Глава 11. Развитие литературы и искусства
11.1. Политизация художественной сферы. Советская литература под гнетом партийной диктатуры
Одной из характерных черт сталинского тоталитарного режима была политизация всей художественной сферы общественной жизни. Классовый подход, доведенный до полной его вульгаризации, сталинская лжетеория обострения классовой борьбы стали главным партийным критерием в оценке произведений литературы и искусства.
На I Всесоюзном съезде пролетарских писателей (1928 г.) была провозглашена историческая неизбежность «гегемонии пролетарской литературы». В переводе с языка лозунгов это означало ведущую роль в литературе и главенствующее влияние на читательские массы единого, обязательного для всех «диалектико-материалистического метода». Что это такое — сказать трудно; еще труднее определить правильность практического применения этого «метода».
Рапповцы делили писательский лагерь по классовому принципу: «пролетарские писатели», «крестьянские писатели», «попутчики», «буржуазные» и «необуржуазные» авторы. Они периодически организовывали разносы и преследования различных литературных группировок и объединений.
1929 год, названный Сталиным годом великого перелома, стал годом ужесточения идеологического давления партии и государства на литературу. Прямым результатом этого явилось, например, обращение Всероссийского съезда крестьянских писателей (июнь 1929 г.): «На фронте крестьянской художественной литературы твердо защищать позиции коммунистической партии в деле индустриализации страны и коллективизации деревни». Лидер РАППа Л. Авербах выступил в это время с новым лозунгом «большевизации» литературы.
|
|
Сталин пристально следил за полемикой между литературными группировками. В конце 1920-х годов еще возможен был плюрализм мнений, да и сами писатели в разноголосице дискуссий продолжали отстаивать свою точку зрения. Однако ЦК ВКП (б) предписывал литературной критике вскрывать с позиций марксизма-ленинизма классовый смысл литературных произведений, беспощадно бороться против «контрреволюционных проявлений» в них.
Критика в начале 1930-х годов вошла в свою высшую фазу, пик «величия и могущества». С помощью критики можно было уничтожить более талантливого соперника, свести личные счеты, преуспеть в карьере, решить бытовые вопросы и т.п. Рапповцы проделывали это весьма успешно — они боролись за власть в литературной среде и не в последнюю очередь за сопутствующие власти атрибуты.
В результате один за другим исчезали с литературной арены «Серапионовы братья», имажинисты, лефовцы, конструктивисты. Последним сгинул «Перевал» — после рапповской критической статьи 1930 г. «Непогребленные мертвецы». Критики стали бояться больше, чем чекистов. Писателей охватил поистине мистический ужас перед критикой рапповской своры. Ее боялся даже Горький, состоявший в дружеских отношениях с партийными вождями и с самим Сталиным. Правда, в декабре 1929 г. ЦК РКП(б) принял специальную резолюцию «О выступлении сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького». Сибиряки назвали писателя «замаскировавшимся врагом». После резолюции ЦК Горького можно было только хвалить.
|
|
Сталин рассматривал РАПП как свою опору в проведении литературной политики. Об этом свидетельствует написанное им 28 февраля 1929 г. «Письмо писателям-коммунистам из РАППа». Используя свои излюбленные аналогии с военным делом, Сталин журил рапповцев за то, что они не умеют правильно построить «литературный фронт и расположить силы на этом фронте таким образом, чтобы естественно получился выигрыш сражения, а значит и выигрыш войны с классовым врагом». Естественно, что эти слова вождя побудили рапповцев к применению «военизированных» методов на «литературном фронте».
Мягко критикуя руководителей РАППа за отдельные «перегибы», Сталин признавал, что «общая линия» у них «в основном правильная». «Руководить сложнейшим фронтом советской художественной литературы, — подчеркивал Сталин, — призваны вы, и только вы. Что касается моих отношений к РАППу, они остались такими же близкими и дружескими, какими были до сего времени. Это не значит, что я отказываюсь критиковать ее ошибки, как я их понимаю».
|
|
Эти установки Сталина были закреплены в редакционной статье «Правды», в которой содержался призыв «базируясь на основной пролетарской организации (ВОАПП) и через нее идти вперед к разрешению огромных задач, стоящих перед партией на литературном фронте». С этого времени круто изменилась роль РАПП. Из влиятельного, но в общем равноправного с другими литературными группировками объединения он превратился в организацию, занявшую монопольное положение в литературном движении.
В соответствии с общим духом идеологический жизни этого периода рапповская критика настаивала на резком обострении классовой борьбы в литературе. Извращенное понимание классового подхода к художественным явлениям было связано в рапповской критике с отрицанием понятия «гуманизм». «Никакая форма гуманизма в периоды обостренных классовых боев не может и не способна укреплять и сплачивать рабочий класс в его общественной практике» — гласила официальная рапповская установка того времени.
|
|
На творческое молчание с начала 1930-х годов был обречен талантливый писатель Евгений Замятин (1884-1937). После возвращения в сентябре 1917 г. из командировки в Англию в революционную Россию Замятин не встал в ряды политический оппозиции, но он спорил с большевизмом, как честный русский писатель, который не мог не замечать страшного «сегодня», даже искренне веря в прекрасное «завтра».
Замятин много и серьезно размышлял о трагической участи революции. Он раньше других забил тревогу о том, что коммунизм — «сон золотой» — это очередная утопия, шествие в никуда, мечта, которую невозможно осуществить. Тревогой за судьбы Отечества продиктован и роман «Мы», написанный в 1920 г., а увидевший свет на родине писателя только в 1988 г. В нем Замятин обличает всеобщее мещанство, застой, косность. Своим романом-антиутопией Замятин хотел предупредить сограждан о грозящих опасностях обоюдной жестокости братоубийственной войны. Он пишет о крушении традиционного гуманизма, о машине подавления инакомыслия.
Рапповские критики пространно цитировали в печати роман «Мы» только для того, чтобы осудить его гуманистический смысл. К концу 1920-х годов вокруг Замятина возникла враждебная «полоса отчуждения». Осенью 1929 г. разразился скандал в связи с публикацией романа «Мы» без ведома автора в пражском журнале «Воля России». Это послужило началом широкой обструкционистской кампании против Замятина, направлявшейся прежде всего вождями РАППа.
Всю свою жизнь Замятин был «неудобным» для тоталитарной власти писателем, поскольку неизменно отстаивал свое право на самостоятельность мысли, на дерзкую и горькую правду. В создавшихся трудных условиях писатель обратился к вождю с письмом с просьбой отпустить его за границу. При посредстве Горького советское правительство в 1931 г. удовлетворило просьбу Замятина. Но он не считал себя эмигрантом, жил в Париже с советским паспортом, и даже высылал деньги на оплату своей квартиры в Ленинграде. В 1935 г. в составе советской делегации он участвовал в конгрессе деятелей культуры, проходившем в Париже. Однако вернуться на родину Замятину не суждено было: он скончался 10 марта 1937 г. и был похоронен в предместье Парижа Тие.
Трудная судьба была у всех произведений писателя Андрея Платонова (1899-1951). Появившиеся в 1927-1928Тг. рассказы и повести Платонова привлекли внимание критики к новому пролетарскому писателю. Однако основная тональность этой критики, особенно после публикации рассказа «Усомнившийся Макар» (1929 г.) и повести-хроники «Впрок» (1931 г.), определялась выражениями «клевета на нового человека, на ход социалистических преобразований», «клевета на генеральную линию партии».
В 1929 г. в периодической печати несколько раз была напечатана статья генерального секретаря РАППа Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах» — проработочный анализ рассказа Платонова «Усомнившийся Макар». Основной его порок Авербах усматривал в «пропаганде гуманизма», в том, что писатель отказывался считать истинно человеческим качеством «классовую ненависть».
За рассказ Платонова «Усомнившийся Макар» А. Фадееву, редактору журнала «Красная новь», в котором он был опубликован, по его собственному признанию, «попало от Сталина». А на повести «Впрок» Сталин написал: «Подонок». После этого наступила полная изоляция писателя в литературной жизни. Платонову приклеивали ярлыки классового врага, правоуклониста, антисоветского писателя.
Долгие годы Андрей Платонов находился на краю бедности, претерпел нищету, личную неприязнь Сталина, арест и смерть сына, но никогда не приспосабливался, ни единым словом не солгал, продолжал писать о дегуманизации социалистических идей, о превращении человека из цели в средство общественного прогресса, о вытеснении личности обезличенными интересами.
Долгое время незаслуженно замалчивалось творчество Михаила Булгакова (1891-1940). Произведения его не переиздавались, а вершина творчества — роман «Мастер и Маргарита» — пролежал в рукописи более четверти века. Духовная жизнь нашего общества была полностью блокирована от творчества Булгакова.
В 1925 г. на страницах журнала «Россия» появились первые главы романа «Белая гвардия». Окончания романа не последовало: журнал прекратил свое существование. Зарубежные читатели познакомились с полным текстом романа в 1927-1929 гг., но на родине писателя полностью он был издан лишь в 1966 г.
В 1926 г. Московский Художественный театр поставил написанную М. Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру и ее автору славу, но и множество неприятностей: спектакль то запрещали, то вновь разрешали, а его создателей обвиняли во всех смертных грехах.
Булгаковым было написано много пьес для театров: «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», инсценировки «Мертвых душ», «Войны и мира», «Дон Кихота». Однако большинство этих пьес не было разрешено к постановке, ибо театры руководствовались сталинскими оценками. А вождь, оценивая, например, пьесу Булгакова «Бег», писал, что она «есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. "Бег" представляет антисоветское явление».
Попав в отчаянное положение, пережив хулу, запрет к изданию, к постановке своих произведений, оставшись без средств к существованию, Булгаков в письме правительству от 28 марта 1930 г. вынужден был выплеснуть свое отчаяние, боль и просить о работе: «Я прошу принять во внимание, что... невозможность писать для меня равносильна погребению заживо... Я обращаюсь к туманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу... Если же и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр в качестве штатного режиссера... Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, но известного в СССР и за границей, налицо в данный момент — нищета, улица и гибель».
В своем письме-меморандуме Булгаков поставил вопрос о свободе печати как непременном условии творчества: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она не существовала, мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода».
Письмо Булгакова руководителям страны совпало по срокам с трагической гибелью и похоронами В. Маяковского. Быть может, опасаясь еще одного самоубийства, 18 апреля 1930 г. Сталин позвонил писателю и предложил ему поработать в Художественном театре. Это давало средства к существованию, но не обеспечивало возможности печататься.
Вынужденная творческая немота угнетала писателя. Но тем не менее, он продолжал трудиться над своим лучшим романом «Мастер и Маргарита», невзирая на беспощадную борьбу с обстоятельствами, с самим собой, с тяжелейшей болезнью. Булгаков начал писать роман в мае 1929 г., а закончил в феврале 1940 г., менее чем за месяц до смерти. Впервые он был напечатан в журнале «Москва» (1966, № 11, 1967, № 1).
Трудной оказалась судьба у шедевра мировой классики — романа Михаила Шолохова (1905-1984) «Тихий Дон». Первые книги Романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей «классовой чистоты» — рапповцев: писателя обвиняли в идеализации патриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству, значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию.
Публикация третьей книги романа, рассказывающей о спровоцированном большевиками Вешенском восстании, была задержана, что породило версию о творческой несостоятельности автора, якобы укравшего две первые книги у некоего другого писателя. И хотя с опровержением этой сплетни выступил не только поддерживающий Шолохова А. Серафимович, но и недолюбливавшие его Л. Авербах, В. Киршон и А. Фадеев, версия о плагиате преследовала писателя всю его жизнь.
В 1931 г. на квартире Горького состоялась знаменательная беседа Сталина с Шолоховым о третьей книге «Тихого Дона». Сталин, поначалу высказывавший опасения, что ее публикация «доставит много удовольствия белогвардейцам», круто изменил свою позицию. Он заявил, что «изображение событий в третьей книге "Тихого Дона" работает на нас, на революцию». Поэтому в 1932 г. эта книга была опубликована.
В 1937 г. нависла угроза ареста М. Шолохова по сфальсифицированному обвинению в участии в контрреволюционном заговоре на Дону. Писателю удалось уехать в Москву, где он добился встречи со Сталиным и признания полной невиновности на заседании Политбюро ЦК ВКП(б).
Сталин регулярно знакомился с новыми книгами. Все книги, естественно, он читать не мог, но в его личной библиотеке сохранились издания советских писателей тех лет с пометками красным карандашом. Судя по этим пометкам Сталин ознакомился с «Чапаевым» и «Мятежом» Д. Фурманова, с «Железным потоком» А. Серафимовича, «Цементом» Ф. Гладкова, книгами М. Горького, стихами поэтов А. Безыменского, Д. Бедного, С. Есенина. Сталин заметил Платонова с его «Чевенгуром», «Впрок», «Котлованом». Но, судя по всему, талантливый писатель остался им непонятым. Заметно, что больше всего раздражали Сталина произведения, критикующие существующие недостатки. Всякое обличение писателями недостатков в общественной жизни он рассматривал как клевету «на русский народ, на СССР».
Функции литературы в представлениях Сталина были очень простыми: прежде всего необходимо пропагандировать успехи в деле индустриализации страны и коллективизации деревни. Надо признать, что выработке у вождя этого взгляда способствовал Горький. Живя в Италии, он все более склонялся к мысли, что на страницах советских изданий появляется слишком много критических материалов, факты из которых, по его мнению, постоянно использовала западная пресса. Именно по этому, совершив в 1928 г. поездку по СССР, Горький написал очерки с характерными названиями: «По Союзу Советов» и «Рассказы о героях», подчеркивая тем самым, что есть на карте такая страна, которая рождает героев. Нет сомнения, что эти свои очерки он рассматривал как своего рода показательный урок, данный молодым советским писателям.
А в 1929 г. Горький уже совершенно определенно писал Сталину, что пропаганда достижений и воздержание от излишней критики должны стать основной задачей советской литературы. В своем ответе Горькому Сталин сообщил, что намерен взять его предложения в свои твердые руки. С этого времени указующий перст «верховных инстанций» становился главным ориентиром для писателей. Сверху диктовали: так — не так, по-советски — не по-советски. Критерии оценок писательского труда становились все более политическими, точнее, политиканскими. Все чаще произведения удостаивались похвалы не за глубину исследования, а за избранную тему. Магнитка заранее открывала путь к успеху Валентину Катаеву, автору книги «Время, вперед», «Днепрогэс» — Федору Гладкову с его романом «Энергия», Балахна — Леониду Леонову, написавшему роман «Соть» и т.д.
Выставленные партийной пропагандой в первый ряд, как образцы, как символы делового вмешательства писателей в жизнь, эти произведения оттесняли на второй план все другие общественные проблемы, круто разворачивая литературу «к социалистическим горизонтам».
В публичных выступлениях Сталин выражал свое отношение к тем или иным писателям и их произведениям. Суждения генсека, как всегда, были категоричны и безапелляционны. Например, Сталин резко осудил в феврале 1929 года дирижера Большого театра Н. Голованова за то, что тот выступал против механического обновления репертуара за счет классики. Сталин тут же охарактеризовал «головановщину» как «явление антисоветского порядка».
Период с 1932 по 1934 гг. явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры. 23 апреля 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем говорилось, что наличие в советской литературе различных группировок стало тормозом ее развития, в силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый Союз советских писателей. Постановление предписывало «провести аналогичные изменения по линии других видов искусства».
В историографии советских лет это постановление выдавалось за «поворотный пункт» в развитии всей художественной культуры. В действительности этот поворот стал настоящей трагедией для судеб художественного творчества, поскольку постановление ЦК ВКП(б) объявляло единственно правильными и допустимыми только те направления искусства и те произведения, которые непосредственно служат целям тоталитарного политического режима. Из культуры в директивном порядке изгонялись общечеловеческие ценности и идеалы, а деятели литературы и искусства были поделены на «своих» и «чужих». Такая индивидуальная по своей природе форма деятельности, как художественное творчество, была унифицирована сначала организационно, а затем и идейно, на базе идеологии сталинизма.
С этого времени в культурной жизни страны проводится жесткий классовый, а по существу — партийно-директивный подбор допустимых и рекомендуемых произведений. Правящая партия стремилась загнать все многообразие художественного творчества в прокрустово ложе «Метода социалистического реализма».
Для решения вопроса о новом «методе» тоталитарной литературы и искусства создается специальная комиссия Политбюро ЦК ВКП(б). Состав комиссии соответствует важности вопроса: генеральный секретарь И.В. Сталин, член политбюро Л.М. Каганович, кандидат в члены политбюро П.П. Постышев, заведующий агитпропом ЦК А.И. Стецкий и единственный «чистый» литератор Иван Тройский.
Накануне решающего заседания комиссии Сталин лично обсуждал вопрос о «методе» именно с Тройским. Критик предложил для нового метода названия «пролетарский социалистический реализм» и «коммунистический реализм». Эпитет «пролетарский» Сталин отверг — ведь надо объединять творцов разного социального происхождения. «Коммунистический реализм» показался ему преждевременным. И Сталин, по свидетельству Тройского, сам предложил искомое: «социалистический реализм». Вместо выбора различных художественных средств всем писателям предписывалась одна сталинская установка: единообразие, писать по команде, восторженно «воспевать» социалистическую действительность, не замечая и не отражая ее теневых сторон и в первую очередь прославлять «вождя народов», безропотно следовать за «партийной линией». Все эти проблемы литературного творчества и создания единого писательского Союза намечено было обсудить на I съезде советских писателей.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!