Сталинская концепция «культурной революции»



Преобразования в экономике страны, проводившиеся в годы первых пятилеток, создали объективную необходимость в повыше­нии культурного и образовательного уровня широких народных масс, в подготовке квалифицированных кадров для всех сфер на­родного хозяйства. Для решения новых экономических задач необ­ходимо было осваивать достижения научно-технической мысли.

Огромное значение приобретали в связи с этим проблемы ис­пользования в процессе индустриализации страны опыта старых специалистов, а также формирования новой отечественной интел­лигенции. В связи с этим объективно возросло значение тех обла­стей художественной культуры, которые непосредственно связаны с повышением творческой активности масс, пробуждением их трудо­вого энтузиазма. Таким образом, потребности экономики выдвига­ли вперед задачу осуществления самой широкой программы куль­турных преобразований.

В качестве одной из важнейших задач культурной революции в партийных документах того времени рассматривалось формирова­ние советской интеллигенции. Подводя итоги ее осуществления к концу 1930-х годов, ЦК ВКП(б) в отчетном докладе XVIII съезду партии констатировал, что создание «новой, народной, социалисти­ческой интеллигенции является одним из самых важных результа­тов культурной революции в нашей стране». Непосредственная увязка процесса создания советской интеллигенции с осуществле­нием культурной революции свидетельствовала о признании боль­шой роли интеллигенции в умножении духовного потенциала стра­ны, ее значения как социальной и общественной силы, оказывав­шей широкое воздействие на весь ход культурного строительства.

Вместе с тем с начала 1930-х годов в трактовке идеи «культур­ной революции» наметилось дальнейшее упрощение ее принципов. Само понятие «культурная революция» стало отождествляться с решением лишь отдельных актуальных задач культурного строитель­ства — ликвидацией неграмотности, ростом числа школ, подготов­кой кадров. Предельное сужение задач культурной революции вы­текало из выступлений Сталина, который в разные годы по-разному интерпретировал само это понятие.

Разумеется, без всеобщего начального образования победа «культурной революции» была бы невозможна. Но сводить ее к азам грамотности, к тому, чему до революции учили в церковно­приходских школах, было по меньшей мере глупо. А поскольку уже в конце 1920-х годов высказывания Сталина стали носить обяза­тельный характер, культурная революция в стране пошла по самому простому и вульгарному пути.

Сужение Сталиным содержания культурной революции было связано с тоталитарным политическим курсом, который неизбежно вел к деформации духовной жизни общества, ликвидации свободы мнений в сфере художественной деятельности, политизации и идеологизации всех областей культуры.

Большой вред делу преодоления культурной отсталости страны, научно-технического перевооружения промышленности, преобра­зования социально-культурной сферы жизни общества нанесла ре­прессивная политика в отношении старой интеллигенции. При всей своей малочисленности она обладала значительным потенциалом профессиональной и.духовной культуры, который в годы первых пятилеток явно был недооценен. Все это вскорости привело к сни­жению интеллектуального уровня общества.

В результате такой утилитарной культурной политики в годы сталинизма культурные преобразования в СССР сводились к до­стижению урезанной культурности и ограниченной образованности. Достаточно сказать, что к 1939 г. 90% населения страны имели об­разование не выше начального, семилетнее образование имели 8% рабочих и около 2% крестьян.

Однако эти, в сущности, жалкие успехи не помешали Сталину уже в середине 1930-х годов провозгласить победу культурной революции.

В центре сталинской концепции культурной революции нахо­дились проблемы политизации и идеологизации духовной жизни общества. Новизна при этом состояла в том, что теперь партия до­бивалась «торжества» идеологии сталинизма.

Сталинизм существовал как исключительно жесткая, авторитар­ная идеология. Стоило, например, Сталину произнести «крылатую» фразу в декабре 1935 г. о том, что «у нас теперь говорят, что мате­риальное положение трудящихся значительно улучшилось, что жить стало лучше, веселее», как на все лады эту «сказку» стали перелагать композиторы и музыканты, писатели и режиссеры, художники и актеры, а советские люди, испытывавшие невероятные материаль­ные трудности, уверяли друг друга в том, что «я другой такой страны не знаю, где так воль­но дышит человек». Детям же полагался другой штамп: бесконечное число раз хором произносить дежурную фразу, внедренную в их сознание сталинской пропагандой: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Причем никаких исключений из этой утопии не допускалось.

Можно предположить, что именно к этому стремилась сталин­ская «культурная политика»: достижение усредненной культурности и образованности, воспитание не критически мыслящей личности со своим индивидуальным мироощущением, а бездумных болванчиков.

Особенностью сталинизма как идеологии была его абсолютная непримиримость к любым отклонениям от официальной точки зре­ния. Инакомыслие в партии и в обществе жестоко преследовалось и практически исключалось. Те, кто не соблюдал этих сталинских установок, причислялись к категории «врагов народа» со всеми вы­текающими из этого последствиями: от ссылки до расстрела. Соз­данная Сталиным жесткая система цензуры решительно пресекала любую оригинальную мысль, если она, хотя бы косвенно вступала в критические отношения с реальной действительностью.

Еще одной особенностью сталинизма было то, что он весь был построен на лжи и фальсификации. Они пронизывали теорию и практику, политику и экономику, историю и культуру. Фальсифи­цировалась история России, искажались результаты культурных и социальных процессов, происходивших в обществе.

Основные научные достижения касались главным образом есте­ственных и технических наук. Общественные и гуманитарные нау­ки, в которых сталинизм не нуждался, были превращены в штат вышколенных служанок идеологии и политики, занятых исключи­тельно защитой и восхвалением существующего партийно-адми­нистративного режима власти и прославлением вождя.

Кризис в общественных и гуманитарных науках особенно уси­лился с выходом в свет в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б)». Отныне истинность любого исследования в философии и общест­венных науках определялась отсутствием разногласий с этим тру­дом, получившим статус канонического текста, более важного, чем труды Маркса и Ленина. Начались попытки внедрения диалектики в математику, биологию, хирургию и рыбное хозяйство.

Сталин с необыкновенной бесцеремонностью вторгался чуть ли не во все области общественных наук: историю, философию, по­литэкономию, языкознание и искусствознание, в каждой из этих наук высказывая безаппеляционные суждения, которые мгновенно характеризовались сталинскими идеологами как «высшие достиже­ния человеческого гения».

Раньше всего Сталин проявил интерес к истории. При этом она интересовала его исключительно с утилитарной точки зрения: воз­ведения своей личности на достойный, на его взгляд, пьедестал. Поэтому Сталин занимался «фальсификаторской переделкой прошлого», приписыванием себе отсутствующих у него заслуг в октябрьской революции.

Основной постулат сталинизма — идея о непрерывном возрас­тании классовой борьбы в сфере идеологии и культуры.

Тезис о непрерывном обострении классовой борьбы позволял Сталину поддерживать постоянную политическую и идеологиче­скую напряженность в обществе, направленную против инакомыс­лия, свободы мнений, самостоятельности суждений. Подобные явления квалифицировались как враждебные идеологические дивер­сии и подлежали решительному искоренению, а их носители объ­являлись врагами марксизма-ленинизма, врагами социализма или, что то же самое, «врагами народа».

Классовый подход к культуре стал на многие десятилетия осно­вой и главным критерием отношения партии к произведениям ли­тературы и искусства и к их создателям.

К значительному отставанию развития всех областей культуры от общественных потребностей на рубеже 1920-х — 1930-х гг. при­вел утвержденный Сталиным остаточный принцип финансирования сферы культуры. Все бюджетные ассигнования поглощала ускорен­ная индустриализация страны.

Однако Сталин и его окружение выступали против принципа равномерного развития экономической и культурной сфер. Расходы на социально-культурные цели вообще не включались в сметы круп­ных промышленных строек.

В соответствии со сталинской концепцией «культурной револю­ции» в управлении всеми областями культуры усиливались админи­стративно-командные методы. Основополагающими принципами в этой системе оставались главенство партии, обеспечение «четкой классовой линии в работе коммунистов на культурном фронте», тотальная политизация и идеологизация сферы культуры.

Первостепенное значение ЦК ВКП(б) придавал подготовке, под­бору и расстановке кадров в системе партийно-государственного руководства культурой. Подготовкой руководящих кадров для сферы культуры занимались созданные в 1930-е годы специальные партий­ные учебные заведения: Высшая школа марксизма-ленинизма, Выс­шая школа партийных организаторов, Высшая партийная школа.

На протяжении всех тридцатых годов регулярно проводились партийные мероприятия идеологического характера, подавляющее число партийных решений по вопросам культуры носило идеологи­ческий характер. ЦК ВКП(б) только за 1928—1934 гг. принял около 60 постановлений, охватывающих практически все отрасли куль­турного строительства. При этом главная цель партийного руковод­ства состояла в том, чтобы «пропитать всю культурную работу ком­мунистическим содержанием».

Среди инструментов, с помощью которых партия могла воздейст­вовать на культурную сферу в необходимом для нее идеологическом направлении, важнейшими были, как уже указывалось, методы мо­рального и материального стимулирования. Помимо материального поощрения, в 1930-е годы работников культуры гораздо чаще стали награждать орденами и медалями, почетными грамотами, им присваи­вались почетные звания — народный артист СССР, заслуженный ар­тист республики, заслуженный деятель искусств, заслуженный деятель науки. Для поощрения «высочайших достижений в художественном творчестве, т.е. произведений преданных творцов социалистического реализма, в 1940 г. были учреждены Сталинские премии. Списки лау­реатов определялись самим Сталиным. Первые такие премии были присуждены в начале 1941 г. за произведения, созданные с 1934 (официальная дата начала социалистического реализма) по 1939 год. Премия была присуждена прежде всего за работы, прославлявшие «вождя всех народов» картины А. Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле», В. Ефанова «Незабываемая встреча» (встреча Сталина с женами работников тяжелой промышленности), монументы Стали­на в Москве (на ВСХВ, автор С. Меркулов) и в Тбилиси (автор С. Какабадзе).

Среди наиболее сложных проблем культурного развития страны было решение задач, связанных с поднятием культурного уровня национальных окраин. И здесь партия на первый план выдвигала идеологическую задачу «укрепления пролетарских позиций» в про­цессе подъема национальных культур народов СССР.

Развертывание культурной революции во многих национальных районах требовало решения острых языковых вопросов: развития всех национальных языков и в то же время обеспечения возможно­стей межнационального общения и взаимодействия культур, сред­ством которого мог стать только русский язык. В марте 1938 г. Было принято постановление «Об обязательном преподавании русского языка в школах национальных республик и областей». Особое ме­сто в национально-культурном строительстве занимал вопрос о соз­дании письменности для бесписьменных народов. В итоге к концу 1930-х годов письменность получили более 40 народностей.

Ударные темпы развития культуры, провозглашенные на XVI съезде ВКП (б), как правило, приводили к негативным результатам, что особенно наглядно проявилось при попытке в кратчайшие сро­ки создать советскую художественную «классику», административ­ным путем внедряя метод социалистического реализма в художест­венную культуру.

Как свидетельствуют факты, в 1930-е годы административно-командные методы управления культурой привели к сужению про­граммы культурной революции в соответствии с субъективными представлениями Сталина и его ближайшего окружения.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 901; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!