Упражнение 3. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОЛОСКИ ЦЕЛЬ: формирование понятия «светлота»
ОБОРУДОВАНИЕ:
для работы гуашевыми красками: гуашь, палитра, кисть № 10, пластиковый нож, тряпка, стакан с водой, бумага формата А 4, кнопки, мольберт, стул, табурет для красок, плакат с изображением палитры, указка, карандаш, ластик.
для работы масляными красками: краски (набор масляных красок), палитра, кисть щетинная № 10, мастихин, пластиковый нож, тряпка, разбавитель масленка, грунтованный картон, мольберт, стул, табурет для красок.
На первом этапе работы на мольберт вертикально крепится лист бумаги формата А 4, на котором горизонтально рисуются полоски, произвольной ширины и на произвольном расстоянии друг от друга, заполняющие весь лист. Полоски делятся вертикальными линиями на прямоугольники. При работе масляными красками используется грунтованный картон.
Второй этап: работа начинается с первого левого прямоугольника верхней полоски. Его ровно закрашивают любой краской выложенной на палитре, за исключением черной и белой, например, красной. Затем в красную краску на палитре добавляется чуть‑чуть белил, которые с помощью кисти распределяются равномерно в замесе. Этим замесом закрашивается следующий прямоугольник. Для закрашивания второго прямоугольника в замес добавляется еще немного белой краски, для следующего – еще и так до тех пор, пока не закончится полоска. Последний прямоугольник должен получиться бледно розовым. Если чистая красная краска после замесов с белой на палитре закончилась, следует из банки выложить еще некоторое количество красной краски.
|
|
Третий этап работы: на следующей полоске первый левый прямоугольник также закрашивается красной краской. Для закрашивания соседнего прямоугольника в красную краску добавляется чуть‑чуть черной, для следующего добавляется еще немного черной и так далее, чтобы получить плавный переход от красного к черному. Последний прямоугольник должен получиться почти черным. Если черный прямоугольник получается раньше – уже к середине полоски, то это считается ошибкой, и задание необходимо переделать (рис. 12, вкладка).
Целостная гармоничная структура композиции как средство художественного самовыражения
Само слово «композиция» вызывало во мне внутреннюю вибрацию. Впоследствии я поставил себе целью моей жизни написать «композицию». В неясных мечтах неуловимыми обрывками рисовалось передо мною подчас что‑то неопределенное, временами пугавшее меня своей смелостью. (В.Кандинский).
Зарубежные исследователи – феноменологи не уделяют внимания обучению композиции как средству самовыражения. Однако, именно композиция, на наш взгляд, может являться наиболее подходящим средством для развития творческих способностей. Создание художественной композиции – всегда является творческим процессом. Без знания законов композиции невозможна исполнительская фаза творческого процесса.
|
|
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ярко и убедительно. Главное в композиции – создание целостного художественного образа. Можно выделить следующие условия, которые подтверждают целостность законченной композиции (Н.М. Сокольникова):
1. Ни одна часть не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2. Части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3. Ни один новый элемент не может быть привнесен в целое без ущерба для него.
В. Кандинский определял понятие «композиция» так: «композиция – это внутренне‑целесообразное подчинение
1. отдельных элементов и
2. общего строения (конструкции) в соответствии с идеей.
«Основная плоскость картины», то есть ее формат, считал В.Кандинский – это материальная поверхность, которая должна выражать содержание произведения. Он обозначал ее ОП. ОП ограничена двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и тем самым выделена из окружающей ее среды как самостоятельный объект.
|
|
«Верх» ОП – это «разряженность, чувство легкости, освобождения и в итоге – свободы». Из этих трех связанных друг с другом свойств каждое присоединяет звучание несколько другого оттенка.
В верхней части ОП, объекты кажутся более уда ленными друг от друга. Объекты удаляются друг от друга и теряют материальность. Плотность в верхней части картины должна быть сведена к минимуму.
«Низ» – это противоположность «верху»: «уплотнение, тяжесть, связанность».
Внизу картины объекты должны располагаться максимально плотно.
При построении композиции, Кандинский рассматривает понятия «право» и «лево».
«Здесь на первый план немедленно выступает во прос: какая сторона ОП должна считаться правой, а какая – левой? Правой стороной ОП должна быть, собственно, та, которая противостоит нашей левой стороне, и наоборот, – как это происходит с любым другим живым существом. Если бы это действительно было так, то мы легко перенесли бы на ОП наши человеческие качества, определив, таким образом, интересующие нас стороны ОП. У большинства людей правая сторона более развита и тем самым более свободна, а левая
|
|
– более скована и связана. У сторон ОП все прямо противоположно».
Левая сторона ОП должна быть более разряженной, чем правая.
Современные исследователи (Е.В. Шорохов, Н.М. Сокольникова и др.) также отмечают важную роль композиции в творческом самовыражении.
Выделяют следующие правила композиции: передача покоя, движения, правило золотого сечения (соотношение элементов композиции 1:3).
К средствам композиции относятся: формат, пространство, равновесие, композиционный центр, контраст, цвет, тон, декоративность, ритм, статику, симметрию и асимметрию и др.
С точки зрения феноменологического подхода обучение основам композиции необходимо, для того, чтобы человек смог увидеть сюжет во время «озарения» на своей интуитивно написанной картине.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!