Интонация и ее роль в общении



 

Теоретическая часть.

1. Интонация, функции интонации в языке и речи.

2. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

3. Интонационные единицы языка. Интонема как единица интонации (модель интонации). Классификация интонем. Интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы. Интонационные элементы, участвующие в образовании различных групп и интонем.

4. Стилистическая функция интонации. Интонационные стили. Интонационный стиль как разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.

5. Интонационные стили речи учителя как разновидности интонационного оформления профессионально значимых высказываний.

 

Материалы для подготовки к занятию.

Интонация – (от лат. – intonare – громко произношу) – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма, пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную интонацию; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко.

В высказывании интонация выполняет следующие функции:

· различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию);

· различает части высказывания соответственно их важности, выделенности;

· оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;

· различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;

· является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;

· выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности (скорость движения, температурные ощущения и др.

Интонация – «кондиционер пространства души». Интонация сделает атмосферу теплее или охладит ее. Холодная или раздраженная интонация вносит в человеческие отношения холод

Интонема – интонационная постоянная, единица интонации, образованная с помощью элементов интонации и связанная в языковой традиции с определенным значением, т.е. обладающая семантикой.

Пауза – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Паузы во взаимодействии с мелодикой членят речь и фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) на речевые звенья (синтагмы). Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Пауза - это не просто разрыв в потоке речи, а продолжение разговора другими (невербальными средствами: мимикой, жестами, перемещениями говорящего и т.д.).

 

 

Классификация интонем:

группы интонем интеллектуальные волюнта-тивные эмотивные изобразительные
функции служат для смыслового членения речевого потока, различения синтаксических значений осуществляется воздействие на психику или действие собеседника Эмоциональное состояние говорящего Выражают экспрессивные коннотации, служат для воспроизведения интонационными средствами физических свойств, явлений и предметов
виды актуального членения, степени связи, степени важности, вопроса, утверждения совет, побуждение, приказ, просьба гнев, испуг, нежность, радость, презрения и т.д. со значением «большой», «маленький», «скорый», «медленный» и т. д.

 

Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу в индивидуальной беседе с воспитанником является одним из важнейших профессиональных навыков педагога. Соблюдая паузу, педагог предоставляет возможность говорить ученику, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в индивидуальной беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует поспешно задавать вопросы или комментировать то, что говорит ученик. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание педагога акцентирует предоставленную воспитаннику возможность говорить и, поэтому, когда учитель заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что ученик его будет внимательно слушать.

Время паузы воспринимается в индивидуальной беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии общения и психологического состояния ученика. Фактически, педагогу следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания воспитанника, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос.

Тембр голоса – воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность этих голосов одинакова. В плане коммуникации легче установить контакт с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным, что свойственно голосам поставленным, профессиональным).

Мелодика – изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов.

Мелодичность голоса педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в детском коллективе, на состояние воспитанника и даже на отношение к предмету деятельности.

 

Практикум

 

1. Произнесите данные ниже фразы с различными оттенками: приковать к себе внимание, вызвать эмоциональное переживание, вызвать размышление, воспринять как информацию к действию, возбудить ассоциации с уже имеющимися знаниями и в зависимости от педагогической ситуации. («Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли вы задание?», «Прошу внимания» и.т.п.).

2. Произнесите фразу «Сегодня хорошая погода» «голосами разных животных»: кролика, бегемота, мышки, собаки, медведя, змеи и других,- так чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонация. Главное в этом упражнении интонации, умение их слышать, умение их создавать.

3. Произнесите данные фразы с изменением интонационного наполнения (весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по – дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.): «Зачем ты (вы) это сделал?», «Скоро конец урока», «Каково ваше мнение?».

4. Произнесите данную фразу: а) повышая тональность, б) понижая тональность в) сделав логическое ударение на середине фразы

«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!»

5. Спроецируйте данное высказывание на деятельность учителя в общении с детской аудиторией.

Выдающийся дирижер Райнер Хельд однажды, заметив, что музыканты во время паузы отвлекаются, переговариваются друг с другом, сказал: «Пауза дается не для отдыха, а для того, чтобы приготовиться к последующей работе…»

 

Литература

 

1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. [Текст]. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. [Текст].- М., 2004.

3. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998.

4. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. [Текст]. – М.: Московский псих.-соц. ин.-т, Флинта.1998.

5. Десякова Н.Д. И др. Культура речи педагога: учеб. пособ. для студ. выс. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева,   Л. В. Ассиурова. – М. :изд. центр «Академия». – 2003. – 192 с.

 

Контрольные вопросы ко II разделу

1. Дайте общую характеристику понятиям «общение», «педагогическое общение».

2. Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.

3. Дайте развернутую характеристику авторитарному, демократическому, либеральному стилю общения.

4. Приведите практические примеры неперспективных стилей педагогического общения.

5. Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».

6. Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

7. Охарактеризуйте такие понятия как «тональность общения», «интонационный стиль речи».

8. Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

9. Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

10. Какие формы работы есть в арсенале учителя по формирования у школьников речевой культуры общения в школьной среде?

11. Что представляет собой речевой аппарат?

12. Существует ли зависимость звучания голоса от характера или состояния человека?

13. Для чего человеку, выступающему публично, необходимо постоянно тренировать свое дыхание?

14. Каковы основные качества профессионального речевого голоса?

15. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

 

Раздел 3


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!