Обряды верхушки среднего класса



 

«Обряды перехода» верхушки среднего класса обычно менее напыщенны и затейливы, по крайней мере, в кругу тех, у кого нет оснований тревожиться за свой социальный статус. Но даже те из представителей этого социального слоя населе­ния, кто не уверен в надежности своего социального поло­жения, стремятся к безыскусной элегантности, в отличие от выходцев из средних слоев, которые хотят, чтобы все заме­тили, сколько сил и умственного труда они вложили в устро­ение торжества. Но, как и в случае с «естественным» макия­жем, достижение атмосферы безыскусной непритязательной элегантности на свадьбе требует от верхушки среднего клас­са большой работы ума, огромных усилий и немалых средств.

Радеющие за свой социальный имидж представители этой категории населения, прежде всего из числа образо­ванных «болтливых» классов, проживающих в городе, оза­бочены не столько тем, как бы все устроить «правильно», сколько тем, чтобы устроить это по-особенному. Стремясь отличиться и дистанцироваться от средних слоев среднего класса, они стараются избегать не только вычурности, но и«традиционности». На их свадьбе не могут звучать «старый добрый свадебный марш» или «те же избитые утомительные гимны», как на свадьбах среднего слоя среднего класса, жи­вущих в псевдотюдоровских особняках или, не приведи гос­поди, обитателей Пардонии. У них появление невесты в цер­кви сопровождается малоизвестной музыкой, которую никто не узнает и которую гости активно обсуждают все то время, что невеста шествует к алтарю. Они выбирают малоизвест­ные трудные гимны, которые никто не может петь. Зачастую по этому же принципу они накрывают и свадебный стол: блюда «необычные», с выдумкой, но есть их не всегда легко и приятно. То же и в одежде: платья по последней моде, но но­сить их не всегда удобно, да и смотреть на них тоже, бывает, не очень приятно.

Брачующиеся более зрелого возраста — а представители верхушки среднего класса обычно не женятся и не выходят замуж рано — часто регистрируют отношения в загсе (в не­которых случаях просто потому, что ошибочно полагают, будто для церковной церемонии необходимо верить в Бога) или даже устраивают «альтернативную» светскую церемо­нию, на которой обмениваются клятвами собственного со­чинения. Как ни странно, содержание этих клятв обычно ма­ло чем отличается от традиционного церковного брачного обета, разве что они более многословны и менее удачно сформулированы.

 

Обряды высшего класса

 

Свадьбы высшего класса более традиционны, хотя и не в сти­ле низших и средних слоев среднего класса, строго придер­живающихся свадебного этикета, описанного в справочни­ках. Представители высшего общества привычны к большим приемам — благотворительные балы, балы охотников*, большие званые обеды и ужины, крупные события светского сезона являются неотъемлемыми составляющими их повсед­невного существования, — поэтому они не сходят с ума из-за свадеб и других «обрядов перехода», как мы, все остальные.

--------------------------

* Бал охотников — традиционный, ежегодный танцевальный ве­чер для членов охотничьего общества и их семей.

 

Свадьба в высшем обществе — довольно спокойное мероп­риятие, самое обычное дело. Его представители не несутся сломя голову в магазины покупать новый наряд «по случаю свадьбы», так как в их гардеробах много подходящих туале­тов. Мужчины надевают парадные костюмы для утренних и дневных приемов. Что же касается женщин, для «Аскота» мо­жет и следует приобрести что-то особенное, но, как сказала мне одна знатная дама: «Так часто приходится бывать на свадьбах — не будешь же каждый раз менять гардероб».

 

Зелен виноград

 

Верхушка среднего класса и высший класс, если они не мо­гут позволить себе богатую свадьбу (или богатые похороны, Рождество, торжество по случаю дня рождения или какой-нибудь годовщины), зачастую прибегают к уловке «зелен ви­ноград» — говорят, что они не хотят «ничего грандиозного, показного», что их вполне устроит «скромный семейный ужин с близкими друзьями». Они не станут, как рабочий класс, влезать в долги, или, как низший и средний слои сред­него класса, использовать свои сбережения. В данном случае правило скромности, несовместимое с хвастливой демонс­трацией богатства, играет на руку бедным представителям верхов общества: все, что они не могут себе позволить, они презрительно называют «показухой» или «пошлостью».

Этим же принципом скромности руководствуются низ­шие и средние слои средних классов, называя «пустотой тра­той денег» и «глупостью» пышные торжества, на которые они смотрят с тайной завистью, и с пренебрежением отзываясь о людях, у которых «денег больше, чем ума». «Респектабельная» верхушка рабочего класса порой придерживается той же по­зиции, тем самым подчеркивая свою расчетливую респекта­бельность и демонстрируя подход, присущий скорее средне­му классу, чем простолюдинам, суть которого заключается в том, чтобы выражать презрение к «помпезности» и «хвастли­вости» грандиозных изысканных церемоний. «Она устроила шикарный прием в отеле, — фыркнула одна респондентка, рассказывая о серебряной свадьбе своей соседки. — Это за­ведение (местный паб, где состоялась наша беседа) ей, види­те ли, не подошло. Чванливая корова».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!