Риторический аспект создания устных и письменных



Высказываний

 

Теоретическая часть.

1. Риторический канон – путь от замысла к слову.

2. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать).

3. Диспозиция (расположение содержания высказывания).

Материалы для подготовки к занятию.

В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

Оратория рассматривала вопросы подготовки к произнесению речи и собственно выступление. Поговорим сначала о подготовке к выступлению, которая может быть разбита на три этапа.

На первом этапе создается текст. Этот этап связан с определением цели выступления и вида речи, со сбором материала, с составлением плана и разработкой композиции, с оформлением мысли в слове, с украшением речи. При создании текста проявляются общая культура оратора, глубина знаний, оригинальность мышления, языковое мастерство. Включая период создания текста в процесс подготовки к выступлению, мы учитываем, прежде всего, то, что никакое выступление не бывает безадресным. Предполагая донести информацию до других людей, мы ориентируемся на тех, кому она необходима, полезна, интересна. Другими словами, подготовка к выступлению начинается задолго до того, как мы выходим к аудитории, с момента возникновения потребности в нашем выступлении. Значение имеет и цель выступления, поскольку от этого будет зависеть вид речи.

Можно выделить три основные цели и соответственно три основных вида речей: информирующая, аргументирующая и эпидейктическая (хвалебная или порицающая). Аргументирующая речь, в свою очередь, может быть убеждающей и агитирующей. Рассмотрим подробнее эти виды речей.

Информирующая речь

1. Цель речи – сообщение сведений, информирование аудитории.

2. Задача речи – обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение. Задача введения - завладеть вниманием слушателей. Уместны следующие приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.

Основная часть. Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов – минимум. Основа – нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Аргументирующая речь

1. Если цель речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Введение. Задача введения – расположить к себе слушателей. Здесь уместно использовать следующие приемы: афоризм, цитата, шутка; а также демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п. Необходима и формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение. Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

Эпидейктическая речь

1. Цель речи – хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.

2. Задача речи - воодушевление, сплочение аудитории.

3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т.д.). Адресация человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.

4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что более всего ценится у данной аудитории), закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т.п.).

5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение. В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т.п.

Основная часть. Описание - характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.

Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т.д.

6. Выражение мыслей в речи.

Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность.

Таким образом, первый этап подготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.

Второй этап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaта-ловым), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т.п.

Завершается второй этап подготовки к выступлению репетицией. Репетиция нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних воздействий, улучшить контроль над эмоциями. Хронометраж, проводимый в момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней и раскованней будет чувствовать себя оратор в аудитории, тем легче ему будет донести свою мысль до слушателей, выполнить коммуникативную задачу. Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного жеста, интонации, ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.

Третий этап подготовки – время непосредственно перед выступлением. На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от ряда качеств оратора, в первую очередь от волевых. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с вниманием. Внимание – это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.

В подготовке к выступлению следует отметить еще один важный момент, связанный с памятью как особым психическим феноменом. Чтение по бумажке заранее подготовленного текста допускается в таких ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст, или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения. Мнемонические приёмы, то есть приёмы, облегчающие запоминание, использовали ещё античные ораторы. На протяжении веков мнемоническая техника совершенствовалась. Сегодня широко известны такие способы, как способ смысловых ассоциаций; метод мест, при котором мысленно размещаешь объекты запоминания в различных знакомых местах: расставляешь слова в подъездах домов знакомой улицы, а потом, как бы гуляя по улице, «собираешь» их в определённой последовательности и т.п.

Основные законы психической деятельности, имеющие непосредственное отношение к памяти, таковы. Чувственно-эмоциональная сфера является базой «психокосмоса» человека. То, что окрашено эмоционально, запоминается гораздо лучше. Легче запомнить не слово, а образ, вызываемый этим словом.

Важнейшим принципом работы сознания является принцип новизны. Привлечение внимания к новому и ответное проявление интереса приводит к возникновению в мозге очага активности, обусловленного эмоциональным фоном. Если информация нова, интересна, значит, она подавляет другую информацию. Исходя из психофизиологических возможностей мозга, можно сказать, что для запоминания важны количество материала, длительность и многократность его предъявления, а также его организация и целостность картины. Умение создать организованную композицию запоминаемого материала – гарантия успеха. В книге «Память хорошая, память плохая» Р. Ю. Ильючонок пишет: «Очень существен для запоминания характер заучиваемого материала: его сходство и разнородность. Число необходимых повторений возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Если среди большого числа однородных элементов поместить несколько разнородных, то они слабее забываются». Применительно к речи Р. Ю. Ильючонок сообщает следующие факты, характеризующие нашу кратковременную память: «Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания». Это материал и к нашему следующему вопросу – произнесению речи.

Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.

Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения.

Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

В инвенции описываются риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений, например, такие, как:

1) силлогизм (две явно выраженные посылки, один вывод):

2) «Всё, что развивает ум, полезно изучать. Математика развивает ум. Следовательно, математику полезно изучать»;

3) энтимема (вид силлогизма, в котором одна посылка остается неявной, «в уме»): «Математику полезно изучать хотя бы потому, что она развивает ум»;

4) эпихейрема (развернутый силлогизм): «Полезно изучать всё, что развивает наш ум, делает его более гибким. Всякий согласится, что изучение математики - прекрасный способ развития ума, что изучать математику полезно и необходимо»;

5) дилемма (разновидность силлогизма, в котором есть две противоположные посылки): «Выполнить требование начальника - пойти против своих убеждений, не выполнить - вызвать его гнев»;

6) сорит (цепочка связанных положений, при развитии которых следующее положение вытекает из предыдущего): «Учение помогает нам развивать ум. Развитый ум помогает правильно решать трудные проблемы в нашей жизни. Правильное решение жизненных проблем содействует нашему счастью и благополучию. Следовательно, учение содействует нашему счастью и благополучию».

Третья часть инвенции - наука о страстях (патетика), она учит оратора, как вызывать у аудитории необходимые эмоции и чувства. При этом рекомендуется осторожное обращение с патетикой, высмеивается злоупотребление страстями.

Общие правила инвенции требуют гармонии нравов, аргументов и страстей. Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «емком» виде, например, в пословицах и поговорках: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если проанализировать народную мудрость пословиц, то можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).

Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

Риторический текст, по выражению Ю. М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

Слово «текст» происходит от латинского слова textum – ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст.

В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи.  Н. Н. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция»  (М., 1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

ü идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

ü конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

ü структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

ü композиционный, от введения до заключения;

ü стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того, отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении – концовку.

Способы развёртывания основной части могут быть различными. Так, Н. Н. Кохтев называет следующие способы:

ü транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

ü экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается. В конце речи оратор возвращается к основной идее;

ü параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

ü интегральный, или смешанный (с. 65).

Содержательную структуру текста (его основной части) А. Н. Васильева (Основы культуры речи. – М., 1990) описывает иначе – в соответствии с функциональным стилем языка – и выделяет такие структуры:

1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста. Все это, вместе с необычной структурой текста, создает у читающего или слушающего иллюзию, как будто текст рождается буквально на глазах.

3. структуру свободного образно-ассоциативного типа. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства.

Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится к его письменным формам, но может быть применима и к текстам монологической устной речи.

Приведенные композиционные схемы весьма абстрактны и не учитывают того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и рассуждении.

Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания предметов и явлений оратор прибегает к использованию различных топов: «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного материала. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей. Они имеют следующие названия: экспозиция (подготовка к рассказу), завязка (начало), развитие действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

1) начало (приступ, то есть объявление темы);

2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

3) причина (на основе нескольких топов «причина» и «следствие»);

4) противное (используется топ «противопоставление»);

5) подобие (тема подтверждается с помощью топа «сравнение»);

6) пример;

7) свидетельство;

8) заключение.

Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А. К. Михальской «Основы риторики» на стр. 220 – 223.

Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти функционально - смысловые виды взаимодействуют в структуре целостного текста, но их объединение, переходы от одного вида к другому, требуют определённого мастерства.

Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста. Риторический текст создаётся в несколько этапов:

1) подготовительный. На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;

4) этап «самоэкспертизы»;

5) заключительный этап, где уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

Трудности создания первичного текста могут быть связаны:

· с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла;

· с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала;

· с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности;

· со словесным выражением («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Следует указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

6. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.

 

 

Практикум

 

1. Поработайте с приведенными выше материалами по теме занятия и ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы сущность и строение классического риторического канона?

2. Что такое инвенция, каково ее строение, чему она учила?

3. Где древние советовали искать материал для речей?

4. Чем риторические аргументы отличаются от логических аргументов?

5. Что из классической риторики не устарело и сегодня?

6. Каковы специфические свойства риторической речи?

7. Каковы структурные составляющие риторической речи?

8. Какие части можно выделить в композиции речи?

9. Какие способы развёртывания основной части ораторской речи вы знаете?

10. Какие функционально - смысловые виды текста обычно выделяют? В чем их специфика?

11. На какие этапы делится создание текста и какую работу проводят на каждом этапе?

12. Каковы трудности в создании текста, и какие недостатки его создания следует устранять на втором этапе?

13. Каковы критерии оценки текста?

2. Используя «риторический канон» создайте текст лекции (по любой теме). Продемонстрируйте его основные части в аудитории.

 

Литература

 

1. Кохтев Н. Н. Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. [Текст] – М., 1994.

2. Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. [Текст]. – М., 1996.

3. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 2-4.

4. Ханц Леммерман Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. [Текст] Пер. с нем.-М.: «Интерэксперт», 1998.-256 с.

 

Практическое занятие 3.5.

Выступление

 

Теоретическая часть.

1. Элокуция (выражение, обличение мысли в слова).

2. Запоминание и произнесение созданного текста.

3. Фигуры речи.

4. Способы воздействия на аудиторию.

 

Материалы для подготовки к занятию

Элокуция. Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы.

Прежде всего, следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

Троп (греч. Tropos – поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figura – образ, вид) – форма речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. В классической риторике принято деление на тропы и фигуры (фигуры мысли и фигуры речи или слова). Существуют разные культурные традиции выделения и описания изобразительно-выразительных средств языка, к настоящему времени единой общепринятой классификации нет. Большинство русских риторик ХУ111-Х1Х вв. строило свою классификацию на французской традиции.

Фигуры мысли. Фигуры мысли отличаются от фигур слова тем, что не меняются от пересказа своими словами. Они представляют собой способ концентрации смысла высказывания, выделения смысловых центров речи, уточнения позиции оратора, формирования определенных мнений и чувств у слушателей, установление эмоционального контакта с аудиторией и т.п.

И в античности, и в более поздние времена предпринимались различные попытки классифицировать фигуры мысли по разным основаниям. Например, Н. Ф. Кошанский в «Частной риторике» 1829 г. делил фигуры мысли на три вида: убеждающие разум, действующие на воображение, пленяющие сердце.

М. Л. Гаспаров отмечает, что в античной традиции фигуры мысли делились: на уточняющие позицию оратора, смысл предмета, отношение к предмету и устанавливающие контакт со слушателями. (Литературный энциклопедический словарь)

В современных пособиях по риторике делаются попытки уточнить старые классификации, дать новые. Поскольку единства в этом вопросе нет, просто назовём наиболее употребительные сегодня фигуры мысли коммуникативного типа, которые способствуют диалогизации речи и вовлечению аудитории в процесс совместного осмысления информации, усиливают её коммуникативную сторону и делают общение более эффективным.

1. Одобрение адресата: «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моему подзащитному» (из судебной речи); «Материал, который мы рассмотрим сегодня на лекции, довольно труден, но, я думаю, вы с ним справитесь».

2. Уступка, допущение (соглашаемся на противное, но для того, чтобы подтвердить своё мнение): «Ну, хорошо, пусть Владимир взял Сашу за руку. Разве это давало последнему право обрушить на голову Владимира сокрушительный удар, валить его на пол?» (из судебной peчи).

3. Признание своих ошибок: «Товарищи судьи! Я должен покаяться - слишком много мы, стороны, вносили горячности в допрос подсудимого и потерпевшей» (из судебной речи).

4. Умаление своих достоинств: «Если я в какой-то мере, судьи, обладаю природным даром слова (его незначительность я признаю) или навыком в произнесении речей…то Авл Лициний более, чем кто-нибудь другой, должен, можно сказать, с полным правом требовать от меня плодов всего этого» (Цицерон. Речь в защиту поэта Авла Лициния «Архия»).

5. Предупреждение (возражаем сами себе, предупреждая возможное возражение слушателей, и опровергаем это возражение): «Судебная хроника - хорошее средство для расширения гласности правосудия, но она не должна вмешиваться в работу следователя. Возможно, мне возразят, что следователь не связан мнением собраний и позицией корреспондента. Да, конечно, один не связан, а другой возьмёт и поддастся искушению» (из судебной речи.).

6. Поправка (мысль, сказанную как будто нечаянно, заменяем другой, более сильной и точной): «Курение вредит нашему здоровью... нет, лучше сказать, разрушает наше здоровье».

7. Риторический вопрос. Существует два типа таких вопросов:

· вопрос к предмету речи или к самому себе, обычно не один, а несколько, как, например, в речи Цицерона: «Доколе же ты, Катилина, будешь испытывать терпение наше? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Первая речь против Луция Сергия Катилины);

· вопрос, по существу являющийся ответом: «Кто из нас не знает, что курить вредно?».

8. Вопросно-ответное единство: «Что мы можем прибавить к сказанному? Да ничего».

9. Риторическое обращение (обращение к предмету речи). Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» Гаев обращается к шкафу: «Многоуважаемый шкаф!». Сегодня оно часто заменяется косвенным обращением: «Если бы древний грек смог услышать характеристики, которые ему дают современные учёные, он бы сильно удивился».

10. Риторическое восклицание: «Что за порядки у вас!».

Фигуры слова (речи). Эти фигуры строятся на основе сокращения, добавления, повтора, перестановки и замещения элементов. Наиболее известные из них следующие:

умолчание – стилистическая фигура, состоящая в экспрессивно-эмоциональном обрыве высказывания, предполагающая возможность для слушателей догадаться, что именно осталось невысказанным: «Как говорится, любишь кататься...»;

эллипс, эллипсис – пропуск слова с экспрессивно-эмоциональной целью: «Как мы иногда доверчивы: взяли все свои сбережения – и в МММ!»;

асиндетон – бессоюзие: «Пришёл, увидел, победил!»;

полисиндетон – многосоюзие: «И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды...» (И.А.Бунин);

плеоназм – фигура, состоящая в накоплении синонимических выражений, стилистическая избыточность: «Надо докончить, завершить, выполнить, наконец, начатое дело»;

повтор – фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности. Существует много различных видов повторов, имеющих специальное название. Большинство из этих видов дошло до нас из классической древности. Повтор – это способ фокусировки речи, который служит уточнению, добавлению, ограничению, детализации смысла.

Может повторяться одно и то же слово в одной и той же форме («Учиться, учиться и учиться»), одно и то же слово в разных формах («В городах начинается роскошь, от роскоши происходит корыстолюбие»).

Очень выразительна анафора – повторение начальных частей фразы (слова, словосочетания, предложения), двух или более, относительно самостоятельных отрезков речи: «Именно эти слова глубоко оскорбили Сергея, именно эти слова возмутили его» (из судебной речи).

Повтор может завершать текст. Такая фигура называется эпифорой: «Кто может сказать, почему я родился в России? Почему именно в России?» А вот эпанафора – повтор на стыке частей предложения или предложений: «Я не хочу об этом говорить. Говорить об этом совершенно ни к чему».

Экспрессию и напряжение в речи создаёт повтор в парцеллированных конструкциях, ещё лучше цепочка парцеллятов (при парцелляции части единого предложения выделяются как самостоятельные, в устной речи – интонацией, на письме - знаками препинания): «Мы проиграли, потому что удача отвернулась» - «Нет, никогда ещё не был я так далек от цели. Никогда. Потому что удача отвернулась. Да, удача».

Одна из распространенных форм повтора – градация. Восходящая градация состоит в таком расположении частей высказывания, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, чем предыдущая, каждое следующее слово обозначает всё большее по объёму понятие: «День ото дня я люблю её всё сильнее, всё горячее, всё безумнее». А вот пример нисходящей градации: «Жизнь становилась всё хуже, всё скучней, всё безотрадней».

Разновидностью повтора является синтаксический параллелизм, то есть повторение в однотипных синтаксических позициях однотипных синтаксических единиц с разным лексическим наполнением: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?».

хиазм, или перекрестье: «Здесь человек находит подходящую для себя среду, а среда подходящего для себя человека», или «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»;

инверсия – нарушение обычного порядка слов: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;

антитеза, или противопоставление: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный»;

плока – употребление одного слова в разных значениях или слов-омонимов: «С такой мукой просто мука».

Парономазия – сближение в речи паронимов (слов близких по форме, но разных по значению): «Беда, если в одном человеке сойдутся и невежа, и невежда».

Тропы. Королевой тропов по праву считают метафору. Метафора – это употребление слова, обозначающего какой-либо предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного в чём-либо с первым. В метафоре осуществляется перенос по сходству. Предметы могут походить друг на друга формой, функцией, цветом, производимым впечатлением и т.п.: нос человека – нос корабля, быстрый бег – быстрый ум, дворник подметает улицу - дворники очищают стекло автомобиля. Метафора, ставшая фактом языка, воспроизводима, её образность не воспринимается говорящим как нечто особенное, наша речь полна «стёртых» метафор (солнце село, дождь идёт, хвост поезда). Выразительной речь делают «оживлённые», обыгранные привычные метафоры и новые, созданные в индивидуальной поэтической или ораторской речи. Эти метафоры нередко подхватываются, их начинают активно употреблять. Так, современное парламентское красноречие часто содержит такие выражения как «вирус суверенитетов», «синдром забастовок», «паралич власти», «инфляционная мина», «под огнём критики» и т.п.

Метафоричность свойственна разным видам красноречия. Например, судебной речи: «Яд, которым отравляет рецидивист психологию молодёжи, чрезвычайно опасен».

Разновидностью метафоры является олицетворение – перенос свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы. Приём олицетворения широко распространён в устном народном творчестве и в лирической поэзии, реже используется в ораторской речи: «Наше общество постепенно выздоравливает от аллергии к рынку» (из речи депутата).

Другим не менее значимым тропом является метонимия, то есть употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, «по соседству» (по местоположению, по времени, по причинно-следственным отношениям и т.п.): «Лондон представил альтернативный проект договора».

Разновидность метонимии – синекдоха, перенос, в основе которого лежит соотношение части и целого. Например: «Пуще всего береги копейку», или «Не тот нынче студент пошёл, не тот».

Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики: «Продовольственная программа была успешно выполнена, и мы стали слегка голодать».

Гипербола, или преувеличение, представляет собой перенос значения по количественному признаку. В повседневной речи мы прибегаем к гиперболам, сами того не зная: « Я так устала, ну просто с ног падаю». Гиперболы нередки в прозе и в поэзии, а в ораторской речи чаще встречаются в торжественных речах: «Москва - лучший город земли!»

Противоположна гиперболе литота – преуменьшение (вспомните персонажа сказки мальчика-с-пальчика).

Укажем ещё на некоторые средства словесной выразительности, статус которых по отношению к тропам ещё не определён - на эпитет и перифраз.

Эпитет - красочное, яркое, образное определение предмета: (чаще всего выраженное прилагательным) «бархатные глаза, живой след, янтарное вино» и т. п.). Вместе с тем основные признаки эпитета – не столько переносное (метафорическое) значение, сколько направленность на изображение предмета, показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков: «Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья – буйные и безвольные гуляки» (из речи Н. Ф. Плевако).

Перифраз, перифраза – троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

Разновидностью перифраза является эвфемизм – слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

В основе тропов лежит сравнение, являясь их предпосылкой, однако сравнение – это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «А как речь-то говорит, точно реченька журчит», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу».

Прекрасным ораторским средством является развёрнутое сравнение, позволяющее нарисовать яркую картину. Примером может служить описание салона А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Марк Туллий Цицерон говорил, что наилучший оратор тот, который своим словом и учит слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Классические риторики определяли красноречие как дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Произнесение речи, таким образом, требует от оратора (учителя) прежде всего психологических умений, то есть умения одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, умения поддерживать определенный эмоциональный настрой (как у самого оратора, так и аудитории), умения чувствовать время, не затягивать выступление, умения гасить негативные эмоции и т.п.

В обобщенном виде психологические умения оратора можно свести к следующим умениям:

ü управление собственным поведением;

ü учет особенностей конкретной аудитории (уровень готовности к восприятию материала, интерес к излагаемой проблеме и т.д.);

ü выбор вида общения;

ü сочетание эмоциональных и рациональных факторов воздействия на аудиторию и их варьирование в зависимости от особенностей аудитории;

ü организация внимания слушателей;

ü использование наряду с убеждением механизма внушения.

Большая роль в организации общения принадлежит первому впечатлению, поэтому следует продумать и первую фразу, и интонацию первой фразы, и выбор приветствия, и степень громкости голоса, и мимику, и жест, и костюм, и прическу.

Психологический настрой перед началом речи поможет также преодолеть возможный страх, связанный с публичным выступлением. Откуда берется этот страх? В книге «Искусство делового общения» известный американский специалист по риторике Фрэнк Снелл объясняет это рядом обстоятельств, с его точкой зрения можно согласиться.

Во-первых, участвуя в обычном разговоре, вы знаете, что в любую минуту вы можете отказаться от продолжения разговора, если он вас затрудняет. Это позволяет вам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей. Другими словами, ответственность за успех или неуспех общения распределена между всеми участниками. В монологе – большая часть ответственности на ораторе.

Во-вторых, в разговоре вы можете остановиться, и собеседник подхватит разговор, в ораторском выступлении на это рассчитывать не приходится.

Третьим, немаловажным фактором, является то, что человеку, как и всем живым существам, свойственно быть частью объединения себе подобных. Он - часть семьи, член общества, гражданин страны. Все, что он делает, он делает, осознавая себя частью большого объединения людей, поддерживающих друг друга. Оказавшись без привычной поддержки окружающих, человек испытывает ряд трудностей, ему тяжело идти в одиночку. И наконец, дискомфорт монологического выступления связан с отсутствием реакции на ваши высказывания, вы сами должны улавливать отношение к тому, что вы говорите, и корректировать свою речь. Вот почему так важны все речевые, логико-грамматические, семантичеcкие средства организации текста, его предъявления, обеспечивающие коммуникацию (вопросно-ответное единство, размышление вслух, прямое обращение и т.п.).

К важнейшим психологическим умениям оратора относится умение управлять аудиторией, прежде всего ее вниманием. Прекрасный русский судебный оратор Л. . Пороховщиков дает ряд полезных советов, которые стоят того, чтобы иx воспроизвести полностью:

«Оратор должен уметь возбуждать и поддерживать внимание специальными приемами. Это одно из важнейших условий успеха, и по своей очевидности оно не требует особых пояснений, поскольку необходимо непрерывное внимание слушателей для того, чтобы воспринять все сказанное оратором. Я ограничусь немногими краткими указаниями.

Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, - это, конечно,… пауза.

Третий прием заключается в употреблении вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались (не правда ли, проницательный читатель?), это риторическая фигура apostroph – обращение к слушателю с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся ещё только два; из них последний, седьмой, - самый интересный, пятый прием очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостях человека: нет сомнения, что, задумавшись, хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, и новый толчок тогда, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием заключается в том, чтобы выступающий заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии» (Об ораторском искусстве. – М., 1963.).

Основными психологическими способами воздействия на людей в процессе общения являются заражение, внушение и подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность людей определенным психическим состояниям. Наиболее ярким примером заражения является паника. Заражению предшествует общность оценки ситуации или информации. Во время публичного выступления аплодисменты служат стимулом для включения механизма заражения. Страх, агрессия, повышенная эмоциональная возбудимость легко и быстро передаются в толпе, лишая людей осознанного контроля за своими действиями.

Внушение представляет собой эмоциональное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей в результате некритического восприятия информации внушаемым. Особенно подвержены внушению дети. В механизме внушения центральная роль принадлежит авторитету человека, который оказывает психологическое воздействие. Вера, доверие нередко содержат в себе внушение.

Подражание – это воспроизведение образцов чьего-либо поведения. Внутреннее подражание есть восприятие чужого мировоззрения. Оно может сопровождаться внешним подражанием - воспроизведением чужой манеры говорить, двигаться и т.п. Дети подражают взрослым.

Произнесение речи – это не только слова, не только вербальное выражение мыслей, но это и комплекс вербальных и невербальных компонентов. В первую очередь следует сказать об интонации, выполняющей многообразные функции в речи оратора: передачи субъективной оценки, эмоционального состояния оратора, экспрессивно-эмоционального воздействия на слушателя и т.п. Интонация сложна по своей природе и включает высоту, силу, темп и тембр звучания. Многое могут сказать оратору глаза слушателей. Взгляд, по мнению психологов, выполняет при общении функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на своего партнера, больше концентрируясь на содержании своего высказывания. Беда многих начинающих ораторов – взгляд, устремленный в некое пространство, в окно, в свои записи. Слушающий считывает информацию, и его отношение к говорящему проявляется во взгляде.

 

Практикум

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы сущность и функции в речи риторических фигур?

2. Приведите примеры фигур мысли и фигур слова, создав их самостоятельно.

3. Что такое троп?

4. Какие виды тропов вы можете привести, создав их самостоятельно?

2. Каково содержание риторического канона? Обозначьте суть каждого из этапов. Дайте определение этапу инвенции, диспозиции, элокуции через образное сравнение, создав при этом небольшой текст.

Например: «Этап диспозиции легко сравним с шахматной партией: чем точнее гроссмейстер расположит фигуры, тем вероятнее выигрыш. Чем правильнее разместит учитель подобранный материал, тем больший отклик получит его информация у школьников».

3. Какую роль играют на этапе инвенции «общие места»? На примере любого текста выявите топосы, которые использовались при его создании с целью наиболее эффективного раскрытия темы.

4. Сравните содержание этапа диспозиции и содержание понятия «композиция» текста.

5. Укажите различия между тропами и фигурами, используя вышеприведенный текст .

6. Составьте свод правил на тему: Архитектоника выступления (М. И. Станкин Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – С. 24-50.

7. Чтобы практически проверить содержание «этапов говорения», создайте высказывание (жанр – поздравление), сознательно «расчленив» этапы речевого действия.

a) определите ситуацию: день учителя? окончание школы? Цель высказывания? Ваше отношение к адресату? Обозначьте лексически «внутреннее программирование»: о чем я буду говорить? чем привлечь внимание слушателей? (Ассоциативно в памяти возникают слова, «минисюжеты», образы... – выбор сделан!)

b) представьте в общих чертах языковое структурирование высказывания: выбор слов, актуальное членение текста (тема – рема, форма связи и пр.).

c) произнесите ваше поздравление (переход к внешней речи непосредственен). Трудность: подготовка следующей фразы накладывается на предыдущую. Внутреннее программирование во многом облегчает спонтанность высказывания.

 

Литература

 

1. Белоконева Н.Н., Баринова Л.И., Сметанина Е.Н. Несколько шагов к удовольствию общаться. Сборник заданий и упражнений по риторике. [Текст] Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2008.

2. Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ [Текст]. / Авторы - сост.: Н. А. Купина, Т. В. Матвеева – Екатеринбург, 1997.

3. Ханц Леммерман Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. [Текст] Пер. с нем.-М.: «Интерэксперт», 1998.-256 с.

4. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. [Текст ] – Ростов/ н Д, 1994.

5. Юнина Е. А., Сагач Г. Общая риторика (Современная интерпретация). [Текст] – Пермь, 1992.


Практическое занятие 3.6.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!