Материальное благополучие и процветание



«ДВ» не ограничивается всеобщим даром исцеления, но расширяет сферу даров на материальное благополучие всех верующих. «Теология процветания» в качестве библейской основы рассматривает евангельский отрывок Гал.3:13. «Христос искупил нас от клятвы закона» (т.е. проклятия, под которым во Втор. 28. перечисляются болезни, бедность и нашествие врагов), «дабы благословение Авраамово … распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою».

Сторонники «теологии процветания» делают акцент не на духовном содержании в конце этого пассажа, а на вполне материальном «благословении Авраамовом». Материальное благословение, которое в Ветхом Завете было уделом отдельных людей, теперь, как считается, распространено на всех через искупление Христа[218].

Всем чадам Божьим даровано процветание, которое, также как и здоровье, может быть востребовано верой. В католическом и православном христианстве материальное благополучие может рассматриваться как благословение свыше. Иначе не было бы молебнов об урожае, погоде и благодарений за ниспослание этих благ. Однако изобилие и процветание не рассматриваются как всеобщий дар Бога человеку в его земной жизни.

В кальвинистском учении о предопределении взгляд на процветание как критерий избранничества исследован М. Вебером в его работе «Протестантская этика и дух капитализма», чья позиция позже многократно тиражировалась в религиоведческих трудах[219]. «Успех в трудовой и предпринимательской деятельности трактуется в рамках протестантского мировоззрения как показатель избрания ко спасению»[220].

Кальвин в некоторых своих высказываниях даёт повод воспринимать земное благословение как знак избранничества к вечному спасению. Например, в своих «Наставлениях в христианском нравоучении» он пишет: «Телесным знаком Бог пожелал изобразить духовное избрание Иакова… Иаков получил первородство в доказательство божественного избрания»[221], которое Кальвин отождествляет со спасением и вечной жизнью. И хотя это благословение принесло Иакову «несчастье, беды и горестное изгнание из родной страны», всё же унаследованная им Ханаанская земля – предобразовательный знак унаследованного Небесного Царства, к которому он был предопределён. У Кальвина содержатся отдельные намёки на связь богатства с избранничеством: «Божье призвание должно быть для нас принципом и основанием для достижения блага во всём»[222]. Эта идея была развита последователями кальвинистского учения. М. Вебер приводит в пример английского пуританина, проповедника Ричарда Бакстера, который учил выбирать наиболее доходный путь как осуществление своего призвания.

Если уже первые переселенцы на американский континент воспринимали первый богатый урожай как знак благословения свыше, то потомки этих пуритан тем более были склонны рассматривать «благословение Авраамово», т. е. вполне земное благополучие как знак предызбранности к спасению. «Большинство рядовых американских пуритан XVII в. полагало, что богатый человек - спасенный человек. Томас Хукер и Джон Коттон, авторитетные пуританские богословы XVII в., считали, что богатство - не бесспорный знак благословения. Джон Робинсон, их современник, полагал, что финансовое благополучие - признак Божьего благоволения, однако осуждал стремление к роскоши»[223].

На этой основе взращена американская культура успеха. Поэтому когда Новое Мышление предложило оригинальный «метафизический» способ преуспевания мысленным усилием, эта новая методика вполне соответствовала целевому вектору национальной культуры. Это позволило исследователям говорить о совпадении и даже слиянии Нового Мышления с американской культурой успеха как таковой. «ДВ», модернизировавшее методику «позитивного мышления» в «позитивное исповедание» также не стало поворотным моментом в социокультурной ориентации, но лишь теологически развило и оформило радикальный взгляд на процветание как результат усилий веры согласно «закону веры».

Специфическое отличие «ДВ» как от общехристианской, так и сугубо-кальвинистской позиции состоит в том, что богатство гарантировано теперь всем без различия людям, использующим практику «позитивного исповедания». Эта практика распространяется и на не христиан, поскольку действие «закона» внеконфессионально и внерелигиозно. Специфическим моментом, привнесённым «ДВ» в «теологию процветания» является практика «позитивного исповедания».

Хотя многие исследователи отождествляют «теологию процветания» с «ДВ», это не совсем так. Благополучие как Божье благословение может присутствовать в проповедях пасторов, не связанных напрямую со «Словом Веры». Эти пасторы могут мыслить в рамках кальвинистской парадигмы, но лидеры «ДВ» при внешнем совпадении «теологии процветания», за некоторыми исключениями (например А. Ледяев и церкви «Новое поколение»), не связаны с учением Кальвина. Наоборот, пятидесятничество в большой мере унаследовало ривайвелистическую традицию Дж. Уэсли, который был арминианцем, т.е. противником учения о предопределении.

С. Колеман пишет о чикагском ривайвелистическом евангелисте XIX в. Дуайте Муди: «Известные проповедники, такие как Д. Муди, предполагали, что прилежные христиане могут достичь своих индивидуальных целей, в том числе материального успеха, и его арминианское евангелие богатства было обращено к среднему классу общества, который искал духовного обоснования предпринимательских отношений»[224].

 Движение святости XIX в., непосредственный предшественник пятидесятничества, также унаследовало арминианское учение о спасении. Многие его участники проповедовали жёсткий аскетизм. С этим связана и сильная оппозиция «теологии процветания» среди самих евангелических деятелей Америки, несмотря на господствующую идеологию успеха. В современном харизматическом движении нет единства по вопросу процветания. Большинство церквей придерживается традиционного христианского взгляда. Например, «теология процветания» считается неприемлемой с точки зрения российских консервативных пятидесятников.

Раннее пятидесятничество не акцентировало внимания на материальном процветании. После Второй мировой войны среди проповедников «Возрождения исцеления» можно особо выделить О. Робертса, у которого появляется мотив материального процветания. В частности, в середине 1950-х гг., когда О. Робертс нуждался в деньгах для телевидения, он создал «договор благословения». Кто жертвовал О. Робертсу от 100 долларов, мог рассчитывать чудесным образом из неожиданного источника получить компенсацию в течение года, а если не получал, пожертвованные деньги можно было вернуть обратно. О. Робертс также издал в 1955 г. книгу под названием «Божественная формула успеха и процветания». С аналогичными посланиями выступили А.А. Аллен и Г. Линдсей[225].

«ДВ» рассматривает богатство как критерий подлинного христианства. В рамках американской культуры успеха подобный ригоризм не выглядит экстраординарным. Однако богатство американских пуритан, по крайней мере теоретически, сочеталось с их личным аскетизмом, капитал служил прославлению Бога. На этом фоне этика «ДВ» носит ярко выраженный гедонистический характер: «Бог желает, чтобы его дети ели самое лучшее, Он желает, чтобы они одевались во всё лучшее, Он желает, чтобы они ездили на самых хороших машинах; Он желает, чтобы они имели самое лучшее во всём»[226]. «Роберт Тилтон делает следующий шаг, он говорит: «Быть бедным – это грех»[227].

Эта гедонистическая идеология является прямым продолжением «христианского пантеизма» Нового Мышления, в котором богатство наряду со здоровьем мыслилось «естественным правом» детей Божьих. «Маленьким богам», какими себя мыслят последователи «ДВ», подобает жить по-царски, на широкую ногу. Поэтому учителя Веры рекомендуют своим последователям тренировать «позитивную» веру с размахом, визуализируя и исповедуя не просто велосипеды, а Роллс-Ройсы и 80-футовые яхты.

 

Традиционное христианство Американские пуритане (кальвинисты)[228] Движение Веры
Бог может дать материальное процветание в качестве благословения Бог всегда даёт процветание тем, кто предназначен к вечному спасению Бог даёт процветание всем, кто использует метод «позитивного исповедания» по «закону веры».

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!