Лекция 2.2. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия



 

Основные вопросы Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты. Стили речи и стилистическая окраска текста. Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр. Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Речевая деятельность. Речь как способ “формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности” (И. А. Зимняя). Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности. Социальная функция текстов.

 

Тезисы лекции

Текст. Заботой риторики является текст, целостный, представляющий собой гармоническое единение формы и содержания, специально обработанный с целью достижения определенного коммуникативного эффекта, воздействия на слушателя или читателя в интересах автора. Тексты создаются в разных сферах общественной жизни и в разных областях знания – философии, теологии, литературы, педагогики, журналистики и других.

Текст (от лат.textus- ткань, сплетение):

· результат речемыслительного процесса. Реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством,

· произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок), и ряда особых единиц (сферхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку,

· любое по объему высказывание – от одного слова до целой книги. Если

ü оно подчинено единой теме,

ü эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом,

ü высказывание кому-либо адресовано (другу, группе учащихся, читателям газеты и т.д.),

ü оно создано с определенной целевой установкой.

Основные признаки текста . Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.)

Категории текста – существенные, обязательные, концептуальные характеристики текста:

· отдельности или замкнутости (границы начала и конца текста),

· информативности (реализуется в формах содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации). Информативность текста – предметно-смысловое содержание текста как объект восприятия, хранения и переработки в тех или иных целях,

· связности – реализуется во всех видах и формах связи: лексической, синтаксической, логической, композиционной,

· коммуникативности – проявляется в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуникантов-читателей или слушателей.

 

Классификационное основание Виды текстов Примеры текстов
По характеру авторства первичные (оригинальные),   вторичные (созданные на основе первичных),   первично-вторичные Авторские   Конспекты, школьные изложения   обзор литературы, школьные сочинения
По способу развертывания содержания текста моноперспективные (развертывающиеся в одной перспективе), полиперспективные (развертывающиеся в нескольких перспективах одновременно) Вопросно-ответного, временного, пространственного, диалогического характера   автобиография, текст-повествование
По способам передачи фабулы Непрерывно-фабульные (нет авторских отступлений), прерывно-фабульные (имеются авторские отступления) Газетная заметка (что? где? когда?)   Художественные, научно-популярные, публицистические и др.

 

Модальность вторичных текстов – слова, словосочетания или предложения, при помощи которых раскрывается характер связи между «участниками» текстовой коммуникации – автором первичного текста, автором вторичного текста, читателем (слушателем), содержанием высказывания и действительностью (К сожалению, автор …не использовал тех возможностей, которые представились бы ему / модальность автора вторичного текста/)

Типология текстов:

ü функциональная (предметом которой являются социальные функции и сфера употребления текстов),

ü структурная (целью является внутренняя организация системы текстов),

ü стилистическая (исследующая корреляции стилей и типов текстов).

Наиболее распространенной в современной коммуникативной лингвистике является понимание типа текста, которое сближает его с понятием «жанр текста».

В отечественной лингвистике в основу первичной классификации всего множества текстов кладется дифференциация текстов по общественным сферам коммуникации – «областям коллективной речевой деятельности» (Винокур Т. Г.)

 

Ведущие основания для типологии Стилевая система Типологическая схема
Общественные сферы коммуникации Функциональный стиль Система текстов (научной речи, публицистики и прессы, обиходно-разговорной речи и т.п.)
Сужение (конкретизация) сферы коммуникации Подстиль (субстиль) Субкласс текстов (газетно-информационной прессы, научно-популярных высказываний; бытового диалога и личных письменных записей и т.п.)
Конкретизация определенной речевой ситуации (типовые компоненты модели речевой ситуации) Стиль жанра текста Жанр текста (речевой жанр; заметка, очерк; научная статья; письмо, дневниковая запись и т.п.)

 

Стили речи и стилистическая окраска текста. Для реализации разнообразных функций языка в нем исторически сложились и оформились отдельные разновидности, называемыми стилями.

Слово «стиль» происходит от латинского «палочка».

Стиль – почерк человека,

Стиль – манера писать и говорить, т.е. особенность языка, слог.

М. В. Ломоносов «Учение о трех стилях».

Что же такое стиль? Из многочисленных определений, предлагаемых учеными, остановимся на определении М.Н. Кожиной, несколько адаптировав его: «Стиль – это своеобразный, исторически сложившийся характер речи той или иной ее разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической языковой организации».

В современной лингвистике стили языка понимаются как функциональные. Попробуем определить, какое содержание вкладывается в это понятие. Функциональный стиль– «вызванный функционированием чего-нибудь, зависящий от деятельности, а не от структуры, строения чего-нибудь»

Согласно «Словарю иностранных слов» «функциональный» можно определить как относящийся к определенному кругу деятельности, выполняющий определенную роль. Одно из значений слова «функция» – «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» («Философский словарь»).

Таким образом, данный термин означает, что особенности каждого стиля вытекают из особенностей сферы общения. То есть именно сфера общения является основным фактором выделения каждого стиля.

Значит, экстралингвистической основой выделения функционального стиля является сфера общественной деятельности, лингвистическая основа состоит в наличии таких специфических языковых средств, которые имеют определенную, связанную именно с данным стилем окраску. Кроме того, они проявляются в существовании относительной стилистической замкнутости каждого стиля, в силу которой единицы одного стиля воспринимаются как чужеродные и неуместные в другом стиле. (Смелкова З.С., Ассиурова Л.В. и др.)

Функциональный стиль – основная категория функциональной стилистики, изучающей системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующие условия выбора языковых единиц и их организацию в процессе речи.

Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:

1.особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т.п.),

2.функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т.п.).

Традиционно в классификации функциональных стилей выделяются: книжный, публицистический, официально-деловой, разговорный, научный стили.

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) понимается как исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, используемая в газетах, в средствах массовой коммуникации, в общественных (публичных) выступлениях. Чаще всего он используется в газетных, журнальных статьях, телевизионных и радиопрограммах, литературно-критических работах, в речах общественно-политического характера. Целевое назначение этого стиля – сообщение новой информации, воздействие на массового адресата, стремление убедить в чем-либо читателя.

Публицистический стиль – это стиль общественно – политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями:

· воздействовать на массы,

· призывать их к действию,

· сообщать информацию.

Основные стилевые черты: лаконичность изложения, при информативной «насыщенности», доходчивость изложения, эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания.

Литературно – художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие.

Основные стилевые черты: образность, эмоциональность; единство коммуникативной и эстетической функций.

Разговорный стиль – противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

Основные стилевые черты: экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания, эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Официально-деловой стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.п. Данный стиль определяется содержанием и целями сообщить информацию, дать указание, инструкции.

Основные стилевые черты: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, обязательность формы, конкретность. Бесстрастность, официальность высказывания.

Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.п., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.д.

Лингвистическая нормативность в общем виде – это правильность образования и употребления термина.

Термин - это слово или словосочетание, используемое для обозначения строго определенного понятия.

Определение (дефиниция) – это исчерпывающее описание понятия с помощью известных понятий главным образом словесными средствами.

Полисемия (многозначность) – способность слова (термина) иметь одновременно несколько значений:

учебный предмет

Дисциплина        отрасль знания.

характеристика поведения

 

Омонимия – звуковое совпадение двух или нескольких языковых единиц, различных по значению:

                              процедура набора контингента в вузы

  Прием

                              способ осуществления чего- либо

собрание приглашенных

Синонимия – совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) двух и более слов.

Синонимы в терминологии, называемые дублетами, соотносятся с одним и тем же понятием и характеризуют те же самые его свойства.

подлинник – оригинал,

выполнение – реализация.

Высшее учебное заведение – вуз

Термин должен удовлетворять следующим основным требованиям:

· исключение синонимии в пределах данной терминосистемы, многозначности (полисемии);

· точность термина или полное соответствие буквального значения термина содержанию понятия, краткость термина, отвечать нормам литературного языка.

Сфера общения и характер деятельности определяют репертуар речевых жанров, «обслуживающий» их потребности. позволяющий реализовать практические цели и задачи с учетом специфики этой деятельности. Если каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара педагогических, публицистических жанров, жанров делового общения.

 

«Речевые жанры – это относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний, стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста». М. М. Бахтин    

 

Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) – элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Речевые акты, объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс.

Структура речевого акта (Х. Грайс /1975/). При осуществлении речевого акта говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерение, производит действие четырех различных типов:

§ действие собственного произнесения – произносит звуки,

§ пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т.е. осуществляет пропозицию),

§ иллокутивное действие - выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.)

§ перлокутивное действие – осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира.

Все эти четыре действия в совокупности составляют речевой акт, его структуру.

Например, произнося: Нельзя ли погромче? – в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет речевой акт следующей структуры:

ü произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности,

ü выражает соответствующую пропозицию,

ü осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением – приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу),

ü добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 3384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!