Подготовка к интуитивному рисованию (первая фаза творческого процесса)



 

Для того, чтобы полностью погрузиться в такой сложный творческий процесс, как интуитивное рисование, даже опытному художнику необходимо выполнить ряд подготовительных заданий. Начинающему же художнику они помогут уверенно влиться в творческий процесс. Это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний, связанный с первыми пробами художественных материалов. Как показывает опыт, его лучше проводить в игровой форме, как с детьми, так и с взрослыми. Игровой стиль работы с красками помогает человеку почувствовать себя более раскованным в своих творческих поисках.

Обучение начинающих процессу творческого самовыражения посредством художественного материала осуществляется дифференцированно: упражнения по работе с красками, в графике, задания по поиску композиции. Количество таких занятий, определяется индивидуально, в зависимости от наличия тех или иных образовательных потребностей. Для одних это всего лишь два – три занятия по каждой теме, а для других эта фаза может продолжаться несколько недель, месяцев и более.

После игровых проб, для тех, кто выдержал испытание, предстоит переход к более серьезной деятельности – выбору художественного материала для второго этапа творческого процесса.

Для работы в графике и живописи наиболее эффективным считается прием «вибрато» (классификация В.В.Визер). Прием «вибрато» в живописи – это цветовое пятно с богатыми переливами – колебаниями: сине‑голубой, сине‑зеленый, темно сине‑сиреневый и т. д. Такие переливы – колебания, вибрация являются одним из ярких, впечатляющих качеств живописного произведения. Эти колебания цвета могут совершаться как по цветовому качеству (теплее – холоднее), так и по качеству силы яркости, тоновому (светлее – темнее). Таким образом, создается некое «дрожание» цвета в картине, дающее ощущение особой живости, реальности эмоционального образа.

Первым прием «вибрато» использовал в своем творчестве Дж. М.У.Тернер. Цветовые переходы, которые он создавал на своих полотнах, создают ощущение естественного солнечного освещения. Позднее этим приемом пользовались импрессионисты, которые, однако, не считали себя его последователями.

Цвет предмета, изображенного на картине, нарисованной в технике «вибрато», нельзя определить одним цветом, так же как и личность человека нельзя определить лишь одной чертой его характера. Поэтому произведения, выполненные в данной технике, являются наиболее точной проекцией внутреннего мира человека и дают ему наибольшие возможности для творческого самовыражения (рис. 4, вкладка).

В графике «вибрато» выражается полутонами.

 

Линия как способ творческого самовыражения

 

Еще в начале 20 века В.Кандинский сравнивал выразительность линии и ее направления с выразительностью цвета. Среди прямых он выделял три типа, по отношению к которым все прочие прямые – лишь отклонения.

1. Самая простая форма прямой – горизонталь соответствует линии или поверхности, на кото рой человек стоит или ходит. В своей работе «Точка и линия на плоскости» он описал горизонталь как холодную несущую основу, кото рая «может быть определена как кратчайшая форма неограниченной холодной возможности движения».

2. Относительно вертикали Кандинский отмечает, что она «полностью противоположна этой линии и внешне, и внутренне. В стоящей к ней под прямым углом вертикали, плоскостность за меняется высотой, а холод – теплом. Таким образом, согласно Кандинскому вертикаль является кратчайшей формой неограниченной теплой возможности движения».

Выделенный Кандинским третий вид прямой – диагональ схематичным образом под равным углом отклоняется от вертикали и горизонтали и поэтому является нейтральной.

Кроме того, Кандинский выделяет кривые и ломаные линии как средство художественной экспрессии.

М.Бетенски в своей книге «Что ты видишь?» отмечает, что настоящие исследования по проблеме эмоциональной значимости линии и формы начались в 1919–1920 годах под руководством Хелдж Лундхольм. Ее первая работа называется “Эмоциональная окраска линии: экспериментальные исследования”. Лундхольм впервые обратила внимание на эту проблему, изучая произведения изобразительного искусства. Ее заинтересовало положение о “меланхолических”, или “спокойных” линиях и “неистовых” линиях в картинах. Она впервые указала проблемы исследования. Первой проблемой стали первичные и вторичные качества линии: «присуща ли ощущаемая характеристика линии самой линии или привносится в художественную работу «хорошо подкованным субъектом»?». Впоследствии выделилась и другая проблема: одинаково ли восприятие эмоциональности линии разными субъектами?

В процессе проведенных экспериментов удалось установить, что линии можно классифицировать по типу и что линии обладают направленностью. Эксперименты были продолжены другими исследователями в период между 1920‑ми и 1970‑ми годами (Питерс и Мерифилд, 1958; Гиппус, 1959; Вернер и Каплан, 1963; Крайтлер и Крайтлер 1972).

Проводились исследования, направленные на изучение общего в понимании смыслов различных линий и форм. (Поффенбергер и Барроуз, 1924; Краус, 1930; Холл и Олдфилд, 1950; Холл, 1951; Ширер и Лионс, 1957; Макмюррей, 1958.

М. Бетенски в своей работе указывает, что из упомянутых исследований были сделаны следующие выводы:

1) благодаря разнообразным характеристикам линии обладают свойством экспрессивности

2) линии или образуемые ими формы несут смысловую нагрузку, могут вызывать смысловые ассоциации;

3) смыслы личностно и/или культурно закреплены;

4) художники и наблюдатели приходят к согласию о смыслах одних и тех же линий, различается лишь степень согласия».

Все выше сказанное указывает на то, что линия является одним из наиболее эффективных средств художественного самовыражения.

В дальнейшем в1970‑е и ранние 80‑е годы на смену изучению чистых линий пришло изучение взаимодействующих компонентов художественной работы, в том числе и линий с их свойствами. Исследователи пришли к выводу, что линия способна как передавать, так и создавать настроение человека.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!