Выражения недовольства по поводу Рождества



«Рождественские покупки» — это то, о чем думают многие англичане, когда говорят, что ненавидят Рождество. Под рождественскими покупками обычно подразумеваются рож­дественские подарки, продукты для праздничного стола, от­крытки, украшения и прочие атрибуты данного праздника. Заявлять о нелюбви к магазинам считается признаком му­жественности, поэтому мужчины особенно склонны ругать Рождество. Однако ныне выражение недовольства по поводу Рождества — это почти что национальная традиция, и пред­ставители обоих полов обычно уже с начала ноября начина­ют жаловаться на тяготы, связанные с Рождеством.

Фактически существует неофициальное правило, пред­писывающее ругать Рождество в это время года, и редко встретишь человека старше восемнадцати лет, который бе­зоговорочно признал бы, что ему нравится «справлять» этот праздник. Те, кто ненавидит Рождество, чуть ли не с гордос­тью заявляют о своей неприязни, словно они первые замети­ли, что «на Рождестве пытаются нажиться все кому не лень», что «с каждым годом оно начинается все раньше и раньше — скоро, черт побери, уже в августе можно будет видеть рож­дественские украшения», что с каждым годом это все более дорогое удовольствие и что улицы и магазины переполнены так, что просто не протолкнуться.

Любители поругать Рождество повторяют одни и те же банальности каждый год, убеждая себя, что все это — их оригинальные мысли и что таких, как они, несчастных про­видцев меньшинство, в то время как чудаки, которым рож­дественские покупки и все прочие рождественские ритуалы доставляют истинное удовольствие, скрывают свои эксцентричные вкусы. Из вежливости и чтобы не показаться белыми воронами они даже принимают участие в ежегодном ритуа­ле стенания по поводу Рождества — равно как люди, кото­рым нравится дождь, часто учтиво соглашаются, что погода отвратительная. Циничная позиция «Вздор! Ерунда!» — это норма (особенно среди мужчин, многие из которых начина­ют подозревать в нетрадиционной сексуальной ориентации представителей своего пола, если те признают, что им нра­вится отмечать Рождество). И потом, раз все любят поругать Рождество, так зачем же портить людям удовольствие? Те из нас, кто любит Рождество, почти извиняющимся тоном гово­рят о своем пристрастии: «В общем-то, все так, но... э... Если честно, мне нравятся все эти нелепые украшения, нравится искать подарки... Смешно, конечно...»

Однако не все, кто ругает Рождество, бездумно, по при­вычке подчиняются неписаному правилу. Существует две ка­тегории ненавистников Рождества, у которых есть все осно­вания жаловаться, и которым я глубоко сочувствую. Это ро­дители с низкими доходами, для которых затраты на рождественские подарки для своих детей — это целая про­блема, и работающие матери, для которых, даже если они не бедны, подготовка и проведение Рождества — это скорее ис­пытание, чем удовольствие.

 

Рождественские подарки

Подарки, как скажет вам любой студент-первокурсник, изу­чающий антропологию, бескорыстными не бывают. Во всех культурах подарок подразумевает некую отдачу, что, в об­щем-то, неплохо: взаимный обмен подарками — важная форма социального взаимодействия. Даже подарки малень­ким детям, которые не могут отплатить вам взаимностью, не являются исключением из этого универсального правила: от детей, получающих подарки на Рождество, ждут благодар­ности и хорошего поведения. И неважно, что в этом отноше­нии они не всегда оправдывают надежды взрослых: правило не утрачивает законной силы только потому, что кто-то его нарушает. Интересно отметить, что маленьким детям, кото­рые пока еще не понимают этого правила, мы не вручаем рождественские подарки «от себя». Мы говорим, что подарки им принес Санта-Клаус (придуманное нами волшебное су­щество). Когда дети узнают, что никакого Санта-Клауса не существует, это травмирующие открытие и заставляет их по­нять, что есть некие законы взаимности и что рождественс­кие подарки — это не бескорыстные дары.

В данной ситуации комплексы англичан в отношении де­нег могут создавать определенные сложности, особенно для представителей верхушки среднего класса и высшего обще­ства, которые особенно щепетильны в этом вопросе. Назы­вать стоимость рождественского подарка неприлично. Если вы упомянете цену подарка или хотя бы скажете, что он «до­рогой», это будет расценено как верх непристойности. Жа­ловаться на дороговизну рождественских подарков в целом допустимо, но постоянно обсуждать финансовые аспекты ритуала обмена подарками — это признак вульгарности и эгоистичности, поскольку вы ставите окружающих в нелов­кое положение.

Расходы на рождественские подарки, по-видимому, об­ратно пропорциональны уровню доходов. Живущие бедно представители рабочего класса стараются делать щедрые по­дарки, особенно детям, и зачастую одалживают для этого де­ньги. Средние классы (особенно из категории «менторов») ханжески осуждают подобную практику и хвалят себя за бе­режливость, а сами в это время уплетают за обе щеки чрез­мерно дорогие овощи и восхищаются изысканностью вик­торианских украшений на своей елке.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!