СЕЗОННЫЕ ОБРЯДЫ И ДРУГИЕ ПЕРЕХОДЫ



Сезонные обряды — это такие большие календарные празд­ники, как Рождество, Новый год и другие, которые отмечают­ся ежегодно в одно и то же время — Пасха, майский празд­ник*, праздник урожая (в конце сентября — начале октября), канун Дня Всех Святых (31 октября) и Ночь Гая Фокса**, а также День матери (второе воскресенье мая), День святого Валентина и неприсутственные дни***.

-----------------------

* Майский праздник — народный; отмечается в первое воскре­сенье мая танцами вокруг майского дерева и коронованием короле­вы мая.

** Ночь Гая Фокса — вечер 5 ноября, когда по традиции отмеча­ется раскрытие «Порохового заговора» (был устроен католиками 5 ноября 1605 г. с целью убийства короля Якова I) сожжением пуга­ла и фейерверком (назван по имени главы «Порохового заговора» Гая Фокса).

*** Неприсутственные дни — общие дни отдыха помимо воскре­сенья, а именно: Рождество, день Нового года, великая пятница, пер­вый понедельник после Пасхи, последний понедельник мая, послед­ний понедельник августа или первый понедельник сентября.

 

В эту категорию я также включаю ежегодные летние каникулы/отпуска, так как они носят сезонный характер и, по существу, являются ка­лендарным праздником, хоть и не имеют фиксированной даты. (Некоторые педанты, возможно, заметят, что летние каникулы/отпуск, это, строго говоря, не «обряд» или, по край­ней мере, обряд не в том же смысле, что Рождество или праз­дник урожая, но, думаю, это верное определение, и позже я объясню почему.) Также к данной категории я причисляю ежедневные/еженедельные ритуалы перехода от трудовой деятельности к развлечениям/отдыху (посещение пабов после работы), но это я уже подробно рассматривала в главе о работе.

К категории «другие переходы» я отношу ритуалы, знаме­нующие переход из одной фазы жизненного цикла в другую (за исключением наиболее важных, которые я анализирова­ла выше): выход на пенсию, «знаменательные» дни рождения (юбилейные даты) и годовщины свадеб (серебряная, золо­тая), а также ритуалы, обозначающие другие «переходы», свя­занные с переменами социального статуса/работы/места жительства, — «отвальная», новоселье.

Все это вдобавок к огромному множеству ритуалов, боль­шинство из которых, как и основные «переходы» жизненно­го цикла, во многих отношениях схожи с их аналогами в других современных культурах промышленно развитых стран Запада. Подарки, вечеринки, особые блюда, песни и ук­рашения на Рождество; шоколадные яйца на Пасху; открыт­ки и цветы в День святого Валентина; употребление алкоголя по случаю почти всех торжеств; в большинстве случаев праз­дничный стол и т. д. Я не стану описывать каждый обряд в мельчайших подробностях, а сосредоточусь главным обра­зом на неписаных социальных правилах, регулиующих ис­ключительно английские модели поведения, ассоциирую­щиеся с этими обрядами.

Любая человеческая культура имеет свои праздничные ритуалы, обозначающие «переходы» сезонного или социаль­ного характера. Животные автоматически «регистрируют» такие явления, как смена времен года, и подстраивают под них свое поведение. Люди же должны устраивать торжества по поводу каждой пустячной знаменательной календарной даты. К счастью для антропологов, люди также вполне пред­сказуемы и примерно одинаково отмечают такие события — точнее, празднества, существующие в разных культурах, име­ют много общих черт. Например, пение и танцы. Во многих случаях это еще также и праздничный стол, и фактически всегда употребление алкоголя.

 

Роль алкоголя

 

Роль алкоголя в процессе празднования особенно важна для понимания природы англичан и требует некоторого пояс­нения. Во всех культурах, где принято употреблять спиртные напитки, алкоголь необходимая составляющая торжества. Тому есть две основные причины. Во-первых, карнавалы и праздники — это нечто большее, чем развлечение: в боль­шинстве культур эти события подразумевают «культурную ремиссию» — узаконенное ослабление социального конт­роля над нашим поведением. Модели поведения, которые при обычных обстоятельствах порицаются или даже запре­щены (например, флирт со всеми без разбору, громкое пе­ние, появление на людях в одежде представителей противо­положного пола, купание в фонтане, завязывание разговора с незнакомыми людьми и т. д.), в период проведения празд­нества могут активно поощряться. Это лиминальные перио­ды — оторванные от повседневного существования марги­нальные, пограничные промежутки, когда мы в течение ко­роткого времени можем безнаказанно испробовать альтернативные способы бытия. Существует некое природ­ное сходство между алкоголем и лиминальностью, и, соот­ветственно, ощущение опьянения отражает состояние лиминальности, приобретенное в ходе ритуала, а результаты воз­действия алкоголя — культурный настрой празднества.

Но, хотя в человеке, судя по всему, живет глубокая потреб­ность в таких измененных состояниях сознания, в избавле­нии от ограничений повседневной обыденности, лиминальность его пугает. Достижение стадии измененного состояния сознания и поиск альтернативных реальностей мы позволя­ем себе только в особых ситуациях, а значит, наше стремле­ние к подобной свободе ни в коем случае не однозначно — его уравновешивает столь же сильная потребность в стабиль­ности и надежности обыденного существования. Нам хочется окунуться в раскрепощающую атмосферу праздни­ка, но лиминальность нас страшит. Нам нравится посещать альтернативные миры, но жить в них мы бы не хотели. Алко­голь играет двойственную или «уравновешивающую» роль в контексте праздничных ритуалов: в измененных благодаря алкоголю состояниях сознания мы можем исследовать же­ланные, но потенциально опасные альтернативные грани реальности, в то время как социальные функции пития — правила дружеского общения в коллективе, непременно ас­социирующиеся с потреблением алкоголя, — служат урав­новешивающей силой. Потребляя алкоголь, мы создаем ат­мосферу лиминальности, которая является важнейшим элементом праздничных обрядов, но привычные, повсед­невные, успокаивающие социальные ритуалы употребления напитков в компании, наполнения бокалов и угощения по очереди, дружеское общение, отождествляющееся с питием, помогает нам неким образом приручить или даже «одомаш­нить» выбивающее из равновесия влияние этого лиминального мира.

Итак, в том, что касается роли алкоголя, существуют опре­деленные универсалии, но есть и некоторые кросскультурные отличия. Во всех обществах, где употребляют спиртные напитки, между алкоголем и празднованием существует тес­ная взаимосвязь, но в «амбивалентных» пьющих культурах — таких, где отношение к алкоголю обусловлено понятиями нравственности, где человеку требуется повод для того, что­бы выпить (например, в Англии), — эта взаимосвязь более прочная, чем в «интегрированных» пьющих культурах, где употребление алкоголя — нейтральный элемент повседнев­ной жизни, не требующий обоснования. Англичане (наряду с жителями США, Австралии, большей части Скандинавии, Исландии и др.) считают, что они должны найти повод для того, чтобы выпить; и самый распространенный и популяр­ный предлог — торжество. В «интегрированных» пьющих культурах (Франция, Испания и Италия) употребление алко­голя не вызывает или почти не вызывает осуждения, поэтому народам этих стран незачем искать повод для того, чтобы выпить. В этих интегрированных культурах празднество на­прямую ассоциируется с алкоголем, но не используется в ка­честве оправдывающего обстоятельства каждый раз при употреблении спиртных напитков: торжество редко обхо­дится без алкоголя, но каждый бокал спиртного не требует торжества.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!