ЦЕЛЬ: обучение передаче тональных отношений.



ОБОРУДОВАНИЕ: папка для бумаги или блокнот, бумага (А3, А2), карандаш, маркер, уголь, сангина, сепия, ластик, канцелярский нож.

Игра светотенью – один из основных художественных эффектов. Эффект состоит в представлении некой информации в виде участков света, тени и полутени, достаточной для «включения» процесса создания образов у зрителей. Для создания данного эффекта, художник должен предоставить достаточное количество информации для включения процесса воображения у зрителей. Для этого помимо умения линейно передавать художественный образ, необходим также навык его тональной передачи.

На первом этапе работы следует посмотреть в книгах и методических пособиях примеры тональных набросков, сделать копии. Эффект пятна создается посредством плотного расположения карандашных штрихов, либо растиранием с помощью пальца карандаша или мягкого материала (угля, сангины и т. д.).

На втором этапе выполняются тональные наброски с натуры. На этот раз, глядя на объект изображения, следует мысленно разложить его по пятнам: темное, среднее и светлое и попробовать точно их повторить. Сначала изображения возможно будут получаться абстрактными. Но постепенно становится заметным, как из абстрактных пятен будет рождаться вполне конкретный образ. Это похоже на чудо. Выполняя это задание, уже можно в полной мере ощутить все волшебство интуитивного рисования.

Следует уделять выполнению набросков достаточное количество времени так, как от владения этой техникой будет во многом зависеть успех или не успех интуитивных творческих экспериментов. (рис. 7).

 

Рис. 7а. Борис Архипов. Наброски

 

Рис. 7б. Борис Архипов. Наброски

 

Цвет как средство выражения внутренних переживаний

 

Многие на собственном опыте знают, что цвет может возбуждать, раздражать, восхищать, озадачивать и умиротворять; может навевать давно забытые переживания и восстанавливать в памяти события, а также создавать в воображении человека какие – либо новые комбинации. (В.В.Визер).

В начале 19 века поэтом и ученым И.В.Гете в работе «Теория цвета» была предпринята попытка описания феноменов цвета и света с учетом физических, психологических и эстетических аспектов их взаимодействия. Им была предложена первая модель цветового круга, которая впоследствии разрабатывалась другими учеными.

В соответствии с цветовым кругом Кандинского исходная группа цветов – три первичных или основных цвета: желтый, синий и красный. Также он выделяет группу смешанных цветов: оранжевый, зеленый и фиолетовый. На противоположных сторонах цветового круга расположены белый и черный – осветляющий и затемняющий факторы для остальных цветов.

Кандинский выделял другие способы группировки цвета: по темноте и светлоте или по теплоте и холоду: тепло‑светлые, тепло‑темные, холодно‑светлые и холодно‑темные цвета.

Проблема восприятия цвета была впервые отражена в научном исследовании в начале 20 века в теории трех основных цветов Юнга‑Гельмгольца, а также в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия.

Идею о существование «эмпирически обоснованных взаимоотношений между цветом и эмоцией» первым выдвинул Роршах (1942, 1951). Шахтель (1943) считал, что существует «активирующий механизм», который влияет одновременно на восприятие цвета и возникновение эмоции; Векснер (1954) полагал, что определенные цвета соответствуют определенным эмоциям; Крэйн и Леви получили результаты о «связи цвета с кластерами или паттернами эмоций, в которых могут содержаться контрастные эмоции».

Теоретические основы взаимосвязи “цвет‑эмоция” были предложены Арнхеймом в его структурной гештальт‑теории визуализации символической экспрессии.

М.Люшер выявил диагностическое значение цветовых выборок.

В современной науке существуют два диаметрально противоположных подхода к проблеме воздействия цвета на психику человека.

Г.Е.Бреслав, опираясь на мнение многих отечественных и зарубежных авторов, утверждает, что в природе нет цвета, так как цвет – «одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по‑разному ощущает потоки света с разными психологическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что попадающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза». Таким образом, цвет, по мнению Г.Е.Бреслава, – «это ощущения, возникающие в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавшей в сетчатку его глаза».

П.В.Яньшин, в своей книге «Эмоциональный цвет» демонстрирует сложность и многомерность феномена цветовосприятия, говоря о несводимости его к теории электромагнитных колебаний. Его исследования показали, что цвет взаимодействует не только со зрением, но и организмом человека как целым.

М.Бетенски в своем исследовании также отмечает, что некоторые люди «интуитивно и глубоко чувствуют цвет. У них есть сознательная потребность в конкретных цветах, соответствующих определенным эмоциональным состояниям».

По ее мнению, «недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Человека необходимо научить эти сочетания улавливать, определять ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых тонов от сочетания холодных» это даст ему дополнительную возможность для самовыражения.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!