Завершающий этап творческого процесса



 

Третьему исполнительскому этапу творческого процесса в большинстве зарубежных исследований уделяется мало внимания. Между тем он является чрезвычайно важным, так как на этом этапе художник в процессе завершения своей работы выходит на зрителя. Именно на этом этапе произведение художника становится социально‑значимым, коммуникативным так, как приобретает возможность передавать другим людям содержание внутреннего мира автора. Каким образом будет завершено произведение, зависит от того, что художник после долгих размышлений и обсуждений, в конце – концов, решил «сказать» своей картиной окружающим. Автор в своих интуитивных экспериментах предпочитает некоторую недосказанность, как например делал Дж. М.У.Тернера позднего периода творчества («Метель», «Пейзаж с рекой и бухтой в отдаленности» и др.), что делает картину даже более интересной по сравнению с законченной в традиционной манере. Критериями завершенности такой работы является непрописанность отдельных ее элементов, а точное выражение тех чувств и эмоций автора, которые он пытался передать средствами художественной выразительности (цветом, тоном, линией, композицией). Такой прием работы помогает зрителю, который не занимается изобразительным искусством, при просмотре картины увидеть новое и в какой‑то мере раскрыть свой творческий потенциал. Михаэль Бокемюль пишет о работах Тернера так: «В любом случае, чтобы попытаться понять смысл его творчества, зрителю недостаточно пассивно рассматривать картину. Этот смысл невозможно объяснить, выразить словами. Зрителю необходимо приложить внутреннее усилие. Также и читатель, по мере изучения (хотя бы на начальном уровне) влияния Тернера на зрительское восприятие, непременно обнаружит рост собственной наблюдательной активности и, одновременно, понимания обусловленности этого явления самим характером картин».

Понимание завершенности работы приходит с опытом.

«Английский живописец Дж. М. У. Тернер гостил в доме друга, у которого было трое детей. Тернер принес с собой незаконченный акварельный пейзаж, где отдаленные фор мы были завершены, но перед ний план оставался не доведенным до конца.

Тернер подозвал к себе детей, дал каждому блюдце с акварельной краской – одному с красной, другому с синей, третьему с желтой – и предложил им закрасить черные участки пейзажа. Он внимательно наблюдал за тем, как дети развлекались, потом вдруг крикнул: «Стоп!»

Он взял картину, добавил не сколько деталей для завершения воображаемых форм, на которые намекали детские линии, и картина была готова.». (Дж. Дж. Хемертона, 1879).

 

Упражнение

 

ТЕМА: «ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ» (вторая и третья фаза творческого процесса).

ЦЕЛЬ: развитие образного мышления и творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

для работы гуашевыми красками: краски (гуашь 12 цветов), палитра, кисть щетинная № 4‑10, мастихин, пластиковый нож, тряпка, стакан с водой, бумага формата А 4, кнопки, мольберт, стул, табурет для красок.

Для работы карандашом: мольберт, кнопки, бумага (А3, А2), карандаш, ластик, нож для бумаги.

На подготовительном этапе : дети отрабатывают упражнения разными изобразительными материалами, выбирая для себя наиболее подходящий.

На первом этапе работы: педагог просит детей закрыть глаза и представить себе что‑то очень красивое или вспомнить какой‑нибудь запомнившийся сон, его краски, представить старинный ковер или луг с яркими цветами.

На втором этапе работы: «увиденное» изображают на листе бумаги с помощью красок. Как и при выполнении творческой работы, белая краска не выкладывается на палитру. Лист должен быть закрашен так, чтобы на нем не оставалось просветов белой бумаги. Работу можно выполнять в произвольной технике: широкими крупными мазками, мелкими экспрессивными, пятнами, пуантами. Также краски можно наносить мастихином, либо руками или тряпкой. В итоге интуитивной работы получается абстрактное изображение, состоящее из пятен различной тональности. (рис. 26.1, вкладка)

На третьем этапе работы дети представляют себе что обсуждаемая работа – это реалистическая картина с каким‑либо сюжетом. Следует решить, что на ней нарисовано. Сначала на нее смотрят вблизи, потом издали. Глядя издали, в первую очередь, обращают внимание на центр листа, который впоследствии станет центром композиции. Кто‑то может увидеть портрет, а кто‑то пейзаж, натюрморт или декоративную композицию. Как показывает опыт, версий может быть много. Если ничего увидеть так и не удалось, то следует продолжить интуитивную работу по поиску художественного образа и композиции, до тех пор, пока не появится возможность увидеть в абстрактной работе реалистическое изображение.

Основой для такой работы может служить не только белый холст, но и какая‑нибудь ранее написанная работа. В таком случаи работу можно «повертеть» и тоже на ней увидеть что‑нибудь новое. (рис. 26.2, вкладка)

На четвертом этапе работы начинается исполнительская фаза творческого процесса. Задачей является сделать изображение более четким, прописав отдельные детали или добавив их.

В результате может получиться портрет, натюрморт, композиция, изображения, понятные постороннему зрителю. Нередко получаются интересные работы за счет необычных колористических отношений. Это обусловлено раскрепощением, внутренней свободой от того, что цвет изначально не привязан к конкретному образу. (рис. 26.3, 26.4, вкладка)

На пятом этапе работы дети придумывают название своему произведению.

Выполнение этого задания следует повторять много раз, желательно в разных техниках.

От автора: «Как‑то раз я долго писала закат в горах и он у меня не получался. Я писала его, потом сдирала краску мастихином, потом снова писала. В конце концов, меня надоумили повернуть холст и я увидела удивительный морской тропический пейзаж, добавила буквально несколько штрихов и работа была готова. Так родилась моя первая интуитивная картина «Кубинский пейзаж»». (рис. 27, вкладка)

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!