Глава 5. Развитие художественной культуры 1917-1927 гг.
Подчинение художественной сферы партийным требованиям
В ленинском плане «культурной революции» большое место отводилось вопросам подчинения всей художественной сферы жизни общества партийным идеологическим требованиям. В частности, уже VIII съезд РКП(б) (март 1919 г.) выдвинул требование, чтобы «театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.» способствовали «выработке самосознания и ясного миросозерцания» и тесно были связаны с деятельностью партии в «области коммунистической пропаганды».
Таким образом, после октябрьской революции основополагающим принципом развития художественной культуры большевики объявили принцип партийности литературы и искусства, который был сформулирован Лениным еще в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература». Под партийной литературой пролетариата Ленин понимал литературу, неразрывно связанную с идеями партии, способствующую утверждению «социалистических ценностей».
Все произведения литературы Ленин оценивал исключительно с политической точки зрения. Известно, что роман Чернышевского «Что делать» он считал высокохудожественным только потому, что автор его — «самый большой и талантливый представитель социализма до Маркса», и под влиянием этого романа «сотни людей делались революционерами».
Надо отметить особую позицию Л.Д. Троцкого по этим вопросам. Троцкий не допускал никакой двойственности: и на словах, и на деле он был сторонником открытого, бескомпромиссного партийного диктата в художественной сфере. Троцкий выступал за «размашистое» декретирование, заявляя, что в области искусства «надо действовать круто и решительно, повелительно и нетерпимо».
|
|
Привлечение творческой интеллигенции к процессу «культурной революции»
Одной из самых трудных задач для большевиков было привлечение старой художественной интеллигенции к делу «социалистического культурного строительства». Для этого явно не годились методы администрирования и декретирования, диктата и приказа. Однако партийным руководителям не нравилось стремление писателей, художников, артистов отстаивать свое право на творческую индивидуальность и свободу творческой деятельности, о чем громогласно распространялся Ленин. Поэтому и высылали «строптивых» за границу.
После октября 1917 г., особенно в годы гражданской войны, резко обозначился начавшийся еще до революции процесс идейного и творческого размежевания писателей, художников. Активное участие в строительстве «социалистической культуры» с первых лет революции принимали писатели М. Горький, В. Маяковский, В. Брюсов, Д. Бедный, А. Серафимович, художники А. Бенуа, И. Грабарь, С. Малютин, К. Юон, участвовали в художественных выставках М. Добужинский, П. Кончаловский, С. Коненков и др.
|
|
Сложен был путь к социалистическому искусству для тех, кто не стоял на определенных классовых позициях, но искал свое место в лагере революции; такой путь прошли А. Блок, С. Есенин, А. Белый, А. Ахматова, В. Вересаев, С. Подъячев, К. Тренёв. Некоторые деятели старой русской культуры — одни раньше, другие позже — эмигрировали. Среда литераторов-эмигрантов оказалась, однако, неоднородной. Далеко не все эмигранты встретили революцию с озлоблением. Другие проходили мучительный путь к пониманию целей революции (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Ремизов, Вяч. Иванов), некоторые пересмотрели свои позиции и вернулись на Родину (А.Н. Толстой, Андрей Белый, М. Горький).
Уже в ноябре 1917 г. нарком просвещения А.В. Луначарский предложил членам старого Союза деятелей искусств принять участие в создании при Наркомпросе Государственного Совета по делам искусств. Однако Союз отказался от этого предложения и в категоричной форме объявил себя единственным органом, имеющим право на управление художественной жизнью страны, и потребовал передать «заведование делами искусства в руки исполнительного комитета Союза деятелей искусств». На заседание в Смольный, куда были приглашены крупнейшие петроградские писатели, художники, артисты, пришло лишь несколько человек, среди них были В. Маяковский и А. Блок.
|
|
Многие деятели искусства выжидали, чем кончится борьба между большевиками и оппозицией, открыто не становясь ни на сторону новой власти, ни на сторону ее противников.
Большая заслуга в деле привлечения к сотрудничеству с советской властью многих представителей художественной интеллигенции принадлежала наркому просвещения А.В. Луначарскому.
Монополии в управлении искусством требовали и руководители Пролеткульта. Они обвиняли Луначарского в том, что он, привлекая известных старых художников к работе в Наркомпросе, засоряет советский аппарат чуждыми элементами. П. Лебедев-Полянский на заседании ЦК Пролеткульта 20 апреля 1918 г. утверждал, что Луначарский нарушил волю пролетариата, что Пролеткульт не может оставаться в зависимости от власти, в аппарат которой входят «представители старого строя и буржуазии», и предложил бороться за предоставление Пролеткульту всей полноты власти в культурных вопросах.
|
|
Огромную роль в развитии художественной культуры в первые послереволюционные годы играл М. Горький. С первых же месяцев советской власти квартира Горького стала одним из центров культурной жизни Петрограда. В квартире проходили заседания Комиссии по охране памятников, которую Горький возглавил после февральской революции. В декабре 1918 г. под его председательством состоялось первое организационное собрание профсоюза художников. Широко известна работа Горького по организации помощи ученым, сохранению интеллектуальных сил страны в эти тяжкие годы. Заботы писателя распространялись и на художественную интеллигенцию. В начале 1920 г. он возглавил Комиссию по улучшению быта деятелей искусств.
1 декабря 1918 г. в Петрограде по инициативе М. Горького открылся Дом литераторов при Наркомпросе. В ноябре 1919 г. по инициативе К.И. Чуковского, при непосредственном участии М. Горького в Петрограде открылся Дом искусств. В его задачи входили организация вечеров, лекций по вопросам литературы и искусства, выставок; издание книг, улучшение бытовых условий деятелей искусств. В здании Дома искусств было общежитие для его членов.
В марте 1920 г. был открыт Дом печати (клуб литераторов) в Москве. Здесь проводились лекции, литературные вечера, диспуты, публичные дискуссии по вопросам литературы, искусства, политики. В Доме печати впервые были прочитаны новые произведения С. Есенина, Н. Асеева, А. Блока, В. Брюсова, А. Луначарского, В. Маяковского.
Со своей особой концепцией формирования новой художественной культуры выступали руководители Пролеткульта. Они выдвинули утопическую сектантскую идею создания особой художественной культуры лишь в пролеткультовских студиях, без учета того, что пролетариат в силу низкого культурного уровня не мог рассчитывать на серьезные собственные успехи в художественном творчестве.
В.И. Ленин требовал от партийных и советских органов особой бдительности в вопросах литературы и искусства. По свидетельству АВ. Луначарского, он «предупреждал, что в области культуры... враг будет особенно силен... изворотлив, искусен, цепок», поскольку под предлогом «преданности художественной правде» враги революции из числа творческой интеллигенции будут стараться «яд свой распространять вокруг себя». Поэтому ЦК партии в деятельности своего агитационно-пропагандистского отдела особо выделял задачи наблюдения за художественной литературой путем изучения всех произведений, связи с художественной критикой и писателями.
Наиболее надежными своими «помощниками» большевики считали в то время различные левые художественные течения, выступавшие под флагом ультрареволюционности. Из представителей левого крыла творческой интеллигенции, порвавшей связь со старым Союзом деятелей искусств, был сформирован отдел искусств Наркомпроса, в задачу которого входила организация культурно-просветительного обслуживания широких народных масс. Газета «Правда» уже 10 декабря 1917 г, сообщала, что, идя навстречу желаниям трудящихся, отдел искусств при Комиссариате по народному просвещению приступил к устройству выставки проектов революционных знамен, плакатов, декораций для народных торжеств. В структуре Наркомпроса был создан Главный художественный комитет, который призван был вести теоретическую работу в области художественной жизни в Республике.
Осенью 1920 г. представители Наркомпроса и Всероссийского союза работников искусств обсудили вопрос о роли и месте этих руководящих органов в художественной сфере. А.В. Луначарский определил основные положения политики Наркомпроса в области художественного творчества: 1. Сохранение действительных ценностей искусства прошлого. 2. Критическое усвоение их пролетарскими массами. 3. Всемерное содействие созданию опытных форм революционного искусства. 4. Использование всех видов искусства для пропаганды и воплощения идей коммунизма, а также содействие проникновению коммунистических идей в массу работников искусств. 5. Объективное отношение ко всем художественным течениям. 6. Демократизация всех художественных учреждений и широкая доступность их массам. Как видим, программа деятельности Наркомпроса как проводника в жизнь партийных программных требований в области художественной культуры была крайне идеологизирована, изобиловала идеологическими пропагандистскими штампами.
Среди представителей различных левых течений было немало претендентов на монополию в художественной сфере под вывеской партии и советской власти. Так, один из лидеров и теоретиков левого блока Н.Н. Пунин прямо заявлял, что футуризм — единственно правильный путь по линии развития общечеловеческого искусства, и выражал надежду, что футуристам позволят использовать государственную власть для проведения своих художественных идей.
В.И. Ленин подвергал критике левое фразерство представителей различных формалистических течений. В мае 1921 г. в записке на имя М.Н. Покровского он высказывал недовольство тем, что футуристические произведения находят широкое распространение и предлагал поддержать реалистическое направление в искусстве.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!