Русское искусство в послереволюционные годы
Развитие изобразительного искусства в первые годы после октябрьской революции испытывало воздействие тех же сил, что и литературное творчество. И там, и здесь происходил «разрыв старого с новым». Одновременно с ликвидацией прошлого звучали, по словам П. Милюкова, «самые крайние направления, самые последние крики в искусстве». Партия большевиков и в сфере искусства на первое место ставила принципы «партийности» и «марксистской идейности». В этих условиях уехали в эмиграцию самые видные художники серебряного века: И. Билибин, А. Бенуа, Н. Гончарова, Б. Григорьев, М. Добужинский, К. Коровин, М. Ларионов, Ф. Малявин, К. Сомов, С. Судейкин, Б. Яковлев и др.
Разнохарактерные и противоречивые явления русского искусства начала XX в.: символизм, мирискусничество, кубизм, конструктивизм, лучизм, супрематизм, футуризм, кубофутуризм, и др. — не исчезли с началом новой эпохи. Советское искусство обогатили своим опытом и мастерством художники, которых в начале века связывали с «русским импрессионизмом», — А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» — П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» — П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен; А. Лентулов осовременил образ русской средневековой архитектуры. Павел Филонов создавал в эти годы свои знаменитые «формулы». Свой путь в «беспредметничестве» продолжал К. Малевич, а его ученики (И. Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, О. Розанова) стали развивать свой супрематизм в прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, графике. В. Татлин вел сложные поиски форм выражения конструктивизма, который оказывал теперь огромное влияние не только на архитектуру, но и на предметы быта — мебель, одежду, ткани.
|
|
Таким образом, задачи борьбы за новую культуру после революции объединили самых разных художников. Они участвовали в праздничном оформлении городов, демонстраций, массовых уличных представлений; скульпторы участвовали в ленинском плане монументальной пропаганды, графики работали над массовыми дешевыми изданиями классиков русской и мировой литературы.
Традиции «Мира искусства» продолжали художники общества «Жарцвет», основанного в Москве в 1923 г. В него вошли старые мастера-мирискуссники — М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, К. Богаевский, М. Волошин, В. Фалилеев, и члены так называемого московского салона (М. Доброе, И. Захаров, М. Харламов и др.). Общество объединило живописцев и графиков и за шесть лет своего существования (оно распалось в 1929 г.) устроило пять выставок в традициях «Мира искусства». Традиции «Бубнового валета» в 1920-е годы продолжали художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «НОЖ» («Новое общество живописцев»).
|
|
Как и в литературе, в изобразительном искусстве все громче заявляли о себе футуристы — члены художественного объединения ЛЕФ. Они претендовали на исключительное представительство в сфере «революционного искусства», стремясь тем самым заручиться поддержкой со стороны новой власти. Но эти претензии футуристов на монополию не имели под собой никаких объективных оснований.
В начале 1920-х годов появилась теория «производственного искусства» (Б. Арватов, О. Брик, А. Ган, Б. Кушнер Т.В. Плетнев и др.). При Наркомпросе были созданы «Отдел по делам искусств и художественной промышленности», Художественный производственный совет, а также подотделы художественного производства и художественного труда, организовывавшие художественные мастерские на фабриках. Для замены меценатов был создан «государственный фонд» и «всероссийская закупочная комиссия». С переходом к нэпу она была ликвидирована, уступив место «свободе спроса и предложения».
Академия художеств была превращена в «свободные государственные мастерские». Им было придано производственное направление. Студенты вместо того чтобы заниматься живописью, делали табуретки и кровати. Из художественных студий выбрасывались произведения античного искусства, был разграблен музей, хранивший лучшие дипломные работы студентов, начиная с добрюлловских времен.
|
|
Участники движения «производственного искусства» поставили задачу слияния искусства, оторванного с развитием капитализма от ремесла, с материальным производством на базе высокоразвитой промышленной техники. В живописи начался «инженеризм», культ «машинизма».
Первая организация конструктивистов (А. Ган, А. Родченко, братья В. и Г. Стенберги, В. Степанова и др.) возникла в Институте художественной культуры в 1921 г. Институт занимался теоретической разработкой проблем конструктивизма и производственного искусства, вел экспериментальную работу в области художественного конструирования.
В практике конструктивистов частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства. Показной роскоши «буржуазного» быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были впервые воплощены в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923). На основе разработок конструктивистов (А. Родченко, А. Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В. Степанова, Л. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Степанова, В. Татлин), создавали оформление выставок (Эль Лисицкий).
|
|
Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства. Особое значение придавалось украшению агитпоездов и агитпароходов. Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняли такие известные мастера, как К. Петров-Водкин. К. Юон, Е. Лансере, Н. Касаткин, И. Бродский, Б. Кустодиев, Н. Альтман.
Развивались и основные формы живописи. Правда, на пути развития станковой живописи в первые годы советской власти в силу многих причин встречались трудности. В частности, футуристы, имевшие большой вес в искусстве этого периода, отвергали станковую картину, как «продукт буржуазного строя». Футуристы, абстракционисты держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. Достаточно назвать некоторые из выставок тех лет: «Беспредметное творчество и супрематизм», «Цветодинамос и тектонический примитивизм». Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые создавали новую советскую живопись, продолжающую реалистические традиции.
Художники, как и писатели, овладевали темой «коллективного человека-машины», большевистского «робота». Такое искусство становилось «монументальным». Этот социальный партийный заказ выразился в изобразительном искусстве просто в увеличении обычных форм до грандиозных размеров: возникли гигантские статуи Маркса и Энгельса, Радищева, Герцена, Чернышевского, Разина, Баумана. Они делались из гипса и были недолговечными. Небывалый грандиозный эффект достигался и при помощи красок. Так, весь газон и деревья перед Большим театром в Москве были окрашены в фиолетовый и красный цвета. Такова была цена «профессионального» самоутверждения футуристов, кубистов и супрематистов. Так, на первый план выступало искусство «улиц и площадей».
Революция представлялась многим художникам, особенно старшего поколения, как космический вселенский катаклизм, и из этих настроений появился, например, кустодиевский «Большевик» — гигантская фигура со знаменем в руках, в праздничный день шагающая через улицы и переулки оживленного города. Подобным восприятием революции навеяна и картина К. Юона «Новая планета». Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Символикой свободы проникнута известная картина А. Рылова «В голубом просторе». Вольный полет могучих белых птиц над океаном, над снежными вершинами скал, над легким парусником — это символ свободы, это выражение мечты художника об идеальном, гармоническом мире.
1920-е годы — время существования самых разных художественных группировок со своими творческими платформами. В 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок возникла Ассоциация художников революционной России (АХРР). В декларации ассоциации гражданским долгом мастера объявлялось «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И действительно, ахрровцы стремились «художественно-документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих и крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Жизнь и быт народов СССР» (1926). АХХР выдвинул лозунг «героического реализма», как фундамента будущего мирового искусства.
Ахрровцы работали, как правило, во всех жанрах советской живописи. Так, в историко-революционном жанре работал И.И. Бродский, создавший живописную Лениниану.. Бродский — автор картин «Ленин и манифестация» (1919), «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году» (1929). Широко известно изображение Ленина в его кабинете в Смольном («Ленин в Смольном», 1930).
В романтическом ключе решал бытовые темы М.Б. Греков. Его картины посвящены Первой конной армии Буденного, в боях которой он сам принимал участие. Такие холсты Грекова, как «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой Конной» — это и летопись боевых походов Красной Армии. Греков был учеником Ф.А. Рубо, автора панорамы «Оборона Севастополя». В 1929 г. М.Б. Греков создал первую в советском искусстве диораму «Взятие Ростова».
АХХР объединял в основном художников передвижнического направления, старшего и среднего поколения. Юридически с АХХР было связано объединение молодежи (ОМ АХРР), основанное в 1925 г. в Ленинграде. В 1928 г. было создано Общество московских художников (ОМХ), куда вошли в основном «бубновалетовцы» и молодые художники — А. Куприн, И. Машков, А Лентулов, В. Рождественский, Р. Фальк, С. Герасимов, И. Грабарь, В. Рындин и др.
В скульптуре 1920-х годов нужно выделить прежде всего имя Н.А. Андреева. Он создал Лениниану в графике (около 200 рисунков). Выдающиеся произведения, овеянные революционной романтикой, создал И.Д. Шадр. Это сделанные по заказу Гознака (для изображения на новых советских денежных купюрах, марках, облигациях) «Сеятель», «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» (1921-1922). Одним из классических произведений советской скульптуры является его работа «Булыжник — оружие пролетариата, 1905 год» (1927).
После смерти Ленина большую полемику вызвал вопрос об увековечении памяти вождя монументальными средствами. Спорили, изображать: соблюдать ли в скульптуре портретное сходство или давать образ-символ. Конкурс на памятник у Финляндского вокзала дал массу различных решений: например, изобразить Ленина стоящим на планете. Победили скульптор С. Евсеев и архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх, сохранившие облик Ленина таким, каким он запомнился людям, слушавшим его речь с броневика в апреле 1917 г. (1926, бронза, гранит).
В июле 1924 г. в Академии художеств в Ленинграде открылась конкурсная выставка проектов памятника В. И. Ленину. В январе 1925 г. президиум ЦИК СССР принял «Постановление о конкурсе I ступени проектов на сооружение монумента Ленину на Красной площади в г. Москве» и «Положение о центральной и местных комиссиях по увековечению памяти В. И. Ульянова-Ленина». По всей стране началась широкая кампания по тиражированию памятников вождю. При этом во многих случаях они не отличались высокими художественными качествами. Это вызвало несколько лет назад другую волну — по сносу памятников Ленину и его соратников.
С.Д. Меркуров снимал посмертную маску с лица и рук Ленина. В 1927 г. он создал композицию «Смерть вождя», впоследствии установленную в парке усадьбы «Горки Ленинские». Он же сделал несколько памятников Ленину для разных городов. С 1924 г. А.В. Щусев работал над проектом Мавзолея В. И. Ленина. Уже 27 января был готов временный деревянный Мавзолей. К лету Мавзолей несколько был перестроен, увеличен в размерах. В 1930 г. деревянный Мавзолей был заменен каменным, с мраморной и гранитной облицовкой.
В 1926 г. в Москве создается Общество русских скульпторов, куда вошли мастера различных художественных школ и ориентации: А. Голубкина, А. Матвеев, Н. Андреев. И. Шадр, В. Мухина, И. Ефимов и др.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!