Метод интуитивного рисования и его применение



 

Этот метод разработал еще в начала 19 века член британской Королевской академии художеств Дж. М.У.Тернер, в процессе своих творческих поисков. Опираясь на теорию цвета И.В. Гете, он впоследствии отошел от академических канонов, пытаясь передать в своих произведениях явления, которые нельзя выразить словами – человеческие чувства. Он использовал технику, изобретенную Дж. Р. Козен‑сом (британский акварелист, 1752–1797), заключающуюся в передаче основных пейзажных форм с помощью точек и широких полос – «пятен» с более поздней доработкой деталей. Однако Тернер использовал этот метод, не подчиняя живописные средства первоначальному замыслу, а создавая абстрактные эффекты живописного фона. Потом глядя на начатое полотно, он научился, сопостовляя живописные эффекты и реальные наблюдения, видеть конечный результат работы. Использование этого метода позволило ему создать свой собственный оригинальный стиль рисования (рис. 2).

Художник не любил, когда наблюдали за процессом его работы. Среди его современников ходила масса историй, говорили даже, что для написания некоторых своих картин он вначале просил детей испачкать руки краской, а потом хаотично прикладывать их к холстам. Затем он прорисовывал конкретные, увиденные в получившемся абстрактном произведении образы.

В 20 веке интуитивное рисование, благодаря разработкам отечественных и зарубежных ученых, стало частью методологии феноменологического направления в арттерапии и приобретает все большую популярность в настоящее время среди людей с ограниченными возможностями (Э.Гуссерль,

Русский философ начала прошлого века Лев Шестов, известный своей трактовкой идей Ницше и Достоевского, стал впоследствии предтечей экзистенциализма, в своих трудах призывал к использованию интуиции как в научном, так и в художественном творчестве для нахождения принципиально новых решений. Он считал, что «привычка к логическому мышлению убивает фантазию. Человек убеждается, что есть только один путь к истине – через логику и свернуть с него – значит идти наверника к нелепости. Вне логики все – заблуждение, которое становится тем более роковым, чем ближе мы подходим к последним вопросам бытия. Здесь Ариаднин клубок логики уже давно размотался, но нить крепко держит человека, не пуская его вперед. Он начинает топтаться на одном месте, нимало не подозревая, что попал в такое глупое положение благодаря принятым им излишним мерам предосторожности……»

Впоследствии огромный вклад в развитие экзистенциализма внесли философия жизни и феноменология Э.Гуссерля. Эти взгляды, стремящиеся постигнуть бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта, расходились с традицией рационалистической философии и науки, которая трактует опосредованность, как основной принцип мышления. При этом, в качестве изначального и подлинного бытия выделяется само переживание, которое понимается как переживание субъектом своего «бытия‑в‑мире». Из этого следует, что человек способен сознательно и активно воспринимать себя и других, изменять что‑то в себе, а не пассивно нести свою ношу; изменять что‑то в мире, а не только приспосабливаться к нему. Согласно феноменолизму, арттерапия конструирует внутренний мир переживаний, безопасных рисков разрешимых проблем, предлагая сначала рисовать картины или лепить из глины, а затем проецировать это на повседневную жизнь. Работая со средствами художественной экспрессии, в том числе цветом, познавая их природу и способ применения, человек находит решение проблем, сталкивается с необходимостью выбора, собственными руками привносит новое в бытие.

Феноменологический подход предполагает обучение различным художественным техникам. Поэтому на наш взгляд, является наиболее приемлемым в работе с детьми, так как обеспечивает возможность более полного самовыражения. Методы обучения при феноменологическом подходе направлены на формирование целостного восприятия окружающей действительности.

Терапия средствами искусства – арттерапия – применительно к специальному образованию является синтезом нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психокоррекционной практике арттерапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно – творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (И. Ю. Левченко). Основными методами арттерапевтического воздействия являются коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство. В этом заключается его принципиальное отличие от традиционных схем взаимодействия “врач‑пациент”, “учитель‑ученик”.

Метод может, в частности, использоваться в работе с людьми с значительной потерей зрения (слабовидящими). Член союза художников «Гомер», инвалид первой группы по зрению Сергей Царапкин писал: – «…зрения моего хватало только, чтобы распознать из первичного хаоса формы и образы». Затем он их дорабатывал, превращая в законченные произведения искусства, получившие международное признание (рис. 3, вкладка).

Нами была разработана и апробирована методика по‑фазного развития творческих способностей с помощью интуитивного рисования (клуб реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Диапазон», РООИ «Пилигрим» и НОУ центр «ЮССТ» (2001–2004 г.г.)), которая может быть использована как самостоятельно, так и в комплексе с другими арттерапевтическими методиками. По сравнению с более ранним опытом, новым является то, что работа осуществлялась в соответствии с описанными выше фазами творческого процесса. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Работа с детьми с проблемами в развитии также должна быть направлена на формирование положительного мотивационно‑потребностного компонента, через интерес к творческой деятельности; обогащение эмоционального и художественного опыта детей; совершенствование восприятия и развитие образного видения; овладение в доступной форме элементами техники и способами творческого действия. В каждом продуктивном виде деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть все дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.

Овладевая содержанием художественной деятельности, дети учатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью, в том числе и художественной, в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Первый этап (пусковая фаза): «первый инсайт» и «насыщение» – включает свободную активность и подготовку к творческому процессу. Перед непосредственным переходом к выполнению творческих упражнений необходимо выполнить ряд подготовительных заданий, способствующих развитию творческих способностей. На этом этапе дети осваивают изобразительные техники и знакомятся с основами композиции, репетируя другие фазы. Педагог помогает ребенку выбрать наиболее подходящую на данном этапе технику. Деятельность педагога направлена на организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, относящихся к художественной деятельности. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей. На занятиях педагог сообщает детям новую информацию и вовлекает их в ход своих рассуждений, в самостоятельное “добывание” знаний, создание ситуации “открытия”, оречевление своих действий. Таким образом, дети обучаются рисованию карандашом, экспериментируют с линией, красками и учатся построению композиции.

Второй этап (поисковая фаза): На этом этапе начинается создание художественного произведения. Руководство педагога деятельностью детей должно быть направлено на развитие ее содержания и на развитие у детей самостоятельности мышления. Педагог принимает активное участие в деятельности детей, поощряет их творческие поиски. Его задача заключается в том, чтобы организовать взаимодействие детей на основе активного участия каждого ребенка в деятельности.

Третий этап (исполнительская фаза): Завершение работы над произведением, заключается в его более тщательной доработке.

Как показывает опыт работы у лиц, которые регулярно занимались интуитивным рисованием, появилась самостоятельность в творческих поисках – им понадобилась меньшая помощь педагога при выполнении тематических заданий, по сравнению с теми, кто в процессе обучения не использовал этот метод.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!