Специфика продуктивных видов речевой
Деятельности учителя
Лекция 3.1. Продуктивные виды речевой деятельности
Основные вопросы
Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Механизмы речи, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний: механизм репродукции; механизм выбора языковых средств; механизм комбинирования языковых средств, в процессе создания элементов высказывания; механизм упреждения, антиципации; механизм дискурсивности. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор класса поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла). Переход к внешней речи. Рациональный характер обработки содержания высказывания. Вербализация и структуризация высказывания. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Оценка созданного высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний.
Тезисы лекции
Виды речевой деятельности. Речевая деятельность, по существу, деятельность речемыслительная, представляющая собою совокупность мыслительно-речевых действий, в которых реализуются коммуникативные цели и потребности коммуникантов. Речь предстает как «способ формирования и формулирования мысли» (Л. Выготский), как основное средство общения. Так напрямую связываются понятия «речевая деятельность» и «общение». Так определяется главная специфическая особенность этого вида деятельности человека: реализовать мысли, вербально обозначать волеизъявление и чувства человека – человека говорящего или пишущего (передающего речевое сообщение), слушающего или читающего (принимающего это сообщение).
|
|
Коммуникативная природа речевой деятельности будет рассматриваться с позиций специфики каждого из четырех ее видов: говорения и письма (порождение и передача информации), слушания и чтения (прием и понимание).
Сущность речевой деятельности. Лексическое обозначение термина «речевая деятельность» подчеркивает деятельностное понимание процесса: как любой вид деятельности она направлена на достижение результата. Ее результат выражается в преобразованиях информации. Отличительная черта этого вида деятельности – совместность, наличие партнера (индивидуального или массового), который и преобразует, перерабатывает полученную информацию.
«Речевая деятельность – информационный и вместе с тем знаковый, семиотический процесс... Как и некоторые другие информационные и семиотические процессы, например, нахождение интегралов, сочинение сонат, создание картин, речевая деятельность является непосредственным воплощением мыслительных процессов, мышления. Более того, как говорил Л. С. Выготский, мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Соединение логического и эмоционального очень характерно для речевой деятельности, причем пропорции логического и эмоционального в речевой деятельности весьма подвижны, что и позволяет создавать в процессе ее как лирические стихотворения, так и математические трактаты, в то время как в математических формулах явно преобладает логика, а в лирике – эмоции».
|
|
Главная же особенность, отличающая речевую деятельность от других видов деятельности, состоит в том, что она направлена на общение, соответствует коммуникативным потребностям человека и, как правило, органично сочетается, «софункционирует» с другими видами человеческой деятельности.
В профессии педагога – это основной вид деятельности. Как и любая другая, речевая деятельность имеет три стороны – мотивационную, целевую, исполнительную: мы ощущаем потребность в деятельности, планируем её, определяем средства исполнения и осуществляем свой замысел. Учет специфики речевой деятельности в сфере журналистики корректирует конкретное содержание этапов деятельности, но само их определение совпадает с общепринятым.
|
|
Принято выделять четыре этапа речевой деятельности:
1. Ориентировочный (побудительно-мотивационный).
На этом этапе происходит осознание потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения: для чего? с какой целью? кто мой собеседник? почему избран этот вид общения?
2. Этап планирования.
Его назначение и содержание – выработка коммуникативной стратегии:
ü выбор типа общения (не конкретного способа, а формы воздействия: мягко – требовательно и т.п.);
ü определение желательного конечного результата;
ü внутреннее программирование речевой деятельности.
3. Этап исполнения (осуществления).
Происходит главное действие: а) порождение речи в устной или письменной форме, или б) её восприятие и понимание (различные виды перекодирования смысловых единиц); в) дополнительное действие: коррекция речи с учетом обратной связи.
4. Этап контроля.
Назначение этого этапа – оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?
|
|
Говорение – порождение устной речи. Психологи определяют говорение как «процесс выражения мыслей человека, его чувств и желаний посредством языка с целью воздействия на собеседника в процессе общения» (В. Артемов). В этом определении подчеркнут коммуникативный аспект процесса. С другой стороны, говорение – произносительная система: звучание речи, ее произнесение. Взаимосвязь этих аспектов органична: они одновременно присутствуют в речевом акте в соответствующем лексико-синтаксическом и фонетическом оформлении.
Результатом, или «продуктом», говорения становится высказывание, порождаемое в процессе речевой деятельности. Содержание этого понятия раскрывается через его соотношение с синонимичным понятием «текст» – высказывание, завершенное по смыслу, вне зависимости от объема: от реплики в диалоге до ораторской речи.
Устная речь отличается богатством и разнообразием форм высказывания. Ситуация общения предполагает наличие как минимум двух коммуникантов и преимущественное использование диалогических форм речи, когда участники попеременно выступают то в роли говорящего, то в роли слушающего. Вместе с тем реплика в диалоге, достигшая определенного размера, по существу становится монологом. Естественно, что монолог как текст представляет собою более замкнутую структуру, менее зависит от речевой реакции собеседника, но и в монологе возможны обращения к собеседнику (чаще – риторического характера). С позиций говорения как процесса речевой деятельности различия между монологом и репликой в диалоге имеют скорее количественный характер.
Монологичность – в большей степени качество письменной речи, характерное для дистантного общения. Поскольку ответ может быть получен только через некоторое время, то адресат-отправитель, рассчитывающий на адекватное понимание своей информации и на исчерпывающий ответ, делает свое сообщение достаточно обстоятельным. Однако особенности диалога и монолога следует учитывать в рекомендациях практического характера: в организации диалога на первый план выступает умение задавать вопрос, в монологическом высказывании – приемы привлечения и удержания внимания слушателя.
Вряд ли нужно доказывать профессиональную значимость для журналиста умения говорить – говорить свободно и убедительно.
Возможно ли корректировать скорость и целенаправленность вербального «формирования и формулирования мысли»? Как можно практически использовать сведения о механизмах порождения речи? Это другая постановка вопроса. Но и здесь возможны рекомендации общего характера, опирающиеся на тот минимум теоретических сведений, что уже были изложены или будут обозначены так же кратко.
Существует понятие «внутреннее программирование высказывания». На этапе планирования высказывания происходит его внутреннее программирование, иногда непосредственно, автоматически реализующееся во внешней (звучащей) речи, иногда – через стадию внутреннего проговаривания (прежде всего у людей, недостаточно свободно владеющих языком общения).
Внутреннее программирование определяется как «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание»
Следует уточнить, что «несознаваемое построение схемы» происходит:
а) если говорящий свободно владеет языком,
б) при выполнении сравнительно легкой коммуникативной задачи.
Отсутствие этих условий порождает необходимость промежуточной стадии – внутреннего проговаривания.
«Внутреннее проговаривание («внешняя речь про себя», по определению П. Гальперина) есть скрытая физиологическая активность органов артикуляции, возникающая в определенных случаях и имитирующая в большей или меньшей степени процессы, происходящие при реальном говорении»], которая может быть неавтоматизированной «промежуточной» формой мыслительно-речевого действия. А может быть и самостоятельным специфическим способом «формирования и формулирования мысли» – внутренней речью.
Решая для себя какую - то задачу, человек как бы общается с самим собою: задает себе вопросы, отвечает на них, приводит аргументы «за» и «против». Или мысленно восстанавливает ситуацию недавнего разговора и продолжает спор со своим оппонентом, подбирая и формулируя все новые доказательства, которые почему-то в свое время не пришли в голову. Внутренняя речь может осуществляться теми же средствами языка, что и речь внешняя, но чаще человек использует некий индивидуальный предметно-схемный код. Его отличительным признаком Л. С. Выготский назвал свернутость и грамматическую аморфность.
Проблема внутренней речи сложна. В контексте нашего пособия правомерно ограничиться общей характеристикой ее регулирующей функции (замысел и планирование предстоящей речевой деятельности) и методическим аспектом проблемы: представление о процессе внутреннего проговаривания и его «опорах», обращение к внутреннему проговариванию в учебных целях может активно способствовать формированию автоматизированных навыков говорения.
Такие речевые навыки позволяют говорящему от внутреннего программирования (в форме общей схемы) переходить к внешней речи, свободно и синхронно соединять: отбор слов и синтаксических конструкций (формулирование мысли) и «озвучивание» высказывания – его произнесение.
Звуковой код речи. При произнесении автоматически происходит перекодирование высказывания в звуковой семантический код, когда все акустические качества речи предопределяются смыслом высказывания и ситуацией общения. В первую очередь это относится к интонированию.
Интонация выражает, прежде всего, эмоциональный смысл произносимой речи, отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Требование коммуникативной целесообразности и уместности устного высказывания органично дополняется требованием его эмоционально-стилевого соответствия ситуации общения.
Как же выбрать верный тон? Стилистическую окрашенность высказывания, адекватную его цели?
Взаимопроникновение различных стилей в устную речь встречается чаще, чем в письменной речи. Особенно – элементов разговорного стиля. Ориентиром всегда следует полагать коммуникативную целесообразность эмоционально-стилевых средств, предопределяющих основной тон высказывания.
Очевидно, что количество примеров может быть увеличено и представлено в разных сочетаниях: высказывание может звучать как уверенный волевой нажим или как сообщение радостной новости, как деловая бесстрастная инструкция или взволнованное рассуждение...
В этом случае речь идет не об интонации: можно ли определять, тем более «делать» интонацию? «Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, и о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь», – свидетельствуют психологи. Возможно научиться воспроизводить интонацию, характерную для разных типов предложений: вопрос, восклицание, побуждение, сообщение. Можно отрабатывать громкость и четкость произношения устного текста, но не «интонацию сочувствия» или «интонацию восхищения». Другое дело – найти интонацию, когда поставлена задача «прочитать» какой-либо текст, не нами составленный. Так может быть сформулирована учебная задача: прочитать текст, определить интонацию, ее роль в выявлении коммуникативного смысла высказывания.
Чтение диалогов в художественных и публицистических текстах можно рекомендовать как прием совершенствования интонационной гибкости собственного голоса и умения «прочитывать» интонацию высказывания собеседника (умения понимать «подтекст»).
Четкое представление о собственном коммуникативном намерении, о жанровых ожиданиях собеседника и установка на положительные эмоции – так можно обозначить «трех китов», на которых держится интонация.
Выразительность речи имеет смысловую основу. Проще: ответ на вопросы ЧТО? ЗАЧЕМ говорится? – обусловливает выбор и вербальных речевых средств и способов их «озвучивания» (ответ на вопрос КАК?).
Риторические приемы. Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.
Главное условие достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.
С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения слушателя (слушателей) к «соучастию» в развитии темы общения.
Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.
Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:
· неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы;
· проблемная постановка основного вопроса;
· формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез;
· загадка и обещание разгадки;
· сентенция, возможная ссылка на мнение авторитетных лиц;
· метафора или сравнение, представляющие предмет разговора образно (лучше – через знакомый образ, но увиденный в новом ракурсе);
· «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.
Примеры могут быть убедительными и в контексте письменной речи. Мы вернемся к профессионально-содержательной характеристике названных приемов в разделе «Текст».
Приемы удержания интереса слушателей основываются на общности психологических законов восприятия и речевой коммуникации: подбор информации должен отвечать интересам и потребностям адресата (важно соотношение нового и известного); подача материала по возможности должна быть проблемной; активизируют внимание слушателей приемы привлечения к соучастию, к соразмышлению.
Приемы соучастия:
· сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы...»);
· подчеркнуть общность интересов - профессиональных, возрастных и пр.; (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что...»);
· делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете...»).
Приемы внушения:
· через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек...»);
· негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);
· сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле...»);
· использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).
Активизируют внимание и так называемые «приемы текстового ожидания»:
· указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может...», «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);
· намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины...» – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).
Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.
Некоторые из названных приемов работают не только в монологической речи, но и в диалоге, хотя главным средством обеспечения активного восприятия и адекватного понимания речи собеседника остается четкая и продуманная постановка вопросов. Мы еще будем рассматривать (на конкретных примерах) это положение.
Пока же в качестве общего вывода (и возвращения к заявленной установке) ограничимся ссылкой на авторитет М. Бахтина: «Живое разговорное слово непосредственно и грубо установлено на будущее слово-ответ: оно провоцирует ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему... Всякое конкретное понимание активно: оно приобщает понимание своему предметно-экспрессивному кругозору и неразрывно слито с ответом, с мотивированным возражением – согласием».
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2078; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!