Переходный возраст, которого якобы не существует



 

Что, пожалуй, и к лучшему, поскольку в нашей культуре дети воспринимаются как тяжкое бремя, а подростки — сущее наказание. Подростков считают одновременно ранимыми и опасными; они нуждаются в защите и в то же время их следу­ет держать в узде. В общем, от них одни неприятности. Пото­му, наверно, не удивительно, что в очень немногих культурах принято отмечать наступление этапа полового созревания. Этот трудный, неловкий период, когда начинают бурлить гормоны, мало кто расценивает как повод для торжества. Ан­гличане предпочитают зарывать головы в песок, делая вид, будто с их детьми ничего не происходит. В англиканской цер­кви есть церемония конфирмации для детей, достигших соот­ветствующего возраста (обычно 11 — 14 лет), но она еще ме­нее популярна, чем крестины, а светского аналога данному ритуалу не существует, так что большинство английских де­тей лишено официального «обряда перехода», который озна­меновал бы их вступление в пору полового созревания.

Поскольку в честь подростков, вступающих в период пе­реходного возраста, не устраивают торжеств, они придумы­вают свои собственные «ритуалы посвящения», связанные с незаконной деятельностью, — употребляют спиртное, экс­периментируют с наркотиками, занимаются кражами в мага­зинах, разрисовывают стены, угоняют автомобили и т. д. или пытаются еще каким-нибудь способом привлечь внимание к своему новому сексуальном статусу (например, среди стран Европы мы занимаем первое место по подростковой бере­менности).

Но официально их «принимают» в полноправные члены общества только после того, как они преодолеют этап поло­вого созревания и достигнут восемнадцати лет — возраста, знаменующего их переход в категорию взрослых. Для неко­торых устраивают маленький обряд посвящения, когда они сдают экзамен на водительские права, но восемнадцать лет — возраст, с которого англичане получают право участ­вовать в выборах, вступать в брак, не спрашивая родителей, вступать в гомосексуальную связь, смотреть фильмы катего­рии «X» и — что наиболее важно для большинства — покупать спиртные напитки. Да, многие к этому времени уже не­сколько лет как пьют, занимаются сексом и смотрят фильмы «для взрослых», а многие в шестнадцать оставили школу и с тех пор работают полный рабочий день, возможно, даже же­нились/вышли замуж или живут в гражданском браке, забе­ременели или уже имеют своих детей. Но восемнадцатый день рождения все равно считается важной вехой, и его рас­ценивают как повод для того, чтобы устроить большую шум­ную вечеринку или хотя бы напиться сильнее, чем в обыч­ный субботний вечер.

 

«Свободный» год: перерыв в учебе и новые испытания

 

У образованных классов за «обрядом перехода» по достиже­нии восемнадцати лет зачастую следует «свободный» год — длительный «промежуточный» период между окончанием школы и поступлением в университет, в течение которого молодые люди несколько месяцев путешествуют за грани­цей. При этом многие занимаются благотворительной де­ятельностью (помогают перуанским селянам строить школу, работают в румынском приюте для сирот, спасают тропи­ческие леса, копают колодцы и т. д.), знакомясь с настоящим (то есть бедным) миром и набираясь жизненного опыта, ко­торый формирует характер. Путешествие, предпринятое в «свободный» год, рассматривается как своеобразный обряд посвящения — менее трудный вариант обычая, практикуе­мого в некоторых племенных обществах, суть которого за­ключается в том, что взрослеющих мальчиков на некоторое время посылают в джунгли или в дикую местность, где те бо­рются с трудностями и тяготами, доказывая, что они достой­ны быть официально принятыми в сообщество взрослых.

Для детей из среды высшего общества и верхушки сред­него класса таким испытательным полигоном зачастую явля­ется закрытая частная школа, куда родители их отправляют на весь период отрочества. До относительно недавнего вре­мени представители высшего класса и аристократии были убежденными противниками интеллектуальности (в этом, а также в своей увлеченности спортом и азартными играми они схожи с рабочим классом) и смотрели свысока на средние классы, почитающие высшее образование. Их дети мог­ли учиться в университете, но это не считалось жизненной необходимостью — служба в армии, сельскохозяйственный колледж* или какое-либо другое учебное заведение их бы то­же вполне устроили, — а уж дочерям, по их мнению, высшее образование и вовсе не к чему. Леди Диана Спенсер никогда особо не стыдилась своей необразованности и, выступая пе­ред общественностью, весело шутила по поводу своих удру­чающе низких результатов в средней школе. Девушка из среднего класса скорее бы сквозь землю провалилась. С не­которых пор представители верхушки общества несколько пересмотрели свое отношение к высшему образованию, осо­бенно ее низшие или менее богатые слои, дети которых ны­не вынуждены конкурировать за престижные рабочие места с представителями средних классов, имеющих университет­ское образование. Молодые люди из высшего класса и даже аристократии, в том числе королевских кровей (например, принц Уильям), теперь общаются, взаимодействуют в одном коллективе и сравнивают следы от укусов москитов с юно­шами и девушками из средних классов в ходе поучительных путешествий, предпринятых в «свободный» год.

-----------------------

* Сельскохозяйственный колледж — специальное одногодичное или двухгодичное учебное заведение, государственное или частное.

 

Считается, что молодые люди всех классов, прошедшие ис­пытание «свободным» годом, должны вернуться из путешест­вия зрелыми, сознательными, серьезными людьми, готовыми к самостоятельной жизни в университетском общежитии, способными постирать свою одежду и иногда открыть кон­сервную банку с бобами, если к моменту их возвращения из паба кафетерий уже закрылся. Студенты первого курса, «пе­режившие «свободный» год», смотрят свысока на тех, кто поступил в университет «сразу после школы». Они считают себя более зрелыми и умудренными жизненным опытом и постоянно подчеркивают, что они гораздо взрослее своих ин­фантильных, глупых, «непосвященных» сверстников.

В некоторых менее привилегированных слоях общества аналогом «свободного» года является срок, проведенный в тюрьме или в колонии для несовершеннолетних преступников примерно в таком же возрасте. Считается, что в этих ис­правительных учреждениях так же закаляется характер, как и во время испытаний «свободного года», поэтому «выпуск­ники» тюрем и колоний зачастую демонстрируют то же чувс­тво превосходства по отношению к своим незрелым, не знаю­щим жизни ровесниками. В сущности, можно заметить пора­зительное сходство в манере изъясняться тех, кто «побывал за решеткой», и тех, кто прошел испытания «свободного» года.

 

Студенческие ритуалы

Неделя первокурсника

Для привилегированной молодежи, поступившей в универ­ситет, за празднованием восемнадцатилетия, сдачей экзаме­нов и иногда «свободным» годом следует еще один важный «обряд перехода» — неделя первокурсника. Этот ритуал пос­вящения проходит по классической модели, выявленной ван Геннепом: отделение (прелиминальная фаза), маргинализа­ция/переход (лиминальная фаза) и инкорпорирование (постлиминальная фаза). Сначала новички расстаются со своими родителями, знакомым окружением и социальным статусом школьников. Большинство из них прибывают в университет в сопровождении одного или обоих родителей в машинах, набитых вещами из их прежней жизни (одежда, книги, компакг-диски, одеяло, любимая подушка, плакаты, фотографии, плюшевый мишка) и купленными специально для новой жизни (сияющий новенький чайник, кружка, мис­ка, тарелка, ложка, полотенце и т. д.).

Родители, как только они помогли выгрузить вещи из ма­шины, становятся смущающей помехой, и новичок с бесце­ремонной поспешностью пытается отправить их домой, не­терпеливо повторяя: «Да, да, все будет в порядке. Нет, я сам распакуюсь, справлюсь без вас. Не суетитесь, ладно? Да, за­втра позвоню. Да, понял. Ну, все, пока. Пока...» На самом деле новичка мучает страх и до слез пугает разлука с родителями, но он знает, хотя о том ему никто не говорил, что нельзя вы­казывать эти чувства перед другими новичками, иначе тебя сочтут маменькиным сынком.

Едва новоявленные студенты успели повесить на стены несколько плакатов, начинается «лиминальная» фаза, и они окунаются в дезориентирующую круговерть шумных утоми­тельных вечеринок, выставок и мероприятий, организуемых бесчисленными студенческими клубами и обществами са­мой разной направленности — спортивными, обществен­ными, театральными, художественными, политическими, — которые стремятся навязать им участие в самых разных ви­дах внеклассной деятельности. Эти «официальные» мероприятия перемежаются посещением пабов, ночными посиделками с пиццей или кофе (а также бесконечным стоя­нием в очередях, чтобы записаться на курсы, получить сту­денческие билеты и заполнить какие-то непонятные фор­мы). Эта недельная «лиминальная» фаза — период культур­ной ремиссии и адаптации, в течение которого новичок находится в состояния психологического дисбаланса, вы­званного алкоголем, недосыпанием и новой средой, бросив­шей вызов его прежней индивидуальности, средой, в кото­рой стерты грани между социальными категориями, а доступ в новый социальный мир обеспечивает членство в студен­ческих клубах и обществах. К концу недели новичок приоб­ретает новый социальный статус: его приняли в студенчес­кое «племя», и теперь он может немного отдохнуть, успоко­иться, начать посещать лекции и участвовать в нормальной студенческой жизни.

Описывая «неделю первокурсников», студента любят употреблять такие эпитеты, как «сумасшествие» и «хаос», но, как и в большинстве случаев культурной ремиссии, это на са­мом деле регулируемое правилами предсказуемое узаконен­ное отклонение от условностей. На период ритуала посвяще­ния в студенты действие определенных социальных норм приостановлено или они действуют в обратном порядке. На­пример, заводить разговор с незнакомыми людьми не только позволительно, но и желательно. В одной из бесчисленных инструкций о том, как вести себя и что делать во время «не­дели первокурсника», которые издают студенческие союзы, новичкам напоминают, что они вправе заводить разговор с совершенно незнакомыми им людьми и, поскольку, «вероят­но, такая возможность им вряд ли когда-нибудь еще представится», советуют использовать этот шанс на все сто. Подтекст абсолютно ясен: по окончании «недели первокурсника» во­зобновляется действие традиционных норм английского этикета, и без уважительной причины инициировать разго­вор с незнакомцами будет запрещено. Новичкам предлагают заводить как можно больше друзей среди студентов — то есть игнорировать классовые барьеры, — но при этом наме­кают, что знакомства, завязанные в лиминальный период «недели первокурсника», «ни к чему не обязывают» и никто не требует, чтобы они продолжали общаться с людьми «не их круга». «Вы встретите бессчетное множество новых людей (многих из них после первых двух недель вы больше никогда не увидите) и выпьете бессчетное множество пинт пива (ко­торое вы будете пить опять, уже на следующее утро)», — гла­сит одна из типичных инструкций о том, «как пережить „не­делю первокурсника».

Напиваться в течение «недели первокурсника», в общем-то, обязательно («вы выпьете бессчетное множество пинт пи­ва»). В данном случае важно, что англичане верят в волшебную силу алкоголя как растормаживающего средства — без этой веры приостановка действия традиционных социальных пра­вил общения с незнакомыми людьми не имела бы смысла, так как большинство новичков вообще ни к кому не посмели бы подойти. На всех вечеринках и мероприятиях в изобилии бес­платные спиртные напитки («социальный посредник»), в ко­тором новички не должны себе отказывать. Ожидается, что они напьются и будут вести себя раскованно. Количество до­пустимых моделей поведения в состоянии опьянения тоже ограничено. Например, «оголять задницу» позволительно, но демонстрация гениталий порицается; споры и даже драки одобряются, но несоблюдение очереди по-прежнему строго запрещено; непристойные шутки приветствуются, расист­ские — вызывают осуждение. Среди англичан расторможенность в состоянии опьянения регулируется жесткими прави­лами, и «неделя первокурсника», которая проходит под знаком кутежей и анархии, на самом деле являет собой череду четко спланированных традиционных ритуалов — каждый октябрь первокурсники по всей стране сбрасывают с себя од­ни и те же узы ограничений одними и теми же освященными временем способами.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!