Глава 17. Перестройка и культура (1985-1991)
Новые условия культурного развития общества
Замысел реформ, составивших первый этап перестройки, был изложен М.С. Горбачевым на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. Идеологическим стержнем первого этапа перестройки являлась своего рода «презумпция невиновности» социализма за экономический спад в стране. Проблема, как докладывал Горбачев, заключалась не в его недостатках, а в том, что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно. Горбачев очень долго не видел, что невозможно и сохранить веру в Октябрь и Ленина, и отстаивать общечеловеческие ценности.
В ряду многочисленных проблем перестройки особое место заняли проблемы культуры. Ведь одной из причин системного кризиса в стране было то, что социальная, научная и культурная сферы финансировались по «остаточному» принципу — в них направлялось столько средств, сколько оставалось после затрат на производственную сферу. Пожалуй, именно осмысление истории культуры за семьдесят с лишним лет, ее роли в обществе в прошлом, настоящем и будущем вышло на первый план уже в самом начале перестроечных процессов.
Всему обществу стала очевидной настоятельная необходимость освобождения культуры от пресса догматической партийной идеологии. Решающее значение для перемен в культурной жизни имела политика гласности и борьбы за демократизацию общества.
На XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Горбачев заявил, что «без гласности нет и не может быть демократии». Главным содержанием этого процесса, по его идее, должно было стать обновление скомпрометированной официальной идеологии.
|
|
Значительное место в изменениях духовно-культурной жизни принадлежало средствам массовой информации. Многочисленные запреты в области информации о событиях в стране и мире, существовавшие в условиях командно-бюрократической системы, искажали мировосприятие миллионов людей, сужали их культурный и нравственный кругозор. Люди стихийно это чувствовали, доверие к официальным средствам массовой информации неуклонно падало, нарастали волны слухов, легенд, заполнявших в массовом сознании «информационную нишу».
Новое руководство страны серьезно беспокоил культурный аспект развития общества. Престиж социалистической идеи в общественном сознании значительно ослаб. Уже никто не верил в мифы о великих достижениях социалистической культуры. Однако и в новой редакции партийной программы, принятой на XXVII съезде, провозглашались старые догмы.
Коммунистическая пропаганда вновь заявляла, что КПСС «придает большое значение более полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству». При этом партия заявляла, что она и в будущем будет руководствоваться ленинскими принципами культурного строительства, что необходимо сохранять монополию КПСС на гласность. Эти рецидивы прошлого вели к сохранению «единомыслия», прежнего идеологического партийного диктата в сфере культуры.
|
|
Тем не менее, остановить начавшееся раскрепощение сознания людей было уже невозможно. Несмотря на все издержки, живучесть старых стереотипов, ситуация в культурной жизни страны за годы перестройки изменилась радикальным образом.
Начавшийся процесс демократизации системы управления затронул и отрасли культуры. В научных учреждениях, высших учебных заведениях, творческих организациях все больше вопросов стало решаться с помощью демократического обсуждения в коллективах, вводилась выборность руководителей разного ранга. Укреплялись общественные начала в управлении культурной жизнью. Ярким примером этого явилось создание новых общественных организаций. Среди них — Советский фонд культуры, целью которого объявлялась забота о сохранении и приумножении культурного богатства страны. Кадровые перестановки в высших эшелонах власти не обошли и органы культуры. Во главе Министерства культуры СССР встал актер театра на Таганке Николай Губенко. Правда, министры культуры менялись очень часто, что не могло способствовать стабильности в управлении культурой.
|
|
Все надежды в деле преодоления сложившегося кризисного состояния в сфере культуры связывали с мерами по разгосударствлению культуры и распространением на эту сферу рыночных отношений. Кинематографисты, театральные деятели, художники, писатели едва ли не первыми потребовали ограничения роли партийных и государственных структур в их творческих организациях, возвращения себе собственных прав в культуре.
Сначала в ходу была формула «вместе и наравне». Имелось в виду, что государственные и партийные органы должны поделиться своими функциями в сфере культуры с творческими союзами и другими организациями культуры. Затем родилась формула «не вместе, а вместо». Михаил Ульянов, к примеру, заявил, что новый Союз театральных деятелей создан для того, чтобы принимать решающее участие в судьбе театрального искусства. О своей независимости от партии и государства заявили и другие руководители творческих союзов.
|
|
Однако очень скоро, уже с конца 1980-х годов, обнаружилось, что учреждения культуры и творческая интеллигенция быстро нищают и спасать их в стране некому, кроме все того же государства. И горячие сторонники разгосударствления культуры (М. Ульянов, Р. Быков и др.) теперь стали требовать, чтобы их независимость прилично оплачивала неугодная им власть.
Последовали даже символические забастовки, петиции, смысл которых заключался в требовании увеличения расходов бюджета на культуру. Но увеличить их в центре, больше было некому, ибо вопросы культуры оказались в компетенции объявивших свой суверенитет союзных республик. А с образованием СНГ на месте бывшего СССР старый центр и вовсе исчез вместе с Министерством культуры СССР. При этом исчезла и «общесоюзная» культурная политика. Памятники истории и культуры, бывшие общесоюзные учреждения и организации сферы культуры перешли в ведение правительств стран СНГ.
К сожалению, все эти процессы сопровождались разрушением культурных связей народов бывшего СССР, ростом взаимных обид и упреков. Разрушительная работа на ниве культуры шла куда быстрее, чем созидание нового. Из мировой истории хорошо известно, что изоляционизм неизбежно приводит культуру к кризису.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки, на наш взгляд, больше смахивали на «культурный переворот»: с каждым днем на постсоветском пространстве усиливалось желание переделать, переиначить всё без исключения, причем как можно скорее. Это привело, в частности, к тому, что резко пострадали межнациональные культурные связи: за несколько лет число гастролей театров, музыкальных коллективов, отдельных исполнителей сократилось в три-пять раз, значительно уменьшился межреспубликанский обмен издаваемой литературой, кинопрокат замыкался в пределах отдельных республик, периодические издания превратились в российские и даже в преимущественно московские.
Один из самых главных просчетов в сфере культуры в годы перестройки заключался в том, что ни в государственных, ни в общественных кругах не было четкого представления о том, что приоритетная задача на пути культурного обновления общества состояла не столько в создании «новой плодотворной ситуации» для культуры, не в увеличении расходов госбюджета на нее, а в создании таких экономических условий, которые позволили бы людям удовлетворять свои культурные запросы и интересы, помогли бы возродить былой массовый интерес к различным сферам духовной жизни.
Резкий спад «спроса» на культуру подтверждался и запустением залов театров и кинотеатров. Во многих из них 10-20, даже 5 проданных билетов стали обычным делом. В среднем три пустующих кресла из четырех — таково было положение в кинотеатрах страны.
Одна из главных причин этого печального явления состояла в резком снижении жизненного уровня населения страны. Люди до последней копейки вынуждены были тратить на постоянно дорожающие продукты питания. Едва ли не большинство работников культуры оказались по оплате их труда ниже порога бедности. С другой стороны, падение интереса к произведениям советского искусства вызывалось печальным состоянием самого этого искусства. Идеологизированные творения социалистического реализма в убогом оформлении не вызывали никакого интереса. Во многие провинциальные театры никто не хотел идти даже бесплатно.
Многие факты свидетельствовали о том, что рыночные отношения в одной отдельно взятой отрасли способны перекосить все экономические отношения в стране. Так, с середины 1980-х годов дельцы «черного» книжного рынка, которые нашли пути перекупки книг в государственных издательствах до их поступления в государственные книжные магазины, стали получать миллиардные доходы. В результате далеко не дефицитные ранее книги продавались теперь по ценам в десятки раз выше номинала. Этот «черный» книжный рынок был порожден и усилением кризиса книгоиздания в стране.
Проведение политики гласности, расширение ее пределов неизбежно потребовало снятия искусственных барьеров для распространения информации, демократизации в деятельности средств массовой информации. Расширялась самостоятельность коллективов редакций газет, радио, телевидения. Традиционная идеологическая опека со стороны партийных организаций была ослаблена. Однако раздавались голоса консерваторов, требующих опять взять прессу под жесткий партийный контроль, разобраться с журналистами, критикующими властные структуры.
У тех органов прессы, которые смело брались за непривычные до того времени сюжеты, быстро росла популярность, шел в гору тираж, который все равно не мог удовлетворить высокий спрос на эти издания. Назначение главными редакторами ведущих журналов людей, активно выступавших за обновление общества (С. Залыгин возглавил «Новый мир», Г. Бакланов — «Знамя», В. Коротич — «Огонек»), способствовало оживлению этих журналов, игравших важную роль в период хрущевской оттепели и потерявших популярность в 1970-е годы.
Уже на рубеже перестройки, в 1985-1986 гг. в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу попавшие в фокус общественного внимания: «Пожар» В. Распутина, «Плаха» Ч. Айтматова и «Печальный детектив» В. Астафьева. Публицистический накал этих произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: быстрый рост злободневности и полемичности.
Центральное место в журналах заняли произведения, посвященные все той же критике пагубных последствий сталинщины и командно-административной системы. Огромную известность приобрели «Белые одежды» Ю. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина. Произведения эти немало способствовали развитию в обществе негативного отношения к казарменному социализму, но все они вполне умещались в русло перестроечной идеологии.
Инакомыслием и строптивостью все заметнее стали отличаться газеты «Московские новости», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Известия», журнал «Огонек», многие толстые журналы. Резко вырос общественный интерес к публицистике. Она стала играть ту роль, которую в годы хрущевской оттепели выполняла поэзия: катализатора самостоятельности мысли и идеологического раскрепощения. Но уже в 1987 г. с различных партийных трибун зазвучали призывы укоротить раскрепостившуюся прессу.
С середины 1980-х годов стала появляться так называемая «неформальная пресса», издаваемая, как правило, новыми политическими и культурными объединениями. Они резко контрастировали с традиционными изданиями и по оформлению, и по характеру материалов, отличались непримиримостью к политическим оппонентам, резкостью стиля изложения. Эти издания представляли различные направления мысли: от националистической до антикоммунистической, от религиозных до защищающих необходимость диктатуры пролетариата.
Совершенно новым типом издания был возникший в 1988 г. журнал «Наше наследие». Журнал стал одним из самых известных детищ Советского фонда культуры. В его создание много сил вложили Д.С. Лихачев и Р.М. Горбачева. Костяк журналистского коллектива составил выделившийся из «Огонька» коллектив во главе с Владимиром Енишерловым. Печатался журнал в Великобритании, так как в СССР современной полиграфической базы не было.
Как положительное явление следует отметить также принятое на правительственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций, ведущих вещание на русском языке.
Вскоре все средства массовой информации стали работать по-новому. Если раньше на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения создавался мир показного благополучия, критические публикации строго дозировались, то в атмосфере гласности средства массовой информации получили возможность отражать реальные проблемы жизни.
Однако процессы демократизации, политического плюрализма в сфере печати, радио и телевидения по-прежнему всячески тормозились партийным руководством, именно оттуда исходили прежние запретительные указания в адрес редакций демократических, независимых газет и журналов, теле- и радиожурналистов, которые отваживались на высказывания, не согласные с мнением идеологического отдела ЦК КПСС. Привычку к начальственным окрикам не могла остановить даже резолюция «О гласности», принятая XIX Всесоюзной конференцией КПСС. Эта резолюция, в сущности, лишь подтверждала свободу слова, записанную в Конституции СССР: она гарантировала каждому гражданину доступ к широкой информации, за исключением той, которая имеет признаки государственной или военной тайны.
1 августа 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Безусловно, это был один из наиболее радикальных законодательных актов перестроечного периода.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 527; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!