Хрущева». Им было предъявлено обвинение в «антисоветской, контрреволюционной, реставраторской деятельности, направленной на ликвидацию существующего в СССР общественного и экономического строя».
Таким образом, преобразования в духовной жизни общества в период «оттепели» носили непоследовательный характер. Однако они дали толчок духовному обновлению народа, очищению его от сталинского наследия. Перемены эти далеко не всегда были выпуклыми, зримыми. Но они готовили почву для тех, кто в последующем открыто выступил против тоталитарного режима и способствовал его падению. Административно-командные методы борьбы с новыми явлениями в духовной жизни могли лишь затормозить, но не остановить процессы общественного обновления.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!