Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет.
Теоретическая часть.
1. Понятие культуры речи и ее элементы.
2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
3. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения.
4. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Пути совершенствования речевого мастерства учителя.
5. Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.
Материалы для подготовки к занятию
Понятие культуры речи и ее элементы.
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это…», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане… Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли », и они обсуждают, смеясь и удивляясь такому поведению учителя. Наша речь- это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:
« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке, - кричит учительница обзевавшемуся шестому классу» (вопрос, конечно, интересный, действительно – зачем?),
« - Им же ничего не надо! Я так интересно рассказывала, а они не слушают..» (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?),
« – Я тебя спрашиваю, где твое воспитание? – Вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юркого второклассника». (У нее-то с воспитанием все в порядке!),
|
|
« – Идиоты! Я же вас культуре учу! – Заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков». (А как у самого учителя с культурой?).
Культура речи – часть общей культуры человека. Культура речи учителя – предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения.
Выдающиеся педагоги прошлого – Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций.
|
Культура речи:
§ это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е. Н. Ширяев);
|
|
§ это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М. Р.Львов).
Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:
· правильность речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….).
Оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма – нарушение нормы».
· речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье,73). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п.
|
|
Культура речевого поведения учителя – это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.
В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:
· выбирать соответственно личностно – ориентированной модели обучения
тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный;
· использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,
· подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,
· использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,
· следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.
Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:
ü умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника,
|
|
ü проявлять внимательно - доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,
ü тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,
ü оперативно - деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,
ü правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.
С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.
Тональность общения:
- (в узком понимании) – это его звуковая, интонационная характеристика,
- (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как».
|
Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. Но, то и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.
Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:
· заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения.
· доброжелательность – не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика не только установления контакта с учеником, но и со всем классом. И также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.
· личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза – это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.
· раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.
|
Интонационный стиль речи. Наряду с тональностью общения большую роль играет интонационный стиль речи педагога. Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно – культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя. Интонационный стиль речи находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем (интонационная единица), своеобразном сочетании определенных интонационных элементов. (Педагогическое речеведенье). Интонация не существует, как таковая «вообще ». Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А. С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками).
Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).
Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками и контролировали свой тон речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.
Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Нормы речевого поведения в обществе соотносятся с общими социальными нормами, так же как речевая культура соотносится с культурой общества. Речевой этикет является существенной частью речевой культуры.
Речевой этикет:
ü это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности) (Педагогическое речеведенье);
ü это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником;
ü социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. (М. Р. Григорьева).
Этикет предписывает как вербальное, так и невербальное поведение в стандартных типовых ситуациях общения. При этом основное внимание уделяется началу и концу общения, а также типовым этикетным жанрам – просьбы, отказа или согласия в ответ на просьбу, извинения, соболезнования и др. Речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.
Основные функции речевого этикета:
· коммуникативная,
· контактоустанавливающая,
· призыва,
· привлечения внимания,
· функция вежливости и т. д.
Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие. Сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях (Культура рус. речи, 52).
В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они затрагивают многие моменты общения. Этические нормы (или речевой этикет), касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович), выбора обращений типа: гражданин, господин; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и т.п.).
Этические нормы во многих случаях имеют свою национальную специфику. Иностранец, попадая в нашу страну, часто, не желая того, может выглядеть бестактно, если привносит в нашу языковую среду элементы речевого этикета своей страны.
Существуют общие правила речевого общения (вот некоторые из них):
· соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др.;
· соблюдение специальных этикетных речевых формул:
- приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполняют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна). Данная речевая формула свидетельствует о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему,
- этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в прощении, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т. д.
При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом высказывании, а как бы смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за партнером право выбора поступка. Уместны фразы типа: Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?
- эвфемизация речи – поддержание культурной атмосферы общения: желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрастической номинации. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др. Например, «он покинул нас, «скончался»; «1001 вопрос про это» - об интимных отношениях.
Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ. Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:
§ иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
§ тактичность – это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
§ педагогический такт - это специфический инструмент влияния, требующий наличие профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
|
Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К. Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».
В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них.
Педагогический такт:
ü это поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них (Л. Л. Шевченко, 109);
ü «это одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога» (И. В. Страхов);
ü «это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим» (В. М. Чернокозов, И. И. Чернокозов);
ü «это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» (И. Зязюн);
ü «это особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» (М. Н. Станкин);
ü «это способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически «тонких» педагогических вопросов (Н. В. Кузьмина).
|
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно- психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
· требовательность и уважительность к воспитаннику,
· умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему,
· деловой тон общения,
· внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
§ во внешнем облике педагога,
§ в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников,
§ в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации,
§ в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся,
§ в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,
§ в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт педагога характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
|
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя – тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На уроке – четкость, корректность, строгость, если класс не готов к уроку. Во внеклассной работе непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
|
Проявление такта вариативно. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся, и корректное комментирование допущенных ошибок и многое др.
|
Следует также отметить, что используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив, или когда ученики считают, что это похвала их соклассником не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения к воспитаннику и одновременно требовательности к нему. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло, оскорблять ребенка.
Пути совершенствования речевого мастерства учащихся. Сегодня существует достаточно много методик, помогающих совершенствовать речевое мастерство учителя. Большинство из них предлагают начать занятия с тренировки голосового аппарата (работа над дикцией, интонацией, мелодикой речи, грамотная постановка фразового и логического ударения и т.д.).
Техника речи, безусловно, играет важную роль в профессиональной деятельности учителя, но многие качества речи невозможно «заготовить впрок». Они рождаются в конкретной педагогической ситуации, в импровизированном творчестве говорящего. Это относится, прежде всего, к эмоциональной окраске речи. Поэтому работа по совершенствованию речи должна начинаться с выявления своих индивидуальных особенностей и возможностей. Поиск нужной речевой партитуры увлекательное, но сложное занятие: это не только работа над голосовым аппаратом, но и совершенствование мимики и жестов учителя. В этой работе Вам могут помочь советы С. Б. Елканова, В. А. Кан-Калика, Л. М. Митиной, Поль Л. Сопер, Е. Н. Щурковой и др. авторов.
Большую роль в деятельности учителя занимает этикетный диалог (диалогическое единство, которого обычно состоит из реплики-стимула / «пароля» / и реплики-реакции / «отзыва»). Например:
-Здравствуйте, Марина Ивановна! (пароль)
-Рада Вас видеть, Михаил Васильевич (отзыв)
Этикетные диалоги достаточно часто используются в профессиональной деятельности учителя и отличаются типовым разнообразием (Н.Д.Арутюнова, Н.И. Формановская):
§ диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление),
§ побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команды, приказ, требование),
§ ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.
Насколько грамотно каждый учитель использует возможности этикетного диалога, учитывает особенности партнера по общению, настолько удачно выстраивается в целом его работа по воспитанию подрастающего поколения. Следите за собственной речью, помните, что речь – отражение Вашей личности, как педагога, несущего культуру живого слова. Помните следующие важные правила речевого этикета:
- не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы;
|
- не повторяйте речевые ошибки учащихся;
- следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т.д.);
- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну », «так значит», «в общем» и т. д.;
- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;
- обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, на уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе;
- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт.
|
Формирование культуры речевого общения в классном коллективе. Школа как социальный институт ведет специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры речи учащихся. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Успех этой работы связан не только с решением чисто лингводидактических задач, но и с общекультурным развитием школьников.
|
Необходимо прививать ученикам навыки речевого общения. Это предполагает:
- наличие большого лексического запаса слов;
- образность и правильность речи;
- точное восприятие устного слова и точную передачу собеседнику идей своими словами;
- корректную постановку вопросов;
- краткость и точность формулировок на ответы собеседника;
- логичность построения и изложения высказывания.
Педагогический коллектив школы может осуществлять эту работу в рамках сложившихся или складывающихся в данном обществе общекультурных норм и установок. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников. Для этого необходимо познакомить учащихся с понятием: «речевой этикет», а также для овладения его приемами с соответствующими требованиями, рекомендациями, запретами.
|
Работу в этом направлении необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда ребенок еще только овладевает в полной мере нормами этикета. На занятиях с данной возрастной группой следует объяснить, что речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать каждому культурному человеку. Для младших школьников ряд понятий, касающихся сферы речевого общения вполне доступен, например: вежливый, культурный человек; различные формулы речевого этикета (спасибо, добрый день) и т.д. Поэтому при знакомстве учащихся с основами речевого этикета необходимо использовать их жизненный опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми (родителями, учителями…).
Одно из главных требований – проявлять к собеседнику внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Данное правило можно проиллюстрировать примерами из художественной литературы и зарисовками из школьной жизни (см. О. Казарцева). Рекомендуется познакомить школьников также с рядом понятий:
- вежливость (форма проявления уважения к другому человеку, признание его достоинств). Что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?
|
- доброжелательность в общении (один из секретов доброжелательных отношений – запоминать и правильно называть имена своих друзей и знакомых). Способы запоминания имен / произнести несколько раз имя про себя, несколько раз употребить его в разговоре, обращаясь к собеседнику и т.д.),
- репертуар речевых действий (речевое поведение всегда обусловлено ситуацией общения / где, с кем, зачем говоришь / и ролью, которую мы выполняем в данный момент): поведенческие стереотипы, формулы речевого этикета / слова знакомства – меня зовут Катя, я хотела бы с Вами познакомиться, разрешите Вас познакомить с Машей - ответы: рады познакомиться…,очень приятно познакомиться с Вами … и т.д. /,
- правила речевого поведения:
· для слушающего: показывает взглядом, мимикой доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит что-то уточнить. Не делает замечания по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль,
· для говорящего: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на свое общение. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику, называя его по имени. Следить за реакцией собеседника, все ли ему ясно,
- запреты в общении («табу») – касаются культуры общения – предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь учащимся избежать конфронтации, противостояния, прийти к согласию и т. д :
Запреты в общении
тон | слова и выражения | доводы |
обидный | грубые | с угрозами (запугивание) |
презрительный | оскорбляющие | с искажением мысли собеседника |
крикливый | насмешливые | провоцирующие резкую реакцию |
злой | категоричные |
|
Можно попросить учащихся объяснить смысл каждой группы запретов, составить памятку «Культура общения» вместе с учителем. Учащиеся с интересом выполняют такое задание, а их коммуникативные возможности значительно расширяются.
В арсенале современного учителя сегодня имеются кино- и видеоматериалы, которые расширяют возможности педагога в формировании речевого этикета учащихся. Например, это могут быть мультфильмы, наглядно демонстрирующие нарушения ряда этикетных норм поведения в обществе: «Винни-Пух идет в гости» (по книге А. Милна), «Гадкий утенок» (по книге Х.-К. Андерсена ), эпизоды из фильма «Алиса в стране чудес» (по книге Л. Кэролла ), ряд серий из детского киножурнала «Ералаш» и др.
|
1. Ниже приводится отрывок из сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок». Какие нормы речевого этикета нарушили персонажи данной сказки? Как этот отрывок можно использовать в работе с учащимися?
«Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами:
-Умеешь ли ты нести яйца? – спросила Курица.
-Нет! – ответил Утенок.
-Так и держи язык на привязи! – съязвила Курица.
А Кот спросил:
-Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?
-Нет! – смущенно ответил Утенок.
-Так и не суйся со своим мнением,- отпарировал Кот».
2. Для того чтобы информация была принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Ниже приводится отрывок из сатирического киножурнала «Ералаш» «Зачем кочевряжился» Днепр?! Подумайте, как данный сюжет может быть использован в работе с учащимися по формированию их грамотной речи.
«…В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине – пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему:
- Как дела?
- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к Шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?
(Из данного монолога своего юного собеседника взрослый ничего не понял, но сделал вывод, что его сосед говорит на диалекте племени «жаргоноязычников »). Чтобы показать своему юному другу, как он исковеркал русский язык, взрослый приводит отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде …». На языке жаргона он звучит так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины. А если дочешет, так и гикнется и копыта отбросит…».
Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы поступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?
«... я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местности… Как – то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учительницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки… Учительница со мной заговорила, я что-то ей ответила (теперь уже не могу вспомнить о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна… После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек )… Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке… Оказалось, что при встрече на тропике я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина…Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершенные ранее и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека. Я плакала, мне было очень обидно…Я не могла понять в чем я так сильно провинилась… С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когда кто-то со мной здоровается…То унижение, которое я пережила в детстве запомнилось на всю жизнь…»
Практикум
1. Подготовьте сообщения на тему:
· «Речевые константы и ценностные ориентации повседневности» (Н. Е. Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя / Н. Е. Щуркова. – М.: Айрис-прес. – 2007, ч. I. - 19-23 с.).
· «Воспитание речевого этикете в классном коллективе». (При подготовке сообщения используйте следующие статьи: Л.М. Зельманова Уроки воспитания речевого этикета с использованием средств наглядности // Русский язык в школе, № 1, 1990. – С. 11-16; О. Казарцева Культура речевого общения // Воспитание школьников, № 1. – 1997. – С. 10-13; Ш. А. Амонашвили Как живете, дети? М.: Просвещение, 1991. гл. Речевое воспитание, С. 138 – 140.).
2. Письменно выполните следующие задания:
а) расставьте ударения в следующих словах – августовский (педсовет), понял (поняла), начался (урок), средства, повторим (параграф), каталог, сформировать, документ, обеспечение;
б) как правильно сказать?
- сколько времени осталось до конца урока // сколько время осталось до конца урока,
- по окончании // по окончанию - работы сдайте тетради,
- герой был убит насмерть // герой погиб // герой убит.
3. Ответьте на вопросы теста (М. И. Станкин) «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы анкеты утверждением «да» или отрицанием «нет».
1. Чувствительны ли вы к огорчениям и обидам?
2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных людей?
7. Легко ли вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли вы человек?
10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримите ли вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступают слезы?
15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?
17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?
18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
Ключ к тесту
Посчитайте количество положительных ответов на вопросы 1,2,4,6,8,9,10,11,12,14,15,16,17,19,21,23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3,5,7,13,18,20,22,24. Суммируйте эти два показателя.
12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается, но преподаватель не обладает педагогической находчивостью в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой контакт со школьниками, но более сложно достигается контакт психологический.
24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.
4. Прочитайте статью А. А. Мурашова Преодоление негативного коммуникативного сценария в общении (см приложение № 2). Составьте конспект данной статьи.
5. Как вы понимаете термин Н. И. Формановской «актуализаторы вежливости»?
В этикетном деловом общении следует использовать не прямую (сделайте, напишите), а косвенную форму просьбы: будьте добры…; будьте так любезны..; разрешите попросить Вас…; пожалуйста…, прошу Вас…, если Вам сейчас удобно…; мне бы хотелось, чтобы…; как Вы относитесь к тому, чтобы…; было бы очень хорошо, если бы…; не будете ли Вы против того, чтобы…; не трудно ли Вам…
Литература
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. [Текст]. – Ростов/ н Д, 1998. – Раздел I.
2. Витрук, Е. Е. Педагогический такт учителя: учебное пособие по курсу «Основы педагогического мастерства». - Томск: Изд. ТГПУ, 2001. – 50 с.
3. Курбатов В. И. Культура речевого общения. [Текст] – Ростов/ н Д, 1992.
4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. [Текст] - М., 2004.
5. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. [Текст]. – Екатеринбург, 1998.
6. Мурашов А. А. Культура речи учителя. [Текст] – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.
7. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. [Текст]. – М., 1989.
Практическое занятие № 2.4
Дискурс
Теоретическая часть.
1. Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения.
2. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса.
3. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса.
Материалы для подготовки к занятию.
Речевое событие – это некий целостный коммуникативный процесс, имеющий свою форму, структуру и границы. Он может включать в себя разное количество участников, может быть более или менее протяжённым во времени, носить официальный или бытовой характер. Например, вузовская лекция, дружеская беседа, заседание кабинета министров, разговор врача и пациента, научная конференция – всё это речевые события. Как видим, в речевом событии есть участники, есть их речь, есть речевая ситуация – условия, в которых происходит общение. Содержание и форма речи, то есть то, что и как говорится, принято называть потоком речевого поведения. Структура речевого события представлена в следующей схеме:
В потоке речевого поведения выделяют дискурс – звучащее слово в единстве его значения и акустического оформления. Дискурс сопровождается жестово-мимическим и пространственным поведением людей. Это отражено на следующей таблице:
Поток речевого поведения | |||
вербальное | Акустическое поведение | Жестово-мимическое поведение | Пространственное поведение |
Словесное поведение (смысл слова) | Громкость, высота тона, интонация | Мимика, взгляд, жесты | Положение в пространстве |
Главными элементами речевой ситуации являются её участники и отношения между ними. Говорящий и слушающий (адресат) в условиях монолога, диалога и полилога по-разному реализуют своё право на речь. Во время лекции говорит только преподаватель, студент участвует в общении, осмысляя материал, мысленно соглашаясь или не соглашаясь с преподавателем.
В диалоге говорящий и слушающий передают друг другу «право голоса». При этом общение между ними может быть различным, что определяется, прежде всего, разными социальными ролями. Так, диалог одного и того же человека может быть совершенно иным по форме и по содержанию в разных ситуациях: «сын – отец», «студент – преподаватель», «студент – сокурсник», «студент – декан» и т.п. Вместе с тем внутри одних и тех же социальных ролей вполне реальны прямо противоположные речевые роли, которые зависят от отношений между участниками коммуникации – от дружеских до враждебных.
Не менее важным элементом речевой ситуации является цель говорящего, тот результат, который он хочет получить от своей речи: убедить в своём мнении, вызвать сочувствие, поддержать друга, объяснить свой поступок, узнать что-то новое, поговорить «по душам», себя показать и т.п.
И, конечно, во многом определяет речевую ситуацию обстановка, в которой она протекает. Результат общения может быть прямо противоположным ожидаемому, если вы обратитесь к человеку с просьбой в неподходящий момент для общения. Структура речевой ситуации представлена ниже:
Речевая ситуация | |||
Участники ситуации (говорящий и слушающий) | Отношения между участниками общения | Цели (намерения) участников общения | Условия и обстоятельства коммуникации |
Анализ структуры речевого события подводит нас к мысли о том, что речь – это не просто слова, это речевые поступки, речевые действия, которые направлены на адресата и определяются целью (намерением) говорящего. Это основная идея лингвопрагматики, изучающей использование языка как инструмента воздействия на другого человека.
А. К. Михальская в «Основах риторики» описывает типы дискурса в зависимости от типов речевых действий.
Типы дискурса
Цель говорящего (речевое намерение) | Тип речевого акта (речевого действия) | Тип речи (дискурса) |
1. Сообщить, информировать | Сообщение информации | Информирующий |
2. Высказать и доказать своё мнение | Убеждение | Аргументирующий |
3. Побудить к действию | Побуждение | Агитирующий |
4. Обсудить проблему с помощью партнёра, найти вместе с ним истину | Поиски смысла | Эвристический |
5. Выразить своё видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический |
6. Доставить удовольствие себе и партнёру самим процессом речевого общения как таковым | Игровые речевые акты | Гедонистический (от греческого hedomai-радуюсь) |
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою эмоциональную картину мира | Эмотив | Поэтический Художественный |
А. К. Михальская при этом обращает внимание на то, что в реальной речи каждый из выделенных основных речевых типов речи (дискурсов) соотнесён с несколькими типами речевых действий (речевых актов), которые в нём осуществляются. Так, эпидейктическая речь, основная цель которой - выразить свое видение добра и зла, оценить предмет речи, в то же время может развлекать слушателей, и информировать их, и убеждать. Но всё же какая-то цель, ради которой и была предпринята речь, преобладает.
Итак, речевой акт (речевое действие, речевой поступок) – основная единица речевого поведения человека, которая реализует одно речевое намерение говорящего и служит для достижения определённого результата.
Эффективность речевой коммуникации связана с нашим умением понять другого человека, разгадать его истинное речевое намерение по его поведению и по его словам. Для этого следует учиться различать прямые сообщения и косвенные (метасообщения). Например, ответ делового партнёра «Извините, у меня сейчас нет времени обсуждать эту проблему» может обозначать желание уклониться от обсуждения, попытку затянуть переговоры или стремление получить возможность тщательно обдумать предложение.
Для того чтобы коммуникация была эффективной, все элементы речевой коммуникации (речевого события) – и поток речевого поведения, и речевая ситуация – должны соответствовать друг другу, составлять гармоническое единство, то есть прежде всего должен исполняться принцип гармонии речевого события.
Этот принцип означает, что все элементы речевого события (как определённой целостности) соразмерны и уравновешенны, определяют друг друга. Если говорящий не учитывает особенности речевой ситуации, в частности взаимоотношения между участниками, их социальные роли, или их возраст, или их интересы, он неизбежно нарушит принцип речевой гармонии, создаст помехи в коммуникации.
Практикум
1. Подготовить сообщение: «Классный час как ключевой элемент дискурсивной деятельности» (Н. Е. Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя / Н. Е. Щуркова – М.: Айрис – пресс, 2007. – С. 49-64.
2. Ознакомьтесь с правилами, помогающими убедить (по В. П. Шейнову):
1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний - самый сильный. Силу или слабость аргумента определяет лицо, принимающее решение.
2. Правило Сократа. Для получения положительного ответа по очень важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет «да».
3. Правило Паскаля. «Не загоняйте собеседника в угол». Дайте ему возможность «сохранить лицо». Следует предложить такое решение, которое дает возможность с честью выйти из затруднительного положения, а оппонент не будет чувствовать при этом неловкость, дискомфорт. Слова Паскаля: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» - как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело.
4 правило: убедительность аргументов зависит от имиджа и статуса убеждающего.
5 правило: не понижайте свой статус. Не следует начинать совещание со слов: «Я плохо подготовился», «Я сегодня плохо себя чувствую, поэтому вряд ли получится что-либо путное», «Я плохо умею говорить, но я попробую» и т.д.
6 правило: не принижайте статус и имидж собеседника. Проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию, провоцирует конфликт.
7 правило: к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически. Приятное впечатление на аудиторию производит выступающий, если у него грамотная речь, приятные манеры, внешний вид, он смотрит на слушателей и т.д.
8 правило: желая переубедить оппонента во время совещания, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.
9 правило: Проявите эмпатию. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает представить себя на месте собеседника, понять ход его мыслей.
10 правило: будьте хорошим слушателем.
11 правило: избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами могут быть: проявления превосходства, агрессии, невоспитанности, грубости, угрозы, насмешки; высказывание замечаний, хвастовство, безапелляционность, навязывание советов, перебивание собеседника, обман, утаивание информации и др.
12 правило: проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.
13 правило: следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.
14 правило: покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какие-либо из потребностей собеседника: физиологические, потребность в безопасности, принадлежать какой-либо общности, в уважении, признании, в самореализации, духовные потребности.
На основе данных правил составьте ряд речевых актов, где вы могли бы практически продемонстрировать действие этих правил.
3. Проанализируйте диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:
Разговор состоялся в учительской во время перемены.
- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени…
- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.
- Что?! Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!
- Ну, извините!
- Вы, наверное, к нему придираетесь!... И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!
- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём, -А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.
- Вы знаете, дома он мне не дерзит.
- Ну, значит, я лгу вам, - перебила её учительница.- Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе.
- А вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.
4. Как известно, слово НЕТ вызывает негативные эмоции. Проанализируйте способы его избежать и предложите свои:
Что не следует говорить | Что следует говорить |
Меня не интересует ваше предложение | В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно позднее с Вами свяжемся. |
Я ничего об это не знаю. | К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. |
Я с вами не согласен, это совсем не так. | А как вы смотрите на другую точку зрения? |
Сколько можно звонить! Я еще не по- лучил такой информации. | Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. |
Сейчас я не хочу об этом говорить. | Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. |
Вы неправильно сделали этот отчет. | Будет лучше, если вы просмотрите этот отчет еще раз. |
5. Прочитайте текст. Определите характер и сферу разрешения конфликта.
Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Сообщая об оказанной чести, ученый секретарь университета написал Генделю, что за диплом почетного доктора следует внести определенную плату.
Как? – возмутился композитор, прочитав полученное письмо. – За то, чтобы стать коллегой этих пустозвонов, я должен еще и платить? Никогда!
Литература
1. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. [Текст]. – М., 1993.
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. [Текст]. – М., 1982.
3. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. [Текст]. – М.. 1996.
4. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.
5. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. [Текст]. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.
Практическое занятие № 2.5
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 10040; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!