ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА



По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. (45; 28) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т.е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ

По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное (речевое) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА (по ПЛУТАРХУ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:

«Горное эхо», «Разговор в лесу», «Иностранец».

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и «вторичное конспектирование».

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ

Изложены следующие советы:

Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно. Выучить начало и конец лекции. Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ «НЕ» (о поведении на уроках), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Основные положения главы:

Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо. Нужно помнить, что молчание может быть различным. Начало всякого познания в удивлении (что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:

Активное введение риторического вопроса. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика. В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:

запланированная неожиданность, нестандартность ситуации постановки проблемы, умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление «+» и «-». Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 788; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!