Глава 13. Культура России в годы Великой Отечественной войны



Перестройка политической и культурной сфер общественной жизни страны в условиях военного времени

С первых же дней войны все области культуры были подчинены главной цели: «Все для фронта, все для победы». Составной частью важнейшей народно-хозяйственной задачи стала эвакуация ценно­стей культуры, научных учреждений и вузов. Были эвакуированы экспонаты 66 крупнейших музеев из 15 областей. В Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и органи­заций. Новосибирск, Пермь и Со­ликамск приняли сокровища Рус­ского музея, экспонаты Третьяков­ской галереи, Государственного му­зея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеев восточных культур и нового западного искус­ства; Челябинск и Уфа — ценно­сти Исторического музея Киево-Печерской лавры; в Кустанае раз­местились коллекции Государствен­ного Исторического музея столицы, Центрального музея революции СССР, наиболее ценные книги Библиотеки имени В.И. Ленина, Библиотеки ино­странной литературы и Историче­ской библиотеки. В Свердловске были размещены картины и другие экспонаты.

На базе эвакуированных киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия, где работали выдающиеся советские режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пу­довкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны было выпу­щено этой студией. Уже к ноябрю 1941 г. в восточные районы страны было вывезено около 60 театров из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Ведущие творческие коллективы удалось сохранить.

При эвакуации академических, научно-исследовательских ин­ститутов были сохранены научные центры, которые в сжатые сроки перестроили свою деятельность в соответствии с требованиями во­енного времени. Физико-математические и химические институты разместились в Казани, геологические — на Урале, гуманитарные — в Ташкенте и Алма-Ате.

Работники литературы, искусства, науки и культуры в годы войны вносили посильный вклад в борьбу с фашизмом. Представители советской интеллигенции принимали участие в бое­вых действиях на фронтах Великой Отечественной войны.

На второй день войны, 23 июня 1941 г., состоялся пленум ЦК профсоюза работников искусств. Обсудив задачи, вставшие перед творческими работниками, пленум обратился к композиторам, ху­дожникам, артистам и деятелям кино с призывом подчинить свою работу интересам фронта, пересмотреть репертуары театров, эстра­ды, создать бригады для выступлений в частях Красной Армии.

Многие писатели стали лучшими выразителями духа сопротив­ления, ибо они были уверены, что их устами говорит коллективная воля. И. Эренбург вспоминал позднее, что несмотря на более чем когда-либо суровую цензуру, «у нас в первые полтора года войны писатели чувствовали себя куда свободнее, чем прежде». В годы войны не было в стране человека, который не знал бы имени Эренбурга, не читал его фронтовых репортажей в газетах. Давно стал общим местом рассказ о том, что на фронте действовал непи­саный закон: на раскурку идут все газеты, кроме тех, где напечатан очередной Эренбург. «Мы клянемся, клянемся могилам, что нас поко­риться никто не заставит!» — обещала Анна Ахматова в стихотворе­нии, написанном в июле 1941 г.

Поэтесса, несмотря на то, что у нее было немало причин отно­ситься враждебно к политической системе своей страны, поставила вместе с другими свою подпись под первыми обращениями к со­ветским женщинам и написала стихи, ставшие одним из наиболее прекрасных образцов военной поэзии. Другой из критически на­строенных к советскому режиму писателей, Борис Пастернак, поз­же вложит в уста одного из своих героев следующие слова: «Война, ее реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благом. Люди вздохнули свободнее, всею грудью и упоенно, с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной. Война — особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвен­ные, плоды плодов, последствия последствий... Извлеченная из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готов­ность к крупному, отчаянному, небывалому». Во время войны впервые после революции развернулся процесс подлинного куль­турного созревания, становления более глубоких взаимоотношений между культурой и народом.

Однако советская власть не могла допустить, чтобы патриотиче­ские чувства зрели и развивались бесконтрольно. Для упорядочения этого процесса имелся испытанный инструмент — подконтрольный власти поток информации. Для централизации всей информацион­ной службы 24 июня 1941 г. было создано Советское Информаци­онное Бюро (Совинформбюро). Его руководителем был назначен кандидат в члены политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ЦК партии А.С. Щербаков. 25 июня было опубликовано первое сообщение Со­винформбюро, а затем они выпускались ежедневно. По радио эти сводки передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР.

С первых дней войны по опыту послереволюционного издания плакатов «Окна РОСТА» по инициативе поэтов и художников соз­даются «Окна ТАСС». Создаваемые вручную с помощью трафаре­тов, эти яркие плакаты мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. «Окна ТАСС» были разнообразны по форме: плакаты-карикатуры, батальные и бытовые сцены, мону­ментальные листы больших размеров, посвященные сражениям Крас­ной Армии и Флота, а также героическим событиям национальной ис­тории. За 1941-1945 гг. было создано свыше 1200 «Окон ТАСС». Кроме Москвы, они выпускались еще в 16 городах. Кроме того, «Окна ТАСС» направлялись в Англию, Латинскую Америку, Шве­цию, Китай, Иран, Турцию.

Самым распространенным видом информации в годы войны было радио. Уже в первый день войны в эфире появился военный выпуск «Последних известий». В нем на всю страну прозвучали призывы: «Наше дело правое, победа будет за нами!», «Все силы на защиту родной советской земли!», «Удесятерим трудовые усилия для помощи Красной Армии!» 29 июня 1941 г. создается военный отдел Всесоюзного радио, а с начала июля появились радиопереда­чи «Письма с фронта и на фронт». В течение 1941-1945 гг. состоялось свыше 8 тыс. таких радиопередач.

В конце 1941 г. началось вещание на оккупированные фаши­стами территории страны. Среднесуточный объем Центрального радиовещания в годы войны составил 88 часов (до войны — 64 ча­са); радиопередачи шли на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках.

9 августа 1941 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе на фронте специальных корреспондентов». Для наиболее полной и все­сторонней информации советских людей о событиях на фронте газе­ты «Правда», «Известия» «Красная Звезда», «Красный флот», «Ком­сомольская правда», «Сталинский сокол», а также Совинформбюро, ТАСС и Всесоюзный радиокомитет получили право иметь постоян­ных военных корреспондентов на фронте. Ими стали многие совет­ские писатели и журналисты. Создание сети специальных коррес­пондентов позволило получать постоянную информацию о ходе бое­вых действий, подвигах бойцов и командиров Красной Армии.

3 июня 1943 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О районном местном радиовещании». В нем предусматривались конкретные ме­ры по расширению деятельности местного радио. В районных цен­трах и крупных поселках устанавливались мощные репродукторы, повсеместно создавались пункты коллективного радиослушания, в результате чего политическая информация стала быстрее доходить до населения глубинных районов, сел и деревень.

В годы Великой Отечественной войны в методы советской про­паганды были внесены новые элементы: классовые ценности заменялись теперь обобщающими понятиями Родины и Отечества. В упомянутом выше выступлении по радио 3 июля 1941 г. Сталин по-новому заговорил о боевых традициях русского народа, перечислял имена выдающихся отечественных полководцев.

Эти новые темы, необычный тон наиболее характерны были для первого, наиболее сложного периода Великой Отечественной вой­ны. Указание на вероломный характер фашистского нападения на СССР, объявление войны Отечественной, неоднократное обраще­ние к слову «Родина» без определений «советская», «социалистиче­ская» (что не было характерно для 1930-х годов) были призваны воздействовать на те стороны самосознания людей, которые не подвергались до этого атакам советской пропаганды. Практически все сферы общественной жизни страны были отмечены знаками новой идеологической установки.

Чрезвычайно важную роль в патриотическом воспитании совет­ских людей сыграло обращение к славным страницам отечествен­ной истории. Теперь эта минувшая слава России становилась для Сталина одним из доводов в пользу преемственности его режима по отношению к старому Российскому государству. Этот довод стано­вился важнее, нежели напоминание о революционных истоках но­вого государства, родившегося в результате разрыва с прошлым.

В научной жизни к широкому освещению военно-исторических сюжетов прибавились изучение и пропаганда вклада России в ми­ровую цивилизацию, братства славянских народов, было принято несколько постановлений об издании документального наследства русских полководцев, в частности А.В. Суворова. В университетах и институтах были созданы специальные кафедры русского искусства. Вспомнив об историческом наследии, взялись за восстановление исторических и архитектурных памятников в древнерусских горо­дах, в том числе в пострадавших от фашистской оккупации. В Суз­дале была отреставрирована могила князя Дмитрия Пожарского, разоренная в 1933 г.

В начальный период войны, когда Красная Армия терпела не­удачи, культ личности Сталина был сильно приглушен. Сталин был достаточно осмотрителен, и в самые мрачные месяцы бесконечного отступления постарался отойти в тень, впрочем, не слишком глубо­кую. Зато в своих немногочисленных речах он сумел найти слова, внушавшие людям надежду на победу. Его решение не оставлять в октябре 1941 г. Москву было ключевым в психологическом отно­шении актом предпринятым точно в нужный момент: всем тогда нужно было проявление уверенности.

С этого момента и сложился народный образ «сурового отца». Ведь никакая пропаганда не могла заставить солдат идти в атаку с криком: «За Родину! За Сталина!»

Но, как только в операциях на фронте произошел решительный перелом — после Сталинграда и в еще большей степени после Кур­ской битвы — печать вновь принялась ежедневно превозносить имя Сталина, делая его синонимом победы.

Сделав ставку на силовое решение экономических, социальных, идеологических проблем, Сталин прекрасно понимал, что без пере­стройки общественного сознания нельзя добиться такого положе­ния, чтобы он, вождь, был постоянно в центре созданной им системы. Как всякое «божество», Сталин сочетал свойства невидимо­сти и вездесущности. Публичные выступления или просто появле­ние на людях стареющего вождя стали крайне редкими и случай­ными. Зато хорошо отлаженный механизм пропаганды постоянно внушал, что Сталин — абсолютный авторитет во всем — будь то агрономия, языкознание или военное дело. Всю страну охватила кампания политучебы. Целью ее была унификация образа мышле­ния, приведение его в соответствие с идеологией сталинского руко­водства, которая только одна утвердилась в системе образования и просвещения, только ее принципы пропагандировались и охраня­лись. Фундаментальным и бесспорным изложением сталинской Доктрины по-прежнему являлся «Краткий курс истории ВКП(б)». Его изучение стало всеобщим и обязательным и осуществлялось под пристальным наблюдением партийных идеологов. Усиление идеологического контроля стало одной из основных задач партии.

Видное место в агитации и пропаганде занимали политические доклады и лекции. Кроме партийных и советских работников, в этой работе активное участие принимали крупные деятели науки и культуры. С лекциями выступали, в частности, академики В.В. Адо­ратский, А.Е. Арбузов, Б.Д. Греков, Н.С. Державин, Е.В. Тарле, О.Ю. Шмидт, члены-корреспонденты АН СССР Н.Н. Баранский, И.И. Минц, А.М. Панкратова, профессор М.В. Нечкина и многие другие известные советские ученые. За четыре года войны в совет­ском тылу состоялось более трех миллионов докладов и лекций, которые прослушали свыше 300 млн. человек.

Война внесла большие изменения в дело издания газет и книг. Число центральных газет сократилось с 39 до 18. В целом по стране число газет в 1942 г. уменьшилось по сравнению с довоенным вре­менем вдвое — с 8806 до 4561 названий, а их разовый тираж сокра­тился с 38 до 18 млн. экземпляров.

В Вооруженных силах в период войны издавалось около 1360 га­зет, в том числе 5 центральных («Красная Звезда», «Военное обучение», «Сталинский Сокол», «Красный Флот», «Красный Сокол». Общий разовый тираж всех военных газет и журналов составлял 8,5 млн. экз. Кроме того, издавалось более 20 военных журналов: «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Вестник Воздушного флота», «Военно-инженерный журнал», «Военный вестник», сборник», «Красноармеец», «Краснофлотец» и др.

 

Народное образование

Суровые испытания войной выдержала советская система на­родного образования. К 1940 году наша страна по числу учащихся и студентов находилась на первом месте в мире. Но уже в первый год войны было разрушено 82 тыс. школ, оказавшихся на захваченной фашистами территории страны. В тыловых районах многие школь­ные помещения были превращены в госпитали, призывные пункты, казармы. Многие учителя ушли в армию. Из-за этого занятия при­ходилось проводить в три-четыре смены. Значительно сократилось число старшеклассников. Часть из них ушла на фронт, другие стали работать на предприятиях и в колхозах.

Уже в июле 1941 г. из числа учащихся стали формировать по­жарные, санитарные и трудовые бригады; они помогали в ремонте школьных зданий и учебного оборудования. На средства, зарабо­танные школьниками в неурочное время, были построены танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер» и др.

В ноябре 1941 г. Наркомпрос РСФСР ввел военную подготовку учащихся старших классов. Согласно приказу школьники 9-10 классов должны были обучаться военному делу 7 часов в неделю.

Произошли изменения и в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Многие вузы, оказавшиеся на захваченной фашистами территории, были разрушены. Их число в стране уменьшилось с 817 до 460. Тысячи преподавателей, студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений были призваны или добровольно ушли на фронт. Прием студентов уменьшился в воен­ные годы на 41%, а численность студентов — в 3,5 раза.

Военные условия заставили вводить изменения в систему выс­шего образования: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в узы девушек. В вузах вводилось военное обучение для студентов.

Необходимость подготовки специалистов с высшим образовани­ем заставляла освободить от призыва в армию студентов 83 вузов. В 1944 г. в вузах промышленности и строительства прием возрос на 36%, в вузах транспорта и связи — на 51,5% а в сельскохозяйствен­ных — на 81,7%. Для народного хозяйства в годы войны было под­готовлено 842 тыс. специалистов. К концу войны численность сту­дентов приблизилась к довоенному уровню. В течение 1943-1944 гг. проводилась напряженная работа по восстановлению вузов в осво­божденных районах. Было восстановлено 170 высших учебных заве­дений. Совершенствовалась система подготовки специалистов. В 1944 г. наряду с государственными экзаменами в большинстве вузов была введена обязательная защита дипломов.

В период Великой Отечественной войны функционировало 19 во­енных академий, 203 средних военных училища, 10 военных фа­культетов при гражданских вузах и 7 высших военно-морских учи­лищ. Они осуществляли подготовку командных, политических, ин­женерно-технических кадров для Вооруженных сил страны. Война потребовала перестройки системы военно-учебных заведений и со­кращения сроков обучения, были созданы краткосрочные курсы, готовившие офицеров.

 

Научные исследования

Вклад отечественной науки в дело победы над фашистским аг­рессором был очень велик. Уже 23 июня 1941 г. на расширенном заседании Президиума АН СССР обсуждались вопросы, связанные с перестройкой научной работы на военный лад. 29 июня 1941 г. в «Правде» было опубликовано обращение Академии наук СССР «К ученым всех стран», которое призывало сплотить все силы для за­щиты человеческой культуры от гитлеровских варваров.

Уже к 1 июля 1941 г. Академия наук СССР наметила главные направления научных исследований применительно к потребностям военного времени. Были приняты меры к установлению контактов с военными организациями и предприятиями обороны. Ученые заня­лись выявлением нужд армии и промышленности с тем, чтобы учесть их в исследовательской работе. В тематические планы инсти­тутов вносились конкретные задания, связанные с укреплением обороноспособности государства.

16 июля 1941 г. Совнарком СССР принял решение об эвакуа­ции Академии наук. Большинство научных учреждений было эва­куировано: их разместили в Казани (33 института, около 2 тыс. на­учных сотрудников), в Свердловске, Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Уфе и других городах. Находясь в восточных районах нашей стра­ны, научные учреждения в короткие сроки развернули практиче­скую деятельность, направленную на повышение военной мощи страны. Всего в глубь страны выехали около 4 тыс. научных работ­ников, или 80% общей их численности в составе АН СССР.

Для комплексного решения проблем оборонного значения были созданы специализированные комиссии, которые координировали деятельность крупных научных коллективов. Комиссию по выявле­нию и мобилизации на нужды обороны дополнительных резервов и ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана возглавил прези­дент АН СССР В.Л. Комаров. В эту комиссию вошли около 800 деятелей науки и техники, в т.ч. академики А.А. Байков, Э.В. Брицке, В.А. Обручев и др. Вице-президент Академии наук академик Е.А. Чудаков возглавил Комиссию по мобилизации ресурсов Сред­него Поволжья и Прикамья.

Во многих промышленных городах были образованы комитеты Ученых по оказанию научно-технической помощи в решении пер­воочередных оборонных проблем производства. Связь Академии наук с научно-техническими учреждениями Наркомата обороны и Промышленными наркоматами и координацию научных работ обеспечивали уполномоченные Государственного Комитета Обороны по науке академик С.И. Вавилов и профессор С.В. Кафтанов.

Ученые и конструкторы, инже­неры и техники активно помогали снабжать армию новой боевой тех­никой, оружием и боеприпасами. Важное значение имело дальней­шее развитие теоретической и кли­нической медицины — хирургии, терапии, эпидемиологии, санитар­ной гигиены.

К концу 1942 г., утраченные мощности военной промышленно­сти удалось не только восстановить, но и превзойти, что позволило ликвидировать превосходство фашистской Германии в производст­ве основных видов вооружений и их качестве.

Еще в 1940 г. коллектив конструкторов под руководством М.И. Кош­кина, А.Л. Морозова, Н.А. Кучеренко и М.И. Таршинова завершил работу над танком Т-34, который по своим боевым качествам и маневренности стал лучшим танком Второй мировой войны; более того, эта модель на много лет вперед определила путь развития советского танкостроения.

Свою эффективность уже в начале войны продемонстрировали созданные советскими учеными и конструкторами реактивные ми­нометы, знаменитые «катюши». К началу 1941 г. имелось всего 11 «катюш». Московский завод «Компрессор» первым наладил серий­ное производство реактивных минометов. Впервые новый вид ору­жия был применен 14 июля 1941 г.

Советский Союз начал войну с весьма отсталой авиацией. По­требовались усилия многих ученых и авиаконструкторов, чтобы преодолеть превосходство Германии в воздухе. Большой вклад в создание и совершенствование новых самолетов внесли талантливые авиационные конструкторы под руководством А.А. Архангельского, М.И. Гуревича, С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, В.О. Сухого, А.Н. Туполева и др., а также конструкторы авиамоторов В.Я. Кли­мов, А.А. Микулин, С.К. Туманский, А.Д. Шведов и др.

За годы войны в серийное производство было запущено 25 но­вых типов самолетов. По своим летно-тактическим качествам они превосходили германские «мессершмитты», «юнкерсы», «фокке-вульфы». Лучшим истребителем периода Второй мировой войны по праву считается самолет Ил-2, созданный конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина. За годы войны было выпущено 41 тыс. самолетов этой модели.

Велись работы в области реактивной авиации. Первый испыта­тельный полет советского реактивного самолета конструкции В.Ф. Болховитинова, который пилотировал летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи, состоялся в мае 1942 года.

Громадный рост выпуска боеприпасов и вооружений был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных коллективом Института автоматики и телемеханики АН СССР. Про­изводство большинства видов вооружений было переведено на поток со сборкой отдельных узлов и конечного изделия на конвейере.

Совершенствовалась технология производства. Вместо литья и ковки применялся процесс штамповки деталей. Изобретенный ака­демиком Е.О. Патоном способ автоматической сварки брони про­извел настоящую революцию в танкостроении. Внедрялась техноло­гия термической обработки деталей токами высокой частоты. Бла­годаря достижениям технологов удалось в производстве оружия и боеприпасов заменить дорогостоящие цветные металлы и легиро­ванные стали менее дефицитными и более дешевыми материалами. Это позволило сэкономить тысячи тонн никеля, молибдена, латуни, алюминия и других ценных металлов. Нормы расходования мате­риалов в производстве важнейших видов военной продукции в 1941-1944 гг. снизились на 35%.

В результате всего этого темпы военного производства постоян­но нарастали. Механизация и автоматизация производства, приме­нение прогрессивных технологий, конвейерная сборка в авиа- и танкостроении и других видах военного производства позволили из года в год наращивать выпуск оружия и боевой техники без увели­чения численности работающих в этих отраслях, при одновремен­ном снижении себестоимости единицы продукции. Например, се­бестоимость танка Т-34 в июле 1945 г. составляла 54,6% от уровня 1942 г. В целом по Наркомату танковой промышленности за 1942-1945 гг. экономия от снижения себестоимости была эквивалентна дополнительному выпуску 25 700 танков Т-34. В авиапромышлен­ности экономия от снижения себестоимости за годы войны была эквивалентна поставке фронту 42 475 самолетов.

Шли постоянные научные поиски эффективных средств борьбы с врагом. В 1941 г. в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказались малоэффективными. Группа виднейших совет­ских ученых во главе с А.П. Александровым и И.В. Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков.

11 февраля 1943 г. ГКО принял специальное решение об орга­низации научно-исследовательских работ по использованию атом­ной энергии. Их руководителем был назначен И.В. Курчатов. В августе 1945 г. был создан специальный комитет, на кото­рый возлагалась задача создания атомной промышленности в стра­не и атомного оружия. К концу войны, освобожденные из лагерей С.П. Королев, М.К. Янгель и Ю.Б. Харитон возобновили исследо­вания в области ракетной техники, прерванные в результате сталинских репрессий в довоенные годы.

В военный период не прекращались теоретические исследова­ния и по другим важным для обороны страны научным проблемам. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцына активно велось изучение космической радиации.

Крупные научные и практические проблемы решались в меди­цине. В частности, были разработаны принципы и технология мас­сового применения переливания крови и получения сухой плазмы. Наибольшие достижения были в области полевой хирургии: были разработаны препараты, ускоряющие заживление ран, изготовлены приспособления для извлечения у раненых металлических осколков и т.д. Многие ученые-медики активно работали непосредственно на фронте, обеспечивая высокую эффективность лечения раненых. Благодаря усилиям ученых и медиков-практиков медицинские уч­реждения страны смогли вернуть в строй более 72% раненых и око­ло 91% больных. На фронте и в тылу были исключены массовые эпидемии и инфекционные заболевания.

Советские физики создавали теоретические предпосылки для конструирования новых видов военной техники; математики разра­ботали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и флота; исследования химиков позволили открыть новые методы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтиче­ских средств. Даже в таких, казалось бы, далеких от нужд армии областях науки, как метеорология и океанология научные исследо­вания и опытно-конструкторские работы позволили усовершенст­вовать методы составления прогнозов погоды и состояния водного режима, а также создать конструкции автоматических метеостанций и гидрологическим приборов, которые использовались для переда­чи данных с занятой противником территории.

За выдающиеся заслуги перед Родиной и развитие науки и тех­ники в годы войны орденами и медалями были награждены 1465 сотрудников академических институтов, а 20 ученым присвоено звание Героя Социалистического труда.

 

Литература и искусство

Пропагандистские функции советской литературы и искусства в годы войны претерпели определенные изменения. Они стали важным средством мобилизации духовных сил народа на защиту роди­ны.

Многие советские писатели стали военными корреспондентами, политруками, а то и просто бойцами или офицерами.

Преобладающими в советской литературе жанрами стали публи­цистика, фронтовые зарисовки, очерки, рассказы, небольшие по­вести, в которых писатели быстро откликаясь на события и задачи дня, воспевали величие Родины, ее героическую историю, подвиги фронтовиков и тружеников тыла.

С первых дней войны в «Правде» стали печататься публицисти­ческие очерки писателей «Что мы защищаем» А. Толстого, «Что несут фашисты» И. Эренбурга, военные стихотворения А. Суркова, Н. Асеева, С.Я. Маршака, М.В. Исаковского, М. Алигер и др. 12 но­ября 1941 г. в концертном зале имени П.И. Чайковского прошел вечер писателей и поэтов, посвященный героизму советских людей во время обороны Москвы.

В «Ленинградской поэме» О. Бергольц и в «Пулковском мери­диане» В. Инбер были созданы образы защитников осажденного Ленинграда. В июле 1941 года А. Ахматова обратилась к своим со­отечественникам со стихами «Клятва», в которых призывала к стойкости, вере в победу, к верности Отчизне. В сентябре 1941 года ленинградцы получили послание казахского поэта Джамбула Джабаева «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!»

Суровая правда войны с ее кровью и трудовыми буднями со­ставляет содержание повести К. Симонова «Дни и ночи», поло­жившей начало его тетралогии «Живые и мертвые». Традиции тол­стовских «Севастопольских рассказов» ожили в романе В. Некрасо­ва «В окопах Сталинграда».

Однако надзор за литературой и искусством во время войны не прекратился, и говорить правду было небезопасно. В конце 1942 г. в «Правде» был опубликован рассказ А. Каплера «Письма лейтенан­та Л. из Сталинграда». Попытка объективно рассказать о положе­нии на фронте не прошла незамеченной: в декабре 1941 г. эта публикация была осуждена Секретариатом ЦК ВКП(б), а в марте 1943 г. А. Каплер был арестован и обвинен в шпионаже.

В основу многих художественных произведений легли подлин­ные события и герои войны. Прекрасный образ героини-комсомолки Зои Космодемьянской создала поэтесса М. Алигер в поэме «Зоя», написанной в 1942 году. М. Светловым были написаны документальные поэмы «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина».

В 1942 году стали появляться крупные литературные произведе­ния, в которых содержалось осмысление войны. В июне-августе 1942 г. в «Красной звезде» была опубликована первая большая по­весть военных лет — «Народ бессмертен» В. Гроссмана.

Большой общественный резонанс приобрели пьесы Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», В. Вишневского «У стен Ленинграда», Б. Лавренева «Песнь о черноморцах», Ю. Чепурина «Сталинградцы» и др.

Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечест­венной литературе. И оно прозвучало в поэме П. Антокольского «Сын», в книге стихов А. Суркова «Декабрь под Москвой». О страш­ном отступлении наших войск с суровой беспощадностью рассказывает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». В литературу вернулся народный герой, не вождь, не сверхчеловек, а рядовой боец. Это и лирический герой цикла стихов К. Симонова «С тобой и без тебя» (в него входило и полу­чившее всеобщее признание «Жди меня»). Это и Василий Теркин из книги А. Твардовского «Про бойца», которая стала печататься в сентябре 1942 г. в газете Западного фронта «Красноармейская прав­да» и сразу стала любимым поэтическим произведением не только на фронте, но и в тылу.

Великая Отечественная война на какое-то время вернула рус­ской литературе ее былое многообразие и единство. В годину все­народной беды не только стали слышны голоса А. Ахматовой и Б. Пас­тернака, но нашлось место в печати даже для ненавистного Стали­ну Андрея Платонова. В начале 1942 г. его утвердили военным кор­респондентом в действующую армию. За время войны вышло четыре книги рассказов Платонова, основанных на фронтовых впечат­лениях: «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца».

Многие произведения военно-патриотической литературы вы­ходили в годы войны массовыми тиражами. Было издано около 170 млн. экз. произведений о Великой Отечественной войне. Мно­гие писатели в годы войны создали произведения о героическом прошлом нашей страны: о борьбе Руси с монголо-татарским игом «Батый» В. Яна, о героях Отечественной войны 1812 г. «Багратион» С. Голубова, о выдающихся деятелях российского государства «Петр Первый» А. Толстого, о героях освободительной борьбы «Емельян Пугачев» В. Шишкова и др. В них раскрывались в худо­жественных образах драматические страницы истории русского на­рода, которые свидетельствовали о его жизнестойкости, что способ­ствовало укреплению боевого духа советских воинов в борьбе с фа­шистскими агрессорами.

Уже к ноябрю 1941 г. многие театры Москвы, Ленинграда, Ук­раины и Белоруссии были эвакуированы на Урал, в Среднюю Азию, в Казахстан. В Куйбышеве приступил к работе Большой те­атр, в Свердловске — МХАТ, в Омске — театр им. Вахтангова. Ленинградские театры перебазировались в Пермь и Киров. Артисты эвакуированных театров обслуживали не только те города, куда они попали, но и выезжали на фронт для участия в концертах.

На основе материалов, снятых фронтовыми операторами, созда­вались хроникально-документальные фильмы, посвященные важ­нейшим событиям войны.

18 февраля 1942 г. на экраны вышел первый документальный фильм о Великой Отечественной войне — «Разгром немецких войск под Москвой». В 1943 г. он получил «Оскара». Последней документальной кар­тиной о Великой Отечественной войне был фильм «Суд народов» (1947 г., режиссер Р. Кармен), посвященный судебному процессу в Нюрнберге над главными фашистскими преступниками.

Огромную работу, несмотря на сложные условия, связанные с эвакуацией, проделали в годы войны мастера художественного кино.

25 января 1943 г. на экраны вышел художественный фильм «Непобедимые» (режиссеры С. Герасимов и М. Калатозов). В июле 1943 г. начал демонстрироваться художественный фильм «Во имя Родины» по пьесе К. Симонова «Русские люди» (режиссеры В. Пу­довкин и Д. Васильев). В ноябре 1944 г. на экраны вышел один из самых популярных художественных фильмов «В шесть часов вечера после войны» (режиссер И. Пырьев).

В годы войны многие музыканты ушли в действующую армию и народное ополчение. Композиторы вели постоянную творческую деятельность на фронтах. Продолжали действовать крупнейшие музыкальные учреждения страны, были созданы новые исполнительские коллективы: в 1942 г. — Государственный русский хор под руководством А.В. Свешникова, в 1945 г. — Новосибир­ский театр оперы и балета.

В музыкальном творчестве главное место заняла тема родины и всенародной борьбы с врагом, впервые претворенная преимущест­венно на современном, конкретном документальном материале того периода. На первый план выступили героические образы. Усилился интерес композиторов к отечественной истории, к патриотическим традициям народа. 27 апреля 1942 г. в Москве состоялось расши­ренное заседание президиума оргкомитета Союза советских компо­зиторов. Обсуждался вопрос о задачах композиторов в дни войны.

Одним из ведущих жанров в творчестве композиторов в годы войны стала лирическая песня. 26 июня 1941 г. в Центральном До­ме Красной Армии в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски впервые прозвучала песня «Свя­щенная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). Эта песня стала олицетворением мыслей и чувств советских людей, поднявшихся на защиту своего Отечества, в ее суровых словах на­шли свое яркое выражение народный дух Великой Отечественной войны.

Всенародное признание получили песни В. Соловьева-Седова — «Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Пора в путь-дорогу». Автором многих широко попу­лярных в годы войны массовых песен, полных оптимизма и веры в жизнь («Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш энтузиастов» и др.), был композитор И.О. Дунаевский.

Армейские ансамбли песни и пляски пользовались огромной популярностью в вооруженных силах. Ведущим был Ансамбль пес­ни и пляски Красной Армии им. А.В. Александрова, который в го­ды войны дал около 1500 концертов на фронтах и в тылу.

Изобразительное искусство. За годы войны советскими художни­ками было создано большое количество плакатов. Лучшие из них сочетали агитационное начало в духе соцреализма с живыми обра­зами, понятными и трогавшими душу народа.

Лучшие образцы плакатного искусства были созданы Кукрыниксами — творческим коллективом трех совместно работавших графи­ков и живописцев — Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова. Первый пла­кат на военную тему был создан ими уже 22 июня 1941 г. («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»).

В искусстве плаката широко использовались отечественные тра­диции. Так, знаменитый плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» с алле­горической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги по компо­зиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с плакатом времен Гражданской войны «Ты записался добровольцем?»

В начале октября 1941 г. в ле­нинградском отделении Союза со­ветских художников открылась вы­ставка военного плаката. На ней были представлены лубочные плакаты 1812 года, времен Граждан­ской и Великой Отечественной войн. 21 июня 1942 г. в столице открылась первая Всесоюзная выставка «Плакат Великой Отечествен­ной войны». В ней приняли участие художники Москвы, Ленингра­да, Киева, Харькова, Тбилиси, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Горь­кого, Саратова и других городов. Было представлено около 400 лучших плакатов.

С началом войны усилилась патриотическая направленность творчества военных художников студии им. М.Б. Грекова. Работая в действующей армии, они делали на фронтах зарисовки с натуры, а по возвращении в мастерские создавали на живом

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!