Об ораторском искусстве в России



 

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотворцев Киевской Руси, Московского царства.

Замечательные образцы риторической изощренной, искусной проповеднической речи являются собой произведения Митрополита Иллариона. Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале CVII.

В основу первой русской «Риторики» (предполагается, что её автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона, который был написан на латинском языке и издан в 1577 году во Франкфурте. Это рукописный учебник – до наших дней дошло 34 его списка.

В 1699 году появляется новая «Риторика» М. Усачева. Но в этой и других работах ещё сильно влияние богословско-церковной риторики.

В начале CVIII в. было создано риторическое сочинение «De officium oratore» Феофаном Прокоповичем, крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающем его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706-1707 г.г. в Киево – Могилянской академии.

Подлинное же искусство светского публичного слова в России связно с развитием университетского красноречия. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность развиваться и совершенствоваться. Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук            М. В. Ломоносов (1711-1765 г.г.). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия. То есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Все позднейшие русские риторики основывались на труде М. В. Ломоносова.

Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии       Н. Ф. Кошанский (1781-1831 г.г.). Н. Ф. Кошанский написал две риторики «Частная риторика» и «Общая риторика». Каждая из этих риторик имеет свой предмет, свою цель и свои границы. Каждая из наук имеет свою теорию и как искусство – свою практику.

«Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского (1772-1839 г.г.) – работа, оказавшая влияние на развитие красноречия не только в России, но и в других славянских странах. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.

Книга «Опыт риторики» была написана И. С. Рижским, писателем, ректором Харьковского университета, профессором красноречия и русского языка, члена Академии наук. Она выдержала три издания и стала первой фундаментальной книгой по риторике на рубеже CVIII-CIC в.в.

Не менее популярной в первой трети-CIC века была «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» русского поэта и переводчика А. М. Мерзлякова (1778-1830 г.г.). Она была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона. Риторические наставления. По мнению автора «Краткой риторики», относятся к хорошему слогу вообще и к различным родам прозаических сочинений.

Сочинения К. П. Зеленецкого (1812-1858 г.г.) – вершина риторического творчеств в истории русской филологии. Сфера его интересов была широка и не ограничивалась только вопросами риторики, и в систематических его курсах видна попытка создать классификацию не только филологических, но и всех научных дисциплин.

А. И. Галич (1783-1848 г.г.), преподававший русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее в 1830 году издал книгу «Теория красноречия для всех родов прозаических произведений». Она состояла из «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или прикладной».

Книга А. В. Миртова (1886-1961 г.г.) «Умение говорить публично» является риторической классикой CC века. Уже к 1927 году она выдержала три издания. Интерес к вопросам ораторского искусства и публичной речи, ведение дискуссий и споров, речевого воспитания масс был в 20-е годы чрезвычайно высок. Автор этой книги пользуется простым и выразительным языком, созвучным пониманию широких масс, он проявляет широкую эрудицию, находит яркие примеры, дает множество практических ценных советов начинающему оратору.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики CIC - нач. CC в.в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета, историк. Т. Н. Грановский (1813-1855 г.г.), наиболее яркими представителями – О. В. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Во второй половине CIC века достигло совершенства, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский и др. Для развития теории красноречия большое значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Школой политического красноречия в России стала Государственная дума (1906-1917 г.г.). В ее состав входили представители разных сословий. И при обсуждении политических вопросов выслушивались не только доклады видных государственных деятелей, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь. В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. Активно выступали такие ораторы, как И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай,           В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий и другие.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 году в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели:                 С. М. Блонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт практически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

Лишь в 70-80-е годы CC века вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. З. Апресяна, А. В. Толмачева и других.

В наши дни стремительно развивается митинговое, а также парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений. В последние годы развиваются и частные риторики, на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и прочее.).

 

Практикум

 

1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, что их объединяет?

Платон: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами не только в судах и других общественных местах, но и в чистом быту… Красноречие – мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота».

Аристотель: «Определим риторику как способ находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Квинтилиан: «Риторика – искусство говорить хорошо».

Ломоносов М. В.: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверить».

Рижский И. С.: «Силою слова проницать душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным выражением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества есть искусство красноречия, составляющее предмет риторики».

Кошанский Н. Ф.: «Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею. Во втором – частною. Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…»

Сперанский М. М.: «Красноречие есть дар потрясать души. Переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».

Галич А. И.: «Теория красноречия, риторика научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, то есть и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов»

Лабрюйер Ж.: « Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушать ему все, что нам угодно».

Паскаль Б.: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть»

Мурашов А. А.: «Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи».

2. Прочитайте выше приведенную статью: Об ораторском искусстве в России. Выступите перед аудиторией в роли педагога, объясняющего новый материал ученикам (перескажите данный фрагмент).

3.Подготовьте выступление на тему «Советы плохому оратору». Используйте ниже приведенный текст, дополните его своими наблюдениями.

«Никогда не начинай с начала, а всегда за семь вест от него. Например, так: «Уважаемые дамы и господа! Прежде чем я перейду к теме сегодняшнего вечера, позвольте мне вкратце остановиться на..»

Теперь у тебя есть все, что необходимо для хорошего начала: штампованное обращение, начало перед началом, сообщение о том, что и как ты намереваешься говорить. Обещание быть кратким. Тем самым ты мгновенно завоевываешь сердца и уши слушателей.

Слушатель ведь очень любит, когда для него живая речь оказывается чем-то вроде трудного школьного урока, когда ты грозишь ему тем, что ты скажешь. Говоришь и уже сказал. И все это так обстоятельно.

Не говори экспромтом - это вызывает беспокойство. Лучше всего, если ты прочтешь свою речь. Это безопасно, надежно, а кроме того – каждого радует, когда оратор, читая, после каждого третьего слова бросает тревожный взгляд в зал: все ли ещё здесь?

Но если ты не прислушаешься к этому дружескому совету и захочешь непременно импровизировать … О ты, профан! Ты, доморощенный Цицерон! Бери пример с наших записных ораторов, заседающих в рейхстаге. Ты слышал когда-нибудь, чтобы они говорили экспромтом? Они наверняка дома помечают даже то, когда им нужно добавить патетики. Впрочем, если тебе все же приходится говорить экспромтом, говори так, как ты пишешь. А как ты пишешь - известно. Говори длинными-длинными предложениями, такими, какие ты конструируешь дома, в спокойной (несмотря на проказы твоих детей) обстановке, столь необходимой тебе, и о которых ты только сам, нанизывая один оборот на другой, знаешь, где они оканчиваются, так что слушатель, временами впадая в дрёму на своем стуле, снова видит себя в колледже, где ему так хорошо спалось, и нетерпеливо ждет конца этих периодов … Уф! Вот тебе пример: так должен говорить и ты.

Начинай всегда с Древнего Рима и постоянно, о чем бы ты ни говорил, воссоздай исторический фон. Это не только в немецком духе. Так делают все эрудиты. Однажды в Сорбонне я слышал речь одного китайского студента. Он гладко говорил по-французски, но к всеобщему веселью начал так: «Позвольте мне коротко затронуть историю моей китайской родины, начиная с двухтысячного года до нашей эры …» Он был страшно удивлен тем, что люди так смеются.

Так поступай и ты. И ты будешь прав, ведь иначе никто ничего не поймет. Да и как можно что-нибудь понять без исторического фона! Совершенно верно! Люди пришли на твое выступление не затем, чтобы услышать про живую жизнь сегодня, про сегодняшний день, а затем, чтобы узнать то, что они и без того могут узнать из книг… Абсолютно верно! Насыщай свою речь историей, побольше истории!

Не заботься о том, чтобы волны, которые катятся от тебя к публике, возвращались назад,- это вздор. Говори, не думая о результате, о людях, об атмосфере в зале, говори – и все, мой милый. И бог воздаст тебе.

Излагай все придаточными предложениями. Никогда не говори: «Налоги слишком высоки». Это чересчур просто. Гораздо лучше так: « Я хотел бы к тому, что я уже сказал, ещё заметить, что, как мне кажется, налоги далеко не …». Вот так.

Почаще демонстрируй, как ты пьешь воду. Это нравится.

Если ты собрался пошутить, сначала засмейся сам, чтобы всем было ясно, где соль.

Речь – иначе и быть не может – монолог. Поэтому говори один. И после многолетнего краснобайства тебе ни к чему знать, что речь – не только диалог, а целая симфония, в которой все время участвует безмолвствующая масса. И ты должен слышать её. Но нет, тебе слушать её незачем. Говори, читай, громыхай, блистай эрудицией!

К тому, что я выше сказал о технике речи, я хотел бы ещё коротко добавить, что придает солидность обилие статистических данных. Они успокаивают необыкновенно, ведь любому ничего не составляет запомнить десяток различных цифр, и это всех забавляет. Обязательно возвещай о том, что скоро заканчиваешь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости… Объяви о конце, начни сначала и витийствуй ещё полчаса. Все это можно проделывать много раз.

Составляй план не только для себя, излагай его людям. Это придаёт речи особый аромат.

Никогда не говори менее полутора часов, иначе не стоит и начинать.

Когда ты говоришь, другим приходится слушать. Насладись же этим правом!

Курт Тухольский (Германия)

4. Подготовьте сообщения:

1. Ораторский талант Т. Н. Грановского (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М., 1996. – с. 159-184;

2. Н. Н. Кохтев Риторика / гл. 3 Из воспоминаний о публичных выступлениях Т.Н.Грановского, М., «Просвещение».1994, с.42).

3. В. О. Ключевский – мастер академического красноречия (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М , 1996, с.159-184)

4. А. А. Ухтомский как преподаватель своей эпохи (см. материалы для подготовки сообщений).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!