Основные тенденции в развитии литературы и искусства
В конце войны и сразу после нее довольно широким кругам художественной интеллигенции казалось, что должна произойти либерализация всей духовной сферы общественной жизни, в том числе и в области литературы и искусства. Они надеялись и на то, что общение со своими иностранными коллегами, довольно широкое во время войны, будет непредосудительным и в мирное время.
Для начала новой волны гонений на интеллигенцию Сталину нужен был подходящий повод, и он вскоре представился.
Во второй половине мая 1946 г. в Кремле состоялся просмотр второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Первую серию этой картины, как мы отмечали выше, Сталин оценил высоко, и она продолжала свое победное шествие по экранам страны. Но материалы второй серии таили непримиримые расхождения между вождем и режиссером. Эйзенштейн, между прочим, предчувствовал трагическую развязку; не выдержав нервной нагрузки в ожидании затянувшегося на многие месяцы кремлевского просмотра своего творения, режиссер слег на целых четыре месяца в больницу с инфарктом. Оттуда он 14 мая 1946 г. обратился к Сталину с просьбой все-таки просмотреть эту картину, и вождь внял желанию больного режиссера.
Предчувствия Эйзенштейна в полной мере оправдались. После просмотра нового фильма Сталин в окружении членов Политбюро бросил одну короткую фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар!» Такую негативную реакцию вождя вызвали те узловые сцены второй серии фильма, где боярская оппозиция, озлобившая Ивана Грозного, привела к необузданному разгулу террора опричников, названных Сталиным «целесообразным инструментом». Воспользовавшись этим своим гневом, Сталин через председателя кинокомитета И. Большакова высказал суровый приговор всей художественной интеллигенции: «У нас во время войны руки не доходили, а теперь мы возьмемся за всех вас как следует».
|
|
Угроза Сталина не заставила себя долго ждать. Одно за другим последовали репрессивные постановления ЦК ВКП(б) по всем видам художественного творчества: «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.); «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.); «О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября 1946 г.); «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (10 февраля 1948 г.). Одновременно началась травля крупнейших советских писателей, композиторов и художников под видом борьбы с «формализмом» и «безыдейщиной».
Первый удар Сталин решил нанести «по безыдейщине» в литературе, где, по его мнению, особенно был заметен отход от классовых принципов в творчестве. В связи с этим последовала команда главному партийному идеологу А.А. Жданову: проверить один-два журнала, лучше всего в Ленинграде. К Ленинграду Сталин всегда относился с подозрением, предполагая наличие там каких-то зародышей духовной автономии. А тут ему кто-то из окружения подсунул сборник речей фашистского министра пропаганды Геббельса на русском языке. Оказалось, что Геббельс в пропагандистских целях обильно цитировал сатирические произведения М. Зощенко. А ленинградские журналы «Звезда» и «Ленинград» продолжали публиковать его произведения.
|
|
В итоге упомянутым постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» за публикацию «идейно-порочных произведений М. Зощенко и А. Ахматовой был отстранен от работы главный редактор журнала «Звезда» новым его руководителем назначался заместитель начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б) А. Еголин. Журнал «Ленинград» был вообще закрыт. Со своего поста был снят секретарь Ленинградского горкома партии по идеологии.
Зощенко вменяли в вину его рассказ «Приключения обезьянки», опубликованный сначала в журнале для детей «Мурзилка», а затем перепечатанный журналом «Звезда». Жданов долго объяснял, что в этом рассказе Зощенко изобразил жизнь советских людей нарочито уродливо, карикатурно, что в уста обезьяны писатель вложил «гаденькую, отравленную антисоветскую сентенцию насчет того, что в зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей».
|
|
Ахматову Жданов охарактеризовал как «помесь монахини и проститутки» и обвинил ее в «разложении советских людей эгоцентрическими любовными стихами», доступными только элите и уводящими молодое поколение от таких «позитивных» тем, как прославление труда и достижения страны под водительством партии. Ни Зощенко, ни Ахматову не посадили, но обоих тут же исключили из Союза советских писателей, что лишило их заработка и возможности публиковаться. Атака Сталина и Жданова на литературу была задумана как сигнал всем деятелям советской культуры и искусства идти в ногу и посвятить себя развитию социалистического реализма, признавая себя «служителями партии и государства».
26 августа 1946 г. М. Зощенко обратился с письмом к Сталину, пытаясь защитить свое честное писательское имя. Но адресат оказался глух к откровениям всенародно признанного писателя. У Сталина и его идеологического окружения были другие представления о человеческой чести.
|
|
4 сентября 1946 г. на расширенном заседании президиума правления Союза советских писателей СССР М. Зощенко и А. Ахматова были исключены из союза «как не соответствующие в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами Союза советских писателей могут быть писатели, стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве».
Был утвержден новый состав секретариата Союза советских писателей, Генеральным, секретарем стал А.А. Фадеев, его заместителями — К.М. Симонов, В.В. Вишневский, Н.С. Тихонов, А.Е. Корнейчук. Новому руководству Союза ЦК партии поручил «навести порядок» в этой организации.
Политический утилитаризм Сталина в отношении литературы и искусства, его последовательное стремление, во что бы то ни стало, «огосударствить» культуру приняли в послевоенный период невиданные масштабы. В уже упоминавшихся воспоминаниях Симонов писал, что в связи с присуждением Сталинских премий в 1950 г.
Приложение к литературе ленинского принципа «партийности» Сталин называл в это время «новорапповской теорией», «новорапповской точкой зрения в литературе». Этот принцип фактически был объявлен Сталиным принципом «государственности» литературы, т.е. она была превращена в своего рода особую отрасль народного хозяйства, контролируемую государством.
На практике в отношении партии к литературе ничего не изменилось. От Сталина по-прежнему исходило, по словам Симонова, волевое начало, связанное с его утилитарным отношением к произведениям литературы и искусства, с поддержкой только того, что могло послужить прямым интересам современности. Официальные партийные установки требовали от литературы и искусства, прежде всего, воспевать «пафос восстановления», подчеркивать исключительно позитивные явления общественного развития. Никто не мог чувствовать себя спокойно в такой обстановке.
Партийным идеологам не нужна была трагическая правда о войне, об ошибках венных лет. Эти требования вновь отбрасывали литературу и искусство к бесконфликтности, лакировке действительности и исторического прошлого. Правда, на XIX съезде партии в 1952 г. теория бесконфликтности формально подверглась критике. Тем не менее, большая часть Сталинских премий по-прежнему присуждалась писателям, чьи произведения были далеки от реальной жизни, в которых надуманные конфликты разрешались легко и быстро, а герои были идеализированы и чужды обычным человеческим чувствам.
После расправы с М. Зощенко и А. Ахматовой произведения литературы, искусства, труды обществоведов могли появляться в свет только с ведома Секретариата ЦК ВКП(б) и Управления пропаганды и агитации. Руководствуясь убеждением в том, что литература и искусство являются всего лишь средством идеологического воздействия, инструментом в руках партийного аппарата, партийные руководители выносили приговоры, чинили суд и расправу над творческими работниками, стремились исключить любые отклонения от единомыслия, от заданного трафарета. Агитпроп ЦК регулярно создавал как рекомендательные, так и «черные» списки произведений литературы и искусства. На основании последних изымали тысячи книг из библиотек, снимали из кинопроката сотни фильмов, меняли музейные экспозиции и репертуар театров. Новый партийный еженедельник «Культура и жизнь» получил задание постоянно проверять, действительно ли наука, литература, искусство, кино, радио, музыка, пресса, музейное Дело «поставлены на службу коммунистического воспитания масс».
Сфера партийного руководства распространялась на все области театрального искусства.
Кремлевских идеологов интересовало не служение народу, они преследовали свою узкопартийную цель — подавление именно «народного духа» в музыке. Этим задачам и было подчинено постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». В нем композитор осуждался за то, что якобы «пренебрег лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мелодий и широтой диапазона, народностью, изяществом, красивой ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире». И этот музыкальный «ликбез» предназначался не только В. Мурадели, но и всему советскому музыкальному искусству, блиставшему тогда многими именами. Примечательна в этом постановлении ЦК, открыто высказанная великодержавная националистическая идея — русская опера объявлялась лучшей в мире просто потому, что она русская.
Композиторам было предписано черпать вдохновение исключительно из наиболее распространенных «народных мелодий», так как якобы существовала опасность того, что музыкальный язык, менее понятный для всех, а поэтому оцениваемый как «формалистический», может содержать в себе «нежелательные намеки». Борьба с «формализмом» продолжалась на Первом съезде советских композиторов, состоявшемся в апреле 1948 г. Последующие годы ознаменовались новыми нелепейшими запретами, десятками грубых проработочный статей, снятием с репертуара лучших произведений советской и современной зарубежной музыкальной классики, изгнанием виднейших композиторов-педагогов из числа профессоров консерваторий.
Что касается киноискусства, то в 1946 г. Сталин сам решил заняться упорядочением сферы производства фильмов. В Кремль были приглашены несколько человек из числа руководителей Министерства кинематографии во главе с И.Г. Большаковым. По рассказу участника этой встречи И.А. Василькова, Сталин, после очень краткого приветствия, сказал, что хочет посоветоваться, как дальше развивать кино, затем он произнес монолог, на чем «совет» и закончился.
В заключение своего монолога вождь высказал свою основную «реформаторскую» мысль: «Я подсчитал, сколько времени надо, чтобы показать фильм по всей стране при хорошем тиражировании копий. Получается, что в течение одного месяца. Значит, нам надо двенадцать фильмов в год производить. Не больше. Но все фильмы должны быть направленными, иметь четко обозначенную цель. Как передовые статьи в "Правде", тогда не появится идейно неверных произведений. Чтобы не было ошибок в выборе тем для фильмов, чтобы не проходили ненужные вещи, я сам буду смотреть сценарии».
Министр кинематографии И. Большаков, придя в себя к концу «совета» вождя, осмелился на вопрос: «А как быть с режиссерами. Ведь их у нас больше двенадцати?» Сталин сразу ответил: «Режиссеров не трогать, не увольнять. Пусть остаются. Сохранить им зарплату. Кого на какую картину назначить — я буду говорить». Тем самым Сталин предельно точно определил принципы административно-командной системы в сфере киноискусства.
На просмотр в Кремль отвозились все более или менее крупные работы — художественные, документальные, научно-популярные. Без согласия Кремля, т.е. фактически одного Сталина, ни один фильм, особенно известного режиссера, не мог появиться на экранах страны.
Немало авторских замыслов и готовых лент получили короткое резюме — размашистым почерком через всю страницу — «Не подходит. И. Ст.». Так решалась судьба произведения: быть ему на экране, подвергнуться переделке или «уйти в никуда». В последнем случае оригиналы (негативы) и копии шли на «смыв». Замечания Сталина по сценариям и фильмам приобретали силу закона.
Опустошительному разгрому кинематография подверглась в новом постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «О кинофильме "Большая жизнь"». В нем было названо и осуждено три «безыдейных» фильма: «Большая жизнь» (Л. Луков), «Адмирал Нахимов» (В. Пудовкин) и вторая серия «Ивана Грозного» (С. Эйзенштейн). Выдающиеся мастера советского и мирового кино обвинены были в легкомыслии, невежестве, пренебрежении к идейно-художественному содержанию своих произведений.
За выпуск «политически порочных картин» был распущен художественный совет при Министерстве кинематографии во главе с И.А. Пырьевым. Руководителем нового состава этого совета был назначен главный редактор газеты «Известия» Л.Ф. Ильичев, который был далек от киноискусства, но зато умел ловко маневрировать в сложных ситуациях. Художественный совет пополнился доверенными людьми из партийного аппарата и некоторыми деятелями искусств, также весьма далекими от кино. Кинематографисты были озадачены тем, что среди тех, кто должен был принимать их картины, оказался художественный руководитель хора им. Пятницкого.
Порядок производства фильмов из года в год ужесточался, особенно после того, как в 1948 г. Политбюро ЦК, а практически лично Сталин, принял на себя утверждение годовых планов кинопроизводства.
У Сталина были свои пристрастия в оценке творчества кинорежиссеров. На упоминавшемся выше заседании Политбюро ЦК он рассуждал так: «Вообще все важные картины надо поручать опытным режиссерам. Вот Ромм — хорош, Пырьев, Александров, Эрмлер, Чиаурели. Им поручать. Такие не подведут. Им же поручать цветные фильмы. Это дорогая штука. Козинцев хорош. Лукова надо гнать. Пудовкин хорош. Вот тут Большаков распинается, что нужны выдвиженцы, молодежи надо поручать. А вы такие эксперименты за свой счет делайте, а не за счет государства».
Сталин всячески поддерживал «значительные по темам» документальные и хроникальные фильмы о Ленине, о жизни советских республик, социалистических стран («Демократическая Венгрия», «Советская Украина» и т.д.). И всегда, по выражению Шепилова, «морщился» при просмотре картин лирического, психологического плана, или экранизаций литературных произведений, которые он не считал высокохудожественными или политически значимыми.
В такой обстановке и родился «могучий» сериал документальных фильмов, сделанных по сталинскому шаблону и полностью лишенных подлинной жизни в тех или иных странах с бесчисленным количеством нелегких послевоенных проблем. Над фильмами работали большие мастера, для написания дикторских текстов привлекались видные кинодраматурги, писатели, но ничего не могло помочь — ни красивый пейзаж, ни броское слово. Все усилия убивала мертвая схема, в которой по строго установленному порядку следовали: на первом месте индустриализация, за ней — сельское хозяйство, потом культура; завершался «показ действительности» искусством. Танцы и песни. Праздник с ликующей толпой, над которой портреты «вождя» заслоняют небо. Такие картины нравились Сталину.
Огромным успехом у миллионов зрителей пользовался фильм «Кубанские казаки» (И. Пырьев), вышедший на экраны в конце февраля 1950 году. В том же году вышел двухсерийный фильм «Падение Берлина» (М. Чиаурели), фальсифицирующий историю и переоценивающий военные заслуги Сталина. Очевидно, за это он и был удостоен Сталинской премии.
На развитии изобразительного искусства также тяжело сказалась борьба с «формализмом». Возглавила этот процесс созданная в 1947 г. Академия художеств СССР. На ее заседаниях в отходе от принципов «социалистического реализма» были обвинены многие видные художники — С. Герасимов, П. Корин, А. Осьмеркин, М. Сарьян, Р. Фальк, А. Шевченко и др. От художников по-прежнему требовалось писать в основном патетические многофигурные полотна, посвященные Ленину и Сталину. Официальной критикой было провозглашено, что образ Сталина является самым убедительным свидетельством идейно-творческой зрелости искусства и его творцов.
В день 70-летия вождя, 21 декабря 1949 г., в залах Третьяковской галереи была открыта выставка «И.В. Сталин в изобразительном искусстве». На ней было представлено более 200 произведений живописи, скульптуры и графики, прославлявших Сталина.
Вместе с тем изобразительное искусство тех лет не исчерпывалось официозом. В рамках строго реалистичного изображения и канонов социалистического реализма оставалось какое-то пространство для свободного творчества. Конечно, наиболее выигрышными оставались изображения «строек коммунизма» и портреты «передовиков производства», но и пейзаж, натюрморт, жанровая сцена сохраняли право на существование при всей их аполитичности.
В архитектуре, скульптуре на первом плане была задача прославления вождя и эпохи сталинизма. Этим целям подчинено было строительство помпезных высотных домов, украшенных шпилями, башнями, скульптурами. Постепенно сложился так называемый «сталинский ампир», в стиле которого построены павильоны ВДНХ в Москве и многие общественные здания по всей стране.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1334; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!