Изменения во взаимоотношениях художественной культуры и власти
В художественной культуре, как и в других сферах культуры, в период перестройки происходили радикальные изменения. Перед художественной интеллигенцией партия, верная идеологии марксизма-ленинизма, выдвигала задачи «обогащения духовной жизни общества, содействия идейному и нравственному росту человека труда, решительно противостоять идейно-культурной агрессии империализма».
Однако в условиях демократизации общественной жизни со второй половины 1980-х годов стали исправляться постепенно допущенные прежде факты несправедливости в области литературы и искусства. Так, в феврале 1987 г. было отменено решение 1958 г. об исключении Б.Л. Пастернака из членов Союза писателей и снят запрет на публикацию его романа «Доктор Живаго».
Важнейшим событием периода перестройки стало постепенное, но в общем достаточно быстрое снятие идеологических запретов на печатное слово, причем отмена цензурных ограничений затронула как живых, так и давно умерших, в том числе репрессированных, писателей. Первой ласточкой стала реабилитация поэта Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 г. Начиная с 1987 г. его стихи вновь стали появляться в советской печати. Вслед за тем историческая реабилитация распространилась и на другие имена, бывшие под запретом, в частности, писателей первой волны эмиграции: Г. Иванова, В. Ходасевича, В. Набокова и др. К читателям возвратились роман Е. Замятина «Мы», «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, романы «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова и др. Впервые в нашей стране увидела свет повесть Л. Чуковской «Софья Петровна».
|
|
Литературные журналы на какое-то время оказались заполнены чуть ли не исключительно произведениями, ранее запрещенными цензурой. В журнале «Октябрь» (1987 г., № 3) впервые были опубликованы стихи Анны Ахматовой из цикла «Реквием», написанные еще в 1935-1940 гг.
Помимо художественной прозы и поэзии, увидели свет многочисленные мемуары, документы и дневники, воспоминания: Н. Берберовой, Н. Мандельштам, А Жигулина, А Цветаевой, Л. Разгона, А Лариной (Бухариной), Е. Драбкиной, К. Симонова и др. Вернулись к советскому читателю труды российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского, А Лосева и др. Примерно в это же время стали публиковаться произведения эмигрантов «третьей волны», по тем или иным причинам покинувших СССР в 1970-е годы: стихи и проза И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, А. Солженицына.
В 1989-1990 гг. впервые в нашей стране увидели свет научные труды западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима: «Сталин в 1917 г.: человек, оставшийся вне революции» Р. Слассера; «Сталин. Путь к власти. 1879-1929» Р. Такера; «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большой террор» Р. Конквеста; «Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде» А. Рабиновича.
|
|
Однако гласность была тесно связана с процессами более сложными и значительными, чем издательская политика отдельного журнала или даже государства в целом. В середине октября 1988 г. в Президиум Верховного Совета СССР поступило обращение руководителей Союза кинематографистов, в котором ставился вопрос об отмене дискриминационных мер в отношении А.И. Солженицына. Группа писателей выдвинула требование о восстановлении его в своем Союзе. 18 октября 1988 г. в ЦК партии по этому вопросу состоялось специальное совещание. В ходе обмена мнениями начальник 5-го управления КГБ Абрамов и секретарь ЦК КПСС А.И. Лукьянов высказались за продолжение жесткой линии, возобновление «разоблачительной» работы в отношении Солженицына. Председатель КГБ В.А. Крючков и другие участники совещания выступали за «более взвешенный подход», разграничение правовых аспектов выдворения Солженицына и его идейно-политических позиций.
Главный редактор журнала «Новый мир» С.П. Залыгин в конце апреля 1989 г. поставил перед идеологическим отделом ЦК вопрос о публикации «Архипелага ГУЛАГ», ссылаясь на сильнейшее давление на него со стороны общественности как в стране, так и за рубежом. Но партийные руководители во главе с Горбачевым были категорически против этого. 30 июня 1989 г. секретариат Союза писателей принял смелое для того времени решение о поддержке инициативы издательств «Советский писатель», «Современник» и журнала «Новый мир» начать публикацию литературных произведений Солженицына, ранее не издававшихся в СССР, включая «Архипелаг ГУЛАГ». Было отменено решение правления Союза писателей 1974 г. об исключении Солженицына из Союза как ошибочное. Секретариат обратился в Верховный Совет СССР с просьбой вернуть Солженицыну гражданство СССР.
|
|
Горбачев наконец пришел к мнению, что нельзя дальше настаивать на нецелесообразности публикации произведений Солженицына и возвращении ему гражданских прав. Реабилитация Солженицына явилась важной вехой в процессе либерализации всей общественной жизни страны.
Наряду с литературой политика гласности и демократии отразилась на всех видах искусства — кинематографии, изобразительном искусстве, театре, музыке. Во всех творческих союзах произошли очередные съезды, на которых было избрано новое руководство союзов.
|
|
На состоявшемся 13-15 мая 1986 г. съезде Союза кинематографистов председателем Союза был избран известный кинорежиссер Э. Климов, а прежнее руководство за семейственность на режиссерских курсах, «зажим» режиссеров-новаторов было подвергнуто жесткой критике, что стало примером для подражания. Вскоре последовал учредительный съезд Союза театральных деятелей, на котором секретарем Союза был избран сторонник реформ драматург М. Шатров. Только во главе Союза композиторов с 1940-х годов неизменно оставался композитор Т.Н. Хренников, известный тем, что всегда следовал партийному курсу.
До самых последних дней существования союзных органов государственной безопасности в стране не прекращалась практика тотального полицейского сыска в отношении художественной интеллигенции. В состав творческих коллективов, выезжавших на гастроли за рубеж, спортивных команд по-прежнему в обязательном порядке включались оперативные работники КГБ. Проверялись все советские граждане, имевшие «контакты» с приезжавшими в СССР деятелями культуры, как иностранцев, так и бывших наших соотечественников.
Горбачев до самого путча в августе 1991 г. безоговорочно верил спецслужбам, враждебно принявшим перестройку. Говоря о гласности, демократии, правах человека, Горбачев продолжал читать донесения КГБ, которые, по сути, шли вразрез с его демократическими устремлениями.
Глава 18. Некоторые тенденции культурного развития современной России (1991-2000 гг.)
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!