Упражнения на овладение языком композиции



 

Обучение основным правилам построения композиции

 

Упражнение 1. ЧУДЕСНЫЙ ТАНЕЦ

ЦЕЛЬ: обучение передачи ритма и статики.

ОБОРУДОВАНИЕ: мольберт, кнопки, бумага (А3), карандаш, ластик, бумажная линейка (полоса твердой бумаги или картона), разноцветные треугольники из бумаги.

Ритм – это чередование элементов в определенной последовательности. Посредством ритма передается движение на плоскости.

Способы передачи движения:

Использование диагонального движения;

Наличие свободного пространства перед движущимся объектом;

Выбор наиболее выразительной стадии движения. Способы передача статики:

Отсутствие диагональных направлений движения;

Наличие спокойных поз объектов;

Наличие симметрии.

Для закрепления полученной информации с помощью треугольников из цветной бумаги предлагается создать на листах формата А3 ритмическую композиции. Целью такой работы является создать средствами композиции эффект необыкновенно радостного праздника (рис. 13).

 

Рис. 13. Танец

 

На первом этапе работы необходимо побывать на праздниках или танцевальных вечерах, сделать снимки или зарисовки. Следует обратить внимание на движения людей, движению цвета, научиться любоваться красотой движения цвета и света. После этого появиться возможность посмотреть на танец совсем другими глазами – глазами художника.

На втором этапе с помощью цветной бумаги и клея следует попробовать повторить увиденное. Вариантов может быть много, но с каждым разом работы будут становиться все интереснее, а само занятие будет все увлекательнее.

 

Упражнение 2. ВОЛШЕБНЫЕ БАБОЧКИ

ЦЕЛЬ: знакомство с понятиями симметрия и ассиметрия.

ОБОРУДОВАНИЕ: мольберт, кнопки, бумага (А5), карандаш, ластик, бумажная линейка (полоса твердой бумаги или картона), акварель, ножницы, шелковая занавеска голубого цвета, булавки.

В симметричной композиции левая и правая стороны уравновешены, а в асимметричной неуравновешенны.

На первом этапе работы во время прогулок или отдыха полезно находить взглядом симметричные предметы, мысленно проводить ось симметрия, как бы угадывая их конструкцию.

На втором этапе на одной половине листа бумаги акварелью рисуется половина бабочки. Пока краска не высохла, бумага складывается пополам краской во внутрь, обе половины листа прижимаются друг к другу и затем разворачиваются. В результате получается симметричная бабочка. Используя этот метод делают много бабочек разного размера.

На третьем этапе на стену или на окно вешается занавеска и на нее асимметрично прикалываются бабочки (рис. 14).

 

Рис. 14. Бабочки

 

Упражнение 3. НАЙДИ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

ЦЕЛЬ: обучение построению композиции.

ОБОРУДОВАНИЕ: мольберт, кнопки, бумага (А3), карандаш, ластик, бумажная линейка (полоса твердой бумаги или картона), цветная бумага, клей

Правилом золотого сечения пользуются для построения композиции и выделения композиционного центра. Согласно этому правилу пропорциональные соотношения сторон изображаемых объектов и формата произведения должны соотноситься 1 к 3.

Предлагается пять способов построения золотого сечения. Задание состоит в следующем: с помощью цветной бумаги и клея (вместо цветной бумаги можно использовать листы и глянцевых журналов, вырезая из них элементы композиции) построить абстрактную композицию.

Пример 1.

На первом этапе работы лист бумаги крепится горизонтально. Его нижней левый угол берется как точка 1, а правый как 2 (рис. 15.1).

На втором этапе с помощью бумажной линейки отрезок 1–2 делится пополам и в середине ставится точка 3 (рис. 15.2).

На третьем этапе отрезок 1–3 откладывается на ширина листа и ставится точка 4 (рис. 15.3).

На четвертом этапе точка 4 и точка 2 соединяются (рис. 15.4).

На пятом этапе на прямой 4–2 из точки 4 откладывается расстояние 1–3 и ставится точка 5 (рис. 15.5).

На шестом этапе отрезок 2–5 откладывается на прямой 2–1 из точки 2 и ставится точка 6. Эта точка делит прямую 1–2 по правилам золотого сечения (рис. 15.6).

 

Рис. 15. Золотое сечение. Схема 1

 

Пример 2.

Первый этап работы. Лист бумаги крепится горизонтально и рисуется квадрат, тем же способом как в упражнениях для постановки руки, только меньшего размера. Его нижние основание делится пополам и ставится точка 1, а его верхний угол берется как точка 2 (рис. 16.1).

На втором этапе расстояние 1–2 откладывается на линии продолжающей нижнее основание квадрата и ставится точка 3 (рис. 16.2).

На третьем этапе через точки 2 и 3 строится прямоугольник (рис. 16.3).

 

Рис. 16. Золотое сечение. Схема 2

 

Пример 3.

Первый и второй этапы работы. Рисуется квадрат, а потом прямоугольник (пример 2). Затем убираются все ранее нарисованные точки и ставится точка 1 так, как это показано на рисунке. Далее малая сторона маленького прямоугольника откладывается на его большой стороне и ставится точка 2 из которой проводится перпендикуляр и ставится точка 3, а также на перпендикуляре из точки 1 ставится точка 4 (рис. 17.1, 17.2).

На третьем и четвертом этапе сначала рисунок делается симметричным и ставится точка 5. Далее на прямой 1–4 из точки 4 откладывается малая сторона маленького прямоугольника и проводится перпендикуляр (рис. 17.3, 17.4).

 

Рис. 17. Золотое сечение. Схема 3

 

Пример 4.

Первый этап работы. Рисуется квадрат, а потом прямоугольник (пример 2). Потом убираются все ранее нарисованные точки и ставятся точки 1 и 2 так, как это показано на рисунке. Далее малая сторона маленького прямоугольника откладывается на его большой стороне и ставится точка 3, из которой проводится перпендикуляр через малый прямоугольник. В результате получается еще один меньший по размеру прямоугольник, малая сторона которого откладывается на его длинной стороне и ставится точка 4, из которой проводится перпендикуляр и ставится точка

5. Таким образом, прямоугольник оказывается разделенным на квадрат и маленький прямоугольник (рис. 18.1).

На втором этапе та же самая процедура проделывается с маленьким прямоугольником (рис. 18.2).

На третьем этапе в получившиеся квадраты вписывается четверть окружности с центрами окружностей в точках, указанных на рисунке (рис. 18.3).

 

Рис. 18. Золотое сечение. Схема 4

 

Пример 5.

Первый этап работы. Рисуется квадрат, а потом прямоугольник (пример 2). Потом убираются все ранее нарисованные точки и ставятся точки 1, 2 и 3 так, как это показано на рисунке (рис. 19.1).

На втором этапе расстояние 1–2 откладывается на прямой 1–3 из точки 3 и проводится перпендикуляр (рис. 19.2).

 

Рис. 19. Золотое сечение. Схема 5

 

Упражнение 4. ЦВЕТО‑ТОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!