Лекция 2.4. Индивидуальный стиль речи учителя
Основные вопросы. Индивидуальный стиль речи учителя как система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Вербальный, интонационный и кинетический (жесто-мимическое поведение) компоненты индивидуального стиля. Индивидуальный речевой стиль как стиль педагогического общения, как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя.
Тезисы лекции
|
Индивидуальный стиль деятельности учителя. Индивидуальный стиль деятельности учителя имеет следующие характеристики (А. К. Маркова, А. Я. Никонова):
Содержательные:
1) преимущественная ориентация учителя:
a) на процесс обучения,
b) на процесс и результаты обучения,
c) на результаты обучения;
2) адекватность – неадекватность планирования воспитательно-образовательного процесса;
3) оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
4) рефлексивность – интуитивность.
Динамические:
1) гибкость – традиционность,
2) импульсивность – осторожность,
3) устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации,
4) стабильно эмоционально-положительное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное отношение,
|
|
5) наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности.
6) в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других.
Результативные характеристики:
1) однородность – неоднородность уровня знаний учащихся,
2) стабильность – неустойчивость у обучающихся навыков учения,
3) высокий – средний – низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
Индивидуальный стиль речи учителя.
У каждого из нас, в зависимости от темперамента, способностей, общего развития, степени образованности и т.п., вырабатывается свой, присущий только ему речевой стиль. Сколько людей, столько и стилей речи.
Однако в устной речи, как и во всех жизненных явлениях, в частном проявляется общее, в конкретном – типическое. Есть люди, у которых отдельные стороны устной речи: логичность рассуждений или эмоциональность, образность музыкальность и т.д. – проявляются с исключительной яркостью и силой. Это дает возможность нагляднее, яснее представить себе разновидности речи, типические ораторские стили, чтобы установить их особенности. При этом следует иметь в виду, что выяснение особенностей речевых стилей поучительно не только в позитивном, но и иногда и в негативном отношении. С одной стороны, такое изучение дает типические образцы, на которых необходимо учиться, а с другой – вскрывает столь же типические ошибки, которых надо избегать.
|
|
Есть два основных типа ораторов: одни владеют вниманием слушателей по преимуществу силой, ясностью и глубиной мысли, умением доказывать и убеждать, другие – эмоциональностью и образностью речи.
Ораторская речь первого типа имеет наибольшее распространение. Мы слышим ее с трибун государственных учреждений и с профессорских кафедр, на производственных совещаниях и на школьном уроке. В ее основе сила логического мышления и искусство убеждения, последовательность изложения, отсутствие риторических прикрас.
Второй тип ораторской речи - оперирование сложными абстрактными понятиями, темпераментность, склонность к образному мышлению.
|
Разные типы ораторов.
Экспрессивный тип. Для данного типа оратора главное, очевидно, - увлечь аудиторию: он вихрем влетает к слушателям, буквально с порога. Энергично жестикулируя (по А.Пизу – признак излишней эмоциональности или неуверенности в своих силах), образно рассказывает, как важен предмет его изложения для нас. Он безупречно одет, знания его огромны (что одних слушателей восхищает, других раздражает, третьи воспринимают его иронично), он приводит интересные и действительно новые факты. Экспрессия столь велика, что взгляд его «мечется» по аудитории, мимика выражает сильнейшую увлеченность и переживание. О таких лекторах принято говорить, что они нашли себя в слове. Их желание донести информацию не выдерживает сравнения с отвлекающими приемами - резкими движениями, резкостью интонирования. Он не захватывает аудиторию, его эмоциональное состояние не передается слушателям. Ни о желаниях, ни интересах аудитории оратор не задумывается и при всей экспрессивности своей речевой манеры он кажется так и не услышанным. Он оставил за собой право «не видеть» слушателя, утратил объективный учет темпа, интонации, громкости речи, жесты нередко немотивированны. А сама взволнованная речь на поверку оказывается лишь формой специфической «риторической атаки», не дающей аудитории возможности как-либо выразить свое отношение к говорящему или задать вопрос. Именно поэтому, педагогу, никогда не стоит пускать вход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
|
|
Неуверенный тип. Оратор выходит на кафедру, словно стесняясь чего-то. Он готов радоваться предстоящему общению, однако смущенность чувствуется во всем: мимика и жест «скованны». Походка и интонирование фраз слишком аффектированы. Возможно, это действительно начинающий преподаватель и особого доверия к нему не испытываешь, да и он сам не очень доверяет себе. Каждое положение он стремится подкрепить цитированием, разложив перед собой лист, испещренными необходимыми ссылками. Аудитория ловит его взгляд и чувствует, что от ее реакции будет многое зависеть для него. Стоит кому-то задуматься или начать перешептываться, как преподаватель почти запинается, увидев это. Чем отчаянней положение преподавателя, тем более аудитория непримирима в своей негативной оценке говоримого им. В результате речь оратора становится менее яркой, он сбивается, допускает неточности, гул в аудитории нарастает, педагог повышает голос и переходит на крик.
|
|
Общий стиль речи (выбор слов, построение предложений) должен быть по возможности ясным, обозримым, гибким и «адекватным». Он не стремится к литературным высотам, но и не срывается в бездну вульгаризма. Важно стремится к «адекватному» стилю речи: он должен соответствовать реальному содержанию. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения, использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием.
Риторический облик учителя в школьной аудитории – облик человека «в речи», «речевой личности», коммуникативного лидера, и поэтому особенно важно. Чтобы в ходе общения с классом учитывались не только цели учебного процесса, но и психологические мотивы учения, делающие речь обращенной к каждому обучающемуся, не оставляющей никого за рамками риторического воздействия. Поэтому, находясь перед классом, педагог всегда помнит о системе учебных мотивов и о том, что реализуются они только в направленном речевом воздействии.
После многочисленных «тренировок» развивается индивидуальный стиль речи.
Чтобы развивать свою индивидуальность и влиять на других, человек должен говорить легко и убедительно. Есть только один способ научиться говорить, а именно: встать и начать говорить. Индивидуальный речевой стиль приобретается в педагогической практике.
|
Виды словесных воздействий учителя на учащихся. (С. В. Кондратьева) Словесные воздействия учителя на учащихся можно разделить на три вида:
· организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение ошибок в работе и др.),
· оценочные (похвала, критическое поучение, товарищеская насмешка, осуждение и др.),
· дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание – вопрос, повышение интонации и др.).
Репертуар словесных воздействий у педагога с высоким уровнем понимания личности ребенка шире, чем у учителей с более низким уровнем понимания. У них отсутствуют прямые воздействия, между тем как учителя, плохо понимающие воспитанников, широко используют отрицательные оценки (нравоучение, нотации) и прямые дисциплинирующие воздействия (приказ, команда).
Приемы и правила педагогического воздействия на аудиторию:
ü право на строгость всегда необходимо говорящему, но любая строгость должна быть органична личности педагога, должна «умещаться» в его голосовые, эмоциональные, ритмико-интонационные параметры,
ü не «выходить из себя» ни в эмоциональных самопроявлениях, ни в своей индивидуальной речевой манере,
ü не оценивайте себя во время урока глазами учащихся: во-первых, взгляд окажется неверным, во-вторых, пострадает изложение,
ü не пренебрегать приемами концентрации внимания, в том числе в самом начале занятия,
ü не забывать о том, что самостоятельно постигнутое лучше и надолго сохраняется в памяти. Не сетовать сделавшему для себя открытие ученику, что это давно известно,
ü не злоупотреблять «риторической атакой»,
ü не вести урок в едином речевом ключе, менять форму общения,
ü не прибегать к апломбу, ни к самоуничижению,
ü не формировать из класса «толпу», ни в пространственном, ни в психологическом смысле этого понятия,
ü не говорить тогда, когда молчание скажет больше,
ü не пребывать в плену у текста.
Практическое занятие № 2.1
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 4016; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!