Вербальный и невербальный аспекты общения



 

Теоретическая часть.

1. Вербальные и невербальные средства общения.

2. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов).

3. Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).

4. Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.

5. Особенности невербального поведения учителя.

 

Материалы для подготовки к занятию.

Вербальная система коммуникации. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т. п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Поэт О. Э. Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении.

Сущность невербальной системы коммуникации. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения: их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения.Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело – взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.

Средствами коммуникативного процесса выступают две знаковые системы: вербальная (словесная, речевая) и невербальная. Невербальная система, в свою очередь, состоит из других систем: оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистических (интонация, неречевые вкрапления в речь), организации пространственно - временных параметров коммуникации, контакта глазами.

Невербальная (неречевая) система коммуникации является важнейшим компонентом делового общения. По оценкам специалистов именно она является транспортером основной массы информации в процессе общения и источником построения точного образа партнера по общению. В общении говорится гораздо больше, чем произносится.

Один из исследователей невербальных средств коммуникации    А. Мейерабиан доказывает, что 93% информации в процессе взаимодействия передается по каналам невербальной системы (55% - мимикой, жестами, позами и 38% - высотой, тембром, интонацией голоса). Вербальным средствам принадлежит всего 7% циркулируемой в процессе общения информации. Это обусловлено тем, что невербальная система общения включает более 700 000 мимических, жестовых движений и поз, а это значительно больше, чем слов в нашем языке. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств – 38%, мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Важность невербальной системы общения состоит еще и в том, что по ней передается информация, отражающая отношение человека к партнеру по общению, к происходящим событиям, к обсуждаемым деловым проблемам. В основе этого явления лежит рефлекторная природа неречевых “слов”.

Невербальные средства общения. Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т. д.

Невербальные средства общения – мимика, движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для передачи познавательной или эмоционально-оценочной информации. Ее основные элементы составляют кинесические, просодические, экстралингвистические, проксемические и такесические средства.

Кинесические средства общения – это зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, пантомимика, позы), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Просодические (паралингвистические) средства общения включают ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения).

Экстралингвистические средства общения составляют включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

Проксемические средства – это пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров, отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.) в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.

Такесические средства общения представляют собой динамические прикосновения к партнеру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуи и т.п. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» - на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% - через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо... я дам поручение» - то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.

Мимика и жесты - важнейшие средства коммуникации. Мимика – динамическое движение мышц лица, с помощью мимики передается вся палитра человеческих чувств. Жесты могут замещать речь или сопровождать ее. Сопровождающие жесты акцентируют внимание, заполняют паузу, ритмизуют речь, поддерживают контакт. Жесты обычно делят на указательные (они сопровождают указательные слова), изобразительные (воспроизводят отдельные качества, величину предметов и явлений), символические (напримep, пионерский салют, честь у военных и т. п.), ритуальные (сопровождают, например, религиозный обряд), эмоционально-экспрессивные (выражают чувства и эмоции). Овладение искусством жестикуляции также необходимо оратору, как и овладение богатством языка.

Выражение лица. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для учителя непосредственной информацией не только об испытываемых им чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.

Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. «Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка человека, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями – превосходство» (Евсикова Н. И. 1999)

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если учитель изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить ученикам, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю, ни этот воздух, ни вас». Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия педагога и ученика.

Визуальный контакт. Глаза – это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт – это еще один способ сказать: «Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать». Как писал Станиславский. К. С. «взгляд – это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу» (цит. по Лабунской В. А. 1999). Однако оптимальный вариант состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд.

Но если слишком часто отводить взгляд, собеседник может воспринять это как нерасположение к нему, а также свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном уровнем близости в ваших отношениях или личными проблемами, связанными с интимностью.

Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью – пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о «мёртвом контакте». Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника, может свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с нарцисстическим типом личности.

Визуальный контакт – это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить с ним в разговор.

Кивки головой. Кивки головой – очень хороший способ показать собеседнику, что вы его слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько оптимальным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошим визуальным контактом и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Пожалуй, не превзойдённым мастером в этом “простом” деле был Карл Роджерс.

К сожалению, на практике убеждаешься в том, насколько это сложно. Кивки головой являются для собеседника непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает партнеру о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление – о том, что смысл, который пытается выразить собеседник, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

В монологическом и диалогическом общении невербальные средства коммуникации проявляют себя с разных сторон, по-разному обеспечивая успех беседы или публичной речи.

Невербальные коммуникативные техники. Коммуникативные техники - совокупность приемов восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающих достижение конкретных целей взаимодействия (построение точного образа партнера, установление контакта, понимание другого, передача информации и эмоций, воздействие и изменение поведения участников взаимодействия и др.).

 

Практикум

 

1. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения? (Мимика, жесты, ритмические жесты, эмоциональные жесты, указательные жесты, изобразительные жесты, символические жесты). Докажите это на примерах.

2. Рассмотрите несколько репродукций картин, изображающих учителя и класс на уроке. Определите коммуникативные намерения изображенных людей по их невербальным признакам. Что и как вы изменили бы, создавая ситуацию оптимального дидактического общения. Какие невербальные факторы способствуют «потеплению» общения на уроке, уходу его от формализации, переходу с чисто делового на позиционный уровень?

3. Прочитайте ниже приведенный юмористический отрывок: «Советы выступающему». На его основе составьте таблицу вербальных и невербальных элементов, создающих препятствия для осуществления общения с аудиторией.

«Выступление начинается не со слов, а с жестов. Чрезвычайно важно, какими движениями вы разложите перед собой бумажки, вытащите очки, откинете со лба прядь волос. Приемлемы лишь такие движения, которые не выдадут, что у вас дрожат руки или по спине течет пот. Не советуем наваливаться локтями на кроя трибуны – могут подумать, что вы не держитесь на ногах. Рекомендуется все, свидетельствующее о том, что вы и трибуна – не два автономных механизма, а единое целое, некий трибунотавр. Поэтому имеет смысл снять с руки и положить на пюпитр часы: создается впечатление, будто вы лишь переместили их с одного участка вашего тела на другой.

Не следует выступать без бумажки, говорить интересно и – что особенно важно! – остроумно. Такая речь может обидеть того, кто всегда говорит серьезно и только по заранее написанному. Идеальную золотую середину нащупали тут некоторые ораторы- очкарики: первую часть фразы они произносят, уставившись сквозь очки в свои записи, а вторую – сняв очки и глядя в зал. Представьте себе, сколько раз приходится им водружать на нос и снимать очки? Сам Чарли Чаплин не угнался бы за ними. Из-за этих манипуляций с очками невозможно уловить, о чем идет речь, зато у слушателей создается такое пьянящее ощущение деятельности, что, когда возникает потребность в энергичном руководителе, ораторов-очкариков вспоминают в первую очередь.

Ораторам, не носящим очков, предлагается такой рецепт: время от времени, пробежав глазами текст следующей фразы, поднять глаза на зал, в задумчивости сморщить лоб и произнести эту фразу как свежую мысль, только пришедшую в голову. Однако не забудьте при этом воткнуть палец в конец фразы, ибо если, отыскивая продолжение речи, вы надолго замолчите – весь эффект «свежей мысли» вылетит в трубу.

Пусть редко, но иногда все-таки случается, что оратор не может вдруг найти одного листка подготовленной речи, а то и обнаруживает, что захватил с собой не тот текст. Особенно досадно, когда это открытие он делает «на глазах у слушателей», которые с замирающим от счастья сердцами следят за тем, как он растерянно шарит по карманам. В это время слушатели все на свете готовы отдать, лишь бы этот сеанс продолжался до бесконечности. Что тут делать?

Спокойно разведите руками и объявите, что на пропавшем листочке или листах было выписано очень много очень новых и очень точных данных, которые по памяти могла бы воспроизвести разве что электронная машина; говорить же, не оперируя очень новыми и очень точными данными, разумеется, не трудно, но следует ли?...

Если около вас поставлен стакан воды, то отхлебнуть можно не более двух раз. Уж лучше оборвать свою речь на полуслове и как ни в чем не бывало отправиться на свое место, чем присасываться к стакану. Иногда такая неожиданная концовка может заинтриговать и даже обеспокоить кое-кого, вызвать подозрение, что вам известно нечто чрезвычайно важное, о чем вы, однако, не желаете сказать во всеуслышанье.

Если вы замечаете, что публика вас не слушает, дремлет, скучает, однако воздерживается от громких разговоров между собой,- значит. Речь ваша течет по правильному руслу. Другое дело, если слушатели шумят, зевают, не прикрывая ртов, и затевают разные игры. В этом случае рекомендуется обвести взглядом зал и сказать: «По этому поводу, друзья мои, вспомнился мне один смешной анекдот». Зал мигом настораживается. И вы получаете возможность закончить свое выступление, окруженный таким искренним вниманием, которое и в самом деле достойно благодарности. Если же вас упрекнут потом, куда же, дескать, пропал тот анекдот, то вы хладнокровно объясните. Что анекдот вы только вспомнили, а вовсе не обещали рассказать…

И главное: трибуну надо покидать с уверенностью, что вы не ляпнули что-то такое, чего говорить не следовало. Эту уверенность нельзя путать с ощущением того, что было сказано все, о чем следовало сказать. Если вдуматься, то эти два чувства разделяет пропасть… (Из «Литературной газеты», 8.01.86).

 

Литература

1. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. [Текст] Учеб. пособ. – М.: Флинта, 2011. – 296 с.

2. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. [Текст]. – М., 1991.

3. Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации [Текст]. – М., 1991.

4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. [Текст] – М., 1980.

5. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л.Человек – оркестр: микроструктура общения. [Текст] – М., ТОО «Независимая фирма «Класс». 1993.

 

 

Практическое занятие № 2.7

Просодический аспект общения

 

Теоретическая часть.

1. Голос и слух в акте коммуникации.

2. Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

3. Гигиена голоса учителя.

Материалы для подготовки к занятию.

Одним из существенных элементов ораторского мастерства является техника речи. Техника речи включает правильное дыхание, хороший голос (гибкий, подвижный, способный передавать мысль во всей ее полноте, выносливый, не теряющий своих основных качеств при длительном звучании, полетный, слышимый в любой аудитории, богатый и разнообразный по высоте, тембру и силе звучания), хорошую дикцию и орфоэпию (нормативное воспроизведение фонетической стороны языка - звуков и ударения), интонационное богатство, уместные и разнообразные жесты и мимику.

В древности придавали большое значение технике ораторской речи. К настоящему времени накоплен большой опыт в постановке певческих голосов, в профессиональном обучении актеров. Этот опыт с успехом используется для обучения и самообучения ораторов, вообще людей, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью много говорить.

«Звучащая речь – это единый поток, в котором соединяется все: правильность фонационного дыхания (речевой аппарат «настроен»), легкость и гибкость звучания голоса, умелый переход из одного регистра в другой (диапазон голоса), сила голоса и его тембр, ровность, устойчивость звука и т.д.». З. С. Смелкова

 


Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция ученика на то, что говорит педагог, во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому педагогу нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С учениками не стоит говорить слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.

Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах - это признак хорошей атмосферы, однако слишком частые весёлые сессии требуют исследования. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова как “высмеивать” и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы воспитанник не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является ученик.

Приемы произнесения речи

ü Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп – примерно 100-120 слов в минуту. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, от стиля произношения, контекста и т.д. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, так как он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они не могут также вычленить в этом медленно текущее потоке главное и второстепенное, а потому теряют нить рассуждения. Учитель, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение. Но в некоторых ситуациях медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

ü Громкость – это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Для учителя важна сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект информации оказывается значительно сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно педагог расценивает высоту своего голоса. Главное, чтобы он был естественным.

ü Тембр – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр голоса - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

ü Дикция – отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также настроенность на партнера – забота о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, чтобы расслышать речь.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Используя их можно научиться преодолевать дикционные трудности. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Такой термин распространен в актерской среде. Паузы (остановки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль. Подчеркнуть и выделить ее.

Гигиена голоса учителя – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента:

- гигиена дыхания (вдох через нос);

- гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани);

- психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций);

- отсутствие вредных привычек, отрицательно влияющих на звучание голоса (алкоголь, курение).

Голосовой аппарат быстрее изнашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупотреблении крайними участками диапазона. Не меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера – вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»). Нерациональная работа голосового аппарата иногда обусловлена дефектами слуха.

Постановка голоса – процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря постановке голоса голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил.

Педагогический голос – профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения. Комплексная характеристика педагогического голоса, включает следующие параметры: потенциально высокий уровень громкости, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, устойчивость, выносливость, выявляет его специфику по отношению к другим профессиональным голосам, таким, как певческий голос, командный голос, сценический (актерский) голос, дикторский голос.

Речевые нарушения:

· КАРТАВОСТЬ – неправильное произношение звуков (Р и РЬ, и др);

· ЗАИКАНИЕ – это нарушение нормального хода речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата;

· НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ чаще всего проявляется в виде тахилалии (патологическое ускорение темпа речи) и брадилалии (патологическое замедление темпа речи).

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).

Предупреждение причин нарушений голоса: после 3-4 часов работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха.

Пороки речи, которые мешают слушателю или вредят оратору (Х. Леммерман):

ü слишком высокая тональность речи;

ü сдавленный голос воспринимается как неестественный из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мускулов;

ü проглатывание конечных слогов;

ü «звуки размышления» (о-о-э; и э-э и т.д) или атавистические звуки;

ü носовое или картавое звучание;

ü остерегайтесь брызг изо рта во время речи;

ü для голоса вредны всякие чрезмерные восклицания, хмыкание и кашель.

Педагог должен бережно относится к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (скорости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты. Педагог должен обладать хорошей дикцией, т.е. произностить слова четко и ясно.

 

Практикум

1. Речевая гимнастика

Упражнения на тренировку речевого дыхания. Например: «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

· Голосовые упражнения. Например: «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

· Артикуляционные упражнения. Например: Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Потренируйтесь в произнесении скороговорок:

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Клара – краля кралась с крокодилом к Ларе.

 

Упражнение: Перед вами стилистически нейтральный текст. Прочитайте его вслух перед воображаемой аудиторией разными вариантами, предлагая воспринимать не столько содержание, сколько ваши голосовые модуляции: внушить аудитории страх, волнение, восхищение, удивление, грусть.

«Обучение правильной дикции не всегда оказывается необходимым, однако педагог, артикулирующий нечетко, говорящий слишком стремительно или, наоборот, замедленно, что вызывает определенные рецепционные трудности, может оказаться непонятным учениками. А сколько трудностей испытывают сами учащиеся, лишенные возможности говорить правильно и ясно! Отдельные явления этого рода находятся в исключительной компетенции дефектологии и логопедии, но многие из них поможет преодолеть школьнику сам педагог. Помнить следует о том, что основа артикуляционно грамотной речи – выработка правильного дыхания, умение привести к идеальной цифре соотношение вдоха и выдоха; начинать произносить даже небольшие отрывки речи следует исключительно на выдохе, что достигается системой певческих упражнений, созданием искусственных артикуляционных препятствий (знаменитые камешки Демосфена) и речью в сопровождении ускоряющегося – замедляющегося ритма ударов метронома, при музыкальном звучании. (А. А. Мурашов).

2. Подготовьте сообщение на тему: «Профессиональное владение голосом» (при подготовке используйте книги: Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М., 1993, гл. Что слышно? С. 64-76; Леммерман Х. Учебник риторики.- М., 1998, гл. Дыхание, речь., с. 9- 18.)

3. Прочитайте, как К. С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Почему?

1. Слово с «комканным» началом подобно человеку с расплющенной головой.

2. Слово с недоговоренным концом напоминает (…) человека с ампутированными ногами.

3. Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед. Мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

4. Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разрывы гласных, в которых вязнет язык.

 

Литература

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Чихачев В. П. Культура и техника речи,.[Текст ] – Ростов/нД, 1994.

2. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. [Текст]. – М., 1989.

3. Князьков А. А. О суггестивности педагогического голоса [Текст]. // Педагогическое образование. – М., 1990. – Вып. 2.

4. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. [Текст] – М., 1975.

5. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. [Текст]. – М.: «Владос». – 2001.

 

Практическое занятие № 2.8


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 6473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!