Вступление СССР в эпоху научно-технической революции
Наука все в большей мере оказывала непосредственное влияние на развитие производительных сил страны. Многие выдающиеся научные открытия из области лабораторных экспериментов перешли в производственную практику. Особое значение имели в этом отношении достижения физики, химии, биологии, кибернетики и т.д.
В связи с разработкой проблем ядерной энергии, ракетной и космической техники, современной авиации, электронной техники, других научно-технических проблем перед фундаментальной и прикладной наукой, перед техникой и производством возникали сложные задачи. Потребовалось быстро развернуть исследования в целом ряде научных направлений, освоить новые технологии, создать новые отрасли техники и промышленности.
Все это оказывало глубокое влияние на технический прогресс всех отраслей народного хозяйства. Усилившееся взаимодействие науки и производства создало предпосылки для развертывавшейся научно-технической революции. Ее особенностью в нашей стране было то, что она развивалась в первую очередь в недрах военно-промышленного комплекса. Это было связано как с необходимостью обеспечения обороноспособности, так и с отсутствием стимулов для ее внедрения в гражданских отраслях промышленности.
Расширялась сеть научных учреждений. Только в системе Академии наук СССР за 1956-1958 гг. было создано 63 новых научно-исследовательских учреждения, из них 11 — физико-математического профиля. Институты создавались на Урале, на Кольском полуострове, в Карелии, Якутии. В 1957 г. было создано Сибирское отделение АН СССР. К 1959 г. в стране имелось 3200 научных учреждений и 284 тыс. научных работников.
|
|
Самые принципиальные вопросы, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обсуждались на пленуме ЦК КПСС в июле 1955 г. С докладом по этому вопросу выступил Председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин. В его обсуждении приняли участие многие ученые страны. Были отмечены действительно выдающиеся достижения советской науки и техники в мирном использовании атомной энергии, создании реактивной авиации, новых типов машин, приборов и оборудования. При этом справедливо подчеркивалось, что по ряду основных направлений наша страна находится на передовых рубежах научно-технического прогресса.
Наряду с этим выступавшие ученые, хозяйственные руководители отмечали, что в ряде отраслей народного хозяйства важнейшие достижения отечественной и зарубежной науки, техники, технологии, организации производства медленно внедряются в практику. Впервые на партийном пленуме был отвергнут старый идеологический догмат о том, что моральный износ, т.е. технико-экономическое старение машин и оборудования, при социализме якобы не имеет места. Эта догма служила теоретическим оправданием косности и консерватизма, сохранения устаревшей техники и оборудования.
|
|
В резолюции этого пленума Хрущев счел необходимым рекомендовать советским организациям расширять связи с зарубежными научно-техническими институтами, обмен информацией и приобретение технической литературы за рубежом. СССР стал направлять за границу делегации специалистов, в первую очередь изучающих различные проблемы научно-технического прогресса. Печать нашей страны начала писать не о том, что плохого произошло в других странах, а о том полезном, что можно там найти.
В сентябре 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Комитет по делам изобретений и открытий. Для координации научных исследований и руководства внедрением в народное хозяйство достижений науки и техники был создан Государственный комитет Совета Министров СССР, а при нем Институт научно-технической информации.
В 1959 г. был принят новый устав Академии наук СССР. Он предусматривал более тесный контакт с научными учреждениями страны, были определены функции отделений, установлено систематическое пополнение академии новыми научными силами. В начале 1960-х годов внутренняя структура сети академических учреждений претерпела ряд изменений. В частности, в связи с тем, что внимание АН СССР было сосредоточено на решении перспективных задач науки, она была освобождена от решения большей части проблем, связанных с текущими нуждами промышленности. Около половины ее учреждений (92 института, лаборатории и т.д.), разрабатывавших в основном вопросы, связанные с развитием отдельных отраслей хозяйства, были переданы в государственные ведомства.
|
|
Советская наука добилась выдающихся успехов в указанный период в теоретическом изучении термоядерных реакций. Исследования И.В. Курчатова, А.П. Александрова, А.И. Алиханова, Л.А. Арцимовича, Я.Б. Зельдовича, Д.В. Скобельцына, Ю.М. Харитона, И.Е. Тамма и других ученых открыли новое направление научно-технической революции — практическое использование в мирных целях внутриядерной энергии.
В начале 1950-х годов начались работы по созданию атомной электростанции. Разработка этой тематики была поручена физико-энергетическому институту в г. Обнинске (Калужская обл.). Активное участие в ней принимали Институт атомной энергии, руководимый И.В. Курчатовым, Институт физических проблем АН СССР, возглавлявшийся А.П. Александровым. 27 июня 1954 г. первая в мире Обнинская атомная электростанция дала ток. Тем самым наша страна положила начало новой эре в энергетике.
|
|
Изучение проблем атомного ядра развернулось во многих научно-исследовательских институтах. Наиболее важные исследования велись в институте атомной энергии АН СССР. В 1956 г. в г. Дубне начал действовать Объединенный институт ядерных исследований. Вместе с советскими учеными здесь работали физики из других социалистических стран. В 1957 г. в Дубне вступил в строй самый мощный в мире синхрофазотрон — ускоритель заряженных частиц.
Результаты исследований в области ядерной физики нашли практическое применение при сооружении Сибирской и проектировании Белоярской и Ново-Воронежской атомных электростанций. Одновременно разрабатывались силовые атомные установки для транспортных целей. В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
В 1958 г. Нобелевскую премию получили советские физики П.А. Черенков, И.М. Франк, И.Е. Тамм за теорию излучения Черенкова-Вавилова. В 1962 г. выдающемуся советскому физику Л.Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия за разработку теории жидкого гелия. В этом же году его труд «Курс теоретической физики», написанный вместе с Е.М. Лившицем, был удостоен Ленинской премии.
Успехи на пути развертывания научно-технической революции во многом были связаны с изобретением и совершенствованием электронно-вычислительных машин. По словам академика Н.Н. Моисеева, советские ученые пришли к пониманию решающей роли электронно-вычислительных машин в научно-техническом прогрессе примерно в одно время с американцами. В 1958 г. Моисеев в составе делегации советских ученых посетил Германию, Францию и США и вернулся, по его выражению, «окрыленным», так как увидел, что в технике наша страна не отстает от Запада. Но прошло три года, и Н.Н. Моисеев снова оказался во Франции — в Фонтенбло, где существовал центр по управленческим системам, принадлежащий НАТО. Он увидел, что за этот короткий период ситуация в области электронно-вычислительной техники на Западе качественно изменилась в лучшую сторону. Там, по словам Моисеева, «повально» шел переход от ламповых ЭВМ к транзисторным. Полупроводники не давали сбоев, эксплуатация их стала очень простой и дешевой.
Вычислительная техника на Западе с начала 1960-х годов стала внедряться в самые разные области деятельности — коммерцию, управление производством, составление расписаний железнодорожного транспорта и т.д. В связи с этим вычислительные машины делались в основном универсальными. Напротив, в СССР в то время основным заказчиком был военно-промышленный комплекс, поэтому и ЭВМ делали специально ориентированные на конкретные технические задачи. Это было проще, но ограничивало круг возможностей ЭВМ.
Кроме того, наши чиновники сделали еще одну глупую ошибку с далеко идущими последствиями. Вместо совершенствования собственной вычислительной техники было принято решение копировать устаревшие образцы западных ЭВМ. Это стало одной из главных причин того, что наша страна вскоре оказалась на задворках научно-технического прогресса во многих сферах.
В 1954 г. была полностью восстановлена и значительно расширена Пулковская обсерватория. В 1955 г. была завершена первая очередь Крымской астрофизической обсерватории. В 1960 г. здесь был установлен параболический рефлектор с зеркалом диаметром 2,6 м; тогда это был самый крупный в Европе оптический телескоп. В середине 1960-х годов была создана советская стратосферная обсерватория с рефрактором диаметром 1 м. Она могла подниматься на высоту до 20 км. В послевоенные годы стала развиваться новая отрасль астрономии — радиоастрономия. Интенсивное развитие радиолокационной техники в годы войны создало предпосылки для сооружения первых радиоастрономических инструментов. Начало радиоастрономических исследований в СССР было связано с Физическим институтом им. П.Н. Лебедева АН СССР и Научно-исследовательским радиофизическим институтом при Горьковском университете, которые располагали высококвалифицированными кадрами в области радиофизики.
Развитие радиоастрономии и радиолокационной техники дало возможность измерять расстояния до планет и скорости движения их поверхности с колоссальной точностью. Успехи радиолокации планет Солнечной системы сыграли важную роль в исследовании космоса и обеспечении точности расчета орбит космических кораблей. В 1961 г. в Институте радиотехники и электроники АН СССР был создан космический локатор, с помощью которого были измерены с большой точностью расстояния до Венеры, Марса и Меркурия.
Мировую известность получили работы советской физической школы в области квантовой электроники. Квантовые генераторы открыли новое направление в современной технике и технологии. Они нашли широкое применение не только в научных исследованиях, но и на производстве, в технике, медицине, электронной оптике и голографии.
Становление квантовой электроники началось в 1954 г., когда Н.Г. Басов и А.М. Прохоров разработали новый метод генерирования электромагнитных колебаний и создали первый в мире молекулярный генератор — мазер. В 1964 г. за это открытие им была присуждена Нобелевская премия.
Блестящим результатом развития ряда ведущих направлений советской науки и техники явились разработка и серийное производство межконтинентальных ракет. Успешно шли сборка и испытание все более мощных стратегических ракет. Организованная при Президиуме АН СССР комиссия под председательством академика А.А. Благонравова определяла содержание программы развития советского ракетостроения.
Успехи ракетной техники в нашей стране позволили быстрыми темпами развивать космические исследования. Эта новая область на стыке науки и техники, в которой Советский Союз был неоспоримым лидером, бурно развивалась под руководством таких выдающихся ученых и организаторов науки, как С.П. Королев и М.В. Келдыш.
В 1955 г. началось строительство космодрома «Байконур». 21 августа 1957 г. прошла испытание первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, а 4 октября того же года модифицированным вариантом этой ракеты был запущен первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ).
Начавшиеся исследования околоземного космического пространства очень скоро привели к необходимости пилотируемых полетов в космос, поскольку автоматические научные станции имели достаточно ограниченные функции. 12 апреля 1961 г. в СССР был дан старт первого космического корабля «Восток», пилотируемого Ю.А. Гагариным. Этим было положено начало полетам человека в космос.
Таким образом, в указанный период в приоритетных областях знания советская наука добилась значительных результатов, обеспечив нашей стране лидерство в целом ряде ее отраслей. Начавшаяся в 1950-е годы в нашей стране НТР открыла новые перспективы не только перед самой наукой, но и перед производительными силами страны. В условиях НТР изменилось соотношение между наукой и производством. Наука стала превращаться в опережающий фактор технического прогресса и развития всего общественного производства.
Художественная культура
На первом собрании правления Союза писателей по итогам XX съезда КПСС его первый секретарь А.А. Сурков заявил: «Задачи писателей сводятся к тому, чтобы устранить из литературы произведения, которые были орудием утверждения культа личности». Решили тихо реабилитировать Сталина как политика и открыто — как полководца. Эта задача была поручена не партаппарату, а генералитету и хозяйственникам. Из этих сфер посыпались многочисленные мемуары генералов и маршалов, крупных хозяйственных руководителей, в которых Сталин изображался выдающимся государственным деятелем, а виновниками репрессий объявлялись Ежов и Берия.
Одной из форм отторжения культа Сталина стало в годы «оттепели» настойчивое обращение к личности Ленина, к истории революции, которую писатели «шестидесятники» воспринимали как исток, как «время, когда все начиналось, когда начинались мы» (Ю. Трифонов).
Первые, хотя и слабые коллективные попытки глубже осмыслить процесс десталинизации советского общества, разоблачения культа личности уже в 1956 г. предприняли историки. Живо откликнувшись на призыв XX съезда пересмотреть сталинское прошлое страны и осознать стоявшие за ним глубокие исторические процессы, историки попытались по-новому подойти к ряду долго замалчивавшихся или искажавшихся проблем предреволюционного и послереволюционного прошлого. Но эти первые попытки встречали сильное противодействие, прежде всего со стороны ревнителей официальной идеологии, которая, несмотря на возврат к Ленину, оставалась в сущности сталинской. Их контрнаступление проявилось, прежде всего, в полемике в печати. Рупором твердокаменных сталинистов стал журнал «Вопросы истории». В журнале «Новый мир», руководимом А. Твардовским, в свою очередь были сделаны попытки по-новому исследовать советское общество. Главный редактор и его единомышленники вели ежедневную, изматывающую борьбу за литературу подлинную, талантливую, внутренне свободную.
Одним из первых произведений, запечатлевших едва обозначившиеся в духовной жизни перемены, стала повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». В повести главное внимание уделяется не вопросам производства, как это бывало прежде, а конфликтам нравственно-этическим. Человек перестает восприниматься как «винтик», производственная функция. Происходит открытие «маленького мира» обыкновенных человеческих чувств: любви, жалости, страдания, недовольства собой, разочарования, надежды. В повести настойчиво звучит мотив «оттаявшего сердца», которое наконец-то забилось после «заморозков».
Сказать правду «о времени и о себе», осмыслить эпоху в ее величии и трагизме, во всей ее сложности и противоречивости попытался А. Твардовский в своих стихах и в поэме «За далью даль», но главное, привлекая в «Новый мир» молодых прозаиков, поэтов, критиков. В 1953 г. литературный критик В. Померанцев выступил здесь со статьей «Об искренности в литературе», в которой поставил вопрос о том, что надо «честно писать, не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же ставился вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений, так как «в литературе, как и во всяком искусстве, важны различия и только различия, а вовсе не общность». Правдой и смелостью потрясли читателей «Нового мира» очерки Валентина Овечкина «Районные будни». В 1956 г. на страницах журнала вышел роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», посвященный судьбе изобретателя-одиночки, ведущего неравную борьбу с бюрократами, вплотную подводивший читателя к проблеме бюрократии в советском обществе.
Выступление К. Паустовского на обсуждении романа Дудинцева, где он впервые заговорил о бюрократии как о новом классе, порожденном сталинской эпохой, распространялось через самиздат, позднее его стали изымать при обысках как антисоветский документ.
Молодой литературовед Федор Абрамов уже в 1954 г. посмел замахнуться на литературную элиту, обласканную партийными властями. Первая же статья Ф. Абрамова в «Новом мире» «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» произвела скандал, так как в ней под огонь язвительной критики попали увенчанные сталинскими премиями романы известных авторов — «Жатва» Г. Николаевой, «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского и др. В статье обличались далекая от правды жизни «лакировка действительности», «кудрявое однообразие», похожие друг на друга герои, «как на подбор писаные красавцы и красавицы», увенчанные наградами. Статью Абрамова передавали из рук в руки.
Одновременно шла борьба «за чистоту социализма на идеологическом фронте». Главный партийный идеолог М. Суслов объявил, например, писателю В. Гроссману, что его роман о Великой Отечественной войне «Жизнь и судьба» ввиду чрезмерного, нездорового интереса к темным сторонам начального периода войны не может быть сейчас напечатан. В 1961 г. рукопись автора была изъята.
В эти годы в «Новом мире» появились интересные статьи В. Пановой «Времена года», Ф. Панферова «Волга-матушка-река», «Рычаги» А. Яшина, «Братья и сестры» Ф. Абрамова и др. Одиннадцатым номером «Нового мира» за 1962 год, где напечатана повесть А Солженицына «Один день Ивана Денисовича», начался новый этап русской литературы. Эта повесть открыла в литературе острейшую тему недавнего прошлого страны, связанного с именем Сталина. В контексте антисталинских настроений, стремления к преодолению последствий культа и была прочитана в те годы повесть А. Солженицына. В авторе увидели человека, сказавшего беспощадную правду о запретной стране под названием «Архипелаг ГУЛАГ».
В те годы повесть А. Солженицына расценили как подлинно «партийное» произведение, написанное в духе XX съезда и помогающее в борьбе с культом и его пережитками.
В годы «оттепели», как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. Впервые или после длительного перерыва стали выходить 28 журналов, 7 альманахов, 4 газеты литературно-художественного профиля. Среди новых литературно-художественных журналов — «Дружба народов», «Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература» и др.
Благодаря начавшейся реабилитации жертв политических репрессий 1930-1940-х гг. были возвращены читателю книги Михаила Кольцова, Сергея Есенина, Михаила Зощенко, Анны Ахматовой, Артема Веселого, Ивана Катаева, Исаака Бабеля. Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства: Н.И. Вавилова, В.Э. Мейерхольда, Б.И. Пильняка, О.Э. Мандельштама, Г.И. Серебряковой и др. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов XIX — первой половины XX века. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников.
Со второй половины 1950-х годов активизировались международные культурные связи. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (первый международный кинофестиваль в Москве состоялся еще в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел проводимый в Москве с 1958 г. Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского. Советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным изобразительным искусством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которая перед войной была переведена в запасники. Стали проводиться выставки произведений искусства из зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана и др. Широкий общественный резонанс получила выставка произведений Пабло Пикассо, состоявшаяся в Москве в 1956 г. Укреплению культурных контактов способствовал Московский международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г.
Новой чертой времени «оттепели» стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново открывали для себя творчество С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой и многих других поэтов, которые в годы сталинизма не печатались. В литературу пришло новое поколение поэтов — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Римма Казакова, Юлия Друнина, Евгений Винокуров, Новелла Матвеева, Давид Самойлов. В Политехническом музее проходили вечера «мятежных поэтов» Е. Евтушенко и А. Вознесенского. В театрах начали свои эксперименты Олег Ефремов и Юрий Любимов.
После открытия памятника Маяковскому в Москве в июле 1958 г. у его постамента стихийно возник своеобразный клуб любителей поэзии. Поэтические вечера, никем не запланированные и не срежиссированные, проходили каждую субботу и воскресенье. Совсем молодые, никому не известные поэты читали стихи собравшейся толпе — огромной, текучей, слушающей по большей части с восторгом. Здесь читались стихи «забытых» и репрессированных поэтов, звучали строки Цветаевой, Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Гиппиус — включая и то, что так и не увидело свет при советской власти. Среди чтецов были и студенты театральных вузов, которые читали профессионально и вдохновенно. Читать можно было все, что угодно: и великих поэтов, и свои собственные стихи. Так в центре Москвы стихийно появился звучащий «самиздат».
Этот пятачок свободы очень скоро был ликвидирован. Бесцензурное творчество вынуждено было уйти в подполье. Весной 1961 г. из стихов, читавшихся на площади Маяковского, поэт Юрий Галансков составил журнал «Феникс» — один из первых московских самиздатовских журналов. После этого на квартире Галанскова состоялся обыск, изъяли выпуски «Феникса» и другие материалы. В октябре 1961 г. состоялся первый арест поэтов-«политиков» (в том числе и Ю. Галанскова), тематика стихов которых, по мнению органов, выходила за рамки дозволенного.
Большой популярностью в студенческой среде в эти годы пользовалась так называемая «авторская песня». Во многих вузах создавались клубы самодеятельной песни. На их вечерах звучали песни Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого. В связи с тем, что и за этими клубами пристально наблюдали органы КГБ, им приходилось проводить свои поэтические вечера подпольно, обычно где-нибудь в подмосковном лесу.
Как «подрыв советской идеологии» сусловские цензоры расценили в 1960-х годах написанную Оскаром Фельцманом популярную тогда песню — «Ландыши». Ее ругали более 40 лет. Композитора обвиняли в том, что он разрушал советскую музыку, что это пошлость, прививающая молодежи плохой вкус и чуждый образ жизни. И хотя песню перестали передавать по радио, она все равно звучала и молниеносно стала популярной.
Подобная ситуация связана с другой песней Оскара Фельцмана (на слова Михаила Матусовского) — «Черное море» для кинофильма «Матрос с "Кометы"». Картину с песней приняли на Мосфильме, а уже на следующий день в Комитете по кинематографии ее разгромили вдребезги, назвав пошлятиной.
Политическая борьба в «верхах» и культура. В целом политика в художественной сфере в данный период была противоречивой и непоследовательной. XX съезд КПСС, на котором была сделана серьезная попытка освободить страну от наследия культа личности, почти ничего не изменил во взаимоотношениях власти и культуры. В докладе Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС так определялся партийный курс в области литературы и искусства: «Партия вела и впредь будет вести борьбу против неправдивого отражения советской действительности, против попыток лакировать ее или, наоборот, охаивать и порочить то, что завоевано советским народом. Творческая деятельность в области литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, вселять бодрость в сердца, твердость убеждений, развивать социалистическую сознательность и товарищескую дисциплину».
«Оттепель» середины 1950-х годов вызывала в высшем руководстве страны смешанные чувства. Об этом свидетельствует даже самый стиль мемуарной записи Хрущева, не отличавшегося, как известно, красотой слога, но в эпизоде о переменах во взаимоотношении власти и культуры превзошедший, кажется, самого себя: «Шли на оттепель в руководстве, и в том числе и я в этом коллективе, и шли сознательно, и сознательно побаивались этой оттепели, потому что как бы из этой оттепели не наступило половодье, которое бы захлестнуло и с которым было бы трудно справиться. А это возможно во всяком политическом деле. Поэтому мы как бы сдерживали эту оттепель, с тем, чтобы эта оттепель не вызвала бы половодья и не захлестнула».
Пределы десталинизации в художественной сфере, в отношении между властью и интеллигенцией наглядно показало «дело Пастернака». В послевоенное десятилетие им был написан роман «Доктор Живаго», который стал итогом творческих поисков писателя в области художественной прозы.
В роман «Доктор Живаго» Пастернак включил и многие свои знаменитые стихотворения, созданные в это же время. В поэзии Пастернака отчетливо слышна тема обновления, весны.
После пресловутых постановлений ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» начались нападки и на Пастернака, которого стали обвинять в отрыве от народа и неприятии коммунистической идеологии. Чем могли закончиться подобные упреки, понимали все. А. Фадеев прямо называл поэзию Пастернака безыдейной и аполитичной, утверждал, что она «не может служить идеалом для наследников великой русской поэзии». В печати все чаще стали появляться грубые нападки на Пастернака, обвинения в реакционности и отсталости его мировоззрения.
В 1958 г. Б. Пастернаку была присуждена за роман «Доктор Живаго» Нобелевская премия по литературе. Это вызвало резкое осуждение Пастернака советским партийным и государственным руководством. Развернулась небывалых масштабов кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей, практически все писатели и публицисты вынуждены были подписывать обличительные письма, не прочитав романа, не выслушав самого поэта. Шельмование Пастернака отразило попытки консервативных сил в партии сохранить полный контроль над культурной сферой, не допуская никакого инакомыслия и отступления от ленинского принципа партийности литературы.
Советские руководители через К. Федина немедленно потребовали от Пастернака отказа от премии, угрожая в противном случае начать кампанию по обвинению писателя в предательстве, платой за которое и стала «Нобелевская премия». Пастернак решительно отказался от предложенного ему позорного предложения, и расплата не заставила себя долго ждать. В «Литературной газете» была опубликована статья «Провокационная вылазка международной реакции», в которой утверждалось, что внимание западных издателей к роману привлекли его антинародность и «дух ненависти и презрения к простому человеку». В этой обстановке Пастернак вынужден был отказаться от премии.
Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 г. Борис Пастернак скончался.
Преобразования в духовной жизни общества в 1953-1964 гг. были, безусловно, значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа, очищению его от сталинского наследия. Но эти процессы были непоследовательными. При этом надо учитывать, что действия Хрущева серьезно ограничивались консервативно настроенной частью руководства КПСС во главе с М. Сусловым. Оправившись от шока, вызванного докладом Хрущева на XX съезде КПСС, его противники лишь ждали подходящего момента, чтобы взять реванш, и провоцировали своего главу на всякие скандальные акции.
Вопреки требованиям партии в молодежной среде широкое распространение приобрели магнитофонные записи авторских песен, а также песен Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого, привлекавших созвучием с чувствами и проблемами, тревожившими людей. В рукописном виде распространялись не прошедшие цензуру или малоиздаваемые произведения советских и зарубежных писателей, эмигрантская литература. Был выпущен первый самиздатовский журнал «Синтаксис» А. Гинзбурга, в котором публиковались не прошедшие цензуру произведения Б. Ахмадулиной, Е. Гинзбург, В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова и др. Арест А. Гинзбурга и прекращение выпуска «Синтаксиса» не означали разгрома «самиздата». Наоборот, стали шире распространяться списки запретных произведений, в том числе поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 г., но не разрешенной к публикации. Именно на этой основе начало зарождаться диссидентское движение.
Все это не могло не тревожить партийных идеологов и самого Н.С. Хрущева. Говоря о роли интеллигенции в общественной жизни, он отмечал, что интеллигенция «идейно влияет на общество, осуществляет то дело, над которым бьется коммунистическая партия». При этом он подчеркивал, что в отношениях партии с технической интеллигенцией вопрос обстоит проще, поскольку эти люди проявляют свою энергию и интеллект в основном применительно к конкретным предметам, служащим обществу. Своей непосредственной деятельностью техническая интеллигенция не вторгается напрямую в сферу духовной жизни и проблемы идеологии.
К сожалению, большинство поэтов, писателей, художников не имели достаточного мужества, чтобы открыто противостоять Хрущеву и его свите.
Многие из нас не заметили, как начался отлив, как вновь стали вкрапливаться в нашу жизнь те самые «установления», от которых мы вроде бы навсегда освободились. На самом деле, как мы уже видели, в культурной жизни нарастала напряженность. С трудом пробивал себе путь на экран фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли, а картина «Застава Ильича» одной из первых подверглась разносу и легла на полку. Нельзя сказать, что ситуация эта сложилась неожиданно — ее истоки все там же, в решениях XX съезда. С годами давление разного рода советчиков «по культурным вопросам» на Хрущева усиливалось, он часто становился раздражительным, необъективным. У него вошло в привычку давать резкие и однозначные идейные оценки тем или иным произведениям. К сожалению, эта привычка сочеталась с узостью взглядов, необразованностью, отсутствием эрудиции, нежеланием выслушивать тех, кто говорил о необходимости быть терпимым в подобных ситуациях.
Хрущев нередко укорял Суслова за упущения в идеологической работе. По его словам, «главный околоточный» Суслов выполнял полицейские функции, которые приносили большой вред. Интеллигенция, по признанию самого Хрущева, относилась к Суслову плохо. Позже Хрущев пришел к убеждению, что нельзя административно-полицейскими мерами бороться против того, что возникает в среде творческой интеллигенции: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в музыке, ни в чем.
Театральная жизнь в годы оттепели ознаменовалась открытием двух новых театров: «Современника» и Театра драмы и комедии на Таганке. 15 апреля 1956 г. на маленькой сцене художественного театра в поздние ночные часы несколько молодых актеров под руководством Олега Ефремова играли пьесу Виктора Розова «Вечно живые». По отзывам тех, кто присутствовал на этом спектакле, самые пышные премьеры тех лет не собирали такой блестящей публики: «блестящей» не в расхожем смысле слова, здесь не было дам в роскошных туалетах, влиятельных чиновников, присяжных критиков. И в зале, и на сцене чувствовалось иное: ум, талант, искренность, открытость. В тот вечер и родился московский театр «Современник». Много десятилетий он был олицетворением времени, его спектакли воспринимались не только как художественное откровение, но и как политическое событие — соединение этих двух важнейших для искусства начал и было тем новым, что приходило в театральную жизнь после XX съезда КПСС.
Трудная судьба становления была у театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. У него были постоянные трения то с райкомом, то с горкомом партии, то с Министерством и управлением культуры Москвы. Чиновников всегда волновала неординарность творчества Любимова, да еще при том, что здесь играл Владимир Высоцкий. Любимову казалось, что современному зрителю скучно смотреть спектакли, поставленные в классической манере. На Таганке стали играть по-новому, и реакция зрителей не заставила себя ждать: люди ночами стояли в очередях за билетами.
Чиновников, ретроградов, охранителей неизменных догм соцреализма и ленинских принципов партийности раздражала даже не тематика спектаклей, а то, как он их ставит. Им казалось, что Чехова так нельзя играть: то он в пролетке едет, то он сам с собой говорит и т.п. Любимов утверждал, что зачастую даже неважно, что говорят актеры. Половина немых сцен, и все понятно. Против этих новаций и восставали чиновники от культуры. Поэтому несколько раз предпринимались попытки закрыть театр.
В киноискусстве в начале «оттепели» на первый план стали выходить темы нравственности, любви, противоречий общественной жизни.
Новое отражение получила военная тема. На смену героике, патетике, массовости и роли партии пришел рядовой солдат-победитель, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. Утверждалась правда будней войны, которая в критике получила презрительное название «окопной». Но не обошлось и без прославления нового вождя партии и народа, апофеозом чего стал полнометражный цветной фильм «Наш Никита Сергеевич», вышедший за несколько месяцев до его исчезновения с политической арены.
1962-1964 гг. характеризовались ростом внутренних неурядиц и напряженности, нарастания кризиса в политике Хрущева. Утрата им личной популярности, особенно в среде интеллигенции, сыграла роковую роль в деле проведения антибюрократических реформ, которые осуществлялись антидемократическими путями. 14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех постов в партии и государстве. В качестве главного обвинителя Хрущева выступил главный идеолог партии М. Суслов, поднаторевший на этой практике еще при Сталине и продолжавший эту деятельность при Л. И. Брежневе.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!